Павлова Вера Владимировна: различия между версиями

(Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Муха Рената Григорьевна |Портрет = <!-- в…»)
 
Строка 23: Строка 23:
'''Вера Владимировна Павлова''' — художник, книжный график.
'''Вера Владимировна Павлова''' — художник, книжный график.
== Биография ==
== Биография ==
Вера Владимировна Павлова родилась 1 января 1952 года в Читинской области. В юности переехала в Ленинград. В 1977 году блестяще окончила Высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной. С 1984 по 1987 год была членом Товарищества экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ) — ленинградского объединения художников-нонконформистов. Участвовала в выставках ТЭИИ. Первая персональная выставка прошла в 1987 году в Елагином дворце в Ленинграде. Первые награды получила на студийных конкурсах за диафильмы «Шапочное знакомство» (об истории головных уборов; 1985 г.) и «Русские народные крестьянские праздники и обряды» (1989).
Вера Владимировна Павлова родилась 1 января 1952 года в Читинской области. В юности переехала в Ленинград. В 1977 году окончила Высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной. С 1984 по 1987 год была членом Товарищества экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ) — ленинградского объединения художников-нонконформистов. Участвовала в выставках ТЭИИ. Первая персональная выставка прошла в 1987 году в Елагином дворце в Ленинграде. Первые награды получила на студийных конкурсах за диафильмы «Шапочное знакомство» (об истории головных уборов; 1985 г.) и «Русские народные крестьянские праздники и обряды» (1989).


Первая иллюстрированная Верой Павловой книга вышла в Нальчике в 1982 году — сказка Х.К. Андерсена «Дюймовочка». Затем — маленькие сборники детских стихов: «Азбука» Виктора Лунина (Детская литература, 1987), две книги дальневосточных авторов — «Птичьи хлопоты» Василия Морозова (Хабаровск, 1989) и «Вьюнок» Елены Неменко (Хабаровск, 1990); «Про больших и маленьких» Георгия Ладонщикова (Детская литература, 1990) и «Было тихо» Новеллы Матвеевой (Детская литература, 1993). В 1991 году — две сказки: «Конёк-горбунок» П.П. Ершова (Хабаровск, 1991) и «Петушок — золотой гребешок» (Санкт-Петербург, 1991).
Первая иллюстрированная Верой Павловой книга вышла в Нальчике в 1982 году — сказка Х.К. Андерсена «Дюймовочка». Затем — маленькие сборники детских стихов: «Азбука» Виктора Лунина (Детская литература, 1987), две книги дальневосточных авторов — «Птичьи хлопоты» Василия Морозова (Хабаровск, 1989) и «Вьюнок» Елены Неменко (Хабаровск, 1990); «Про больших и маленьких» Георгия Ладонщикова (Детская литература, 1990) и «Было тихо» Новеллы Матвеевой (Детская литература, 1993). В 1991 году — две сказки: «Конёк-горбунок» П.П. Ершова (Хабаровск, 1991) и «Петушок — золотой гребешок» (Санкт-Петербург, 1991).
Строка 31: Строка 31:
В 1991 году «Детская литература» издала книгу «У сестрички в гостях», в которую вошли рассказы и повесть Александра Фёдоровича Шишова о деревенской жизни середины ХХ века.
В 1991 году «Детская литература» издала книгу «У сестрички в гостях», в которую вошли рассказы и повесть Александра Фёдоровича Шишова о деревенской жизни середины ХХ века.


В 1992 году в санкт-петербургском отделении «Художественной литературы» вышло миниатюрное издание «Своеручных записок княгини Натальи Борисовны Долгорукой» — мемуаров, написанных в середине XVIII века. Иллюстрируя эту изящную книгу, Вера Павлова ориентировалась на старинную акварельную миниатюру.
В 1992 году в санкт-петербургском отделении «Художественной литературы» вышло миниатюрное издание «Своеручных записок княгини Натальи Борисовны Долгорукой» — мемуаров, написанных в середине XVIII века. Иллюстрируя книгу, Вера Павлова ориентировалась на старинную акварельную миниатюру.


К 1995 году относится первое издание стихотворений Виктора Лунина к «Детскому альбому» Петра Ильича Чайковского, иллюстрированное Верой Павловой. По словам искусствоведа Марии Халтунен, «в этой книге Вера Павлова вдохновлялась русской наивной живописью второй половины XIX века, его кратким периодом мира и покоя». Книга удостоена диплома конкурса «Наш отчий дом».
К 1995 году относится первое издание стихотворений Виктора Лунина к «Детскому альбому» Петра Ильича Чайковского, иллюстрированное Верой Павловой. По словам искусствоведа Марии Халтунен, «в этой книге Вера Павлова вдохновлялась русской наивной живописью второй половины XIX века, его кратким периодом мира и покоя». Книга удостоена диплома конкурса «Наш отчий дом».
Строка 37: Строка 37:
Сказочная стихия, знание старины и оригинальность стиля — всё это характерно для иллюстраций к собранию сказок Алексея Михайловича Ремизова «Посолонь» (Издательство Ивана Лимбаха, 1996). За эту работу Вера Павлова награждена дипломом Всероссийского конкурса «Искусство книги» и так называемой «Тарелкой» (BIB Plaque) Международной биеннале иллюстрации в Братиславе.
Сказочная стихия, знание старины и оригинальность стиля — всё это характерно для иллюстраций к собранию сказок Алексея Михайловича Ремизова «Посолонь» (Издательство Ивана Лимбаха, 1996). За эту работу Вера Павлова награждена дипломом Всероссийского конкурса «Искусство книги» и так называемой «Тарелкой» (BIB Plaque) Международной биеннале иллюстрации в Братиславе.


Нередко иллюстрации Веры Павловой попадали в печать значительно позже, чем были сделаны. Многие работы остались неопубликованными. Некоторые книги с её иллюстрациями до сих пор не переиздавались в лучшем полиграфическом исполнении.
Нередко иллюстрации Веры Павловой попадали в печать значительно позже, чем были сделаны. Многие работы остались неопубликованными. Некоторые книги с её иллюстрациями до сих пор не переиздавались.


Иллюстрации к детским стихам Осипа Мандельштама Вера Павлова подготовила в 1989—1990 году. Книга «Сонные трамваи» издана более чем через двадцать лет (Санкт-Петербург : Вита Нова, 2012). В послесловии к ней Дмитрий Северюхин рассказывает о прежних иллюстраторах детских книг Мандельштама (М.В. Добужинском, Б.В. Эндере, Н.Ф. Лапшине, В.К. Изенберге) и отмечает, что в основе интерпретации В.В. Павловой лежит романтическое представление об эпохе 20-х годов:
Иллюстрации к детским стихам Осипа Мандельштама Вера Павлова подготовила в 1989—1990 году. Книга «Сонные трамваи» издана более чем через двадцать лет (Санкт-Петербург : Вита Нова, 2012). В послесловии к ней историк русской культуры Дмитрий Северюхин рассказывает о прежних иллюстраторах детских книг Мандельштама (М.В. Добужинском, Б.В. Эндере, Н.Ф. Лапшине, В.К. Изенберге) и отмечает, что в основе интерпретации В.В. Павловой лежит романтическое представление об эпохе 20-х годов:


«Историко-бытовые аллюзии, насыщающие работу Веры Павловой, дополняются легко читаемыми художественными реминисценциями — на отдельных страницах отчётливо слышится то филоновская, то шагаловская, то лебедевская интонация, улавливаются цитаты из классических образцов советского искусства ранних 1920-х годов. Так, кондукторша с катушками проездных билетов на груди как будто пришла сюда из знаменитой работы Александра Самохвалова, а боевой матрос с супругой, застывшие перед нами, точно перед фотообъективом, — из памятного «Семейного портрета» Фёдора Богородского; ребристый железный чайник, кажется, перебрался в книгу из натюрмортов Петрова-Водкина, а весёлый трамвайчик с пассажирами подкатил к остановке из картины забытого ныне Самуила Адливанкина».
«Историко-бытовые аллюзии, насыщающие работу Веры Павловой, дополняются легко читаемыми художественными реминисценциями — на отдельных страницах отчётливо слышится то филоновская, то шагаловская, то лебедевская интонация, улавливаются цитаты из классических образцов советского искусства ранних 1920-х годов. Так, кондукторша с катушками проездных билетов на груди как будто пришла сюда из знаменитой работы Александра Самохвалова, а боевой матрос с супругой, застывшие перед нами, точно перед фотообъективом, — из памятного «Семейного портрета» Фёдора Богородского; ребристый железный чайник, кажется, перебрался в книгу из натюрмортов Петрова-Водкина, а весёлый трамвайчик с пассажирами подкатил к остановке из картины забытого ныне Самуила Адливанкина».