Прокофьева Софья Леонидовна: различия между версиями

Строка 26: Строка 26:
Софья Леонидовна Прокофьева (урождённая Фейнберг; до замужества с О. С. Прокофьевым носила фамилию матери — Коровина) родилась 14 мая 1928 года в Москве. Её отец, Леонид Евгеньевич Фейнберг, был талантливым художником, теоретиком искусства и поэтом. Мать — Мария Ивановна Коровина. Дядя, Самуил Евгеньевич Фейнберг, был выдающимся пианистом, композитором и музыкальным педагогом. Софья была младшим ребёнком в семье. Её брат Сергей Северцев впоследствии стал поэтом, драматургом и переводчиком.
Софья Леонидовна Прокофьева (урождённая Фейнберг; до замужества с О. С. Прокофьевым носила фамилию матери — Коровина) родилась 14 мая 1928 года в Москве. Её отец, Леонид Евгеньевич Фейнберг, был талантливым художником, теоретиком искусства и поэтом. Мать — Мария Ивановна Коровина. Дядя, Самуил Евгеньевич Фейнберг, был выдающимся пианистом, композитором и музыкальным педагогом. Софья была младшим ребёнком в семье. Её брат Сергей Северцев впоследствии стал поэтом, драматургом и переводчиком.


Детство будущей писательницы прошло в атмосфере трепетного отношения к искусству, что в дальнейшем определило всю её жизнь. В доме была обширная библиотека, родители читали Софье очень много книг. Первой книжкой, которую Софья прочитала самостоятельно, был «Айболит» [[Чуковский Корней Иванович|К. И. Чуковского]]. В детстве Софья Прокофьева зачитывалась произведениями Х. К. Андерсена, очень любила [[Бажов Павел Петрович|П. П. Бажова]]. Огромное впечатление на десятилетнюю Софью произвёл двенадцатитомник дореволюционного Шекспира.
Детство будущей писательницы прошло в атмосфере трепетного отношения к искусству, что в дальнейшем определило всю её жизнь. В доме была обширная библиотека, родители читали Софье очень много книг. Первой книжкой, которую Софья прочитала самостоятельно, был «Айболит» [[Чуковский Корней Иванович|К. И. Чуковского]]. В детстве Софья Прокофьева зачитывалась произведениями [[Андерсен Ханс Кристиан|Х. К. Андерсена]], очень любила [[Бажов Павел Петрович|П. П. Бажова]]. Огромное впечатление на десятилетнюю Софью произвёл двенадцатитомник дореволюционного Шекспира.
По словам Софьи Прокофьевой, её детство было очень светлым и добрым. Отец с матерью старательно скрывали от дочери все трудности и тревоги сталинского периода, касавшиеся и их семьи. В одном из своих интервью писательница отметила: «Родители создали мне ощущение очень доброго мира, несмотря на сложности и перипетии того времени».
По словам Софьи Прокофьевой, её детство было очень светлым и добрым. Отец с матерью старательно скрывали от дочери все трудности и тревоги сталинского периода, касавшиеся и их семьи. В одном из своих интервью писательница отметила: «Родители создали мне ощущение очень доброго мира, несмотря на сложности и перипетии того времени».


Потом началась Великая Отечественная война. Многочисленную семью Софьи Прокофьевой эвакуировали на Кавказ. Какое-то время они жили в Тбилиси, затем перебрались во Фрунзе (ныне Бишкек). Старший брат Софьи Прокофьевой был отправлен на фронт под Сталинград. Сергея демобилизовали в 1945 году. Он дошёл до Берлина и расписался на Рейхстаге. Его родные смогли вернуться в Москву из Киргизии в 1943 году.
Потом началась Великая Отечественная война. Многочисленную семью Софьи Прокофьевой эвакуировали на Кавказ. Какое-то время они жили в Тбилиси, затем перебрались во Фрунзе (ныне Бишкек). Старший брат Софьи Прокофьевой был отправлен на фронт под Сталинград. Сергея демобилизовали в 1945 году. Он дошёл до Берлина и расписался на Рейхстаге. Его родные смогли вернуться в Москву из Киргизии в 1943 году.


По возвращении в Москву отец подарил Софье книгу стихов Осипа Мандельштама, который с тех пор стал её самым любимым поэтом. В этот период Софья Прокофьева также зачитывалась стихотворениями А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака, В. Хлебникова. Интерес к творчеству этих поэтов подтолкнул Софью к созданию собственных стихотворений. В 1945 она начала писать «Античный цикл». В 1950 году, назвавшись другим именем, Софья Прокофьева добилась встречи с Борисом Пастернаком, чтобы узнать мнение поэта о своих стихах. «Античный цикл» получил высокую оценку Бориса Леонидовича.
По возвращении в Москву отец подарил Софье книгу стихов [[Мандельштам Осип Эмильевич|Осипа Мандельштама]], который с тех пор стал её самым любимым поэтом. В этот период Софья Прокофьева также зачитывалась стихотворениями А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака, В. Хлебникова. Интерес к творчеству этих поэтов подтолкнул Софью к созданию собственных стихотворений. В 1945 она начала писать «Античный цикл». В 1950 году, назвавшись другим именем, Софья Прокофьева добилась встречи с Борисом Пастернаком, чтобы узнать мнение поэта о своих стихах. «Античный цикл» получил высокую оценку Бориса Леонидовича.


Отучившись в школе рабочей молодёжи, Софья Прокофьева задумалась о дальнейшем образовании. Девушка мечтала посвятить себя поэзии, однако путь в Литературный институт был для неё закрыт: стихотворения о свободе, искренности, о вечных человеческих ценностях, написанные под влиянием Осипа Мандельштама, приёмная комиссия не могла бы принять по идеологическим соображениям.
Отучившись в школе рабочей молодёжи, Софья Прокофьева задумалась о дальнейшем образовании. Девушка мечтала посвятить себя поэзии, однако путь в Литературный институт был для неё закрыт: стихотворения о свободе, искренности, о вечных человеческих ценностях, написанные под влиянием Осипа Мандельштама, приёмная комиссия не могла бы принять по идеологическим соображениям.
Строка 46: Строка 46:




Однажды Леонид Евгеньевич Фейнберг обратил внимание на то, что его дочь что-то рисует на обрывке бумаги. Рассмотрев эти наброски, он отметил талант Софьи и решил дать ей уроки рисования. В одном из своих интервью писательница сказала, что её отец — педагог от Бога, и у него было очень легко учиться. Примерно через три года, в 1951 году, Софья смогла успешно поступить на графический факультет Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова. Там она училась у Б. А. Дехтерёва, который был в тот период главным художником «Детгиза». Дипломной работой Софьи Прокофьевой стали иллюстрации к книге стихов С. Я. Маршака. Поэту понравились рисунки молодой художницы. Окончив институт, Софья Прокофьева какое-то время работала как художник-иллюстратор. Сборник стихов татарского поэта Джавада Тарджеманова «Карусель», оформленный Софьей Леонидовной, вышел в «Детгизе» в 1956 году. Но Прокофьева ощущала себя скорее литератором, чем художником. Она решила оставить иллюстраторскую работу и вскоре полностью посвятила себя детской литературе.
Однажды Леонид Евгеньевич Фейнберг обратил внимание на то, что его дочь что-то рисует на обрывке бумаги. Рассмотрев эти наброски, он отметил талант Софьи и решил дать ей уроки рисования. В одном из своих интервью писательница сказала, что её отец — педагог от Бога, и у него было очень легко учиться. Примерно через три года, в 1951 году, Софья смогла успешно поступить на графический факультет Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова. Там она училась у Б. А. Дехтерёва, который был в тот период главным художником «Детгиза». Дипломной работой Софьи Прокофьевой стали иллюстрации к книге стихов [[Маршак Самуил Яковлевич|С. Я. Маршака]]. Поэту понравились рисунки молодой художницы. Окончив институт, Софья Прокофьева какое-то время работала как художник-иллюстратор. Сборник стихов татарского поэта Джавада Тарджеманова «Карусель», оформленный Софьей Леонидовной, вышел в «Детгизе» в 1956 году. Но Прокофьева ощущала себя скорее литератором, чем художником. Она решила оставить иллюстраторскую работу и вскоре полностью посвятила себя детской литературе.


Первым мужем Софьи Леонидовны стал художник Олег Прокофьев — сын выдающегося композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. В 1954 году у супругов родился сын Сергей, впоследствии ставший видным деятелем антропософского движения. Позднее Софья Прокофьева вышла замуж вторично — за учёного Виктора Белого. В 1962 году у них родилась дочь Мария. Она получила степень доктора физико-математических наук, является профессором МГУ.
Первым мужем Софьи Леонидовны стал художник Олег Прокофьев — сын выдающегося композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. В 1954 году у супругов родился сын Сергей, впоследствии ставший видным деятелем антропософского движения. Позднее Софья Прокофьева вышла замуж вторично — за учёного Виктора Белого. В 1962 году у них родилась дочь Мария. Она получила степень доктора физико-математических наук, является профессором МГУ.


После рождения сына Софья Прокофьева начала писать сказки. [[Кассиль Лев Абрамович|Лев Кассиль]], прочитав её первые сказки, дал положительный отзыв и назвал Софью Прокофьеву «настоящей сказочницей». Эти слова заставили начинающую писательницу поверить в своё призвание и опубликовать первый литературный опыт. Давнее увлечение поэзией снова напомнило о себе, и первой была издана сказка в стихах «Кто лучше?». Её выпустило издательство «Детгиз» в 1957 году. Над этой книжкой вместе с начинающим автором работал сам [[Чарушин Евгений Иванович|Евгений Иванович Чарушин]], выполнивший великолепные реалистичные иллюстрации.
После рождения сына Софья Прокофьева начала писать сказки. [[Кассиль Лев Абрамович|Лев Кассиль]], прочитав её первые сказки, дал положительный отзыв и назвал Софью Прокофьеву «настоящей сказочницей». Эти слова заставили начинающую писательницу поверить в своё призвание и опубликовать первый литературный опыт. Давнее увлечение поэзией снова напомнило о себе, и первой была издана сказка в стихах «Кто лучше?». Её выпустило [[Детская литература (издательство)|издательство «Детгиз»]] в 1957 году. Над этой книжкой вместе с начинающим автором работал сам [[Чарушин Евгений Иванович|Евгений Иванович Чарушин]], выполнивший великолепные реалистичные иллюстрации.


Вскоре Софья Прокофьева начала сотрудничать с издательством «Детский мир» (в 1963 году оно было преобразовано в издательство «Малыш»). Главный редактор издательства Юрий Павлович Тимофеев объединил вокруг себя целую плеяду молодых авторов, среди которых — [[Цыферов Геннадий Михайлович|Геннадий Цыферов]], [[Сапгир Генрих Вениаминович|Генрих Сапгир]], Ирина Токмакова, [[Мошковская Эмма Эфраимовна|Эмма Мошковская]], Георгий Балл и др. Там одна за другой стали выходить книги Софьи Прокофьевой: «Удивительные приключения мальчика без тени и тени без мальчика» (1962), «Неизвестный с хвостом» (1963; другое название произведения — «Приключения плюшевого тигра»), «Зелёная пилюля» (1964), «Сказка о ленивой девочке Маше» (1965), «Сказка о твоих ботинках» (1965). Уже тогда определился стиль сказок Прокофьевой — образный и поэтичный. Вместе с тем её произведения характеризуются прекрасно выстроенным захватывающим сюжетом и увлекательной интригой.
Вскоре Софья Прокофьева начала сотрудничать с издательством «Детский мир» (в 1963 году оно было преобразовано в издательство «Малыш»). Главный редактор издательства Юрий Павлович Тимофеев объединил вокруг себя целую плеяду молодых авторов, среди которых — [[Цыферов Геннадий Михайлович|Геннадий Цыферов]], [[Сапгир Генрих Вениаминович|Генрих Сапгир]], Ирина Токмакова, [[Мошковская Эмма Эфраимовна|Эмма Мошковская]], Георгий Балл и др. Там одна за другой стали выходить книги Софьи Прокофьевой: «Удивительные приключения мальчика без тени и тени без мальчика» (1962), «Неизвестный с хвостом» (1963; другое название произведения — «Приключения плюшевого тигра»), «Зелёная пилюля» (1964), «Сказка о ленивой девочке Маше» (1965), «Сказка о твоих ботинках» (1965). Уже тогда определился стиль сказок Прокофьевой — образный и поэтичный. Вместе с тем её произведения характеризуются прекрасно выстроенным захватывающим сюжетом и увлекательной интригой.
Строка 70: Строка 70:




В 1972 году в издательстве «Детская литература» вышла книга «В стране легенд», в создании которой приняли участие Вера Маркова, Софья Прокофьева и Нина Гарская (подруга Софьи Леонидовны). Они осуществили вольное переложение для детей наиболее известных средневековых легенд Западной Европы. Сборник украсили изящные чёрно-белые иллюстрации Леонида Фейнберга. Впоследствии Софья Леонидовна ещё не раз возвращалась к работе над пересказами произведений фольклора и художественной литературы для детей. Так, например, в 1996 году издательством «Дом» был выпущен сборник «Роза Христа», в который вошли легенды Сельмы Лагерлёф, основанные на христианских преданиях народов Европы, в пересказе Софьи Прокофьевой.  
В 1972 году в издательстве «Детская литература» вышла книга «В стране легенд», в создании которой приняли участие Вера Маркова, Софья Прокофьева и Нина Гарская (подруга Софьи Леонидовны). Они осуществили вольное переложение для детей наиболее известных средневековых легенд Западной Европы. Сборник украсили изящные чёрно-белые иллюстрации Леонида Фейнберга. Впоследствии Софья Леонидовна ещё не раз возвращалась к работе над пересказами произведений фольклора и художественной литературы для детей. Так, например, в 1996 году издательством «Дом» был выпущен сборник «Роза Христа», в который вошли легенды [[Лагерлёф Сельма|Сельмы Лагерлёф]], основанные на христианских преданиях народов Европы, в пересказе Софьи Прокофьевой.  


В 2019 году в издательстве «Время» вышла книга «"Франкенштейн" и другие страшные истории», включившая в себя шесть произведений европейской классической литературы в свободном пересказе писательницы.
В 2019 году в издательстве «Время» вышла книга «"Франкенштейн" и другие страшные истории», включившая в себя шесть произведений европейской классической литературы в свободном пересказе писательницы.
Строка 78: Строка 78:
Ещё в 1957 году Софья Прокофьева написала сказку «Ученик волшебника», главными героями которой стали рассеянный добрый волшебник Алёша и его говорящий кот Васька, хвастливый и задиристый. Двадцать лет спустя писательница написала продолжение — сказку «Остров капитанов» (другое название — «Капитан Тин Тиныч»). Так было положено начало целому циклу под названием «Повелитель волшебных ключей». В него вошли ещё три повести-сказки: «Глазастик и ключ-невидимка» (1986; другое название — «Девочка по имени Глазастик»), «Астрель и Хранитель Леса» (другое название — «Астрель, принцесса Сумерки») и «Принцесса Уэнни» (другое название — «Маленькая принцесса). Каждая повесть — это отдельная история, не связанная с предыдущей. Все пять произведений объединяют общие герои: волшебник Алёша и кот Васька. По словам самой писательницы, этот цикл занимает центральное место в её творчестве.
Ещё в 1957 году Софья Прокофьева написала сказку «Ученик волшебника», главными героями которой стали рассеянный добрый волшебник Алёша и его говорящий кот Васька, хвастливый и задиристый. Двадцать лет спустя писательница написала продолжение — сказку «Остров капитанов» (другое название — «Капитан Тин Тиныч»). Так было положено начало целому циклу под названием «Повелитель волшебных ключей». В него вошли ещё три повести-сказки: «Глазастик и ключ-невидимка» (1986; другое название — «Девочка по имени Глазастик»), «Астрель и Хранитель Леса» (другое название — «Астрель, принцесса Сумерки») и «Принцесса Уэнни» (другое название — «Маленькая принцесса). Каждая повесть — это отдельная история, не связанная с предыдущей. Все пять произведений объединяют общие герои: волшебник Алёша и кот Васька. По словам самой писательницы, этот цикл занимает центральное место в её творчестве.


В 1974 году в издательстве «Физкультура и спорт» вышел физкультурный букварь «Румяные щёки», написанный С. Л. Прокофьевой совместно с Г. В. Сапгиром и В. Г. Гришиным. Софья Прокофьева и Генрих Сапгир много работали вместе. Они написали такие пьесы, как «Василиса Прекрасная», «Конёк-горбунок», «Кот в сапогах» и др. Немало пьес было создано Софьей Прокофьевой и в соавторстве с Ириной Токмаковой.
В 1974 году в издательстве «Физкультура и спорт» вышел физкультурный букварь «Румяные щёки», написанный С. Л. Прокофьевой совместно с [[Сапгир Генрих Вениаминович|Г. В. Сапгиром]] и В. Г. Гришиным. Софья Прокофьева и Генрих Сапгир много работали вместе. Они написали такие пьесы, как «Василиса Прекрасная», «Конёк-горбунок», «Кот в сапогах» и др. Немало пьес было создано Софьей Прокофьевой и в соавторстве с [[Токмакова Ирина Петровна|Ириной Токмаковой]].


В 1974 году издательство «Советская Россия» выпустило поучительную повесть-сказку «На старом чердаке» (другое название — «Тайна забытого чердака»). По сюжету пятиклассник Сашка, получив двойку, забирается на старый чердак. Только он решает стереть плохую отметку из дневника, как неожиданным образом обнаруживает среди чердачного хлама древнюю Волшебную энциклопедию, из которой узнаёт лёгкий способ избегать неприятностей. Но использование таинственного заклинания приводит к самым непредсказуемым последствиям.
В 1974 году издательство «Советская Россия» выпустило поучительную повесть-сказку «На старом чердаке» (другое название — «Тайна забытого чердака»). По сюжету пятиклассник Сашка, получив двойку, забирается на старый чердак. Только он решает стереть плохую отметку из дневника, как неожиданным образом обнаруживает среди чердачного хлама древнюю Волшебную энциклопедию, из которой узнаёт лёгкий способ избегать неприятностей. Но использование таинственного заклинания приводит к самым непредсказуемым последствиям.