Ладонщиков Георгий Афанасьевич: различия между версиями

Строка 24: Строка 24:
==Георгий Ладонщиков / Биография==
==Георгий Ладонщиков / Биография==
Георгий Афанасьевич Ладонщиков родился 8 июня 1916 года в деревне Каменке Смоленской губернии. Он был тринадцатым ребёнком в бедной крестьянской семье. Когда Гоше было всего два года, его отца убили бандиты.
Георгий Афанасьевич Ладонщиков родился 8 июня 1916 года в деревне Каменке Смоленской губернии. Он был тринадцатым ребёнком в бедной крестьянской семье. Когда Гоше было всего два года, его отца убили бандиты.
В Георгии Ладонщикове рано пробудился интерес к книгам, чтению и сочинительству. Его любовь к литературе началась на деревенской печке. Из-за отсутствия обуви мальчик был вынужден проводить целые зимы на печи. В такие периоды Гоша слушал грустные песни матери, озорные частушки молодёжи, рассказы и сказки стариков и цыган. Гостей в доме всегда привечали. Всё услышанное Гоша охотно пересказывал другим ребятам, изменяя и дополняя от себя. Кроме того, мальчик научился играть на гармошке, а также плясать под неё и распевать частушки, чем радовал окружающих. Частушки были первыми стихами Ладонщикова — он сочинял их ещё до того, как выучился грамоте. В школе Гоша неоднократно демонстрировал свой поэтический талант. Ещё во втором классе мальчик обратил на себя внимание учительницы, когда вместо требуемой заметки в стенгазету написал симпатичное стихотворение о корове и сделал к нему рисунок. Учительница тогда сказала юному автору: «Ты, как Шевченко, любишь и писать, и рисовать. Наверное, писателем будешь». Эти слова хорошо запомнились Ладонщикову.
В Георгии Ладонщикове рано пробудился интерес к книгам, чтению и сочинительству. Его любовь к литературе началась на деревенской печке. Из-за отсутствия обуви мальчик был вынужден проводить целые зимы на печи. В такие периоды Гоша слушал грустные песни матери, озорные частушки молодёжи, рассказы и сказки стариков и цыган. Гостей в доме всегда привечали. Всё услышанное Гоша охотно пересказывал другим ребятам, изменяя и дополняя от себя. Кроме того, мальчик научился играть на гармошке, а также плясать под неё и распевать частушки, чем радовал окружающих. Частушки были первыми стихами Ладонщикова — он сочинял их ещё до того, как выучился грамоте. В школе Гоша неоднократно демонстрировал свой поэтический талант. Ещё во втором классе мальчик обратил на себя внимание учительницы, когда вместо требуемой заметки в стенгазету написал симпатичное стихотворение о корове и сделал к нему рисунок. Учительница тогда сказала юному автору: «Ты, как Шевченко, любишь и писать, и рисовать. Наверное, писателем будешь». Эти слова хорошо запомнились Ладонщикову.
Как и другие деревенские дети, Гоша с малых лет был приучен к труду. Летом он пас гусей, помогал взрослым на поле и в огороде. Постоянной обязанностью Гоши было нянчиться с маленькими племянниками. В двенадцатилетнем возрасте он уже работал наравне со взрослыми. В четырнадцать лет Георгий отправился в Репино, в только что созданную сельскохозяйственную коммуну. Ему довелось поработать и конюхом, и учителем в школе ликбеза, и счетоводом на лесосплаве. Также подросток писал страстные стихи-агитки, призывая односельчан поскорее избавляться от пережитков прошлого и смело идти навстречу новой жизни. Впоследствии Георгий очень гордился тем, что, как он полагал, именно благодаря этим агиткам жители деревни Каменки, включая его мать и старших сестёр, были в числе первых, кто в 1932 году записался в колхоз, созданный на базе коммуны.
Как и другие деревенские дети, Гоша с малых лет был приучен к труду. Летом он пас гусей, помогал взрослым на поле и в огороде. Постоянной обязанностью Гоши было нянчиться с маленькими племянниками. В двенадцатилетнем возрасте он уже работал наравне со взрослыми. В четырнадцать лет Георгий отправился в Репино, в только что созданную сельскохозяйственную коммуну. Ему довелось поработать и конюхом, и учителем в школе ликбеза, и счетоводом на лесосплаве. Также подросток писал страстные стихи-агитки, призывая односельчан поскорее избавляться от пережитков прошлого и смело идти навстречу новой жизни. Впоследствии Георгий очень гордился тем, что, как он полагал, именно благодаря этим агиткам жители деревни Каменки, включая его мать и старших сестёр, были в числе первых, кто в 1932 году записался в колхоз, созданный на базе коммуны.
Вслед за сестрой шестнадцатилетний Георгий Ладонщиков перебрался в Москву. Он учился в Гидротехнической и Полиграфической школах. В эти годы юноша начал публиковать свои стихи. Георгия увлекала не только поэзия, но и живопись. Так он стал посещать изостудию Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС).
Вслед за сестрой шестнадцатилетний Георгий Ладонщиков перебрался в Москву. Он учился в Гидротехнической и Полиграфической школах. В эти годы юноша начал публиковать свои стихи. Георгия увлекала не только поэзия, но и живопись. Так он стал посещать изостудию Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС).
В 1933 году Георгий Ладонщиков стал работником Московской городской телефонной станции. За двадцать пять лет труда он прошёл путь от монтёра до инженера.
В 1933 году Георгий Ладонщиков стал работником Московской городской телефонной станции. За двадцать пять лет труда он прошёл путь от монтёра до инженера.
С первого дня Великой Отечественной войны Георгий Ладонщиков сражался на Ленинградском фронте. Он был связистом в стрелковом полку. Получив ранение, писатель попал в плен. В лагере для военнопленных Георгий Ладонщиков подбадривал товарищей своими стихами. Совершив побег, он присоединился к эстонскому партизанскому отряду «Коткас». Георгий Ладонщиков прошёл всю войну до конца. Удостоился воинских наград.
С первого дня Великой Отечественной войны Георгий Ладонщиков сражался на Ленинградском фронте. Он был связистом в стрелковом полку. Получив ранение, писатель попал в плен. В лагере для военнопленных Георгий Ладонщиков подбадривал товарищей своими стихами. Совершив побег, он присоединился к эстонскому партизанскому отряду «Коткас». Георгий Ладонщиков прошёл всю войну до конца. Удостоился воинских наград.
После войны Георгий Ладонщиков продолжал работать на Московской городской телефонной станции. Однажды ему довелось чинить телефон у Самуила Яковлевича Маршака. Эта встреча стала решающей в жизни Ладонщикова. Самуил Яковлевич узнал, что весёлый связист любит поэзию, что он знаком с творчеством самого Маршака и других детских авторов. Г. Ладонщиков также прочёл Маршаку свои стихи. Известному детскому поэту понравились стихи начинающего автора, и он порекомендовал Георгию Афанасьевичу всерьёз заняться поэтическим творчеством. Кроме того, Маршак направил Ладонщикова к писательнице и редактору Детгиза Эсфири Эмден.
После войны Георгий Ладонщиков продолжал работать на Московской городской телефонной станции. Однажды ему довелось чинить телефон у Самуила Яковлевича Маршака. Эта встреча стала решающей в жизни Ладонщикова. Самуил Яковлевич узнал, что весёлый связист любит поэзию, что он знаком с творчеством самого Маршака и других детских авторов. Г. Ладонщиков также прочёл Маршаку свои стихи. Известному детскому поэту понравились стихи начинающего автора, и он порекомендовал Георгию Афанасьевичу всерьёз заняться поэтическим творчеством. Кроме того, Маршак направил Ладонщикова к писательнице и редактору Детгиза Эсфири Эмден.
В 1951 году в Детгизе была выпущена первая книга Ладонщикова «Маленькие мастера», отредактированная Эмден. В сборник вошло девять стихотворений о пользе труда. Некоторые из них ранее уже печатались в периодике. Книга стала тогда событием. Стихи привлекали внимание естественностью изображённой в них жизни деревенских детей, достоверностью их поведения. Ладонщикову удалось избежать дидактичности и многословной риторики: основная мысль каждого стихотворения закономерно вытекает из сюжета.
В 1951 году в Детгизе была выпущена первая книга Ладонщикова «Маленькие мастера», отредактированная Эмден. В сборник вошло девять стихотворений о пользе труда. Некоторые из них ранее уже печатались в периодике. Книга стала тогда событием. Стихи привлекали внимание естественностью изображённой в них жизни деревенских детей, достоверностью их поведения. Ладонщикову удалось избежать дидактичности и многословной риторики: основная мысль каждого стихотворения закономерно вытекает из сюжета.
Становление Георгия Ладонщикова как профессионального писателя только начиналось. Чтобы восполнить пробелы в знаниях, он решил сесть за учебники. Затем экстерном сдал экзамены за десятилетку.
Становление Георгия Ладонщикова как профессионального писателя только начиналось. Чтобы восполнить пробелы в знаниях, он решил сесть за учебники. Затем экстерном сдал экзамены за десятилетку.
В 1954–1955 годах у Георгия Ладонщикова вышло около десятка книжек-раскладушек: «Мишкин сад», «Мои дела», «Пришла зима» и др. Их выпускал Росгизместпром. Эсфирь Эмден резко критиковала эти книжки начинающего поэта. При этом литературная наставница Ладонщикова горячо приветствовала сборник «Кто быстрей?» (1954). Новая книга Георгия Афанасьевича продолжала и развивала в чём-то образы и поэтические приёмы, проявившиеся в «Маленьких мастерах».
В 1954–1955 годах у Георгия Ладонщикова вышло около десятка книжек-раскладушек: «Мишкин сад», «Мои дела», «Пришла зима» и др. Их выпускал Росгизместпром. Эсфирь Эмден резко критиковала эти книжки начинающего поэта. При этом литературная наставница Ладонщикова горячо приветствовала сборник «Кто быстрей?» (1954). Новая книга Георгия Афанасьевича продолжала и развивала в чём-то образы и поэтические приёмы, проявившиеся в «Маленьких мастерах».
В 1956 году вышла книга Георгия Ладонщикова «Зимние картинки». Эта книжка коротких, в четыре строчки, стихов, неоднократно переиздавалась. В 1950-е годы также вышли такие книги поэта, как «Боровик» (1958), «Точильщик» (1958), «Заиграла балалайка : частушки» (1959), «Своими руками» (1959) и др.
В 1956 году вышла книга Георгия Ладонщикова «Зимние картинки». Эта книжка коротких, в четыре строчки, стихов, неоднократно переиздавалась. В 1950-е годы также вышли такие книги поэта, как «Боровик» (1958), «Точильщик» (1958), «Заиграла балалайка : частушки» (1959), «Своими руками» (1959) и др.
В 1958 году Георгий Ладонщиков стал членом Союза писателей. В 1960 году он окончил Высшие литературные курсы Литературного института имени А. М. Горького. О времени учёбы Георгий Афанасьевич вспоминал так: «Я с радостью ходил на лекции и семинары, с удовольствием ездил на экскурсии и в музеи, встречался с известными писателями…»
В 1958 году Георгий Ладонщиков стал членом Союза писателей. В 1960 году он окончил Высшие литературные курсы Литературного института имени А. М. Горького. О времени учёбы Георгий Афанасьевич вспоминал так: «Я с радостью ходил на лекции и семинары, с удовольствием ездил на экскурсии и в музеи, встречался с известными писателями…»
В 1965 году вышла книга Ладонщикова «Как барин кузнецу позавидовал». Помимо одноимённой сказки в стихах, имеющей подзаголовок «Русская сказка», в эту небольшую, забавную книжку включены два стихотворения. Писатель Сергей Баруздин так отозвался о сказке: «…это действительно русская по духу своему, по поэтической сути и манере сказка. <…> Сюжет сказки интересен и поучителен, стих лёгок и упруг, образы живы и типичны».
В 1965 году вышла книга Ладонщикова «Как барин кузнецу позавидовал». Помимо одноимённой сказки в стихах, имеющей подзаголовок «Русская сказка», в эту небольшую, забавную книжку включены два стихотворения. Писатель Сергей Баруздин так отозвался о сказке: «…это действительно русская по духу своему, по поэтической сути и манере сказка. <…> Сюжет сказки интересен и поучителен, стих лёгок и упруг, образы живы и типичны».
В 1969 году была выпущена книга «Моим друзьям-ребятам». В небольшой по объёму сборник Ладонщикова вошли стихотворения на разные темы, различных жанров (лирическое стихотворение, сказка, басня, частушка).
В 1969 году была выпущена книга «Моим друзьям-ребятам». В небольшой по объёму сборник Ладонщикова вошли стихотворения на разные темы, различных жанров (лирическое стихотворение, сказка, басня, частушка).
В 1970 году вышла книга Георгия Ладонщикова «Про больших и маленьких» с иллюстрациями Нины Носкович. Много лет спустя, в 1990 году, была выпущена книга с таким же названием. Иллюстрации к ней создала Вера Павлова. Несмотря на одинаковые названия, по содержанию сборники почти не совпадают. Первый сборник включает порядка тридцати стихов. В сборнике 1990 года представлено более пятидесяти стихотворений. Книга условно поделена на четыре части: первая «Про больших» — стихотворения о взрослых людях и их труде; вторая «Про маленьких» — стихи о детях; третья «На речке, в поле и в лесу» — стихотворения о природе; четвёртая «Хитрый соня» — стихотворные сказки и басни. Сборник был переиздан дважды — в 2016 и 2017 годах (изд-ва «Нигма» и «Детская литература» соответственно).
В 1970 году вышла книга Георгия Ладонщикова «Про больших и маленьких» с иллюстрациями Нины Носкович. Много лет спустя, в 1990 году, была выпущена книга с таким же названием. Иллюстрации к ней создала Вера Павлова. Несмотря на одинаковые названия, по содержанию сборники почти не совпадают. Первый сборник включает порядка тридцати стихов. В сборнике 1990 года представлено более пятидесяти стихотворений. Книга условно поделена на четыре части: первая «Про больших» — стихотворения о взрослых людях и их труде; вторая «Про маленьких» — стихи о детях; третья «На речке, в поле и в лесу» — стихотворения о природе; четвёртая «Хитрый соня» — стихотворные сказки и басни. Сборник был переиздан дважды — в 2016 и 2017 годах (изд-ва «Нигма» и «Детская литература» соответственно).
В 1972 году вышла книга «Помощники весны». Героями многих стихотворений, включённых в сборник, являются маленькие дети, занятые трудом. Обращают на себя внимание и стихи о природе, которую поэт рисует светлыми, радостными красками. В 1960-е–1970-е годы у Ладонщикова вышли также такие книги, как «В мастерской бобрёнка» (1962), «Лето в разгаре» (1963), «Про знакомые дела» (1964), «Стихи и сказки» (1967), «Самокат» (1969), «Спор на скворечне» (1972), «Егорка-рыбачок» (1974), «Чай с вареньем» (1974), «Солнце землю радует» (1979) и др. В 1976 году Георгий Ладонщиков удостоился почётного звания «Заслуженный работник культуры РСФСР».
В 1972 году вышла книга «Помощники весны». Героями многих стихотворений, включённых в сборник, являются маленькие дети, занятые трудом. Обращают на себя внимание и стихи о природе, которую поэт рисует светлыми, радостными красками. В 1960-е–1970-е годы у Ладонщикова вышли также такие книги, как «В мастерской бобрёнка» (1962), «Лето в разгаре» (1963), «Про знакомые дела» (1964), «Стихи и сказки» (1967), «Самокат» (1969), «Спор на скворечне» (1972), «Егорка-рыбачок» (1974), «Чай с вареньем» (1974), «Солнце землю радует» (1979) и др. В 1976 году Георгий Ладонщиков удостоился почётного звания «Заслуженный работник культуры РСФСР».
В 1980 году у поэта вышла книга «Что мы видели в лесу». Она включает пятнадцать небольших стихотворений, объединённых простым замыслом-сюжетом: мальчик Алёша отправляется вместе с папой в лес за грибами. Маленький герой открывает для себя таинственный и чудесный мир, «где сказки шепчут ели, берёзы и дубы; где ягоды поспели и выросли грибы». Поход в лес становится для Алёши уроком мудрой нравственности. Возвращаясь домой, мальчик поёт от избытка чувств, и последние строчки его песенки звучат так: «Всё, что мы видели в лесу, запомню навсегда я».
В 1980 году у поэта вышла книга «Что мы видели в лесу». Она включает пятнадцать небольших стихотворений, объединённых простым замыслом-сюжетом: мальчик Алёша отправляется вместе с папой в лес за грибами. Маленький герой открывает для себя таинственный и чудесный мир, «где сказки шепчут ели, берёзы и дубы; где ягоды поспели и выросли грибы». Поход в лес становится для Алёши уроком мудрой нравственности. Возвращаясь домой, мальчик поёт от избытка чувств, и последние строчки его песенки звучат так: «Всё, что мы видели в лесу, запомню навсегда я».
Несмотря на то, что Георгий Ладонщиков давно переехал в Москву, в душе он оставался жителем своей Каменки. Поэт даже как-то заметил: «Хотя сорок лет живу в городе, считаю себя деревенским». Родная деревня стала местом действия почти всех стихотворений Георгия Ладонщикова, собранных в книге «Играйте вместе» (1984).
Несмотря на то, что Георгий Ладонщиков давно переехал в Москву, в душе он оставался жителем своей Каменки. Поэт даже как-то заметил: «Хотя сорок лет живу в городе, считаю себя деревенским». Родная деревня стала местом действия почти всех стихотворений Георгия Ладонщикова, собранных в книге «Играйте вместе» (1984).
В 1986 году был выпущен сборник «Скучать некогда». В него вошли стихи из многих книг, написанных Ладонщиковым за долгие годы работы.
В 1986 году был выпущен сборник «Скучать некогда». В него вошли стихи из многих книг, написанных Ладонщиковым за долгие годы работы.
Книги поэта выходили большими тиражами. Их тепло принимали как читатели, так и критики.
Книги поэта выходили большими тиражами. Их тепло принимали как читатели, так и критики.
Поэзия Георгия Ладонщикова жанрово разнообразна. Он писал сказки, песни, весёлые считалочки, сценки, загадки, частушки и др. Подлинное мастерство поэт проявил в жанре басни. Много лет живя в городе, Ладонщиков не утратил живой связи с устным народным творчеством. Для многих его стихотворений характерна фольклорная основа. В стихах Георгия Ладонщикова заметно влияние советской детской классики, а также смоленских поэтов А. Т. Твардовского, М. В. Исаковского.
Поэзия Георгия Ладонщикова жанрово разнообразна. Он писал сказки, песни, весёлые считалочки, сценки, загадки, частушки и др. Подлинное мастерство поэт проявил в жанре басни. Много лет живя в городе, Ладонщиков не утратил живой связи с устным народным творчеством. Для многих его стихотворений характерна фольклорная основа. В стихах Георгия Ладонщикова заметно влияние советской детской классики, а также смоленских поэтов А. Т. Твардовского, М. В. Исаковского.
В творчестве Георгия Ладонщикова присутствуют элементы игры. При этом поэт стремился не только развлекать юных читателей, но и воспитывать в них преданность Родине, любовь к труду, чувство прекрасного. Обращаясь к детям, Ладонщиков говорил о творческом и потребительском отношении к жизни, о взаимном доверии и уважении взрослого и ребёнка, об отцах и детях, о человеческой, гражданской активности и патриотизме.
В творчестве Георгия Ладонщикова присутствуют элементы игры. При этом поэт стремился не только развлекать юных читателей, но и воспитывать в них преданность Родине, любовь к труду, чувство прекрасного. Обращаясь к детям, Ладонщиков говорил о творческом и потребительском отношении к жизни, о взаимном доверии и уважении взрослого и ребёнка, об отцах и детях, о человеческой, гражданской активности и патриотизме.
Тема труда проходит через всё творчество Георгия Ладонщикова. Поэт показывает, как труд обогащает человека, наполняет жизнь смыслом. Ладонщиков писал стихотворения-сказки/басни, в которых демонстрируется необходимость труда («Семья муравья», «Скучать некогда»); стихотворения о взрослых людях, для которых работа является самым важным в жизни («Линейный монтёр», «Рождение караваев») и стихотворения о маленьких детях, которые впервые узнают радость труда («Мамина помощница», «Портниха»). Поэт учит детей ненавязчиво, без лишней назидательности, приводя хорошие примеры из жизни.
Тема труда проходит через всё творчество Георгия Ладонщикова. Поэт показывает, как труд обогащает человека, наполняет жизнь смыслом. Ладонщиков писал стихотворения-сказки/басни, в которых демонстрируется необходимость труда («Семья муравья», «Скучать некогда»); стихотворения о взрослых людях, для которых работа является самым важным в жизни («Линейный монтёр», «Рождение караваев») и стихотворения о маленьких детях, которые впервые узнают радость труда («Мамина помощница», «Портниха»). Поэт учит детей ненавязчиво, без лишней назидательности, приводя хорошие примеры из жизни.
У Георгия Ладонщикова немало воспитательных стихотворений. С хорошо понятным детям юмором поэт высмеивает маленьких лентяев, демагогов, врунишек, хвастунишек в стихах «Гусёнок, метка и наседка», «Лягушка-болтушка», «Нюша-вруша», «Хитрый соня» и др.
У Георгия Ладонщикова немало воспитательных стихотворений. С хорошо понятным детям юмором поэт высмеивает маленьких лентяев, демагогов, врунишек, хвастунишек в стихах «Гусёнок, метка и наседка», «Лягушка-болтушка», «Нюша-вруша», «Хитрый соня» и др.
Особое место в творчестве Георгия Ладонщикова занимает тема природы. Поэт напоминает зоркого, наблюдательного художника, когда показывает детям красоту родной природы, привычки её многочисленных обитателей, смену времён года в реалистических картинах, в выразительных зарисовках с натуры.
Особое место в творчестве Георгия Ладонщикова занимает тема природы. Поэт напоминает зоркого, наблюдательного художника, когда показывает детям красоту родной природы, привычки её многочисленных обитателей, смену времён года в реалистических картинах, в выразительных зарисовках с натуры.
Произведения Георгия Ладонщикова адресованы, в основном, дошкольникам и младшим школьникам. Однако он не ограничивался рамками детской поэзии и всю жизнь писал сатирические и юмористические стихи, ориентированные на взрослую аудиторию.
Произведения Георгия Ладонщикова адресованы, в основном, дошкольникам и младшим школьникам. Однако он не ограничивался рамками детской поэзии и всю жизнь писал сатирические и юмористические стихи, ориентированные на взрослую аудиторию.
Георгий Ладонщиков выступал также как переводчик стихов и прозы для детей. Он переводил с башкирского, белорусского, мордовского, украинского, чувашского и др. языков.
Георгий Ладонщиков выступал также как переводчик стихов и прозы для детей. Он переводил с башкирского, белорусского, мордовского, украинского, чувашского и др. языков.
Поэт умер в Москве 21 марта 1992 года, и о нём надолго забыли. В 2000-е годы вновь стали выпускать сборники стихов Георгия Ладонщикова. В период с 2015 по 2025 год книги поэта выходили в таких издательствах, как «Детская литература», «Нигма», «Облака», «Речь» и «Энас-книга». Произведения Ладонщикова регулярно попадают в хрестоматии для дошкольников и в книги для чтения, адресованные детям младшего школьного возраста.
Поэт умер в Москве 21 марта 1992 года, и о нём надолго забыли. В 2000-е годы вновь стали выпускать сборники стихов Георгия Ладонщикова. В период с 2015 по 2025 год книги поэта выходили в таких издательствах, как «Детская литература», «Нигма», «Облака», «Речь» и «Энас-книга». Произведения Ладонщикова регулярно попадают в хрестоматии для дошкольников и в книги для чтения, адресованные детям младшего школьного возраста.
В разные годы книги Георгия Ладонщикова иллюстрировали Валерий Алфеевский, Анатолий Елисеев, Илья Кабаков, Борис Калаушин, Фёдор Лемкуль, Вениамин Лосин, Виктор Чижиков, Тамара Шеварёва и другие художники.
В разные годы книги Георгия Ладонщикова иллюстрировали Валерий Алфеевский, Анатолий Елисеев, Илья Кабаков, Борис Калаушин, Фёдор Лемкуль, Вениамин Лосин, Виктор Чижиков, Тамара Шеварёва и другие художники.