44 883
правки
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 67: | Строка 67: | ||
Еще более строгим рецензентом был [[Берестов Валентин Дмитриевич|В. Д. Берестов]] (1928 – 1998): в письме от 1970 года детский поэт похвалил отдельные стихотворения (особенно «Без мамы»), остальные, по его мнению, нуждались в редактуре. Берестов выразил пожелание встретиться лично и указать даровитому омичу на недостатки его творений. | Еще более строгим рецензентом был [[Берестов Валентин Дмитриевич|В. Д. Берестов]] (1928 – 1998): в письме от 1970 года детский поэт похвалил отдельные стихотворения (особенно «Без мамы»), остальные, по его мнению, нуждались в редактуре. Берестов выразил пожелание встретиться лично и указать даровитому омичу на недостатки его творений. | ||
1970-е – 1980-е годы стали для Т. М. Белозёрова периодом творческого подъема и читательского признания. Его произведения знают далеко за пределами области, включают в школьные хрестоматии. За это время выходит более трех десятков книг, некоторые («Лесные стихи», «Карасик», «Лесной Плакунчик») – миллионными тиражами. Ученик и друг автора, Владимир Иванович Новиков (родился в Омске в 1948 году; ныне профессор факультета журналистики МГУ) писал: «Поэт Тимофей Белозёров жил в счастливое творческое время. Не только талант поэта, но и оно — время с его книжно-издательской системой, позволило ему издать при жизни более пятидесяти книжек для детей» (В. И. Новиков. Встречи с Тимофеем Белозёровым. К 75-летию поэта // Сибирские огни, 2004, № 11). Стихи и сказки писателя охотно публикуют журналы – как детские («[[Мурзилка]]», «Весёлые картинки», «Пионер», «Миша», «Сибирячок», «Костёр»), так и взрослые («Сибирские огни», «Урал», «Нева», «Земля сибирская, дальневосточная»). | 1970-е – 1980-е годы стали для Т. М. Белозёрова периодом творческого подъема и читательского признания. Его произведения знают далеко за пределами области, включают в школьные хрестоматии. За это время выходит более трех десятков книг, некоторые («Лесные стихи», «Карасик», «Лесной Плакунчик») – миллионными тиражами. Ученик и друг автора, Владимир Иванович Новиков (родился в Омске в 1948 году; ныне профессор факультета журналистики МГУ) писал: «Поэт Тимофей Белозёров жил в счастливое творческое время. Не только талант поэта, но и оно — время с его книжно-издательской системой, позволило ему издать при жизни более пятидесяти книжек для детей» (В. И. Новиков. Встречи с Тимофеем Белозёровым. К 75-летию поэта // Сибирские огни, 2004, № 11). | ||
Стихи и сказки писателя охотно публикуют журналы – как детские («[[Мурзилка]]», «Весёлые картинки», «Пионер», «Миша», «Сибирячок», «Костёр»), так и взрослые («Сибирские огни», «Урал», «Нева», «Земля сибирская, дальневосточная»). | |||
Ведущим жанром остается лирическое стихотворение, поэзия Белозёрова все больше тяготеет к пейзажной лирике. Классикой для автора является поэзия И. С. Никитина, [[Кольцов Алексей Васильевич|А. В. Кольцова]], И. З. Сурикова, А. Н. Плещеева и особенно любимый поэтом И. А. Бунин. У юных читателей особым успехом пользовались сказки в стихах «Лесной Плакунчик» и «Бука». В «Лесном Плакунчике» (1970), как и в «Огородном Подрастае», рассказывается о добром волшебном старичке, похожем на гнома. В сказке «Бука», впервые прочитанной в 1977 на литературном празднике «Омская зима», фольклорный персонаж и тема детских страхов представлены в юмористическом ключе. Произведение, сделавшее Белозёрова главной фигурой последующих «Омских зим», было впервые напечатано в 1978 году в [[Мурзилка|«Мурзилке»]] (№ 8), а в 1981-м вышло отдельной книгой. | Ведущим жанром остается лирическое стихотворение, поэзия Белозёрова все больше тяготеет к пейзажной лирике. Классикой для автора является поэзия И. С. Никитина, [[Кольцов Алексей Васильевич|А. В. Кольцова]], И. З. Сурикова, А. Н. Плещеева и особенно любимый поэтом И. А. Бунин. У юных читателей особым успехом пользовались сказки в стихах «Лесной Плакунчик» и «Бука». В «Лесном Плакунчике» (1970), как и в «Огородном Подрастае», рассказывается о добром волшебном старичке, похожем на гнома. В сказке «Бука», впервые прочитанной в 1977 на литературном празднике «Омская зима», фольклорный персонаж и тема детских страхов представлены в юмористическом ключе. Произведение, сделавшее Белозёрова главной фигурой последующих «Омских зим», было впервые напечатано в 1978 году в [[Мурзилка|«Мурзилке»]] (№ 8), а в 1981-м вышло отдельной книгой. | ||
Обращается писатель и к прозе. Книги «Лесной скрипач» (1971), «Цветные голоса» (1972) и «Волшебный посошок» (1976) наряду со стихами включают в себя и рассказы. Прозаические миниатюры составляют сборники «Комариный колобок» (1973), «Сладкая клюква» (1983) и «Заколдованная роща» (1986). В своей прозе Белозёров добивался предельного лаконизма, простоты и ясности, сюжеты миниатюр часто были почерпнуты из личного опыта и рассказов знакомых. | Обращается писатель и к прозе. Книги «Лесной скрипач» (1971), «Цветные голоса» (1972) и «Волшебный посошок» (1976) наряду со стихами включают в себя и рассказы. Прозаические миниатюры составляют сборники «Комариный колобок» (1973), «Сладкая клюква» (1983) и «Заколдованная роща» (1986). В своей прозе Белозёров добивался предельного лаконизма, простоты и ясности, сюжеты миниатюр часто были почерпнуты из личного опыта и рассказов знакомых. | ||
С особым вниманием поэт относился к иллюстрированию своих книг. «Волшебный посошок» оформляли Г. Акулов и [[Перцов Владимир Валерьевич|В. В. Перцов]], Лесного Плакунчика нарисовал [[Сутеев Владимир Григорьевич|В. Г. Сутеев]], Буку – [[Токмаков Лев Алексеевич|Л. А. Токмаков]]. Графические работы Н. И. Калиты украсили книгу «Журавкин праздник» (1980), в 1981 году получившую диплом 2-й степени Международной книжной ярмарки. Дружил | С особым вниманием поэт относился к иллюстрированию своих книг. «Волшебный посошок» оформляли Г. Акулов и [[Перцов Владимир Валерьевич|В. В. Перцов]], Лесного Плакунчика нарисовал [[Сутеев Владимир Григорьевич|В. Г. Сутеев]], Буку – [[Токмаков Лев Алексеевич|Л. А. Токмаков]]. Графические работы Н. И. Калиты украсили книгу «Журавкин праздник» (1980), в 1981 году получившую диплом 2-й степени Международной книжной ярмарки. Дружил Белозёров и с московским графиком Николаем Александровичем Короткиным (род. в 1934 году), создавшим иллюстрации к сборникам «Зимушка-зима», «Подснежники», «Смородиновый куст». Поэт сразу оценил мастерство художника, и, решив помочь ему в передаче сибирского колорита, пригласил в Омск. Т. М. Белозёров на своей машине возил Короткина по области. Их дружба продолжалась до конца жизни писателя. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Тимофей Белозёров"> | |||
Файл:Belozyorov (1).jpg|Смородиновый куст / Тимофей Белозеров ; рисунки Николай Короткин | |||
Файл:Belozyorov (5).jpg|Смородиновый куст / Тимофей Белозеров ; рисунки Николай Короткин | |||
Файл:Belozyorov (2).jpg|Смородиновый куст / Тимофей Белозеров ; рисунки Николай Короткин | |||
Файл:Belozyorov (3).jpg|Смородиновый куст / Тимофей Белозеров ; рисунки Николай Короткин | |||
Файл:Belozyorov (4).jpg|Смородиновый куст / Тимофей Белозеров ; рисунки Николай Короткин | |||
</gallery></center> | |||
В 1980 году поэт участвует в работе V съезда писателей РСФСР. | В 1980 году поэт участвует в работе V съезда писателей РСФСР. | ||
Строка 81: | Строка 94: | ||
Т. М. Белозёров скончался 15 февраля 1986 года в своей омской квартире. Поэта похоронили на Старо-Восточном кладбище Омска. Узнав о смерти поэта, [[Токмакова Ирина Петровна|И. П. Токмакова]] послала вдове письмо, где наряду со словами утешения были и такие строки: «Я всегда была и остаюсь горячей поклонницей его поэзии – лиричной, раздумчивой и веселой одновременно, полной родных русских запахов и звуков, и тишины, и зорь, и неба. А сколько фантазии, выдумки, какой искрящийся фонтан остроумия!» | Т. М. Белозёров скончался 15 февраля 1986 года в своей омской квартире. Поэта похоронили на Старо-Восточном кладбище Омска. Узнав о смерти поэта, [[Токмакова Ирина Петровна|И. П. Токмакова]] послала вдове письмо, где наряду со словами утешения были и такие строки: «Я всегда была и остаюсь горячей поклонницей его поэзии – лиричной, раздумчивой и веселой одновременно, полной родных русских запахов и звуков, и тишины, и зорь, и неба. А сколько фантазии, выдумки, какой искрящийся фонтан остроумия!» | ||
В. И. Белозёрова пережила супруга более чем на четверть века (умерла в 2013 г.). Свои годы она посвятила сохранению памяти о муже. В частности, ею подготовлен к печати сборник «Звёздный свет» (1997) включавший ранее не публиковавшиеся произведения. | В. И. Белозёрова пережила супруга более чем на четверть века (умерла в 2013 г.). Свои годы она посвятила сохранению памяти о муже. В частности, ею подготовлен к печати сборник «Звёздный свет» (1997) включавший ранее не публиковавшиеся произведения. | ||