Макаренко Антон Семёнович: различия между версиями

Строка 43: Строка 43:
Антон Семёнович, осмысляя свой опыт работы с малолетними преступниками, ещё в 1925 году приступил к написанию «Педагогической поэмы». Этот труд занял несколько лет: с 1927 по 1932 годы он работал над характеристиками типов и прототипов для «Педагогической поэмы», в 1933 году закончил первую часть и передал её в Москве А. М. Горькому. Великий писатель так отозвался в своем письме по поводу первой части «Педагогической поэмы»:
Антон Семёнович, осмысляя свой опыт работы с малолетними преступниками, ещё в 1925 году приступил к написанию «Педагогической поэмы». Этот труд занял несколько лет: с 1927 по 1932 годы он работал над характеристиками типов и прототипов для «Педагогической поэмы», в 1933 году закончил первую часть и передал её в Москве А. М. Горькому. Великий писатель так отозвался в своем письме по поводу первой части «Педагогической поэмы»:


«На мой взгляд «Поэма» очень удалась Вам. Не говоря о значении её «сюжета», об интереснейшем материале, Вы сумели весьма удачно разработать этот материал и нашли верный, живой, искренний тон рассказа, в котором юмор Ваш уместен, как нельзя более. Мне кажется, что рукопись не требует серьезной правки, только нужно указать постепенность количественного роста колонистов, а то о «командирах» говорится много, но армии не видно. Рукопись нужно издавать. Много ли ещё написано у Вас? Нельзя ли первую часть закончить решением переезда в Куряж?».
 
{{цитата|автор=Максим Горький|На мой взгляд «Поэма» очень удалась Вам. Не говоря о значении её «сюжета», об интереснейшем материале, Вы сумели весьма удачно разработать этот материал и нашли верный, живой, искренний тон рассказа, в котором юмор Ваш уместен, как нельзя более. Мне кажется, что рукопись не требует серьезной правки, только нужно указать постепенность количественного роста колонистов, а то о «командирах» говорится много, но армии не видно. Рукопись нужно издавать. Много ли ещё написано у Вас? Нельзя ли первую часть закончить решением переезда в Куряж?}}
 


Первая часть «Педагогической поэмы» была издана в 1933 году в альманахе «Год XVII» (Москва, «Советская литература»). В то же время А. С. Макаренко написал пьесу «Мажор» и под псевдонимом Андрей Гальченко представил её на всесоюзный конкурс пьес. Жюри конкурса одобрило пьесу (её издали в 1935 году).
Первая часть «Педагогической поэмы» была издана в 1933 году в альманахе «Год XVII» (Москва, «Советская литература»). В то же время А. С. Макаренко написал пьесу «Мажор» и под псевдонимом Андрей Гальченко представил её на всесоюзный конкурс пьес. Жюри конкурса одобрило пьесу (её издали в 1935 году).
Строка 53: Строка 55:
Смерть А. М. Горького стала огромным ударом для А. С. Макаренко. Он написал несколько статей, посвящённых великому писателю: «Максим Горький в моей жизни», «Мой первый учитель» и «Близкий, родной, незабываемый».
Смерть А. М. Горького стала огромным ударом для А. С. Макаренко. Он написал несколько статей, посвящённых великому писателю: «Максим Горький в моей жизни», «Мой первый учитель» и «Близкий, родной, незабываемый».


Работая в Наркомате внутренних дел, А. С. Макаренко по совместительству заведовал колонией в Броварах, недалеко от Киева. Он мечтал распространить свой опыт на другие исправительные учреждения Украины, но его подходы и методы были слишком прогрессивны для того времени и расходились с практикой советской педагогики. Зимой 1937 года он решился на переезд в Москву. В дальнейшем Макаренко сосредоточился на литературном творчестве, активно писал очерки, рассказы, общественно-политические, педагогические, публицистические и критические статьи, публикуя их в газетах и журналах. Особенное внимание Макаренко уделял воспитанию в семье, им был написан цикл лекций, а также одна из известных книг — «Книга для родителей» (в соавторстве с женой Г. С. Макаренко). Отдельное внимание педагог и писатель уделял школьному воспитанию и вопросам детской литературы. В Литературной газете (№27(734), 15 мая 1938 года) была опубликована статья «Воспитательное значение детской литературы». Затем последовали статьи: «В поисках героя», «Против шаблона», «Стиль детской литературы», «Разговор с читателем», «Беседа с начинающими писателями» и др.
Работая в Наркомате внутренних дел, А. С. Макаренко по совместительству заведовал колонией в Броварах, недалеко от Киева. Он мечтал распространить свой опыт на другие исправительные учреждения Украины, но его подходы и методы были слишком прогрессивны для того времени и расходились с практикой советской педагогики. Зимой 1937 года он решился на переезд в Москву. В дальнейшем Макаренко сосредоточился на литературном творчестве, активно писал очерки, рассказы, общественно-политические, педагогические, публицистические и критические статьи, публикуя их в газетах и журналах. Особенное внимание Макаренко уделял воспитанию в семье, им был написан цикл лекций, а также одна из известных книг — «Книга для родителей» (в соавторстве с женой Г. С. Макаренко).  
 
Отдельное внимание педагог и писатель уделял школьному воспитанию и вопросам детской литературы. В Литературной газете (№27(734), 15 мая 1938 года) была опубликована статья «Воспитательное значение детской литературы». Затем последовали статьи: «В поисках героя», «Против шаблона», «Стиль детской литературы», «Разговор с читателем», «Беседа с начинающими писателями» и др.


К числу известных художественных произведений А. С. Макаренко принадлежат: роман «Флаги на башнях», повесть «Честь».
К числу известных художественных произведений А. С. Макаренко принадлежат: роман «Флаги на башнях», повесть «Честь».