44 594
правки
Klimkin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Константин Ротов |Портрет = Konstantin-Rotov (2).jp…») |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 24: | Строка 24: | ||
==Константин Ротов / Биография== | ==Константин Ротов / Биография== | ||
Константин Павлович Ротов родился 19 февраля [4 марта] 1902 года в городе Ростове-на-Дону в семье донского казака, счетовода по профессии, мать Константина была домохозяйкой. | Константин Павлович Ротов родился 19 февраля [4 марта] 1902 года в городе Ростове-на-Дону в семье донского казака, счетовода по профессии, мать Константина была домохозяйкой. | ||
Склонность к рисованию у Константина поощрялась, как и интерес к чтению: в доме было много книг и журналов, которые покупались и выписывались, несмотря на скромный материальный достаток семьи. | Склонность к рисованию у Константина поощрялась, как и интерес к чтению: в доме было много книг и журналов, которые покупались и выписывались, несмотря на скромный материальный достаток семьи. | ||
После окончания пятиклассного городского училища Константин поступил и окончил с похвальным листом Ростово-Нахичеванские рисовальные классы (сейчас это Ростовское художественное училище имени М. Б. Грекова). С четырнадцати лет начал работать художником. | |||
После окончания пятиклассного городского училища Константин Ротов поступил и окончил с похвальным листом Ростово-Нахичеванские рисовальные классы (сейчас это Ростовское художественное училище имени М. Б. Грекова). С четырнадцати лет начал работать художником. | |||
В 1916–1917 годах карикатуры его авторства были опубликованы в петроградском еженедельном сатирико-юмористическом журнале «Бич», куда их тайком от сына послал отец. Первой опубликованной работой был рисунок уличного митинга. Следует отметить, что авторы журнала «Бич» поддерживали свержение монархии и переход власти к Временному правительству, критиковали политические и экономические моменты, человеческие пороки и мещанские взгляды. После октября 1917 года журнал продолжил высмеивать уже советскую власть и большевизм как идеологию. Карикатуры стали практически политическими плакатами. Журнал был закрыт в конце 1917 года. | В 1916–1917 годах карикатуры его авторства были опубликованы в петроградском еженедельном сатирико-юмористическом журнале «Бич», куда их тайком от сына послал отец. Первой опубликованной работой был рисунок уличного митинга. Следует отметить, что авторы журнала «Бич» поддерживали свержение монархии и переход власти к Временному правительству, критиковали политические и экономические моменты, человеческие пороки и мещанские взгляды. После октября 1917 года журнал продолжил высмеивать уже советскую власть и большевизм как идеологию. Карикатуры стали практически политическими плакатами. Журнал был закрыт в конце 1917 года. | ||
В 1918 году Константин Ротов устроился на работу в редакцию казачьего журнала «Донская волна». Его рисунки печатались в еженедельной газете «Донская волна» (одно из печатных изданий времён Белого движения) и в газете «Ростовская речь» (большая политическая, общественная и литературная ежедневная газета) ещё до установления Советской власти на Дону. | В 1918 году Константин Ротов устроился на работу в редакцию казачьего журнала «Донская волна». Его рисунки печатались в еженедельной газете «Донская волна» (одно из печатных изданий времён Белого движения) и в газете «Ростовская речь» (большая политическая, общественная и литературная ежедневная газета) ещё до установления Советской власти на Дону. | ||
В 1919 году Константин Павлович служил в качестве художника-пропагандиста, автора и соавтора многих плакатов и листовок того времени в Донотосе (органе пропаганды при Донском Атамане и правительстве Всевеликого войска Донского, существовавшем с марта 1919 года и до разгрома Донской армии). Затем К. Ротов переводится в ОСВАГ — информационный осведомительно-пропагандистский орган Добровольческой армии, основанный летом 1918 года генералом А. Деникиным с целью информирования населения о Белом движении. | В 1919 году Константин Павлович служил в качестве художника-пропагандиста, автора и соавтора многих плакатов и листовок того времени в Донотосе (органе пропаганды при Донском Атамане и правительстве Всевеликого войска Донского, существовавшем с марта 1919 года и до разгрома Донской армии). Затем К. Ротов переводится в ОСВАГ — информационный осведомительно-пропагандистский орган Добровольческой армии, основанный летом 1918 года генералом А. Деникиным с целью информирования населения о Белом движении. | ||
В декабре 1920 года на Дону установилась Советская власть. К. Ротов начал работать в ростовских Дон-РОСТА, Политпросвете, ростовском отделении Госиздата: оформлял стенгазеты, листовки, плакаты, брошюры. Это было время расцвета газетно-журнальной политической графики, а в «Окнах РОСТА», выпускавшихся в разных городах Советской России, как раз формировался стиль советского агитационного искусства. Сатира и агитация стали призванием художника. Константин Ротов в 20-е годы был поглощён изучением выразительных возможностей карикатуры. Работы художника в Дон-РОСТА дважды премировались на Всесоюзных выставках плакатов РОСТА. | В декабре 1920 года на Дону установилась Советская власть. К. Ротов начал работать в ростовских Дон-РОСТА, Политпросвете, ростовском отделении Госиздата: оформлял стенгазеты, листовки, плакаты, брошюры. Это было время расцвета газетно-журнальной политической графики, а в «Окнах РОСТА», выпускавшихся в разных городах Советской России, как раз формировался стиль советского агитационного искусства. Сатира и агитация стали призванием художника. Константин Ротов в 20-е годы был поглощён изучением выразительных возможностей карикатуры. Работы художника в Дон-РОСТА дважды премировались на Всесоюзных выставках плакатов РОСТА. | ||
В 2020 году К. Ротов поступил на обучение в только что открытое Ростовское художественное училище имени Врубеля, где преподавали Николай Лансере и Мартирос Сарьян. | В 2020 году К. Ротов поступил на обучение в только что открытое Ростовское художественное училище имени Врубеля, где преподавали Николай Лансере и Мартирос Сарьян. | ||
В 1920 году издательство «Круг» заказало 18-летнему Константину Ротову иллюстрации к сказкам Х. К. Андерсена. | В 1920 году издательство «Круг» заказало 18-летнему Константину Ротову иллюстрации к сказкам Х. К. Андерсена. | ||
В 1921 году его командировали на учёбу в Петроградскую Академию на графический факультет. В автобиографии К. Ротов писал о периоде студенчества: «был принят на графический факультет, но не учился, так как в ту пору среди преподавателей Академии преобладали непонятные и чуждые мне формалистические направления». К. Ротов бросил учёбу и переехал в Москву. | В 1921 году его командировали на учёбу в Петроградскую Академию на графический факультет. В автобиографии К. Ротов писал о периоде студенчества: «был принят на графический факультет, но не учился, так как в ту пору среди преподавателей Академии преобладали непонятные и чуждые мне формалистические направления». К. Ротов бросил учёбу и переехал в Москву. | ||
С 1922 года его зачислили в штат журнала «Крокодил», где К. Ротов работал по 1940 год. Его карикатуры печатались также в газетах «Комсомольская правда», «Гудок», «Правда», «Рабочая газета», «Прожектор», «Огонёк», «Смехач», «Чудак», «30 дней», «Лапоть». Сотрудничал с Демьяном Бедным, Николаем Асеевым, предпочитая учиться не в академических стенах, а в плакатной мастерской — у В. Маяковского и М. Черемных. Это был период творчески насыщенной жизни и хороших заработков. | С 1922 года его зачислили в штат журнала «Крокодил», где К. Ротов работал по 1940 год. Его карикатуры печатались также в газетах «Комсомольская правда», «Гудок», «Правда», «Рабочая газета», «Прожектор», «Огонёк», «Смехач», «Чудак», «30 дней», «Лапоть». Сотрудничал с Демьяном Бедным, Николаем Асеевым, предпочитая учиться не в академических стенах, а в плакатной мастерской — у В. Маяковского и М. Черемных. Это был период творчески насыщенной жизни и хороших заработков. | ||
В 1925 году К. Ротов женился на артистке Екатерине Долбежевой (в будущем детской писательнице Екатерине Борисовой), в 1928 году стал отцом Ирины Константиновны Ротовой (1928–2007). | В 1925 году К. Ротов женился на артистке Екатерине Долбежевой (в будущем детской писательнице Екатерине Борисовой), в 1928 году стал отцом Ирины Константиновны Ротовой (1928–2007). | ||
С 1920 по 1940 годы проиллюстрировал много книг, в числе которых сказки Андерсена, братьев Гримм, Салтыкова-Щедрина, а также произведения советских писателей: К. Чуковского, С. Михалкова, А. Барто, Ильфа и Петрова, В. Катаева, И. Уткина и других. В 1929 году он создал иллюстрации к «Похождениям Мурзилки — удивительно шустрой собачки» А. Фёдорова-Давыдова. Константин Ротов, как иллюстратор, обладал абсолютным чувством текста: он подмечал в произведении то, что, может быть, даже не предусматривал автор. Художественный почерк Константина Ротова исследователи сравнивают с сатирической манерой Михаила Зощенко, с одной стороны, едко подмечающей все человеческие пороки и недостатки, с другой — не чуждой человеколюбия. Своими учителями К. Ротов называл представителей художественного объединения «Мир искусства», художников книжной графики Г. И. Нарбута, Д. И. Митрохина, С. В. Чехонина. | С 1920 по 1940 годы проиллюстрировал много книг, в числе которых сказки Андерсена, братьев Гримм, Салтыкова-Щедрина, а также произведения советских писателей: К. Чуковского, С. Михалкова, А. Барто, Ильфа и Петрова, В. Катаева, И. Уткина и других. В 1929 году он создал иллюстрации к «Похождениям Мурзилки — удивительно шустрой собачки» А. Фёдорова-Давыдова. Константин Ротов, как иллюстратор, обладал абсолютным чувством текста: он подмечал в произведении то, что, может быть, даже не предусматривал автор. Художественный почерк Константина Ротова исследователи сравнивают с сатирической манерой Михаила Зощенко, с одной стороны, едко подмечающей все человеческие пороки и недостатки, с другой — не чуждой человеколюбия. Своими учителями К. Ротов называл представителей художественного объединения «Мир искусства», художников книжной графики Г. И. Нарбута, Д. И. Митрохина, С. В. Чехонина. | ||
Художника К. Ротова часто привлекали не только как иллюстратора текста, но и как оформителя книги в целом, тогда он делал для книги и обложку, и титул, выполняя всю книгу в общей манере, говоря современным языком, был её дизайнером. Характер изображения у К. Ротова зависел от иллюстрируемого им автора: плакат на стихи В. Маяковского он оформлял, акцентируя фигуры, делая их крупными, размашистыми и чёткими, как сам стих, а работая с В. Лебедевым-Кумачом, предпочитал многофигурную, детализированную композицию. | Художника К. Ротова часто привлекали не только как иллюстратора текста, но и как оформителя книги в целом, тогда он делал для книги и обложку, и титул, выполняя всю книгу в общей манере, говоря современным языком, был её дизайнером. Характер изображения у К. Ротова зависел от иллюстрируемого им автора: плакат на стихи В. Маяковского он оформлял, акцентируя фигуры, делая их крупными, размашистыми и чёткими, как сам стих, а работая с В. Лебедевым-Кумачом, предпочитал многофигурную, детализированную композицию. | ||
Работал Константин Павлович и в театральной сфере — оформителем постановок. Участвовал во многих художественных выставках, как отечественных, так и зарубежных. В 1939 году по эскизу Константина Ротова создавалось панно для Советского павильона на Всемирной выставке, которая проходила в Нью-Йорке. Ротов состоял в бригаде художников, работавших над панно на тему «Мир завтрашнего дня». Художественные работы были сделаны акварелью за двое суток, на них было изображено около семидесяти человек, в числе которых и Папанин, и Качалов, и Стаханов, и Дуся Виноградова — все персонажи были прорисованы с портретным сходством. | Работал Константин Павлович и в театральной сфере — оформителем постановок. Участвовал во многих художественных выставках, как отечественных, так и зарубежных. В 1939 году по эскизу Константина Ротова создавалось панно для Советского павильона на Всемирной выставке, которая проходила в Нью-Йорке. Ротов состоял в бригаде художников, работавших над панно на тему «Мир завтрашнего дня». Художественные работы были сделаны акварелью за двое суток, на них было изображено около семидесяти человек, в числе которых и Папанин, и Качалов, и Стаханов, и Дуся Виноградова — все персонажи были прорисованы с портретным сходством. | ||
Константина Ротова в советской карикатуре часто называют родоначальником «массовых рисунков» — многофигурной композиции, в которых показано большое множество людей. | Константина Ротова в советской карикатуре часто называют родоначальником «массовых рисунков» — многофигурной композиции, в которых показано большое множество людей. | ||
В 1930–40-х годах К. Ротов был уже очень известным художником, дважды избирался в члены правления МОССХ, был председателем секции карикатуры. | В 1930–40-х годах К. Ротов был уже очень известным художником, дважды избирался в члены правления МОССХ, был председателем секции карикатуры. | ||
В июне 1940 года Константина Ротова арестовали по обвинению в пропаганде и агитации против Советской власти за создание в 1934 году карикатуры, «дискредитирующей советскую торговлю и советскую кооперацию». Ордер на арест был подписан народным комиссаром внутренних дел СССР Л. Берией. К. Ротова обвинили также в работе на реакционные органы печати в годы Гражданской войны и на германскую разведку. Дело отчасти строилось на ложных показаниях художника Михаила Храпковского, также обвинённого в сотрудничестве с германской разведкой. | В июне 1940 года Константина Ротова арестовали по обвинению в пропаганде и агитации против Советской власти за создание в 1934 году карикатуры, «дискредитирующей советскую торговлю и советскую кооперацию». Ордер на арест был подписан народным комиссаром внутренних дел СССР Л. Берией. К. Ротова обвинили также в работе на реакционные органы печати в годы Гражданской войны и на германскую разведку. Дело отчасти строилось на ложных показаниях художника Михаила Храпковского, также обвинённого в сотрудничестве с германской разведкой. | ||
Константина Ротова приговорили к восьми годам исправительно-трудовых лагерей по статьям «измена Родине» и «участие в контрреволюционной организации». | Константина Ротова приговорили к восьми годам исправительно-трудовых лагерей по статьям «измена Родине» и «участие в контрреволюционной организации». | ||
В городе Соликамске, где Константин Ротов отбывал свой первый срок, им было создано множество живописных полотен, многие из которых хранятся в Соликамском государственном краеведческом музее. Он создавал картины, в которых передал суровость и величие северной природы; часть полотен написал для своих друзей-заключённых; оформил клуб МВД Соликамска; сделал большую серию акварельных работ, посвящённую Великой Отечественной войне. Также в лагере было налажено производство детских игрушек из папье-маше по эскизам К. Ротова — зайцев, медведей и петушков. | В городе Соликамске, где Константин Ротов отбывал свой первый срок, им было создано множество живописных полотен, многие из которых хранятся в Соликамском государственном краеведческом музее. Он создавал картины, в которых передал суровость и величие северной природы; часть полотен написал для своих друзей-заключённых; оформил клуб МВД Соликамска; сделал большую серию акварельных работ, посвящённую Великой Отечественной войне. Также в лагере было налажено производство детских игрушек из папье-маше по эскизам К. Ротова — зайцев, медведей и петушков. | ||
Друзья Константина Павловича узнали о том, что он отбывает свое заключение на Каме, только в 1943 году. | Друзья Константина Павловича узнали о том, что он отбывает свое заключение на Каме, только в 1943 году. | ||
Семья и коллеги художника несколько раз пытались добиться пересмотра дела К. Ротова. В феврале 1943 года с жалобой о пересмотре обратилась мать осужденного — Н. И. Ротова, но получила отказ, а в декабре 1943 года сам Константин Ротов обратился с заявлением к Верховному прокурору СССР с просьбой разобраться в деле. | Семья и коллеги художника несколько раз пытались добиться пересмотра дела К. Ротова. В феврале 1943 года с жалобой о пересмотре обратилась мать осужденного — Н. И. Ротова, но получила отказ, а в декабре 1943 года сам Константин Ротов обратился с заявлением к Верховному прокурору СССР с просьбой разобраться в деле. | ||
В апреле 1944 года Верховному Прокурору СССР было направлено письмо от группы художников и писателей (В. Лебедев-Кумач, В. Катаев, М. Черемных, Б. Ефимов, Кукрыниксы, Л. Ленч) с просьбой о пересмотре дела Константина Ротова. | |||
И жалобу К. Ротова, и ходатайство группы писателей и художников Прокуратурой СССР было решено оставить без удовлетворения. | В апреле 1944 года Верховному Прокурору СССР было направлено письмо от группы художников и писателей (В. Лебедев-Кумач, В. Катаев, М. Черемных, Б. Ефимов, Кукрыниксы, Л. Ленч) с просьбой о пересмотре дела Константина Ротова. И жалобу К. Ротова, и ходатайство группы писателей и художников Прокуратурой СССР было решено оставить без удовлетворения. | ||
Константин Ротов пробыл в лагерях до 4 января 1948 года и был освобождён без права проживания в ста городах страны. Художник поселился в городе Кимры Тверской области. Начал работать над иллюстрациями к роману А. Франса «Современная история», над сказками А. С. Пушкина и детской книгой С. Михалкова «Дядя Степа», причём дядю Стёпу он рисовал с актера Алексея Баталова, женившегося на дочери К. Ротова Ирине. | Константин Ротов пробыл в лагерях до 4 января 1948 года и был освобождён без права проживания в ста городах страны. Художник поселился в городе Кимры Тверской области. Начал работать над иллюстрациями к роману А. Франса «Современная история», над сказками А. С. Пушкина и детской книгой С. Михалкова «Дядя Степа», причём дядю Стёпу он рисовал с актера Алексея Баталова, женившегося на дочери К. Ротова Ирине. | ||
Завершить работы не удалось, так как «за нарушение паспортного режима» К. Ротов, часто приезжавший в редакцию в Москву, был отправлен на бессрочное поселение в Северо-Енисейск Красноярского края. В этом городе К. Ротов тоже работал: принимал участие в оформлении нового рабочего клуба и трудился в нём в качестве клубного художника. | Завершить работы не удалось, так как «за нарушение паспортного режима» К. Ротов, часто приезжавший в редакцию в Москву, был отправлен на бессрочное поселение в Северо-Енисейск Красноярского края. В этом городе К. Ротов тоже работал: принимал участие в оформлении нового рабочего клуба и трудился в нём в качестве клубного художника. | ||
В 1954 году Военная коллегия Верховного суда СССР реабилитировала художника, опровергнув обвинение Ротова в том, что в 1934 году им была изготовлена карикатура антисоветского характера, придя к выводу, что «карикатура, которая рассматривается как антисоветская, в действительности не является таковой». | В 1954 году Военная коллегия Верховного суда СССР реабилитировала художника, опровергнув обвинение Ротова в том, что в 1934 году им была изготовлена карикатура антисоветского характера, придя к выводу, что «карикатура, которая рассматривается как антисоветская, в действительности не является таковой». | ||
После освобождения художник возвратился в Москву, работал в журнале «Крокодил», в детских журналах «Весёлые картинки» и «Юный техник». Обложку первого номера журнала «Весёлые картинки», вышедшего в сентябре 1956 года, нарисовал Константин Ротов. | После освобождения художник возвратился в Москву, работал в журнале «Крокодил», в детских журналах «Весёлые картинки» и «Юный техник». Обложку первого номера журнала «Весёлые картинки», вышедшего в сентябре 1956 года, нарисовал Константин Ротов. | ||
Журнал «Крокодил» стал для художника основным местом творчества. После продолжительного перерыва — четырнадцати лет ссылок, в 1954 году на страницах этого издания опять появились карикатуры Константина Ротова, посвящённые жизни послевоенной деревни, работе городских предприятий, вопросам градостроительства и архитектуры. Дорисовал он иллюстрации и к книге С. Михалкова «Дядя Стёпа — милиционер», которая была издана в 1957 году. | Журнал «Крокодил» стал для художника основным местом творчества. После продолжительного перерыва — четырнадцати лет ссылок, в 1954 году на страницах этого издания опять появились карикатуры Константина Ротова, посвящённые жизни послевоенной деревни, работе городских предприятий, вопросам градостроительства и архитектуры. Дорисовал он иллюстрации и к книге С. Михалкова «Дядя Стёпа — милиционер», которая была издана в 1957 году. | ||
Константин Павлович создал иллюстрации к известным книгам: И. Ильф и Е. Петров «Золотой телёнок» (1931); К. Чуковский «Сказки» (1936); К. Чуковский «Африканские сказки» (1937); А. Барто «Дом переехал» (1938); А. Некрасов — «Приключения капитана Врунгеля», 1939 год; С. Михалков «Дядя Стёпа», 1957 год; С. Маршак «Про гиппопотама» (1958); Л. Лагин «Старик Хоттабыч» (1958); С. Михалков «Три поросёнка» (1958); В. Катаев «Белеет парус одинокий» (1972). | Константин Павлович создал иллюстрации к известным книгам: И. Ильф и Е. Петров «Золотой телёнок» (1931); К. Чуковский «Сказки» (1936); К. Чуковский «Африканские сказки» (1937); А. Барто «Дом переехал» (1938); А. Некрасов — «Приключения капитана Врунгеля», 1939 год; С. Михалков «Дядя Стёпа», 1957 год; С. Маршак «Про гиппопотама» (1958); Л. Лагин «Старик Хоттабыч» (1958); С. Михалков «Три поросёнка» (1958); В. Катаев «Белеет парус одинокий» (1972). | ||
Константин Ротов умер 16 января 1959 года, похоронен на Введенском кладбище в Москве. | Константин Ротов умер 16 января 1959 года, похоронен на Введенском кладбище в Москве. | ||
Художественные работы Константина Ротова хранятся в фондах РГБ и многих крупных музеях страны, а также в частных коллекциях России и Великобритании. | Художественные работы Константина Ротова хранятся в фондах РГБ и многих крупных музеях страны, а также в частных коллекциях России и Великобритании. | ||
В фондах Соликамского краеведческого музея хранятся несколько картин художника Константина Ротова. Познакомиться с ними можно на портале Госкатолог.рф (ссылка https://goskatalog.ru/portal/#/museums?id=1434 . Далее зайдите в раздел «предметы музея» и в поисковой строке введите имя и фамилию художника). | В фондах Соликамского краеведческого музея хранятся несколько картин художника Константина Ротова. Познакомиться с ними можно на портале Госкатолог.рф (ссылка https://goskatalog.ru/portal/#/museums?id=1434 . Далее зайдите в раздел «предметы музея» и в поисковой строке введите имя и фамилию художника). | ||
В Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации хранятся 250 экспонатов, в числе которых автобиография и иллюстрации Константина Ротова к различным произведениям. | В Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации хранятся 250 экспонатов, в числе которых автобиография и иллюстрации Константина Ротова к различным произведениям. | ||