44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Андрей Некрасов |Портрет = Andrej-Nekrasov.jpg <!--…») |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
Андрей Сергеевич Некрасов родился 22 июня 1907 года в Москве в семье врача. С раннего детства Андрей с любопытством слушал рассказы взрослых о чужедальних странах и морских путешествиях. А когда мальчик научился читать, его любимой книгой стали «Путешествия Марко Поло». Он перечитывал эту замечательную книгу много раз. «Марко Поло помог мне выбрать судьбу, — вспоминал писатель, — и судьба побросала меня по свету». В детстве он перенёс полиомиелит, из-за чего постоянно хромал. Друзья прозвали его Пляши-нога, но увечье не мешало подростку быть весёлым и компанейским, выступать заводилой мальчишеских проделок и игр. | Андрей Сергеевич Некрасов родился 22 июня 1907 года в Москве в семье врача. С раннего детства Андрей с любопытством слушал рассказы взрослых о чужедальних странах и морских путешествиях. А когда мальчик научился читать, его любимой книгой стали «Путешествия Марко Поло». Он перечитывал эту замечательную книгу много раз. «Марко Поло помог мне выбрать судьбу, — вспоминал писатель, — и судьба побросала меня по свету». В детстве он перенёс полиомиелит, из-за чего постоянно хромал. Друзья прозвали его Пляши-нога, но увечье не мешало подростку быть весёлым и компанейским, выступать заводилой мальчишеских проделок и игр. | ||
В 1924 году Андрей Некрасов окончил среднюю школу, но в высшее учебное заведение, как того хотели родители, не поступил. Он устроился чернорабочим на московскую электрическую трамвайную станцию, где за год дослужился до должности техника аварийно-ремонтной службы. | В 1924 году Андрей Некрасов окончил среднюю школу, но в высшее учебное заведение, как того хотели родители, не поступил. Он устроился чернорабочим на московскую электрическую трамвайную станцию, где за год дослужился до должности техника аварийно-ремонтной службы. | ||
В 1926 году Андрей Некрасов уехал из столицы в Мурманск, где стал матросом рыболовецкого судна. Писатель вспоминал, что в это время он читал огромное количество приключенческой литературы, и ему захотелось самому написать что-нибудь. Он завёл толстую тетрадь и стал записывать туда забавные и смешные истории, участником или очевидцем которых ему довелось быть. Вскоре его стихотворения и небольшие заметки под псевдонимом Топс появились в журналах «Мурзилка», «Пионер», «Физкультура и спорт». В 1930 году в февральском номере журнала «Борьба миров» был опубликован рассказ о героях Северного моря под названием «Из-за Ваера», а начинающий писатель получил первую редакторскую должность — литературного секретаря журнала «Смена». Но рутинная сидячая работа не привлекала искателя приключений и через непродолжительное время Некрасов оставил редакцию. В мае этого же года он принял участие в легендарном дальнем перелёте Москва–Хабаровск, который совершил М. Водопьянов. В 1931 году в журнале «Всемирный следопыт» появился замечательный очерк Андрея Некрасова «40 часов 45 минут», посвященный этому событию. | В 1926 году Андрей Некрасов уехал из столицы в Мурманск, где стал матросом рыболовецкого судна. Писатель вспоминал, что в это время он читал огромное количество приключенческой литературы, и ему захотелось самому написать что-нибудь. Он завёл толстую тетрадь и стал записывать туда забавные и смешные истории, участником или очевидцем которых ему довелось быть. Вскоре его стихотворения и небольшие заметки под псевдонимом Топс появились в журналах «Мурзилка», «Пионер», «Физкультура и спорт». В 1930 году в февральском номере журнала «Борьба миров» был опубликован рассказ о героях Северного моря под названием «Из-за Ваера», а начинающий писатель получил первую редакторскую должность — литературного секретаря журнала «Смена». Но рутинная сидячая работа не привлекала искателя приключений и через непродолжительное время Некрасов оставил редакцию. В мае этого же года он принял участие в легендарном дальнем перелёте Москва–Хабаровск, который совершил М. Водопьянов. В 1931 году в журнале «Всемирный следопыт» появился замечательный очерк Андрея Некрасова «40 часов 45 минут», посвященный этому событию. | ||
Несколько лет Андрей Некрасов провёл на Дальнем Востоке. Он добывал нефть на Сахалине, работая мастером буровой установки. Также трудился на золотом прииске в верховьях Амура, занимался промыслом морского зверя в Шантарском море. В 1933 году Некрасов получил профессию штурмана, сдав экстерном экзамен во Владивостокском морском техникуме. Он был назначен заместителем начальника морского управления треста «Дальморзверпром», который занимался китобойным промыслом. | Несколько лет Андрей Некрасов провёл на Дальнем Востоке. Он добывал нефть на Сахалине, работая мастером буровой установки. Также трудился на золотом прииске в верховьях Амура, занимался промыслом морского зверя в Шантарском море. В 1933 году Некрасов получил профессию штурмана, сдав экстерном экзамен во Владивостокском морском техникуме. Он был назначен заместителем начальника морского управления треста «Дальморзверпром», который занимался китобойным промыслом. | ||
Во время морских странствий Андрей Некрасов много времени уделял литературному творчеству и вскоре вернулся в Москву, решив стать профессиональным литератором. Он принёс свои морские рассказы в редакцию журнала «Пионер», где познакомился Б. Житковым. Впоследствии Некрасов вспоминал, что именно благодаря Борису Степановичу, он всерьёз занялся писательской деятельностью. Его рассказы начали печатать детские периодические издания: «Пионер», «Мурзилка», «Смена», «Ленинские внучата», «Колхозные ребята» и другие. | Во время морских странствий Андрей Некрасов много времени уделял литературному творчеству и вскоре вернулся в Москву, решив стать профессиональным литератором. Он принёс свои морские рассказы в редакцию журнала «Пионер», где познакомился Б. Житковым. Впоследствии Некрасов вспоминал, что именно благодаря Борису Степановичу, он всерьёз занялся писательской деятельностью. Его рассказы начали печатать детские периодические издания: «Пионер», «Мурзилка», «Смена», «Ленинские внучата», «Колхозные ребята» и другие. | ||
В 1935 году увидел свет первый сборник рассказов «Морские сапоги», посвящённый нелёгкому труду моряков и рыбаков Дальнего Востока. Сборник вызвал множество положительных отзывов читателей и литературных критиков, впоследствии неоднократно переиздавался. | В 1935 году увидел свет первый сборник рассказов «Морские сапоги», посвящённый нелёгкому труду моряков и рыбаков Дальнего Востока. Сборник вызвал множество положительных отзывов читателей и литературных критиков, впоследствии неоднократно переиздавался. | ||
В 1937 году у молодого писателя вышла книга «Повесть о товарище Кирове», которую он создал в соавторстве с Б. Житковым, Б. Ивантером, Б. Шатиловым. Прерываясь на отдых во время работы над книгой, Андрей Сергеевич увлекательно и правдоподобно рассказывал разные морские байки о необычных происшествиях и удивительных людях. В том числе, он поделился воспоминаниями об А. В. Вронском, начальнике треста «Дальморзверпром», под началом которого довелось работать несколько лет. В юности Вронский мечтал совершить кругосветный поход на двухместной парусной яхте. Однако по многим причинам его заветная мечта не сбылась, но на досуге он развлекал друзей выдуманными историями о морских путешествиях и приключениях. Борису Житкову очень понравились многие из небылиц Вронского, и он посоветовал написать небольшую повесть о капитане, который рассказывает о своем кругосветном плавании и не может удержаться от того, чтобы немножечко не приврать. | В 1937 году у молодого писателя вышла книга «Повесть о товарище Кирове», которую он создал в соавторстве с Б. Житковым, Б. Ивантером, Б. Шатиловым. Прерываясь на отдых во время работы над книгой, Андрей Сергеевич увлекательно и правдоподобно рассказывал разные морские байки о необычных происшествиях и удивительных людях. В том числе, он поделился воспоминаниями об А. В. Вронском, начальнике треста «Дальморзверпром», под началом которого довелось работать несколько лет. В юности Вронский мечтал совершить кругосветный поход на двухместной парусной яхте. Однако по многим причинам его заветная мечта не сбылась, но на досуге он развлекал друзей выдуманными историями о морских путешествиях и приключениях. Борису Житкову очень понравились многие из небылиц Вронского, и он посоветовал написать небольшую повесть о капитане, который рассказывает о своем кругосветном плавании и не может удержаться от того, чтобы немножечко не приврать. | ||
{{цитата|автор=Андрей Некрасов|Слово Житкова было для меня законом. Я задумался. В эту минуту и родился капитан дальнего плавания Христофор Бонифатьевич Врунгель. Случилось это в Москве, на Таганке, 22 декабря 1934 года, в четыре часа утра.}} | |||
Некрасов считал, что в основе фамилии главного героя должен лежать глагол «врать». Так возникла несложная логическая цепочка: Вронский — барон Мюнхгаузен — знаменитый русский мореплаватель Ф. Врангель — капитан Врунгель. | Некрасов считал, что в основе фамилии главного героя должен лежать глагол «врать». Так возникла несложная логическая цепочка: Вронский — барон Мюнхгаузен — знаменитый русский мореплаватель Ф. Врангель — капитан Врунгель. | ||
Прообразом главного героя стал А. Вронский. Но писатель Н. Богданов считает, что одним из прототипов капитана Врунгеля можно считать и самого Некрасова, который в редакционной среде журнала «Пионер» имел репутацию настоящего «морского волка» и частенько забавлял сотрудников весёлыми байками. Вскоре сложился образ старшего помощника Лома и матроса Фукса. У каждого из них тоже был свой живой образец. Истории А. Вронского помогли выбрать и стиль книги — по замыслу автора она вся должна была быть написана в виде монолога главного героя. | Прообразом главного героя стал А. Вронский. Но писатель Н. Богданов считает, что одним из прототипов капитана Врунгеля можно считать и самого Некрасова, который в редакционной среде журнала «Пионер» имел репутацию настоящего «морского волка» и частенько забавлял сотрудников весёлыми байками. Вскоре сложился образ старшего помощника Лома и матроса Фукса. У каждого из них тоже был свой живой образец. Истории А. Вронского помогли выбрать и стиль книги — по замыслу автора она вся должна была быть написана в виде монолога главного героя. | ||
В процессе работы над повестью Андрей Некрасов обработал и дополнил увлекательные истории А. Вронского, а также использовал байки и анекдоты из морской жизни, которые он записывал на протяжении многих лет во время общения с друзьями и коллегами. | В процессе работы над повестью Андрей Некрасов обработал и дополнил увлекательные истории А. Вронского, а также использовал байки и анекдоты из морской жизни, которые он записывал на протяжении многих лет во время общения с друзьями и коллегами. | ||
В 1936 году Б. Ивантер (редактор журнала «Пионер») включил повесть в издательский план журнала на 1937 год. В каждом номере издания было решено печатать по шесть иллюстрированных эпизодов. Текст рукописи нужно было уложить в короткие подписи под рисунками, сократив её в три раза. Писатель вспоминал, что эта работа была очень сложной, но уж очень хотелось увидеть своё детище напечатанным. Повесть проиллюстрировал один из лучших советских художников-карикатуристов К. Ротов. Некрасов неоднократно подчёркивал, что рисунки К. Ротова удивительно соответствуют его авторскому замыслу, в них много выдумки и верно схваченных черт героев. Они выразительны, точны, ясны, сюжетны, полны неподражаемого юмора. Во многих случаях работы выдающегося мастера служили прямыми подсказками для доработки текста. Форма комикса способствовала популярности повести у юных читателей, автор получил множество тёплых детских писем. | В 1936 году Б. Ивантер (редактор журнала «Пионер») включил повесть в издательский план журнала на 1937 год. В каждом номере издания было решено печатать по шесть иллюстрированных эпизодов. Текст рукописи нужно было уложить в короткие подписи под рисунками, сократив её в три раза. Писатель вспоминал, что эта работа была очень сложной, но уж очень хотелось увидеть своё детище напечатанным. Повесть проиллюстрировал один из лучших советских художников-карикатуристов К. Ротов. Некрасов неоднократно подчёркивал, что рисунки К. Ротова удивительно соответствуют его авторскому замыслу, в них много выдумки и верно схваченных черт героев. Они выразительны, точны, ясны, сюжетны, полны неподражаемого юмора. Во многих случаях работы выдающегося мастера служили прямыми подсказками для доработки текста. Форма комикса способствовала популярности повести у юных читателей, автор получил множество тёплых детских писем. | ||
В 1938 году было решено издать книжный вариант повести. Целый год Андрей Сергеевич скрупулёзно восстанавливал текст, который не вошёл в журнальную версию. Продолжилось сотрудничество с художником К. Ротовым, который помимо массы великолепных иллюстраций нарисовал чудесную обложку и форзац. Повесть увидела свет весной 1939 года в «Детиздате» и была очень хорошо принята читателями. Имя Врунгеля стало нарицательным для врунишек и хвастунов в школе. | В 1938 году было решено издать книжный вариант повести. Целый год Андрей Сергеевич скрупулёзно восстанавливал текст, который не вошёл в журнальную версию. Продолжилось сотрудничество с художником К. Ротовым, который помимо массы великолепных иллюстраций нарисовал чудесную обложку и форзац. Повесть увидела свет весной 1939 года в «Детиздате» и была очень хорошо принята читателями. Имя Врунгеля стало нарицательным для врунишек и хвастунов в школе. | ||
Повесть получила неоднозначные оценки со стороны литературных критиков. Многие подчёркивали бедность её идейного содержания, отсутствие практической пользы. Но замечательный писатель и литературовед Л. Кассиль предсказал книге долгую и счастливую жизнь. Он считал, что повесть Андрея Некрасова напоминает мультипликацию, забавный быстрый фильм. Все приключения капитана Врунгеля и его команды оригинальны и интересны. Лев Абрамович восхищался наблюдательностью, юмором, безграничной выдумкой автора. | Повесть получила неоднозначные оценки со стороны литературных критиков. Многие подчёркивали бедность её идейного содержания, отсутствие практической пользы. Но замечательный писатель и литературовед Л. Кассиль предсказал книге долгую и счастливую жизнь. Он считал, что повесть Андрея Некрасова напоминает мультипликацию, забавный быстрый фильм. Все приключения капитана Врунгеля и его команды оригинальны и интересны. Лев Абрамович восхищался наблюдательностью, юмором, безграничной выдумкой автора. | ||
В апреле 1942 года Андрей Некрасов, несмотря на инвалидность, ушёл добровольцем на Западный фронт, трудился в хозяйственной части стрелкового полка. Осенью этого же года он стал сотрудником одной из фронтовых газет. Осенью 1943 года Андрей Некрасов был переведён в резерв ГлавПУРа, а в 1944 году в звании лейтенанта был комиссован из армии. 14 апреля 1944 года, работая в газете Северо-Кавказского военного округа, был осуждён Военным трибуналом Ростовского-на-Дону гарнизона на три года исправительно-трудовых лагерей. Но достоверных сведений об этом периоде жизни писателя почти нет, впоследствии он был полностью реабилитирован. | В апреле 1942 года Андрей Некрасов, несмотря на инвалидность, ушёл добровольцем на Западный фронт, трудился в хозяйственной части стрелкового полка. Осенью этого же года он стал сотрудником одной из фронтовых газет. Осенью 1943 года Андрей Некрасов был переведён в резерв ГлавПУРа, а в 1944 году в звании лейтенанта был комиссован из армии. 14 апреля 1944 года, работая в газете Северо-Кавказского военного округа, был осуждён Военным трибуналом Ростовского-на-Дону гарнизона на три года исправительно-трудовых лагерей. Но достоверных сведений об этом периоде жизни писателя почти нет, впоследствии он был полностью реабилитирован. | ||
В послевоенные годы Андрей Некрасов много ездил по стране. Его рассказы и очерки о моряках, рыбаках, полярниках печатались в журналах «Мурзилка» и «Пионер». В 1958 году сбылась мечта писателя — была переиздана повесть «Приключения капитана Врунгеля». Писатель дополнил и переработал текст некоторых глав, добавил главу, посвящённую морской терминологии и включающую в себя «Толковый морской словарь» для бестолковых сухопутных читателей». Повесть была издана с иллюстрациями К. Ротова, также он нарисовал новую обложку. | В послевоенные годы Андрей Некрасов много ездил по стране. Его рассказы и очерки о моряках, рыбаках, полярниках печатались в журналах «Мурзилка» и «Пионер». В 1958 году сбылась мечта писателя — была переиздана повесть «Приключения капитана Врунгеля». Писатель дополнил и переработал текст некоторых глав, добавил главу, посвящённую морской терминологии и включающую в себя «Толковый морской словарь» для бестолковых сухопутных читателей». Повесть была издана с иллюстрациями К. Ротова, также он нарисовал новую обложку. | ||
После издания 1958 года книга зажила новой жизнью, много раз переиздавалась, её иллюстрировали лучшие советские и российские художники. Повесть была переведена на английский, армянский, болгарский, венгерский, грузинский, туркменский, узбекский, японский и многие другие языки. При переводе фамилию капитана Врунгеля адаптировали согласно национальным особенностям: в Польше он превратился в капитана Залганова, в Чехии — в капитана Жванилкина, в Германии — в капитана Флюнкериха. | После издания 1958 года книга зажила новой жизнью, много раз переиздавалась, её иллюстрировали лучшие советские и российские художники. Повесть была переведена на английский, армянский, болгарский, венгерский, грузинский, туркменский, узбекский, японский и многие другие языки. При переводе фамилию капитана Врунгеля адаптировали согласно национальным особенностям: в Польше он превратился в капитана Залганова, в Чехии — в капитана Жванилкина, в Германии — в капитана Флюнкериха. | ||
В 1978 году издательство «Прогресс» выпустило комикс «В гостях у капитана Врунгеля» на английском, чешском, словацком языках. | В 1978 году издательство «Прогресс» выпустило комикс «В гостях у капитана Врунгеля» на английском, чешском, словацком языках. | ||
В 2017 году «Приключения капитана Врунгеля» были изданы в знаменитой серии «РУСЛИТ. Литературные памятники XX века» издательства «А и Б» с подробнейшим научным комментарием Ильи Бернштейна, Олега Лекманова и Романа Лейбова и оригинальными современными иллюстрациями К. Чёлушкина. | В 2017 году «Приключения капитана Врунгеля» были изданы в знаменитой серии «РУСЛИТ. Литературные памятники XX века» издательства «А и Б» с подробнейшим научным комментарием Ильи Бернштейна, Олега Лекманова и Романа Лейбова и оригинальными современными иллюстрациями К. Чёлушкина. | ||
Помимо замечательных художественных рассказов о море, моряках и путешествиях, Андрей Некрасов является автором множества научно-познавательных произведений для детей и подростков о технике, авиации, электричестве, океанологии. Известны его книги и сборники рассказов: «Флот юных техников», «Электрическое солнце», «Мы были на Диксоне», «Рассказы о Севере и Юге», «Сказки о химии», «Танины игрушки». | Помимо замечательных художественных рассказов о море, моряках и путешествиях, Андрей Некрасов является автором множества научно-познавательных произведений для детей и подростков о технике, авиации, электричестве, океанологии. Известны его книги и сборники рассказов: «Флот юных техников», «Электрическое солнце», «Мы были на Диксоне», «Рассказы о Севере и Юге», «Сказки о химии», «Танины игрушки». | ||
В журналах «Мурзилка» и «Пионер» публиковались популярные очерки и рассказы: «Как ловят рыбу», «Между Волгой и Доном», «Лестница для кораблей», «Стальные руки», «Ночное солнце», «Морские светлячки», «Маяк» и многие другие. | В журналах «Мурзилка» и «Пионер» публиковались популярные очерки и рассказы: «Как ловят рыбу», «Между Волгой и Доном», «Лестница для кораблей», «Стальные руки», «Ночное солнце», «Морские светлячки», «Маяк» и многие другие. | ||
Также он является автором сборника рассказов о пионерах «Завидная биография» и повести «Судьба корабля», рассказывающей о приключениях команды одного из каспийских промысловых судов. | Также он является автором сборника рассказов о пионерах «Завидная биография» и повести «Судьба корабля», рассказывающей о приключениях команды одного из каспийских промысловых судов. | ||
В 1967 году издательство «Детская литература» выпустило самый полный сборник произведений Андрея Некрасова — «Повести и рассказы», куда помимо повести «Приключения капитана Врунгеля» были включены циклы рассказов «Морские сапоги», «Рассказы старого боцмана», «Две победы». | В 1967 году издательство «Детская литература» выпустило самый полный сборник произведений Андрея Некрасова — «Повести и рассказы», куда помимо повести «Приключения капитана Врунгеля» были включены циклы рассказов «Морские сапоги», «Рассказы старого боцмана», «Две победы». | ||
Для самых маленьких были написаны рассказы: «Синее море», «Как мы с Гошкой мосты строили», «Маленький Лан из Вьетнама», «Почему Мишутка летал в Африку», «Операция «Туман». Последний рассказ писателя «Политическая ошибка» был напечатан в журнале «Пионер» в 1987 году. | Для самых маленьких были написаны рассказы: «Синее море», «Как мы с Гошкой мосты строили», «Маленький Лан из Вьетнама», «Почему Мишутка летал в Африку», «Операция «Туман». Последний рассказ писателя «Политическая ошибка» был напечатан в журнале «Пионер» в 1987 году. | ||
Кроме активной писательской деятельности, Андрей Некрасов на протяжении многих лет являлся членом редколлегий журнала «Пионер» и литературно-художественного альманаха «Океан». По сценариям писателя были поставлены научно-популярные фильмы «Летний день в лесу», «АТС» и другие. А по мотивам остроумной весёлой повести «Приключения капитана Врунгеля» были сняты художественный фильм и популярный мультипликационный сериал. | Кроме активной писательской деятельности, Андрей Некрасов на протяжении многих лет являлся членом редколлегий журнала «Пионер» и литературно-художественного альманаха «Океан». По сценариям писателя были поставлены научно-популярные фильмы «Летний день в лесу», «АТС» и другие. А по мотивам остроумной весёлой повести «Приключения капитана Врунгеля» были сняты художественный фильм и популярный мультипликационный сериал. | ||
На склоне лет Андрей Сергеевич говорил о себе как об «усталом старом господине», но активно занимался спортом, водил автомобиль, был членом московского яхт-клуба, катался на коньках, мог починить механизм любой сложности. | На склоне лет Андрей Сергеевич говорил о себе как об «усталом старом господине», но активно занимался спортом, водил автомобиль, был членом московского яхт-клуба, катался на коньках, мог починить механизм любой сложности. | ||
Умер Андрей Сергеевич Некрасов в 1987 году. Писатель похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище. | Умер Андрей Сергеевич Некрасов в 1987 году. Писатель похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище. | ||
==Андрей Некрасов / Книги== | ==Андрей Некрасов / Книги== | ||