46 056
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
| Строка 26: | Строка 26: | ||
Нисон Александрович Ходза родился 16 января 1906 года в Томске в семье мастера, работавшего на пивоваренном заводе. В 1916 году Нисон поступил в Томское (Алексеевское) реальное училище, через несколько лет преобразованное в трудовую школу второй ступени. В это время юноша заболел туберкулёзом и, по окончанию школы, вынужден был переехать в Крым, где в Севастопольском морском госпитале служил брат отца. | Нисон Александрович Ходза родился 16 января 1906 года в Томске в семье мастера, работавшего на пивоваренном заводе. В 1916 году Нисон поступил в Томское (Алексеевское) реальное училище, через несколько лет преобразованное в трудовую школу второй ступени. В это время юноша заболел туберкулёзом и, по окончанию школы, вынужден был переехать в Крым, где в Севастопольском морском госпитале служил брат отца. | ||
В 1923 году он успешно окончил промышленно-экономический техникум и поступил в Одесский институт народного хозяйства на финансовый факультет. В 1927 году молодой специалист уехал на стажировку в Ленинградское отделение Госиздата, где проявил себя как ответственный и грамотный сотрудник. По окончании стажировки Ходза получил предложение стать штатным сотрудником издательства. Несколько лет Нисон Александрович, помимо работы секретарём общественно-политического отдела, успешно руководил обществом атеистов, его статьи и интересные очерки о религиозных праздниках публиковала комсомольская газета «Смена». | В 1923 году он успешно окончил промышленно-экономический техникум и поступил в Одесский институт народного хозяйства на финансовый факультет. В 1927 году молодой специалист уехал на стажировку в Ленинградское отделение Госиздата, где проявил себя как ответственный и грамотный сотрудник. По окончании стажировки Ходза получил предложение стать штатным сотрудником издательства. Несколько лет Нисон Александрович, помимо работы секретарём общественно-политического отдела, успешно руководил обществом атеистов, его статьи и интересные очерки о религиозных праздниках публиковала комсомольская газета «Смена». | ||
Небольшая комнатка, в которой работал Ходза, находилась рядом с кабинетом С. Маршака, возглавлявшего в то время редакцию детской литературы. Со временем публикации Ходзы привлекли его внимание. Самуил Яковлевич отмечал, что статьи молодого автора убедительные, образные, легко читаются. Вскоре он предложил написать книгу для детей о вреде религии. Ходза с энтузиазмом взялся за дело, в 1930 году увидела свет первая его книга под названием «Пасха». Начинающий писатель сумел отобрать убедительные факты, выстроить их в увлекательную цепочку сюжета, изложить материал предельно просто для детей. Две следующие книги — «Щорс: боевые эпизоды» и «Семён Рошаль», рассказывающие о героях гражданской войны, также строились на тщательно проработанном документальном материале. | Небольшая комнатка, в которой работал Ходза, находилась рядом с кабинетом С. Маршака, возглавлявшего в то время редакцию детской литературы. Со временем публикации Ходзы привлекли его внимание. Самуил Яковлевич отмечал, что статьи молодого автора убедительные, образные, легко читаются. Вскоре он предложил написать книгу для детей о вреде религии. Ходза с энтузиазмом взялся за дело, в 1930 году увидела свет первая его книга под названием «Пасха». Начинающий писатель сумел отобрать убедительные факты, выстроить их в увлекательную цепочку сюжета, изложить материал предельно просто для детей. Две следующие книги — «Щорс: боевые эпизоды» и «Семён Рошаль», рассказывающие о героях гражданской войны, также строились на тщательно проработанном документальном материале. | ||
«Работа с фактом, с документом, ювелирная отделка этого факта, доведение его до предельной ясности и образности, до понимания самым маленьким читателем — и стали основой творчества Нисона Александровича Ходзы», ― писал известный поэт В. Суслов. | «Работа с фактом, с документом, ювелирная отделка этого факта, доведение его до предельной ясности и образности, до понимания самым маленьким читателем — и стали основой творчества Нисона Александровича Ходзы», ― писал известный поэт В. Суслов. | ||
После реорганизации издательства, в 1930 году Ходза был назначен главным редактором ленинградского отделения издательства массово-политической литературы «Масспартгиз», где проработал до июля 1934 года. В этом же году он стал редактором издательства «История фабрик и заводов», где издавались книги по истории промышленных предприятий, железнодорожного и водного транспорта. Работу в издательстве Ходза совмещал со службой в Государственной публичной библиотеке. | После реорганизации издательства, в 1930 году Ходза был назначен главным редактором ленинградского отделения издательства массово-политической литературы «Масспартгиз», где проработал до июля 1934 года. В этом же году он стал редактором издательства «История фабрик и заводов», где издавались книги по истории промышленных предприятий, железнодорожного и водного транспорта. Работу в издательстве Ходза совмещал со службой в Государственной публичной библиотеке. | ||
В 1938 году Нисон Александрович был назначен ответственным литературным сотрудником газеты «Крестьянская правда», где активно публиковал статьи и очерки. Также его произведения печатал журнал «Юный пролетарий» и газета «Ленинградская правда». | В 1938 году Нисон Александрович был назначен ответственным литературным сотрудником газеты «Крестьянская правда», где активно публиковал статьи и очерки. Также его произведения печатал журнал «Юный пролетарий» и газета «Ленинградская правда». | ||
В 1939 году Нисон Ходза стал сотрудником Ленинградского комитета по радиофикации и радиовещанию. С началом Великой Отечественной войны он возглавил отдел детского вещания. В это время он пишет для радиопередач заметки, репортажи с фронта, очерки, небольшие рассказы о героизме советских людей. В годы блокады Ленинграда писатель, не оставляя работу на радио, принимает активное участие в обороне города. Вместе с коллегами роет противотанковые рвы за речкой Ижорой, во время ночных дежурств на крышах тушит зажигательные бомбы, разбирает завалы обрушившихся от налётов вражеской авиации зданий. Также писатель собирает обширный фактический материал о блокадных днях, записывает воспоминания очевидцев, собирает письма детей. | В 1939 году Нисон Ходза стал сотрудником Ленинградского комитета по радиофикации и радиовещанию. С началом Великой Отечественной войны он возглавил отдел детского вещания. В это время он пишет для радиопередач заметки, репортажи с фронта, очерки, небольшие рассказы о героизме советских людей. В годы блокады Ленинграда писатель, не оставляя работу на радио, принимает активное участие в обороне города. Вместе с коллегами роет противотанковые рвы за речкой Ижорой, во время ночных дежурств на крышах тушит зажигательные бомбы, разбирает завалы обрушившихся от налётов вражеской авиации зданий. Также писатель собирает обширный фактический материал о блокадных днях, записывает воспоминания очевидцев, собирает письма детей. | ||
В послевоенные годы Нисон Ходза продолжает работать на радио. Он возглавляет отдел литературно-драматического вещания. В 1947 году по решению Бюро Ленинградского обкома партии писатель был направлен на работу в «Ленинградскую правду». Также он активно сотрудничал с издательствами «Молодая гвардия», «Советский писатель», «Лениздат». | В послевоенные годы Нисон Ходза продолжает работать на радио. Он возглавляет отдел литературно-драматического вещания. В 1947 году по решению Бюро Ленинградского обкома партии писатель был направлен на работу в «Ленинградскую правду». Также он активно сотрудничал с издательствами «Молодая гвардия», «Советский писатель», «Лениздат». | ||
В 1949 году по заданию редакции Ходза трудился над серией очерков о жизни и учёбе студентов зарубежной Азии, обучающихся в ленинградских ВУЗах. В одной из многочисленных бесед разговор коснулся фольклора, и оказалось, что каждый из его собеседников знает множество сказок, легенд, преданий. Мудрые, философские сказки покорили писателя, он решил попытаться пересказать их советским детям. На протяжении последующих десяти лет «Детгиз» выпустил в пересказе Н. Ходзы замечательные сборники: «Корейские сказки», «Монгольские сказки», «Китайские сказки», «Японские сказки», сказки Индии «Волшебная чаша». Результатом сотрудничества с профессором Усманом Эффенди, читавшем лекции по малайско-индонезийской литературе на восточном факультете Ленинградского государственного университета, стал сборник индонезийских сказок «Фиолетовый змей», который увидел свет в 1960 году. | В 1949 году по заданию редакции Ходза трудился над серией очерков о жизни и учёбе студентов зарубежной Азии, обучающихся в ленинградских ВУЗах. В одной из многочисленных бесед разговор коснулся фольклора, и оказалось, что каждый из его собеседников знает множество сказок, легенд, преданий. Мудрые, философские сказки покорили писателя, он решил попытаться пересказать их советским детям. На протяжении последующих десяти лет «Детгиз» выпустил в пересказе Н. Ходзы замечательные сборники: «Корейские сказки», «Монгольские сказки», «Китайские сказки», «Японские сказки», сказки Индии «Волшебная чаша». Результатом сотрудничества с профессором Усманом Эффенди, читавшем лекции по малайско-индонезийской литературе на восточном факультете Ленинградского государственного университета, стал сборник индонезийских сказок «Фиолетовый змей», который увидел свет в 1960 году. | ||
Время подтвердило, что именно благодаря работе Ходзы ребята нескольких поколений приобщились к народной восточной мудрости. Сказки неоднократно переиздавались, печатались в сборниках: «Братья Лю», «Сказки народов Востока», «Волшебный котёл». В наше время сказки были изданы в знаменитой серии «Наследие Н. Кочергина» издательства «Нигма». | Время подтвердило, что именно благодаря работе Ходзы ребята нескольких поколений приобщились к народной восточной мудрости. Сказки неоднократно переиздавались, печатались в сборниках: «Братья Лю», «Сказки народов Востока», «Волшебный котёл». В наше время сказки были изданы в знаменитой серии «Наследие Н. Кочергина» издательства «Нигма». | ||
Также большой читательский интерес вызвал сборник древних китайских басен «Ларец мудрости» в литературной обработке Нисона Александровича. | Также большой читательский интерес вызвал сборник древних китайских басен «Ларец мудрости» в литературной обработке Нисона Александровича. | ||
В 1964 году Ходза создал авторскую сказку «Проделки Хитрюшкина». Это не просто сборник забавных историй о художнике-иллюстраторе, но и своеобразный учебник для дошкольников. Писатель включил в книгу множество познавательных историй, интересных загадок и головоломок. Каждая история сопровождается заданиями на внимательность, сообразительность, умение строить логические цепочки. Книга пользовалась огромной популярностью, через несколько лет получила продолжение в сборниках «Новые проделки Хитрюшкина» и «Опять Хитрюшкин». В 2016 году издательство «Дельфин» объединило все истории о художнике под одной обложкой в книге «Проделки Хитрюшкина», которая вышла в серии «Мишуткины книжки» с оригинальными, яркими иллюстрациями И. Харкевича. | В 1964 году Ходза создал авторскую сказку «Проделки Хитрюшкина». Это не просто сборник забавных историй о художнике-иллюстраторе, но и своеобразный учебник для дошкольников. Писатель включил в книгу множество познавательных историй, интересных загадок и головоломок. Каждая история сопровождается заданиями на внимательность, сообразительность, умение строить логические цепочки. Книга пользовалась огромной популярностью, через несколько лет получила продолжение в сборниках «Новые проделки Хитрюшкина» и «Опять Хитрюшкин». В 2016 году издательство «Дельфин» объединило все истории о художнике под одной обложкой в книге «Проделки Хитрюшкина», которая вышла в серии «Мишуткины книжки» с оригинальными, яркими иллюстрациями И. Харкевича. | ||
В 1974 году, в год 30-летия освобождения Ленинграда от ненавистной вражеской блокады, Нисон Александрович издал сборник небольших рассказов «Дорога жизни», в которых раскрыл историю блокадного города. Книга повествует не только о легендарной Дороге жизни, но и раскрывает перед юными читателями и их родителями широкое полотно всей героической обороны города. Каждый разворот книги посвящён отдельной теме, а огромное количество архивных фотографий говорят о войне больше, чем любые слова. Фотографии замечательно дополняются рисунками В. Бескаравайного и понятными детям картами и схемами боёв за Ленинград. Автор широко использовал, собранные им в годы войны свидетельства очевидцев, материалы музея «Дорога жизни» в Осиновце. В конце книги — экскурсия по «Дороге жизни», с фотографиями памятников, обелисков, музеев, мемориалов, посвящённым тем тяжёлым годам. | В 1974 году, в год 30-летия освобождения Ленинграда от ненавистной вражеской блокады, Нисон Александрович издал сборник небольших рассказов «Дорога жизни», в которых раскрыл историю блокадного города. Книга повествует не только о легендарной Дороге жизни, но и раскрывает перед юными читателями и их родителями широкое полотно всей героической обороны города. Каждый разворот книги посвящён отдельной теме, а огромное количество архивных фотографий говорят о войне больше, чем любые слова. Фотографии замечательно дополняются рисунками В. Бескаравайного и понятными детям картами и схемами боёв за Ленинград. Автор широко использовал, собранные им в годы войны свидетельства очевидцев, материалы музея «Дорога жизни» в Осиновце. В конце книги — экскурсия по «Дороге жизни», с фотографиями памятников, обелисков, музеев, мемориалов, посвящённым тем тяжёлым годам. | ||
Книга неоднократно переиздавалась, вызывая неизменный интерес у читателей. В 2011 году она была переиздана в «Детгизе» и дополнена новыми фотографиями из музейных запасников и из архива издательства. Современные воспитатели и родители отмечают простоту изложения и искренность подобранных архивных материалов, которые позволяют понять трагедию войны и беспримерный подвиг русского народа. | Книга неоднократно переиздавалась, вызывая неизменный интерес у читателей. В 2011 году она была переиздана в «Детгизе» и дополнена новыми фотографиями из музейных запасников и из архива издательства. Современные воспитатели и родители отмечают простоту изложения и искренность подобранных архивных материалов, которые позволяют понять трагедию войны и беспримерный подвиг русского народа. | ||
Тему Великой Отечественной войны писатель продолжил в повести «Испытание» и сборнике рассказов для подростков «Конец дракона». | Тему Великой Отечественной войны писатель продолжил в повести «Испытание» и сборнике рассказов для подростков «Конец дракона». | ||
Документальный рассказ для детей «Звонкое слово БАМ» увидел свет уже после смерти автора. Книга содержит массу интересной познавательной информации, фотоиллюстрации, письма детей. Литературный критик Е. Сетунская отмечает: | Документальный рассказ для детей «Звонкое слово БАМ» увидел свет уже после смерти автора. Книга содержит массу интересной познавательной информации, фотоиллюстрации, письма детей. Литературный критик Е. Сетунская отмечает: | ||
«Произведение кажется то мудрой сказкой, то взволнованной поэмой, то фантастической повестью». | «Произведение кажется то мудрой сказкой, то взволнованной поэмой, то фантастической повестью». | ||
Большой интерес представляет работа художника В. Гусева. В работе над книгой он использовал географические карты, которые словно бы «вплетены» в ткань произведения наравне с красочными рисунками, что делает рассказ о строителях БАМа ещё более образным и увлекательным. | Большой интерес представляет работа художника В. Гусева. В работе над книгой он использовал географические карты, которые словно бы «вплетены» в ткань произведения наравне с красочными рисунками, что делает рассказ о строителях БАМа ещё более образным и увлекательным. | ||
Также Нисон Александрович известен как автор остросюжетных повестей для взрослых: «Операция «Эрзац», «Первый выстрел Дробова», «Злая звезда», которые были включены в сборник «Три повести», изданный в 1971 году. | Также Нисон Александрович известен как автор остросюжетных повестей для взрослых: «Операция «Эрзац», «Первый выстрел Дробова», «Злая звезда», которые были включены в сборник «Три повести», изданный в 1971 году. | ||
Литературное творчество писатель сочетал с большой и ответственной работой председателя Бюро секции детской литературы Ленинградской писательской организации, много лет был членом редколлегии журнала «Костер», составлял и редактировал альманах для дошкольников «Звёздочка». В 1966 году Ходза вошёл в редколлегию журнала «Детская литература», где трудился много лет. Его заботу о молодых детских писателях высоко ценили друзья и коллеги, он был отмечен правительственными наградами. | Литературное творчество писатель сочетал с большой и ответственной работой председателя Бюро секции детской литературы Ленинградской писательской организации, много лет был членом редколлегии журнала «Костер», составлял и редактировал альманах для дошкольников «Звёздочка». В 1966 году Ходза вошёл в редколлегию журнала «Детская литература», где трудился много лет. Его заботу о молодых детских писателях высоко ценили друзья и коллеги, он был отмечен правительственными наградами. | ||