Сутеев Владимир Григорьевич: различия между версиями

Строка 25: Строка 25:


Владимир Сутеев родился 5 июля 1903 года в Москве. Рос в интеллигентной среде. Родители художника, Григорий Осипович и Зинаида Васильевна, уделяли эстетическому воспитанию детей особое внимание. Григорий Осипович был врачом, доктором медицинских наук, лауреатом Сталинской премии. При этом он серьезно увлекался живописью, занимался пением. Сильное влияние на Владимира Сутеева произвело знакомство с искусством выдающегося скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи, который был частым гостем Григория Осиповича. Отец художника с большим интересом записывал воспоминания и размышления Эрьзи, которые послужили основой для первой книги о скульпторе, вышедшей в 1968 году. Владимир Сутеев признавался: «Рассказы Эрьзи, фотографии с его работ произвели неизгладимое впечатление и сыграли решающую роль в моей судьбе: я стал художником».
Владимир Сутеев родился 5 июля 1903 года в Москве. Рос в интеллигентной среде. Родители художника, Григорий Осипович и Зинаида Васильевна, уделяли эстетическому воспитанию детей особое внимание. Григорий Осипович был врачом, доктором медицинских наук, лауреатом Сталинской премии. При этом он серьезно увлекался живописью, занимался пением. Сильное влияние на Владимира Сутеева произвело знакомство с искусством выдающегося скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи, который был частым гостем Григория Осиповича. Отец художника с большим интересом записывал воспоминания и размышления Эрьзи, которые послужили основой для первой книги о скульпторе, вышедшей в 1968 году. Владимир Сутеев признавался: «Рассказы Эрьзи, фотографии с его работ произвели неизгладимое впечатление и сыграли решающую роль в моей судьбе: я стал художником».
Любое проявление творческой индивидуальности поддерживалось в семье. Среди детей проводились художественные конкурсы, в которых оценка Григория Осиповича имела исключительное значение. «Когда мы прибегали к отцу со своими картинками, он нам ставил оценки по пятибалльной системе — и двойки и единицы, и пятерки с плюсами и минусами. Мы с братом очень волновались. Рисовали и впечатления о цирке — и всякие там номера, катание на велосипеде по канату или клоунов, рисовали дачные картинки — лес, сбор грибов. Потом, уже постарше, рисовали знакомых, как сейчас говорят, шаржи». Неудивительно, что не только Владимир Сутеев, но и его брат посвятили свою жизнь искусству. Вячеслав Сутеев стал выдающимся режиссёром научно-популярного и документального кино, автором нескольких десятков фильмов.
 
Любое проявление творческой индивидуальности поддерживалось в семье. Среди детей проводились художественные конкурсы, в которых оценка Григория Осиповича имела исключительное значение.  
 
 
{{цитата|автор=Владимир Сутеев|Когда мы прибегали к отцу со своими картинками, он нам ставил оценки по пятибалльной системе — и двойки и единицы, и пятерки с плюсами и минусами. Мы с братом очень волновались. Рисовали и впечатления о цирке — и всякие там номера, катание на велосипеде по канату или клоунов, рисовали дачные картинки — лес, сбор грибов. Потом, уже постарше, рисовали знакомых, как сейчас говорят, шаржи.}}
 
 
Неудивительно, что не только Владимир Сутеев, но и его брат посвятили свою жизнь искусству. Вячеслав Сутеев стал выдающимся режиссёром научно-популярного и документального кино, автором нескольких десятков фильмов.
 
Пора взросления художника выпала на непростое время. Владимиру Григорьевичу пришлось рано проявить свою самостоятельность. Начиная с четырнадцатилетнего возраста, он зарабатывал на жизнь рисованием плакатов и дипломов для победителей спортивных соревнований. После окончания школы мальчик пошел на инженерно-строительный факультет Московского высшего технического училища, но призвание взяло верх:  оставив технический вуз, Сутеев в 1924 году поступил в Государственный техникум кинематографии. Именно в годы учёбы он начал заниматься иллюстрацией профессионально. Попутно с овладением профессии мультипликатора молодой художник сотрудничал с журналами «Смена» и «Пионер». Он раскрыл разные стороны своего творчества. Если в «Смене», предназначенной для трудовой молодежи, Сутеев занимался главным образом шаржами, то «Пионер» одним из первых в Советском Союзе стал печатать комиксы. В дальнейшем Сутеев сотрудничал с «Мурзилкой», «Искоркой», «Пионерской правдой» и другими изданиями для детей.
Пора взросления художника выпала на непростое время. Владимиру Григорьевичу пришлось рано проявить свою самостоятельность. Начиная с четырнадцатилетнего возраста, он зарабатывал на жизнь рисованием плакатов и дипломов для победителей спортивных соревнований. После окончания школы мальчик пошел на инженерно-строительный факультет Московского высшего технического училища, но призвание взяло верх:  оставив технический вуз, Сутеев в 1924 году поступил в Государственный техникум кинематографии. Именно в годы учёбы он начал заниматься иллюстрацией профессионально. Попутно с овладением профессии мультипликатора молодой художник сотрудничал с журналами «Смена» и «Пионер». Он раскрыл разные стороны своего творчества. Если в «Смене», предназначенной для трудовой молодежи, Сутеев занимался главным образом шаржами, то «Пионер» одним из первых в Советском Союзе стал печатать комиксы. В дальнейшем Сутеев сотрудничал с «Мурзилкой», «Искоркой», «Пионерской правдой» и другими изданиями для детей.
Работая над мультфильмами, В. Сутеев реализовал себя как режиссер, сценарист, художник, постановщик. Ещё учась в техникуме кинематографии, он вошел в первую экспериментальную мультипликационную мастерскую. В этом художественном объединении проявили себя Н. Ходатаев, Д. Черкес, И. Иванов-Вано, Ю. Меркулов и другие выдающиеся художники-мультипликаторы. Мультфильм «Китай в огне» (1925) стал дебютом для Сутеева и важнейшей работой для мастерской. Пропитанный политической конъюнктурой фильм рассказывал о китайской революции. Но главное, что в нём впервые был применён альбомный метод мультипликации.
Работая над мультфильмами, В. Сутеев реализовал себя как режиссер, сценарист, художник, постановщик. Ещё учась в техникуме кинематографии, он вошел в первую экспериментальную мультипликационную мастерскую. В этом художественном объединении проявили себя Н. Ходатаев, Д. Черкес, И. Иванов-Вано, Ю. Меркулов и другие выдающиеся художники-мультипликаторы. Мультфильм «Китай в огне» (1925) стал дебютом для Сутеева и важнейшей работой для мастерской. Пропитанный политической конъюнктурой фильм рассказывал о китайской революции. Но главное, что в нём впервые был применён альбомный метод мультипликации.
Этапным для кинематографического искусства стало появление звука. Первый советский звуковой мультфильм «Улица поперек» (1931) был снят Владимиром Сутеевым совместно с Львом Артамоновым. Художник начал работать в коллективе аниматоров «Мосфильма», а позже перешел в «Союзмультфильм». Именно тогда для Сутеева как мультипликатора начался период расцвета. «Шумное плавание», «Почему у носорога шкура в складках», «Дядя Степа» — мультфильмы, вошедшие в золотой фонд отечественной мультипликации.
Этапным для кинематографического искусства стало появление звука. Первый советский звуковой мультфильм «Улица поперек» (1931) был снят Владимиром Сутеевым совместно с Львом Артамоновым. Художник начал работать в коллективе аниматоров «Мосфильма», а позже перешел в «Союзмультфильм». Именно тогда для Сутеева как мультипликатора начался период расцвета. «Шумное плавание», «Почему у носорога шкура в складках», «Дядя Степа» — мультфильмы, вошедшие в золотой фонд отечественной мультипликации.
С началом войны детскую мультипликацию пришлось оставить. 22 июня художник показал «Муху-Цукотуху» в Комитете кинематографии, а 24 числа ушел добровольцем на фронт. Проявил себя как человек исключительного мужества: дослужился до звания лейтенанта, принимал участие в боях на Юго-западном фронте и Белорусской наступательной операции. Вместе с тем в годы войны В. Сутеев создал несколько учебных фильмов на студии «Воентехфильм». В послевоенный период художник вел учебный курс при «Союзмультфильме», но постепенно он отошел от анимации и начал заниматься детской литературой. Хотя написанием сценариев для мультфильмов, которые практически все были экранизированы, Сутеев занимался еще долгие годы.
С началом войны детскую мультипликацию пришлось оставить. 22 июня художник показал «Муху-Цукотуху» в Комитете кинематографии, а 24 числа ушел добровольцем на фронт. Проявил себя как человек исключительного мужества: дослужился до звания лейтенанта, принимал участие в боях на Юго-западном фронте и Белорусской наступательной операции. Вместе с тем в годы войны В. Сутеев создал несколько учебных фильмов на студии «Воентехфильм». В послевоенный период художник вел учебный курс при «Союзмультфильме», но постепенно он отошел от анимации и начал заниматься детской литературой. Хотя написанием сценариев для мультфильмов, которые практически все были экранизированы, Сутеев занимался еще долгие годы.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Владимир Сутеев">
Файл:Mojdodyr-CHukovskij (2).jpg|Мойдодыр / Корней Чуковский; рис. В. Сутеев, 1955
Файл:Mojdodyr-CHukovskij (1).jpg|Мойдодыр / Корней Чуковский; рис. В. Сутеев
Файл:Mojdodyr-CHukovskij (3).jpg|Мойдодыр / Корней Чуковский; рис. В. Сутеев
Файл:Mojdodyr-CHukovskij (4).jpg|Мойдодыр / Корней Чуковский; рис. В. Сутеев
</gallery></center>
В 1947 году Сутеев пришел в издательство «Детгиз». С этого времени он начал работать над иллюстрированием детской литературы. Ясность композиции, обаяние персонажей, простота изображений — все эти стилистические особенности делают рисунки Сутеева безошибочно узнаваемыми. Он становится полноценным соавтором для писателей. Книги с иллюстрациями Владимира Григорьевича переиздавались множество раз, а созданные им образы были прототипами игрушек, украшали образовательные учреждения, печатались на почтовых марках, став частью культурного кода детства. Как знать, быть может, секрет работоспособности Сутеева связан с тем, что он был амбидекстром — левой и правой рукой мог рисовать одинаково превосходно. Казалось, что новые образы рождались легко и непринужденно. Вместе с тем к некоторым книгам Сутеев возвращался спустя годы, делал цветные версии изначально черно-белых иллюстраций. Легкость исполнения рисунка и ответственность за результат были художнику одинаково свойственны.
В 1947 году Сутеев пришел в издательство «Детгиз». С этого времени он начал работать над иллюстрированием детской литературы. Ясность композиции, обаяние персонажей, простота изображений — все эти стилистические особенности делают рисунки Сутеева безошибочно узнаваемыми. Он становится полноценным соавтором для писателей. Книги с иллюстрациями Владимира Григорьевича переиздавались множество раз, а созданные им образы были прототипами игрушек, украшали образовательные учреждения, печатались на почтовых марках, став частью культурного кода детства. Как знать, быть может, секрет работоспособности Сутеева связан с тем, что он был амбидекстром — левой и правой рукой мог рисовать одинаково превосходно. Казалось, что новые образы рождались легко и непринужденно. Вместе с тем к некоторым книгам Сутеев возвращался спустя годы, делал цветные версии изначально черно-белых иллюстраций. Легкость исполнения рисунка и ответственность за результат были художнику одинаково свойственны.
Сутеев работал ярко, увлеченно, стремительно и уже с первых книг сотрудничал с писателями первого ряда. С 1948 года он занимался иллюстрированием сказок К. Чуковского. С рисунками художника издаётся «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Мойдодыр»... В дополнение к этому для мультфильма «Тараканище» в 1963 году Сутеев написал сценарий. Любопытно, что среди героев рисунков Сутеева можно встретить не только сказочных персонажей, но и самого автора — Чуковского, благодаря чему возникает ощущение реалистичности, правдивости происходящих событий. Знаковым стало сотрудничество с С. Михалковым, А. Барто, М. Пляцковским. Помимо этого Владимир Григорьевич проявлял интерес к зарубежным авторам, книги которых издавались в СССР впервые. Для художника значимой была работа над книгой Д. Родари «Приключения Чиполлино» (1955). Творчество итальянского писателя пользовалось в нашей стране небывалой популярностью, ведь мальчик-луковка стал для детей не только популярным персонажем, но и олицетворением мужества и справедливости.
 
Сутеев работал ярко, увлеченно, стремительно и уже с первых книг сотрудничал с писателями первого ряда. С 1948 года он занимался иллюстрированием сказок [[Чуковский Корней Иванович|К. Чуковского]]. С рисунками художника издаётся «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Мойдодыр»... В дополнение к этому для мультфильма «Тараканище» в 1963 году Сутеев написал сценарий. Любопытно, что среди героев рисунков Сутеева можно встретить не только сказочных персонажей, но и самого автора — Чуковского, благодаря чему возникает ощущение реалистичности, правдивости происходящих событий. Знаковым стало сотрудничество с С. Михалковым, А. Барто, М. Пляцковским. Помимо этого Владимир Григорьевич проявлял интерес к зарубежным авторам, книги которых издавались в СССР впервые. Для художника значимой была работа над книгой [[Родари Джанни|Д. Родари]] «Приключения Чиполлино» (1955). Творчество итальянского писателя пользовалось в нашей стране небывалой популярностью, ведь мальчик-луковка стал для детей не только популярным персонажем, но и олицетворением мужества и справедливости.
 
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Владимир Сутеев">
Файл:Vladimir-Suteev (4).jpg|Приключения Чиполлино / [[Родари Джанни|Джанни Родари]]; худ. Владимир Сутеев, 1956
Файл:Vladimir-Suteev (3).jpg|Приключения Чиполлино / Джанни Родари; худ. Владимир Сутеев, 1956
Файл:Vladimir-Suteev (2).jpg|Приключения Чиполлино / Джанни Родари; худ. Владимир Сутеев, 1956
Файл:Vladimir-Suteev (1).jpg|Приключения Чиполлино / Джанни Родари; худ. Владимир Сутеев, 1956
</gallery></center>
 
 
Постепенно Владимир Григорьевич сам занялся писательским творчеством. Первыми его самостоятельными произведениями стали книги «Сто картинок» (1949) и «Веселые картинки» (1953). Здесь автор отдал предпочтение визуальной составляющей, придавая тексту второстепенное значение. Ребенок проявляет самостоятельность и творческое мышление, придумывая рассказ на основе рисунков. Раскадровка на листе, динамичный визуальный ряд, монтажный строй эпизодов будут появляться в книгах Сутеева не один раз. Разработка такой оригинальной художественной манеры могла возникнуть только благодаря работе Сутеева в мультипликации. На эту особенность обратил внимание ещё К. Чуковский: «Фабула сказок развертывается непрерывной цепью событий. Но мало того, что предметы находятся здесь в неустанном движении, они и ребенка побуждают к такой же активности».
Постепенно Владимир Григорьевич сам занялся писательским творчеством. Первыми его самостоятельными произведениями стали книги «Сто картинок» (1949) и «Веселые картинки» (1953). Здесь автор отдал предпочтение визуальной составляющей, придавая тексту второстепенное значение. Ребенок проявляет самостоятельность и творческое мышление, придумывая рассказ на основе рисунков. Раскадровка на листе, динамичный визуальный ряд, монтажный строй эпизодов будут появляться в книгах Сутеева не один раз. Разработка такой оригинальной художественной манеры могла возникнуть только благодаря работе Сутеева в мультипликации. На эту особенность обратил внимание ещё К. Чуковский: «Фабула сказок развертывается непрерывной цепью событий. Но мало того, что предметы находятся здесь в неустанном движении, они и ребенка побуждают к такой же активности».
Выделяя основные качества сказок Сутеева, художник Евгений Мигунов писал: «В лаконичной форме он удивительно четко умел нащупать важную для ребенка мысль и подать ее неназойливо, без дидактики». Сказки «Петух и краски», «Кто сказал «мяу»?», «Мешок яблок» выходили сначала в виде книг, а потом становились популярными мультфильмами. Кажущаяся простота и незатейливый сюжет таят в себе подлинную глубину, раскрывающую ребенку важные представления о мире. Это понимал и сам автор, признаваясь: «Чем больше улыбок, тем больше пользы. Соединение незамысловатого текста и смешных рисунков может объяснить детям простые истины гораздо понятнее, чем длинные нотации».
 
Владимир Григорьевич скончался 8 марта 1993 года. После него осталось большое художественное наследие, которое продолжает радовать детей и в наши дни.
Выделяя основные качества сказок Сутеева, художник [[Мигунов Евгений Тихонович|Евгений Мигунов]] писал: «В лаконичной форме он удивительно четко умел нащупать важную для ребенка мысль и подать ее неназойливо, без дидактики». Сказки «Петух и краски», «Кто сказал «мяу»?», «Мешок яблок» выходили сначала в виде книг, а потом становились популярными мультфильмами. Кажущаяся простота и незатейливый сюжет таят в себе подлинную глубину, раскрывающую ребенку важные представления о мире. Это понимал и сам автор, признаваясь:
 
 
{{цитата|автор=Владимир Сутеев|Чем больше улыбок, тем больше пользы. Соединение незамысловатого текста и смешных рисунков может объяснить детям простые истины гораздо понятнее, чем длинные нотации.}}
 
 
Владимир Григорьевич Сутеев скончался 8 марта 1993 года. После него осталось большое художественное наследие, которое продолжает радовать детей и в наши дни.
 
 
{{#ev:youtube|https://youtu.be/fZ6oOEwmncQ|500|center|<p style="text-align: center;">Владимир Сутеев</p> |frame}}


==Владимир Сутеев / Книги==
==Владимир Сутеев / Книги==