Барто Агния Львовна: различия между версиями

Строка 33: Строка 33:
==Агния Барто / Биография==
==Агния Барто / Биография==
Агния Барто (урождённая Волова) родилась 17 февраля 1906 года. Эта дата принята в большинстве источников. В автобиографии писательница указывала, что родилась в Москве в 1906 году. Однако запись о её рождении имеется в архиве г. Каунаса. Вероятнее всего, вскоре после её появления на свет семья переехала в Москву. По словам дочери писательницы, Татьяны Щегляевой, А. Л. Барто родилась в 1907 году. Она приписала себе год, когда в тяжёлое послереволюционное время устроилась на работу делопроизводителем в магазин «Главодежда»: там выдавали паёк селёдочными головами.
Агния Барто (урождённая Волова) родилась 17 февраля 1906 года. Эта дата принята в большинстве источников. В автобиографии писательница указывала, что родилась в Москве в 1906 году. Однако запись о её рождении имеется в архиве г. Каунаса. Вероятнее всего, вскоре после её появления на свет семья переехала в Москву. По словам дочери писательницы, Татьяны Щегляевой, А. Л. Барто родилась в 1907 году. Она приписала себе год, когда в тяжёлое послереволюционное время устроилась на работу делопроизводителем в магазин «Главодежда»: там выдавали паёк селёдочными головами.
Отец Агнии, Авраам-Лев Нахманович (Лев Николаевич) Волов, работал ветеринарным врачом и провизором в аптеке. Он был образованным человеком, любил театр, особенно балет, русскую классическую литературу. Знал наизусть почти все басни И. А. Крылова, учил дочь читать по книгам Л. Н. Толстого. Семейная легенда гласила, что трёхлетняя Агния получила в подарок от него книгу «Как жил и работал Лев Николаевич Толстой». Отец познакомил Агнию со творчеством Х. К. Андерсена. Когда он читал ей поэтичную сказку «Дикие лебеди», девочке казалось, что она написана стихами.
Отец Агнии, Авраам-Лев Нахманович (Лев Николаевич) Волов, работал ветеринарным врачом и провизором в аптеке. Он был образованным человеком, любил театр, особенно балет, русскую классическую литературу. Знал наизусть почти все басни И. А. Крылова, учил дочь читать по книгам Л. Н. Толстого. Семейная легенда гласила, что трёхлетняя Агния получила в подарок от него книгу «Как жил и работал Лев Николаевич Толстой». Отец познакомил Агнию со творчеством Х. К. Андерсена. Когда он читал ей поэтичную сказку «Дикие лебеди», девочке казалось, что она написана стихами.
Мать Агнии, Мария Эльяшевна-Гиршовна (Ильинична), урождённая Блох, была младшим ребёнком в большой купеческой семье. Старшие дети получили хорошее образование, служили врачами, адвокатами и инженерами. Дядя Агнии, Григорий Ильич Блох, был не только известным оториноларингологом и фтизиатром, ему принадлежало также авторство просветительских стихов санитарно-гигиенического характера.
Мать Агнии, Мария Эльяшевна-Гиршовна (Ильинична), урождённая Блох, была младшим ребёнком в большой купеческой семье. Старшие дети получили хорошее образование, служили врачами, адвокатами и инженерами. Дядя Агнии, Григорий Ильич Блох, был не только известным оториноларингологом и фтизиатром, ему принадлежало также авторство просветительских стихов санитарно-гигиенического характера.
По воспоминаниям Татьяны Щегляевой бабушка была остроумной и красивой женщиной. Она не имела большой тяги к учёбе и после рождения ребёнка вела домашнее хозяйство.
По воспоминаниям Татьяны Щегляевой бабушка была остроумной и красивой женщиной. Она не имела большой тяги к учёбе и после рождения ребёнка вела домашнее хозяйство.
А. Барто вспоминала, что её первым детским впечатлением был звук шарманки за окном. Она долгое время мечтала «ходить по дворам и крутить ручку шарманки, чтобы из всех окон выглядывали люди, привлечённые музыкой».
А. Барто вспоминала, что её первым детским впечатлением был звук шарманки за окном. Она долгое время мечтала «ходить по дворам и крутить ручку шарманки, чтобы из всех окон выглядывали люди, привлечённые музыкой».
Няня Наталья Борисовна Родичева стала для девочки родным человеком. Она заботилась о маленькой Агнии, рассказывала ей на ночь русские сказки. Однажды няня попросила написать под диктовку письмо её родственникам в деревню, при этом невежливо назвала своего зятя «кобелём желтоухим». Агния посчитала, что письмо нужно начать с учтивого обращения и написала: «Дорогой Кобель Желтоухий!».
Няня Наталья Борисовна Родичева стала для девочки родным человеком. Она заботилась о маленькой Агнии, рассказывала ей на ночь русские сказки. Однажды няня попросила написать под диктовку письмо её родственникам в деревню, при этом невежливо назвала своего зятя «кобелём желтоухим». Агния посчитала, что письмо нужно начать с учтивого обращения и написала: «Дорогой Кобель Желтоухий!».
На вопрос, с какого возраста она пишет стихи, Барто отвечала: «Всю жизнь! С рождения!». Агния бесконечно подбирала рифмы ко всему, что её окружало. В пять лет сложила такие строки:
На вопрос, с какого возраста она пишет стихи, Барто отвечала: «Всю жизнь! С рождения!». Агния бесконечно подбирала рифмы ко всему, что её окружало. В пять лет сложила такие строки:
Девочка гуляла
 
  В зелены́х лугах,
 
Ничего не знала
 
О своих ногах.
{{цитата|автор=Агния Барто|Девочка гуляла|В зелены́х лугах,|Ничего не знала|О своих ногах.}}
 
 
 
Отец был первым, кому Агния приносила написанное. Он нередко критиковал дочь за так нравящийся ей неровный ритм стиха. А на неё огромное впечатление произвели стихи В. В. Маяковского, его книгу забыл кто-то из гостей у них дома.
Отец был первым, кому Агния приносила написанное. Он нередко критиковал дочь за так нравящийся ей неровный ритм стиха. А на неё огромное впечатление произвели стихи В. В. Маяковского, его книгу забыл кто-то из гостей у них дома.
В младших классах гимназии Агния уже писала стихи. Они носили сильный отпечаток раннего творчества А. Ахматовой. Писала о неразделённой любви, о пажах и влюблённых маркизах в «кринолинах белых». Сочиняла также весёлые стихи для гимназической газеты. Нередко адресатами её колких эпиграмм становились учителя и подруги.
В младших классах гимназии Агния уже писала стихи. Они носили сильный отпечаток раннего творчества А. Ахматовой. Писала о неразделённой любви, о пажах и влюблённых маркизах в «кринолинах белых». Сочиняла также весёлые стихи для гимназической газеты. Нередко адресатами её колких эпиграмм становились учителя и подруги.
После окончания гимназии девушка поступила в балетное училище. Она была одной из самых одарённых учениц, казалось, её стихия — это танец. Агнию (Ганну, как её называли), часто приглашали выступать на концертах. Директор Московского музыкального театра для детей Наталия Сац непременно просила руководство присылать её для участия в танцевальных эпизодах спектаклей.
После окончания гимназии девушка поступила в балетное училище. Она была одной из самых одарённых учениц, казалось, её стихия — это танец. Агнию (Ганну, как её называли), часто приглашали выступать на концертах. Директор Московского музыкального театра для детей Наталия Сац непременно просила руководство присылать её для участия в танцевальных эпизодах спектаклей.
На выпускном вечере в училище Агния прочла под аккомпанемент пианиста «Похоронный марш», мрачное стихотворение собственного сочинения. Это развеселило присутствующего там наркома просвещения А. В. Луначарского. Он пригласил юную балерину в наркомат, отметил её одарённость и посоветовал продолжать писать, особенно хорошие весёлые стихи для детей. В тот момент Агния не могла согласиться с этим — ей казалось, что вся её жизнь будет связана с танцем. После окончания училища она вошла в состав балетной труппы. Однако труппа вскоре покинула Советскую Россию, Агния же осталась на родине, так как отец был против её эмиграции.
На выпускном вечере в училище Агния прочла под аккомпанемент пианиста «Похоронный марш», мрачное стихотворение собственного сочинения. Это развеселило присутствующего там наркома просвещения А. В. Луначарского. Он пригласил юную балерину в наркомат, отметил её одарённость и посоветовал продолжать писать, особенно хорошие весёлые стихи для детей. В тот момент Агния не могла согласиться с этим — ей казалось, что вся её жизнь будет связана с танцем. После окончания училища она вошла в состав балетной труппы. Однако труппа вскоре покинула Советскую Россию, Агния же осталась на родине, так как отец был против её эмиграции.
В балетной студии на Страстном бульваре, принадлежавшей известной балерине Лидии Нелидовой, Агния познакомилась с её племянником, молодым поэтом Павлом Барто. Между ними вспыхнуло первое романтическое чувство: она была уверена, что нашла своего «голубого принца», а тот был покорён её женственностью. Друзья говорили, что в то время высокая, со стрижкой каре Агния была похожа на Анну Ахматову. В 1927 году родился их сын Эдгар (Гарик), однако вскоре брак распался, при этом А. Барто, несмотря на возражения Павла, сохранила его фамилию.
В балетной студии на Страстном бульваре, принадлежавшей известной балерине Лидии Нелидовой, Агния познакомилась с её племянником, молодым поэтом Павлом Барто. Между ними вспыхнуло первое романтическое чувство: она была уверена, что нашла своего «голубого принца», а тот был покорён её женственностью. Друзья говорили, что в то время высокая, со стрижкой каре Агния была похожа на Анну Ахматову. В 1927 году родился их сын Эдгар (Гарик), однако вскоре брак распался, при этом А. Барто, несмотря на возражения Павла, сохранила его фамилию.
Первые стихи Агнии печатались с 1917 года в детских журналах «Пионер», «Искорка» и «Кругосвет». Вместе с Павлом Барто они написали несколько стихотворений («Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая» и «Считалочка»).
Первые стихи Агнии печатались с 1917 года в детских журналах «Пионер», «Искорка» и «Кругосвет». Вместе с Павлом Барто они написали несколько стихотворений («Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая» и «Считалочка»).
Первая отдельная книжка Агнии Барто «Китайчонок Ван-Ли» (ил. П. Алякринского) вышла в Государственном издательстве в 1925 году. В неё также вошло стихотворение «Мишка-воришка». Их объединила тема тяжёлого, безрадостного детства: героем первого стихотворения стал маленький китаец, бежавший в СССР и ставший пионером, героем второго — беспризорник. В 1928 году вышло второе, переработанное издание стихотворения «Китайчонок Ван-Ли».
Первая отдельная книжка Агнии Барто «Китайчонок Ван-Ли» (ил. П. Алякринского) вышла в Государственном издательстве в 1925 году. В неё также вошло стихотворение «Мишка-воришка». Их объединила тема тяжёлого, безрадостного детства: героем первого стихотворения стал маленький китаец, бежавший в СССР и ставший пионером, героем второго — беспризорник. В 1928 году вышло второе, переработанное издание стихотворения «Китайчонок Ван-Ли».
Огромное значение в жизни Агнии Барто имела встреча с В. Маяковским на «Книжкином дне», детском книжном празднике в Сокольниках. Она с писательницей Ниной Саконской ехала с ним в одной машине, но от стеснения молчала всю дорогу. В то время она колебалась, не стоит ли ей писать для взрослого читателя. Появление Маяковского было восторженно встречено детворой, распугавшей аплодисментами всех птиц в парке. После выступления он воодушевлённо говорил о том, как важна «принципиально новая поэзия, обращённая к ребёнку, будущему гражданину», и именно для такой аудитории и надо писать. Эти слова положили конец сомнениям А. Барто.
Огромное значение в жизни Агнии Барто имела встреча с В. Маяковским на «Книжкином дне», детском книжном празднике в Сокольниках. Она с писательницей Ниной Саконской ехала с ним в одной машине, но от стеснения молчала всю дорогу. В то время она колебалась, не стоит ли ей писать для взрослого читателя. Появление Маяковского было восторженно встречено детворой, распугавшей аплодисментами всех птиц в парке. После выступления он воодушевлённо говорил о том, как важна «принципиально новая поэзия, обращённая к ребёнку, будущему гражданину», и именно для такой аудитории и надо писать. Эти слова положили конец сомнениям А. Барто.
Она училась писать у К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. В 1926 году были опубликованы её книги «Гусёнок», «Красные шары», «Песенки», «Пионеры», «Праздник». К. И. Чуковский, ознакомившись со стихами «Первое мая» (1926, ил. А. Дейнеки) и «Братишки» (1928, ил. Г. Ечеистова) отметил большой талант Барто. В начале 30-х годов были изданы сборники её стихов «Октябрятская звёздочка» (1932), «Звёздочки в лесу» (1933), «Мальчик наоборот» (1934). После выхода цикла для самых маленьких читателей «Игрушки» (1936) и «Снегиря» (1939) её популярность стала стремительно расти, книги издавались огромными тиражами. Её стихи, написанные с юмором, выразительно, легко, простым языком, доступным ребёнку, ненавязчиво воспитывали в детях лучшие человеческие качества. Всем своим творчеством Агния Львовна утверждала мысль, высказанную в «Записках детского поэта» (1976): «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность».
Она училась писать у К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. В 1926 году были опубликованы её книги «Гусёнок», «Красные шары», «Песенки», «Пионеры», «Праздник». К. И. Чуковский, ознакомившись со стихами «Первое мая» (1926, ил. А. Дейнеки) и «Братишки» (1928, ил. Г. Ечеистова) отметил большой талант Барто. В начале 30-х годов были изданы сборники её стихов «Октябрятская звёздочка» (1932), «Звёздочки в лесу» (1933), «Мальчик наоборот» (1934). После выхода цикла для самых маленьких читателей «Игрушки» (1936) и «Снегиря» (1939) её популярность стала стремительно расти, книги издавались огромными тиражами. Её стихи, написанные с юмором, выразительно, легко, простым языком, доступным ребёнку, ненавязчиво воспитывали в детях лучшие человеческие качества. Всем своим творчеством Агния Львовна утверждала мысль, высказанную в «Записках детского поэта» (1976): «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность».
Вторым мужем Агнии стал учёный, инженер-теплоэнергетик Андрей Владимирович Щегляев, счастливый брак с которым продлился более пятидесяти лет. В 1933 году родилась их дочь Татьяна.
Вторым мужем Агнии стал учёный, инженер-теплоэнергетик Андрей Владимирович Щегляев, счастливый брак с которым продлился более пятидесяти лет. В 1933 году родилась их дочь Татьяна.
В составе советской делегации А. Барто в 1937 году побывала в охваченной гражданской войной Испании на Международном конгрессе в защиту культуры.
В составе советской делегации А. Барто в 1937 году побывала в охваченной гражданской войной Испании на Международном конгрессе в защиту культуры.
В 1939 году вместе с Риной Зелёной А. Барто написала сценарий фильма «Подкидыш». Позже она также выступила в роли киносценариста для фильмов «Слон и верёвочка» (1945) и «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953) и др.
В 1939 году вместе с Риной Зелёной А. Барто написала сценарий фильма «Подкидыш». Позже она также выступила в роли киносценариста для фильмов «Слон и верёвочка» (1945) и «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953) и др.
После начала Великой Отечественной войны Агния Львовна с детьми и няней оказались в эвакуации в Свердловске (ныне Екатеринбург). Она писала военные стихи, статьи, очерки, выступала на радио, посещала детские дома, устраивала поэтические вечера. Уже одно её имя заставляло зрителей затихать и внимательно слушать поэтессу, звонким голосом читающую свои стихи.
После начала Великой Отечественной войны Агния Львовна с детьми и няней оказались в эвакуации в Свердловске (ныне Екатеринбург). Она писала военные стихи, статьи, очерки, выступала на радио, посещала детские дома, устраивала поэтические вечера. Уже одно её имя заставляло зрителей затихать и внимательно слушать поэтессу, звонким голосом читающую свои стихи.
Огромное впечатление на А. Барто произвели встречи с женщинами и подростками, рабочими оборонных заводов, заменившими мобилизованных мужей, отцов и старших братьев. Она хотела написать об их трудовой доблести, но не знала, как приступить к работе. Павел Петрович Бажов, с которым она подружилась в годы эвакуации, дал совет пройти вместе с ребятами обучение на заводе, чтобы лучше понять их.
Огромное впечатление на А. Барто произвели встречи с женщинами и подростками, рабочими оборонных заводов, заменившими мобилизованных мужей, отцов и старших братьев. Она хотела написать об их трудовой доблести, но не знала, как приступить к работе. Павел Петрович Бажов, с которым она подружилась в годы эвакуации, дал совет пройти вместе с ребятами обучение на заводе, чтобы лучше понять их.
Агния Львовна осваивала профессию токаря на Верх-Исетском заводе. Мальчишки вскоре привыкли и даже помогали «отстающей». Вскоре Барто изучила токарный станок и могла обрабатывать на нём различные изделия из металла. Писательница получила специальность токаря самого низкого разряда, но зато изучила психологию ребят и смогла правдиво написать о них. Книга «Идёт ученик» (1943) получила вторую премию на конкурсе детской книги в Детгизе. Премию, как и зарплату токаря, она отдала на строительство танка.
 
Агния Львовна осваивала профессию токаря на Верх-Исетском заводе. Мальчишки вскоре привыкли и даже помогали «отстающей». Вскоре Барто изучила токарный станок и могла обрабатывать на нём различные изделия из металла.  
 
Писательница получила специальность токаря самого низкого разряда, но зато изучила психологию ребят и смогла правдиво написать о них. Книга «Идёт ученик» (1943) получила вторую премию на конкурсе детской книги в Детгизе. Премию, как и зарплату токаря, она отдала на строительство танка.
 
Песня на её стихи «Уральцы бьются здорово» (муз. Т. Хренникова) победила в конкурсе «Урал — кузница оружия». Стихи были изданы для фронта отдельной листовкой.
Песня на её стихи «Уральцы бьются здорово» (муз. Т. Хренникова) победила в конкурсе «Урал — кузница оружия». Стихи были изданы для фронта отдельной листовкой.
В эвакуации А. Барто писала не только стихи, но и прозу. В 1943 году вышел «Дневник Наташи Ивановой», написанный от лица ученицы седьмого класса, эвакуированной на Урал москвички.
В эвакуации А. Барто писала не только стихи, но и прозу. В 1943 году вышел «Дневник Наташи Ивановой», написанный от лица ученицы седьмого класса, эвакуированной на Урал москвички.
С самого начала войны писательница добивалась разрешения стать фронтовым корреспондентом. Осенью 1943 года её направили в командировку в действующую армию для литературно-творческой работы. Она рассказывала бойцам о детях, которые гордятся их подвигами, рвутся помогать фронту и прибавляют себе возраст, чтобы их приняли на оборонный завод. Она читала на передовой детские стихи — солдаты слушали их и плакали, ведь они напоминали об их собственных детях.
С самого начала войны писательница добивалась разрешения стать фронтовым корреспондентом. Осенью 1943 года её направили в командировку в действующую армию для литературно-творческой работы. Она рассказывала бойцам о детях, которые гордятся их подвигами, рвутся помогать фронту и прибавляют себе возраст, чтобы их приняли на оборонный завод. Она читала на передовой детские стихи — солдаты слушали их и плакали, ведь они напоминали об их собственных детях.
В 1944 году семья Агнии Барто вернулась из эвакуации в Москву. За несколько дней до Победы, 4 мая 1945 года, трагически погиб её восемнадцатилетний сын Гарик. Он катался на велосипеде в тихом Лаврушинском переулке, где стоял их дом. Внезапно из-за угла на большой скорости выехал грузовик и сбил юношу. Гарик ударился головой о бордюр тротуара. Подруга Агнии Львовны вспоминала, что та после трагедии полностью ушла в себя, не ела, не спала, не разговаривала, лежала на диване, отвернувшись лицом к стене. Встала она только тогда, когда её муж, взяв пистолет, пригрозил застрелить её, дочь и себя. С потерей сына А. Барто так и не смогла смириться до конца жизни.
В 1944 году семья Агнии Барто вернулась из эвакуации в Москву. За несколько дней до Победы, 4 мая 1945 года, трагически погиб её восемнадцатилетний сын Гарик. Он катался на велосипеде в тихом Лаврушинском переулке, где стоял их дом. Внезапно из-за угла на большой скорости выехал грузовик и сбил юношу. Гарик ударился головой о бордюр тротуара. Подруга Агнии Львовны вспоминала, что та после трагедии полностью ушла в себя, не ела, не спала, не разговаривала, лежала на диване, отвернувшись лицом к стене. Встала она только тогда, когда её муж, взяв пистолет, пригрозил застрелить её, дочь и себя. С потерей сына А. Барто так и не смогла смириться до конца жизни.
Поэма «Звенигород» (1947) была написана А. Барто после посещения детского дома в подмосковном Звенигороде, в котором жили дети — сироты войны. Она выступала перед ними с чтением своих стихов и видела, как на детских лицах расцветают улыбки. Когда Агнию Львовну просили назвать самое дорогое из своих произведений, она называла «Звенигород» и поясняла, что писателям часто напоминают о том, что книги должны вмешиваться в жизнь. Именно такой была эта поэма.
Поэма «Звенигород» (1947) была написана А. Барто после посещения детского дома в подмосковном Звенигороде, в котором жили дети — сироты войны. Она выступала перед ними с чтением своих стихов и видела, как на детских лицах расцветают улыбки. Когда Агнию Львовну просили назвать самое дорогое из своих произведений, она называла «Звенигород» и поясняла, что писателям часто напоминают о том, что книги должны вмешиваться в жизнь. Именно такой была эта поэма.
А. Барто написала «Звенигород» на основе разговоров с ребятами, потерявшимися в эвакуации, под бомбёжками, в концлагерях, на вокзалах и в поездах. Они не помнили или путали свои фамилии и возраст, но у них оставались яркие детские воспоминания. В 1954 году А. Барто получила письмо от женщины, прочитавшей поэму. Она потеряла в войну восьмилетнюю дочку Нину и уже не пыталась её разыскать, лишь надеялась, что дочь росла в хорошем детском доме. Писательница, сама лишившаяся сына, не смогла пройти мимо чужого горя и обратилась в милицию, в отдел розыска. Поиски Нины заняли почти год. Её мать написала А. Барто: «… Вы не можете себе представить моё счастье и радость, когда я читала в вашей телеграмме слова: “Горячо поздравляю, ваша дочь нашлась”. Сколько лет я искала своего ребёнка и сколько лет я проливала слезы!...»
А. Барто написала «Звенигород» на основе разговоров с ребятами, потерявшимися в эвакуации, под бомбёжками, в концлагерях, на вокзалах и в поездах. Они не помнили или путали свои фамилии и возраст, но у них оставались яркие детские воспоминания. В 1954 году А. Барто получила письмо от женщины, прочитавшей поэму. Она потеряла в войну восьмилетнюю дочку Нину и уже не пыталась её разыскать, лишь надеялась, что дочь росла в хорошем детском доме. Писательница, сама лишившаяся сына, не смогла пройти мимо чужого горя и обратилась в милицию, в отдел розыска. Поиски Нины заняли почти год. Её мать написала А. Барто: «… Вы не можете себе представить моё счастье и радость, когда я читала в вашей телеграмме слова: “Горячо поздравляю, ваша дочь нашлась”. Сколько лет я искала своего ребёнка и сколько лет я проливала слезы!...»
Об этой удивительной истории в заметке «Мать и дочь встретились» написал журналист «Огонька» Макс Поляновский, затем сотрудники других изданий. К А. Л. Барто стали обращаться люди, разлучённые войной с близкими. Она стала вести передачу «Найти человека», которая с 1965 года тринадцатого числа каждого месяца выходила на радиостанции «Маяк» на протяжении девяти лет. Каждый день в редакцию передачи приходили пачки писем. Барто искала в них яркие воспоминания, по которым можно было помочь разделённым войной людям найти близких. Начались поистине всенародные поиски, бескорыстную помощь предлагали школьники, студенты, журналисты и просто неравнодушные люди. За девять лет воссоединилось 927 семей. О своей работе А. Л. Барто рассказала в документальной повести «Найти человека» (1969). В 1973 году вышел фильм «Ищу человека», снятый по её сценарию. Постепенно поток писем стал иссякать и в 1973 году передача была закрыта. В своём дневнике А. Барто писала: «С трудом привыкаю к тому, что 13-е число каждого месяца теперь день для меня обычный, потому что в течение почти девяти лет он был для меня особенным. По 13-м числам я подходила к микрофону в радиостудии, чтобы рассказать по «Маяку» тысячам, нет, миллионам людей о том, что ещё одна мать нашла своего сына, потерянного маленьким в годы войны, и, может быть, в эту самую минуту где-то на вокзальной платформе или на аэродроме обнимает его, давно ставшего взрослым. Бывали передачи, когда я могла сообщить, что соединено несколько семейств, бывало и затишье. Радость приходит не по расписанию. И хотя поиски — почти девять лет — подчиняли себе мои мысли, все моё время, вместе с последней передачей из моей жизни ушло что-то драгоценное».
Об этой удивительной истории в заметке «Мать и дочь встретились» написал журналист «Огонька» Макс Поляновский, затем сотрудники других изданий. К А. Л. Барто стали обращаться люди, разлучённые войной с близкими. Она стала вести передачу «Найти человека», которая с 1965 года тринадцатого числа каждого месяца выходила на радиостанции «Маяк» на протяжении девяти лет. Каждый день в редакцию передачи приходили пачки писем. Барто искала в них яркие воспоминания, по которым можно было помочь разделённым войной людям найти близких. Начались поистине всенародные поиски, бескорыстную помощь предлагали школьники, студенты, журналисты и просто неравнодушные люди. За девять лет воссоединилось 927 семей. О своей работе А. Л. Барто рассказала в документальной повести «Найти человека» (1969). В 1973 году вышел фильм «Ищу человека», снятый по её сценарию. Постепенно поток писем стал иссякать и в 1973 году передача была закрыта. В своём дневнике А. Барто писала: «С трудом привыкаю к тому, что 13-е число каждого месяца теперь день для меня обычный, потому что в течение почти девяти лет он был для меня особенным. По 13-м числам я подходила к микрофону в радиостудии, чтобы рассказать по «Маяку» тысячам, нет, миллионам людей о том, что ещё одна мать нашла своего сына, потерянного маленьким в годы войны, и, может быть, в эту самую минуту где-то на вокзальной платформе или на аэродроме обнимает его, давно ставшего взрослым. Бывали передачи, когда я могла сообщить, что соединено несколько семейств, бывало и затишье. Радость приходит не по расписанию. И хотя поиски — почти девять лет — подчиняли себе мои мысли, все моё время, вместе с последней передачей из моей жизни ушло что-то драгоценное».
В наши время на телевидении более двадцати пяти лет выходит передача «Жди меня», которая также помогает в поиске людей.
В наши время на телевидении более двадцати пяти лет выходит передача «Жди меня», которая также помогает в поиске людей.
В 2022 году в Екатеринбурге открыли памятник детям Великой Отечественной войны работы скульптора Ф. Петрова. На скамейке сидит грустный Зайка, герой стихотворения, которое знают все дети нашей страны.
В 2022 году в Екатеринбурге открыли памятник детям Великой Отечественной войны работы скульптора Ф. Петрова. На скамейке сидит грустный Зайка, герой стихотворения, которое знают все дети нашей страны.
А. Л. Барто вместе с С. В. Михалковым была инициатором создания советской (ныне российской) секции Международного совета по детской книге (IBBY), основанной в 1968 году. В 1974 году её номинировали на Премию имени Ханса Кристиана Андерсена. Члены международного жюри IBBY включили её в число «особо отмеченных» (high commended). Это значило, что писательница имеет право ещё раз быть выдвинутой на соискание премии, а её книги рекомендуются для перевода в странах, считающихся с мнением IBBY. Жюри отметило, что даже в переводе её стихи не утратили своих поэтических достоинств. Также А. Л. Барто в 1979 году вошла в особый Почётный список Международного совета по детской книге в связи с Международным годом ребёнка.
А. Л. Барто вместе с С. В. Михалковым была инициатором создания советской (ныне российской) секции Международного совета по детской книге (IBBY), основанной в 1968 году. В 1974 году её номинировали на Премию имени Ханса Кристиана Андерсена. Члены международного жюри IBBY включили её в число «особо отмеченных» (high commended). Это значило, что писательница имеет право ещё раз быть выдвинутой на соискание премии, а её книги рекомендуются для перевода в странах, считающихся с мнением IBBY. Жюри отметило, что даже в переводе её стихи не утратили своих поэтических достоинств. Также А. Л. Барто в 1979 году вошла в особый Почётный список Международного совета по детской книге в связи с Международным годом ребёнка.
Творческая и общественная деятельность Агнии Львовны Барто была отмечена большим количеством наград. В 1950 году она стала лауреатом Сталинской премии II степени, в 1976 году — лауреатом Ленинской премии.
Творческая и общественная деятельность Агнии Львовны Барто была отмечена большим количеством наград. В 1950 году она стала лауреатом Сталинской премии II степени, в 1976 году — лауреатом Ленинской премии.
В 1962 году в Лондоне с огромным успехом прошла Выставка советской детской книги и иллюстрации. Её открывала А. Л. Барто.
В 1962 году в Лондоне с огромным успехом прошла Выставка советской детской книги и иллюстрации. Её открывала А. Л. Барто.
В последние годы жизни писательница совершала многочисленные поездки по разным странам, побывала в Англии, Исландии, Японии и многих других странах. Она старалась как можно больше общаться с детьми. В 1977 году вышел её сборник «Переводы с детского». В него вошли собранные в поездках детские стихи, переведённые ею на русский язык. Писательница была уверена в богатстве внутреннего мира детей всех национальностей. «Если дети всего мира будут дружить, то никогда не будет войны», — часто говорила Агния Львовна.
В последние годы жизни писательница совершала многочисленные поездки по разным странам, побывала в Англии, Исландии, Японии и многих других странах. Она старалась как можно больше общаться с детьми. В 1977 году вышел её сборник «Переводы с детского». В него вошли собранные в поездках детские стихи, переведённые ею на русский язык. Писательница была уверена в богатстве внутреннего мира детей всех национальностей. «Если дети всего мира будут дружить, то никогда не будет войны», — часто говорила Агния Львовна.
Агния Львовна Барто скончалась 1 апреля 1981 года в Москве. Похоронена рядом с сыном на Новодевичьем кладбище.
Агния Львовна Барто скончалась 1 апреля 1981 года в Москве. Похоронена рядом с сыном на Новодевичьем кладбище.
В 1982 году детской библиотеке № 99 Севастопольского района г. Москвы (ныне библиотека № 178 ЮЗАО) было присвоено имя А. Л. Барто. Писательница часто выступала там перед ребятами, рассказывала о своих творческих планах. В фондах имеется много её книг с автографом; кроме того, Т. А. Щегляева передала в музей, созданный в библиотеке, личные вещи и фотографии А. Л. Барто.
В 1982 году детской библиотеке № 99 Севастопольского района г. Москвы (ныне библиотека № 178 ЮЗАО) было присвоено имя А. Л. Барто. Писательница часто выступала там перед ребятами, рассказывала о своих творческих планах. В фондах имеется много её книг с автографом; кроме того, Т. А. Щегляева передала в музей, созданный в библиотеке, личные вещи и фотографии А. Л. Барто.
25 февраля 1968 года советский астроном Л. И. Черных открыла в Крымской астрофизической обсерватории астероид главного пояса, расположенный между орбитами Марса и Юпитера, и дала ему имя Агнии Барто. В её честь также назван один из кратеров на Венере.
25 февраля 1968 года советский астроном Л. И. Черных открыла в Крымской астрофизической обсерватории астероид главного пояса, расположенный между орбитами Марса и Юпитера, и дала ему имя Агнии Барто. В её честь также назван один из кратеров на Венере.
На стихах Агнии Барто выросли несколько поколений детей в нашей стране, ведь её книги издавались в СССР миллионными тиражами. До сих пор «Игрушки» часто становятся первой книгой малыша.  
На стихах Агнии Барто выросли несколько поколений детей в нашей стране, ведь её книги издавались в СССР миллионными тиражами. До сих пор «Игрушки» часто становятся первой книгой малыша.  
Агния Барто, умевшая писать «проще, легче, выше, веселей», по праву считается одним из классиков отечественной детской литературы.
Агния Барто, умевшая писать «проще, легче, выше, веселей», по праву считается одним из классиков отечественной детской литературы.