Булатов Эрик Владимирович: различия между версиями

(Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Эрик Булатов |Портрет = EHrik Bulatov.jpg <!-- впиш…»)
 
Строка 25: Строка 25:


Эрик Булатов родился 5 сентября 1933 года в г. Свердловске. Отец, Владимир Борисович Булатов, был партийным работником с 1918 года, а позже учёным секретарём в редакции Большой советской энциклопедии. Принимал участие в боях по освобождению Ленинграда, дослужился до звания капитана, 7 июля 1944 года погиб на фронте. Мать, Раиса Павловна, была родом из Польского города Белосток, в возрасте 15 лет нелегально перешла границу СССР. Несмотря на то, что для неё русский язык не был родным, в дальнейшем она смогла стать профессиональной стенографисткой. Художественные способности у Эрика прослеживались с раннего возраста, что активно поддерживалось родителями. Художник вспоминал: «Я хорошо рисовал, как и многие дети моего возраста, так что в этом не было ничего удивительного. Но отец почему-то решил, что я буду художником. Потом отец ушел на фронт и не вернулся. Так что для меня и для его матери это было как бы его завещанием. Так что я всегда знал, что буду художником, даже вопроса, кем стать, для меня не было». Мать, в свою очередь, показывала рисунки профессиональным живописцам, в том числе, Павлу Корину. Так сначала Булатов попал в кружок рисования, работающий в Доме пионеров, а после в художественную школу. Здесь он познакомился с Олегом Васильевым, дружба и сотрудничество с которым продолжились долгие годы.
Эрик Булатов родился 5 сентября 1933 года в г. Свердловске. Отец, Владимир Борисович Булатов, был партийным работником с 1918 года, а позже учёным секретарём в редакции Большой советской энциклопедии. Принимал участие в боях по освобождению Ленинграда, дослужился до звания капитана, 7 июля 1944 года погиб на фронте. Мать, Раиса Павловна, была родом из Польского города Белосток, в возрасте 15 лет нелегально перешла границу СССР. Несмотря на то, что для неё русский язык не был родным, в дальнейшем она смогла стать профессиональной стенографисткой. Художественные способности у Эрика прослеживались с раннего возраста, что активно поддерживалось родителями. Художник вспоминал: «Я хорошо рисовал, как и многие дети моего возраста, так что в этом не было ничего удивительного. Но отец почему-то решил, что я буду художником. Потом отец ушел на фронт и не вернулся. Так что для меня и для его матери это было как бы его завещанием. Так что я всегда знал, что буду художником, даже вопроса, кем стать, для меня не было». Мать, в свою очередь, показывала рисунки профессиональным живописцам, в том числе, Павлу Корину. Так сначала Булатов попал в кружок рисования, работающий в Доме пионеров, а после в художественную школу. Здесь он познакомился с Олегом Васильевым, дружба и сотрудничество с которым продолжились долгие годы.
Дальнейшее творческое становление Булатова связано с учёбой на живописном факультете Художественного института имени В. И. Сурикова, куда он поступил в 1952 году. В период учебы Эрик Булатов возглавил студенческий протест, вызванный тем, что художники, эстетические взгляды которых считались не благонадежными, были отстранены от преподавательской должности. Благодаря инициативе Булатова в стены учебного заведения смог вернуться только Александр Дейнека.
Дальнейшее творческое становление Булатова связано с учёбой на живописном факультете Художественного института имени В. И. Сурикова, куда он поступил в 1952 году. В период учебы Эрик Булатов возглавил студенческий протест, вызванный тем, что художники, эстетические взгляды которых считались не благонадежными, были отстранены от преподавательской должности. Благодаря инициативе Булатова в стены учебного заведения смог вернуться только Александр Дейнека.
В студенческое время художник сблизился с мастерами живописи старшего поколения, оказавшими решающее воздействие на формирование его мировоззренческих и творческих принципов. В 1953 году он познакомился с Робертом Фальком, который всегда поддерживал молодых живописцев. Булатов стал регулярно посещать мастерскую мэтра абстрактного искусства, показывая Фальку свои новые работы. Второй судьбоносной встречей стало общение с классиком книжной графики Владимиром Фаворским, в гости к которому Булатов пришел без приглашения. Художник признавался, что общение с Фальком и Фаворским позволило ему выработать самостоятельное отношение к соцреализму и актуальной художественной повестке.
В студенческое время художник сблизился с мастерами живописи старшего поколения, оказавшими решающее воздействие на формирование его мировоззренческих и творческих принципов. В 1953 году он познакомился с Робертом Фальком, который всегда поддерживал молодых живописцев. Булатов стал регулярно посещать мастерскую мэтра абстрактного искусства, показывая Фальку свои новые работы. Второй судьбоносной встречей стало общение с классиком книжной графики Владимиром Фаворским, в гости к которому Булатов пришел без приглашения. Художник признавался, что общение с Фальком и Фаворским позволило ему выработать самостоятельное отношение к соцреализму и актуальной художественной повестке.
С 1959 года Эрик Булатов занялся книжной иллюстрацией. В издательство «Малыш» его привёл Илья Кабаков. На долгие годы работа в детской литературе для Булатова станет источником дохода, как и для многих других выдающихся художников-авангардистов. В дальнейшем Эрик Булатов признавался: «Для русской книги большая удача, что в ней работали такие художники, но для нашего искусства это, безусловно, потеря». Неизменным соавтором Булатова стал Олег Васильев, сотрудничество с которым продолжалось почти 30лет. Цель их деятельности была в изобретении нового самостоятельного художника, творческий почерк которого не был бы похож на манеру письма ни Булатова, ни Васильева. Характерен интерес художников к второстепенным деталям: украшение нумерации страниц, разработка необычных шрифтов, прорисовка изящного орнамента. В детской книге, по признанию Булатова, «особое значение приобретает оформление, иногда более важное, чем большие страничные иллюстрации». При этом Васильев занимался преимущественно подбором цветовой гаммы, а Булатов — непосредственно рисованием. Полгода они работали над иллюстрациями, а остальное время посвящали собственному творчеству.
С 1959 года Эрик Булатов занялся книжной иллюстрацией. В издательство «Малыш» его привёл Илья Кабаков. На долгие годы работа в детской литературе для Булатова станет источником дохода, как и для многих других выдающихся художников-авангардистов. В дальнейшем Эрик Булатов признавался: «Для русской книги большая удача, что в ней работали такие художники, но для нашего искусства это, безусловно, потеря». Неизменным соавтором Булатова стал Олег Васильев, сотрудничество с которым продолжалось почти 30лет. Цель их деятельности была в изобретении нового самостоятельного художника, творческий почерк которого не был бы похож на манеру письма ни Булатова, ни Васильева. Характерен интерес художников к второстепенным деталям: украшение нумерации страниц, разработка необычных шрифтов, прорисовка изящного орнамента. В детской книге, по признанию Булатова, «особое значение приобретает оформление, иногда более важное, чем большие страничные иллюстрации». При этом Васильев занимался преимущественно подбором цветовой гаммы, а Булатов — непосредственно рисованием. Полгода они работали над иллюстрациями, а остальное время посвящали собственному творчеству.
Художники занимались поиском своего языка, что не всегда приветствовалось функционерами от искусства. В газете «Правда» в 1961 году вышел фельетон, разоблачавший формализм в детской литературе. Среди прочих имен упоминались Булатов и Васильев. Травля продолжилась на заседании Союза художников, где народный художник СССР Евгений Кибрик устроил разгром молодым авторам. После этого скандала пришлось заниматься оформлением научно-популярной литературы, что было скучно и неинтересно.
Художники занимались поиском своего языка, что не всегда приветствовалось функционерами от искусства. В газете «Правда» в 1961 году вышел фельетон, разоблачавший формализм в детской литературе. Среди прочих имен упоминались Булатов и Васильев. Травля продолжилась на заседании Союза художников, где народный художник СССР Евгений Кибрик устроил разгром молодым авторам. После этого скандала пришлось заниматься оформлением научно-популярной литературы, что было скучно и неинтересно.
Настоящей удачей тандема станет работа над сказками. Иллюстрируя произведения Х. К. Андерсена, братьев Гримм, Ш. Перро, художники выработали особую творческую оптику. Булатов говорил, что: «В работе со сказкой мы во многом опирались на нашу детскую память. Дело в том, что ребенок точно знает, какая сказка настоящая, а какая придуманная. Он знает, каким должен быть настоящий замок, настоящий принц и т.д. Тут совершенно не важна этнографическая, историческая правильность костюмов, интерьеров, это какая-то другая правда».
Настоящей удачей тандема станет работа над сказками. Иллюстрируя произведения Х. К. Андерсена, братьев Гримм, Ш. Перро, художники выработали особую творческую оптику. Булатов говорил, что: «В работе со сказкой мы во многом опирались на нашу детскую память. Дело в том, что ребенок точно знает, какая сказка настоящая, а какая придуманная. Он знает, каким должен быть настоящий замок, настоящий принц и т.д. Тут совершенно не важна этнографическая, историческая правильность костюмов, интерьеров, это какая-то другая правда».
Постепенно занятия живописью начинает преобладать в творчестве Булатова. Его характерный стиль узнаваем благодаря соотношению плакатного текста либо государственной символики с лирическим, отвлеченным пейзажем. Это сочетание передает ощущение социальной абсурдности. Вместе с Григорием Брускиным, Александром Косолаповым, Виталием Комаром и другими художниками Булатов стоял у истоков соц-арта. Заслуженное международное признание пришло к Булатову во время перестройки. В 1988 году крупнейшие музеи мира начали экспонировать его работы, а ЮНЕСКО называет Булатова художником года. В это время он эмигрировал в Нью-Йорк, а начиная с 1992 года Булатов живёт и работает в Париже. Первая большая выставка на родине состоялась в Государственной Третьяковской галерее в 2003 году.
Постепенно занятия живописью начинает преобладать в творчестве Булатова. Его характерный стиль узнаваем благодаря соотношению плакатного текста либо государственной символики с лирическим, отвлеченным пейзажем. Это сочетание передает ощущение социальной абсурдности. Вместе с Григорием Брускиным, Александром Косолаповым, Виталием Комаром и другими художниками Булатов стоял у истоков соц-арта. Заслуженное международное признание пришло к Булатову во время перестройки. В 1988 году крупнейшие музеи мира начали экспонировать его работы, а ЮНЕСКО называет Булатова художником года. В это время он эмигрировал в Нью-Йорк, а начиная с 1992 года Булатов живёт и работает в Париже. Первая большая выставка на родине состоялась в Государственной Третьяковской галерее в 2003 году.