Сутеев Владимир Григорьевич: различия между версиями

Нет описания правки
 
(не показано 12 промежуточных версий 2 участников)
Строка 25: Строка 25:


Владимир Сутеев родился 5 июля 1903 года в Москве. Рос в интеллигентной среде. Родители художника, Григорий Осипович и Зинаида Васильевна, уделяли эстетическому воспитанию детей особое внимание. Григорий Осипович был врачом, доктором медицинских наук, лауреатом Сталинской премии. При этом он серьезно увлекался живописью, занимался пением. Сильное влияние на Владимира Сутеева произвело знакомство с искусством выдающегося скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи, который был частым гостем Григория Осиповича. Отец художника с большим интересом записывал воспоминания и размышления Эрьзи, которые послужили основой для первой книги о скульпторе, вышедшей в 1968 году. Владимир Сутеев признавался: «Рассказы Эрьзи, фотографии с его работ произвели неизгладимое впечатление и сыграли решающую роль в моей судьбе: я стал художником».
Владимир Сутеев родился 5 июля 1903 года в Москве. Рос в интеллигентной среде. Родители художника, Григорий Осипович и Зинаида Васильевна, уделяли эстетическому воспитанию детей особое внимание. Григорий Осипович был врачом, доктором медицинских наук, лауреатом Сталинской премии. При этом он серьезно увлекался живописью, занимался пением. Сильное влияние на Владимира Сутеева произвело знакомство с искусством выдающегося скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи, который был частым гостем Григория Осиповича. Отец художника с большим интересом записывал воспоминания и размышления Эрьзи, которые послужили основой для первой книги о скульпторе, вышедшей в 1968 году. Владимир Сутеев признавался: «Рассказы Эрьзи, фотографии с его работ произвели неизгладимое впечатление и сыграли решающую роль в моей судьбе: я стал художником».
 
[[Файл:Владимир Сутеев.jpg|310px|thumb|Владимир Сутеев]]
Любое проявление творческой индивидуальности поддерживалось в семье. Среди детей проводились художественные конкурсы, в которых оценка Григория Осиповича имела исключительное значение.  
Любое проявление творческой индивидуальности поддерживалось в семье. Среди детей проводились художественные конкурсы, в которых оценка Григория Осиповича имела исключительное значение.  


Строка 61: Строка 61:
В 1947 году Сутеев пришел в издательство «Детгиз». С этого времени он начал работать над иллюстрированием детской литературы. Ясность композиции, обаяние персонажей, простота изображений — все эти стилистические особенности делают рисунки Сутеева безошибочно узнаваемыми. Он становится полноценным соавтором для писателей. Книги с иллюстрациями Владимира Григорьевича переиздавались множество раз, а созданные им образы были прототипами игрушек, украшали образовательные учреждения, печатались на почтовых марках, став частью культурного кода детства. Как знать, быть может, секрет работоспособности Сутеева связан с тем, что он был амбидекстром — левой и правой рукой мог рисовать одинаково превосходно. Казалось, что новые образы рождались легко и непринужденно. Вместе с тем к некоторым книгам Сутеев возвращался спустя годы, делал цветные версии изначально черно-белых иллюстраций. Легкость исполнения рисунка и ответственность за результат были художнику одинаково свойственны.
В 1947 году Сутеев пришел в издательство «Детгиз». С этого времени он начал работать над иллюстрированием детской литературы. Ясность композиции, обаяние персонажей, простота изображений — все эти стилистические особенности делают рисунки Сутеева безошибочно узнаваемыми. Он становится полноценным соавтором для писателей. Книги с иллюстрациями Владимира Григорьевича переиздавались множество раз, а созданные им образы были прототипами игрушек, украшали образовательные учреждения, печатались на почтовых марках, став частью культурного кода детства. Как знать, быть может, секрет работоспособности Сутеева связан с тем, что он был амбидекстром — левой и правой рукой мог рисовать одинаково превосходно. Казалось, что новые образы рождались легко и непринужденно. Вместе с тем к некоторым книгам Сутеев возвращался спустя годы, делал цветные версии изначально черно-белых иллюстраций. Легкость исполнения рисунка и ответственность за результат были художнику одинаково свойственны.


Сутеев работал ярко, увлеченно, стремительно и уже с первых книг сотрудничал с писателями первого ряда. С 1948 года он занимался иллюстрированием сказок [[Чуковский Корней Иванович|К. Чуковского]]. С рисунками художника издаётся «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Мойдодыр»... В дополнение к этому для мультфильма «Тараканище» в 1963 году Сутеев написал сценарий. Любопытно, что среди героев рисунков Сутеева можно встретить не только сказочных персонажей, но и самого автора — Чуковского, благодаря чему возникает ощущение реалистичности, правдивости происходящих событий. Знаковым стало сотрудничество с С. Михалковым, А. Барто, М. Пляцковским. Помимо этого Владимир Григорьевич проявлял интерес к зарубежным авторам, книги которых издавались в СССР впервые. Для художника значимой была работа над книгой [[Родари Джанни|Д. Родари]] «Приключения Чиполлино» (1955). Творчество итальянского писателя пользовалось в нашей стране небывалой популярностью, ведь мальчик-луковка стал для детей не только популярным персонажем, но и олицетворением мужества и справедливости.
Сутеев работал ярко, увлеченно, стремительно и уже с первых книг сотрудничал с писателями первого ряда. С 1948 года он занимался иллюстрированием сказок [[Чуковский Корней Иванович|К. Чуковского]]. С рисунками художника издаётся «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Мойдодыр»... В дополнение к этому для мультфильма «Тараканище» в 1963 году Сутеев написал сценарий. Любопытно, что среди героев рисунков Сутеева можно встретить не только сказочных персонажей, но и самого автора — Чуковского, благодаря чему возникает ощущение реалистичности, правдивости происходящих событий. Знаковым стало сотрудничество с [[Михалков Сергей Владимирович|С. Михалковым]], [[Барто Агния Львовна|А. Барто]], М. Пляцковским. Помимо этого Владимир Григорьевич проявлял интерес к зарубежным авторам, книги которых издавались в СССР впервые. Для художника значимой была работа над книгой [[Родари Джанни|Д. Родари]] «Приключения Чиполлино» (1955). Творчество итальянского писателя пользовалось в нашей стране небывалой популярностью, ведь мальчик-луковка стал для детей не только популярным персонажем, но и олицетворением мужества и справедливости.




Строка 73: Строка 73:


Постепенно Владимир Григорьевич сам занялся писательским творчеством. Первыми его самостоятельными произведениями стали книги «Сто картинок» (1949) и «Веселые картинки» (1953). Здесь автор отдал предпочтение визуальной составляющей, придавая тексту второстепенное значение. Ребенок проявляет самостоятельность и творческое мышление, придумывая рассказ на основе рисунков. Раскадровка на листе, динамичный визуальный ряд, монтажный строй эпизодов будут появляться в книгах Сутеева не один раз. Разработка такой оригинальной художественной манеры могла возникнуть только благодаря работе Сутеева в мультипликации. На эту особенность обратил внимание ещё К. Чуковский: «Фабула сказок развертывается непрерывной цепью событий. Но мало того, что предметы находятся здесь в неустанном движении, они и ребенка побуждают к такой же активности».
Постепенно Владимир Григорьевич сам занялся писательским творчеством. Первыми его самостоятельными произведениями стали книги «Сто картинок» (1949) и «Веселые картинки» (1953). Здесь автор отдал предпочтение визуальной составляющей, придавая тексту второстепенное значение. Ребенок проявляет самостоятельность и творческое мышление, придумывая рассказ на основе рисунков. Раскадровка на листе, динамичный визуальный ряд, монтажный строй эпизодов будут появляться в книгах Сутеева не один раз. Разработка такой оригинальной художественной манеры могла возникнуть только благодаря работе Сутеева в мультипликации. На эту особенность обратил внимание ещё К. Чуковский: «Фабула сказок развертывается непрерывной цепью событий. Но мало того, что предметы находятся здесь в неустанном движении, они и ребенка побуждают к такой же активности».
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Владимир Сутеев">
Файл:Pro-kozlenka-kotoryj-umel-schitat-do-desyati (1).jpg|Про козлёнка, который умел считать до десяти / [[Прёйсен Альф|Альф Прёйсен]] ; пер. с норвеж. В. Островского ; рисунки В. Сутеева
Файл:Pro-kozlenka-kotoryj-umel-schitat-do-desyati (2).jpg|Про козлёнка, который умел считать до десяти / Альф Прёйсен ; рисунки В. Сутеева
Файл:Pro-kozlenka-kotoryj-umel-schitat-do-desyati (3).jpg|Про козлёнка, который умел считать до десяти / Альф Прёйсен ; рисунки В. Сутеева
Файл:Pro-kozlenka-kotoryj-umel-schitat-do-desyati (4).jpg|Про козлёнка, который умел считать до десяти / Альф Прёйсен ; рисунки В. Сутеева
</gallery></center>


Выделяя основные качества сказок Сутеева, художник [[Мигунов Евгений Тихонович|Евгений Мигунов]] писал: «В лаконичной форме он удивительно четко умел нащупать важную для ребенка мысль и подать ее неназойливо, без дидактики». Сказки «Петух и краски», «Кто сказал «мяу»?», «Мешок яблок» выходили сначала в виде книг, а потом становились популярными мультфильмами. Кажущаяся простота и незатейливый сюжет таят в себе подлинную глубину, раскрывающую ребенку важные представления о мире. Это понимал и сам автор, признаваясь:
Выделяя основные качества сказок Сутеева, художник [[Мигунов Евгений Тихонович|Евгений Мигунов]] писал: «В лаконичной форме он удивительно четко умел нащупать важную для ребенка мысль и подать ее неназойливо, без дидактики». Сказки «Петух и краски», «Кто сказал «мяу»?», «Мешок яблок» выходили сначала в виде книг, а потом становились популярными мультфильмами. Кажущаяся простота и незатейливый сюжет таят в себе подлинную глубину, раскрывающую ребенку важные представления о мире. Это понимал и сам автор, признаваясь:
Строка 81: Строка 90:


Владимир Григорьевич Сутеев скончался 8 марта 1993 года. После него осталось большое художественное наследие, которое продолжает радовать детей и в наши дни.
Владимир Григорьевич Сутеев скончался 8 марта 1993 года. После него осталось большое художественное наследие, которое продолжает радовать детей и в наши дни.
{{#ev:youtube|https://youtu.be/fZ6oOEwmncQ|500|center|<p style="text-align: center;">Владимир Сутеев</p> |frame}}


==Владимир Сутеев / Книги==
==Владимир Сутеев / Книги==
Строка 162: Строка 168:
*Это что за птица? Режиссер Е. Мигунов, сценарист В. Сутеев, композитор Н. Богословский, студия «Союзмультфильм». СССР, 1955.
*Это что за птица? Режиссер Е. Мигунов, сценарист В. Сутеев, композитор Н. Богословский, студия «Союзмультфильм». СССР, 1955.


==Владимир Сутеев / Книги в Национальной электронной детской библиотеке==
==Владимир Сутеев / Книги в НЭБ.Дети==


*Сутеев, В. Г. Кто сказал «мяу»? / В. Сутеев ; [рис. автора]. — [Москва] : Детская литература, [1956]. — 17 с. — Режим доступа: в здании РГДБ. — Текст : электронный.
*Сутеев, В. Г. Кто сказал «мяу»? / В. Сутеев ; [рис. автора]. — [Москва] : Детская литература, [1956]. — 17 с. — Режим доступа: в здании РГДБ. — Текст : электронный.
Строка 168: Строка 174:
*Сутеев, В. Г. Умелые руки и капризная кошка / В. Сутеев ; рисунки автора. — Москва : Детгиз, 1960. — 16 с. — Режим доступа: в здании РГДБ. — Текст : электронный.
*Сутеев, В. Г. Умелые руки и капризная кошка / В. Сутеев ; рисунки автора. — Москва : Детгиз, 1960. — 16 с. — Режим доступа: в здании РГДБ. — Текст : электронный.


==Владимир Сутеев / Диафильмы в Национальной электронной детской библиотеке==
==Владимир Сутеев / Диафильмы в НЭБ.Дети==
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/43027#page/0/mode/2up Блайтон, Э. М. Знаменитый утенок Тим] : диафильм : [по рассказу Э. Блайтон] / Э. Блайтон ; художник В. Сутеев ; [перевод и сценарий Э. Паперной ; редактор Г. Калашникова ; художественный редактор В. Миронов]. — Москва : студия «Диафильм», 1963 (Москва : РГДБ, 2018). — 1 дф. (39 кд.) : цв., рис.  Диафильм из частной коллекции А. Алимовой. — Текст. Изображение : электронные.
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/43027#page/0/mode/2up Блайтон, Э. М. Знаменитый утенок Тим] : диафильм : [по рассказу Э. Блайтон] / [[Блайтон Энид|Э. Блайтон]] ; художник В. Сутеев ; [перевод и сценарий Э. Паперной ; редактор Г. Калашникова ; художественный редактор В. Миронов]. — Москва : студия «Диафильм», 1963 (Москва : РГДБ, 2018). — 1 дф. (39 кд.) : цв., рис.  Диафильм из частной коллекции А. Алимовой. — Текст. Изображение : электронные.
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/47036#page/0/mode/2up Как крокодил дикобраза проглотил] : диафильм : рисунки В. Сутеева ; [редактор Л. Гуревич художественный редактор А. Морозов]. — Москва : студия «Диафильм», 1954 (Москва : РГДБ, 2019). — 1 дф. (41 кд.) цв. , рис. — Оригинал хранится в РГДБ. — Текст. Изображение : электронные.
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/47036#page/0/mode/2up Как крокодил дикобраза проглотил] : диафильм : рисунки В. Сутеева ; [редактор Л. Гуревич художественный редактор А. Морозов]. — Москва : студия «Диафильм», 1954 (Москва : РГДБ, 2019). — 1 дф. (41 кд.) цв. , рис. — Оригинал хранится в РГДБ. — Текст. Изображение : электронные.
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/36371#page/0/mode/2up Киплинг, Р. Слоненок] : диафильм : Р. Киплинг ; художник В. Сутеев ; [редактор Т. Семибратова ; художественный редактор А. Морозов]. — Москва : студия «Диафильм», 1965 (Москва : РГДБ, 2016). —  1 дф. (47 кд.) : цв. , рис. — Оригинал хранится в РГДБ. — Текст. Изображение : электронные.
*[https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/36371#page/0/mode/2up Киплинг, Р. Слоненок] : диафильм : Р. Киплинг ; художник В. Сутеев ; [редактор Т. Семибратова ; художественный редактор А. Морозов]. — Москва : студия «Диафильм», 1965 (Москва : РГДБ, 2016). —  1 дф. (47 кд.) : цв. , рис. — Оригинал хранится в РГДБ. — Текст. Изображение : электронные.
Строка 187: Строка 193:
*Мигунов, Е. Из воспоминаний / Е. Мигунов // Кинограф. — 2001.— № 10. — С. 138–158.
*Мигунов, Е. Из воспоминаний / Е. Мигунов // Кинограф. — 2001.— № 10. — С. 138–158.
*Сутеев, В. Г. Кто сказал «мяу»? (Художник рассказывает о себе) / В. Сутеев // Детская литература. — 1990. — № 6.— С. 60–64.
*Сутеев, В. Г. Кто сказал «мяу»? (Художник рассказывает о себе) / В. Сутеев // Детская литература. — 1990. — № 6.— С. 60–64.
*[https://dzen.ru/a/Yt_nhLTbV12hTya4 Бобылев, И. Первые комиксы Владимира Сутеева]. Часть 1. Владимир Сутеев и Николай Богданов. Начало творческого пути. Журнал «Пионер», 1924 год / И. Бобылев. — Текст : электронный //Дзен : блог-платформа.
*Бобылев, И. Первые комиксы Владимира Сутеева. Часть 1. Владимир Сутеев и Николай Богданов. Начало творческого пути. Журнал «Пионер», 1924 год / И. Бобылев. — Текст : электронный //Дзен : блог-платформа.
 
==См. также==
*[[Конашевич Владимир Михайлович]]
*[[Остер Григорий Бенционович]]
*[[Чарушин Евгений Иванович]]
*[[Чижиков Виктор Александрович]]
*[[Чуковский Корней Иванович]]
[[Category:Писатели]]
[[Category:Писатели]]
[[Category:Иллюстраторы]]
[[Category:Иллюстраторы]]