Каверин Вениамин Александрович: различия между версиями

Строка 27: Строка 27:
Вениамин Каверин родился 19 апреля 1902 года в Пскове в интеллигентной еврейской семье. Отец, Абель Абрамович Зильбер, служил военным музыкантом, мать, Анна Григорьевна, была владелицей музыкальных магазинов. Вениамин был самым младшим из шести детей в семье Зильберов. Отец мало вникал в жизнь детей, и материальное положение семьи было нелегким. Большинство забот лежало на плечах матери, которая оказала гораздо большее влияние на судьбы своих талантливых детей. Анна Григорьевна была высокообразованной женщиной, окончила московскую консерваторию по классу рояля и всю свою интеллигентность, энергичность и широту интересов передала детям. Анна Григорьевна давала уроки музыки, организовывала для псковичей концерты, по ее приглашению в Псков приезжали известные музыканты, певцы и драматические артисты, в числе которых Федор Шаляпин и Вера Комиссаржевская. Огромное влияние на Вениамина также оказывал старший брат Лев, ставший впоследствии всемирно известным ученым-микробиологом и иммунологом.
Вениамин Каверин родился 19 апреля 1902 года в Пскове в интеллигентной еврейской семье. Отец, Абель Абрамович Зильбер, служил военным музыкантом, мать, Анна Григорьевна, была владелицей музыкальных магазинов. Вениамин был самым младшим из шести детей в семье Зильберов. Отец мало вникал в жизнь детей, и материальное положение семьи было нелегким. Большинство забот лежало на плечах матери, которая оказала гораздо большее влияние на судьбы своих талантливых детей. Анна Григорьевна была высокообразованной женщиной, окончила московскую консерваторию по классу рояля и всю свою интеллигентность, энергичность и широту интересов передала детям. Анна Григорьевна давала уроки музыки, организовывала для псковичей концерты, по ее приглашению в Псков приезжали известные музыканты, певцы и драматические артисты, в числе которых Федор Шаляпин и Вера Комиссаржевская. Огромное влияние на Вениамина также оказывал старший брат Лев, ставший впоследствии всемирно известным ученым-микробиологом и иммунологом.


В 1912 году Вениамин Каверин поступил в Псковскую губернскую гимназию, проучился там шесть лет. В 1919 году переехал в Москву, там же окончил среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет университета. Увлекался сочинением стихов, но оставил свои опыты после критических отзывов О. Э. Мандельштама и В. Б. Шкловского. Служил в студенческой столовой, потом одновременно работал в библиотеке Московского военного округа и в художественном подотделе Московского совета. По совету Юрия Тынянова, которого считал своим литературным учителем, в 1920 году переехал в Петроград, там продолжил образование на философском факультете университета, одновременно обучаясь на арабском отделении Института живых восточных языков. Во время учебы он увлекся немецкими романтиками, ходил на лекции и семинары. В 1920 году Вениамин Зильбер представил на объявленный Домом литераторов конкурс свой первый рассказ «Одиннадцатая аксиома» и вскоре удостоился за него одной из шести премий. Этот рассказ не был опубликован, но произвел впечатление на Горького, который похвалил начинающего автора и начал следить за его творчеством. Примерно в то же время Виктор Шкловский привел Вениамина в содружество молодых литераторов «Серапионовы братья». В число «Серапионов» входили такие известные писатели, как Всеволод Иванов, Михаил Зощенко, Константин Федин и поэт Николай Тихонов. Но Каверину ближе всех по духу был умерший в возрасте двадцати трех лет Лев Лунц. Вместе они представляли так называемое западное направление и призывали русских писателей учиться у зарубежной литературы. У всех «Серапионов» были характерные прозвища, у Вениамина таким прозвищем было «брат Алхимик». «Искусство должно строиться на формулах точных наук», — было написано на конверте, в котором Вениамин послал на конкурс свой первый рассказ. Псевдоним «Каверин» был взят писателем в честь гусара, приятеля молодого Пушкина (выведенного им под собственной фамилией в «Евгении Онегине»).
В 1912 году Вениамин Каверин поступил в Псковскую губернскую гимназию, проучился там шесть лет. В 1919 году переехал в Москву, там же окончил среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет университета. Увлекался сочинением стихов, но оставил свои опыты после критических отзывов О. Э. Мандельштама и В. Б. Шкловского. Служил в студенческой столовой, потом одновременно работал в библиотеке Московского военного округа и в художественном подотделе Московского совета. По совету Юрия Тынянова, которого считал своим литературным учителем, в 1920 году переехал в Петроград, там продолжил образование на философском факультете университета, одновременно обучаясь на арабском отделении Института живых восточных языков. Во время учебы он увлекся немецкими романтиками, ходил на лекции и семинары.  
 
В 1920 году Вениамин Зильбер представил на объявленный Домом литераторов конкурс свой первый рассказ «Одиннадцатая аксиома» и вскоре удостоился за него одной из шести премий. Этот рассказ не был опубликован, но произвел впечатление на Горького, который похвалил начинающего автора и начал следить за его творчеством. Примерно в то же время Виктор Шкловский привел Вениамина в содружество молодых литераторов «Серапионовы братья». В число «Серапионов» входили такие известные писатели, как Всеволод Иванов, Михаил Зощенко, Константин Федин и поэт Николай Тихонов. Но Каверину ближе всех по духу был умерший в возрасте двадцати трех лет Лев Лунц. Вместе они представляли так называемое западное направление и призывали русских писателей учиться у зарубежной литературы. У всех «Серапионов» были характерные прозвища, у Вениамина таким прозвищем было «брат Алхимик». «Искусство должно строиться на формулах точных наук», — было написано на конверте, в котором Вениамин послал на конкурс свой первый рассказ. Псевдоним «Каверин» был взят писателем в честь гусара, приятеля молодого Пушкина (выведенного им под собственной фамилией в «Евгении Онегине»).


Первое произведение Каверина, опубликованное в 1922 году, — фантастическая новелла «Хроника города Лейпцига за 18... год»; в том же году Каверин женился на Лидии Тыняновой (младшей сестре Ю. Н. Тынянова), ставшей позже детской писательницей.
Первое произведение Каверина, опубликованное в 1922 году, — фантастическая новелла «Хроника города Лейпцига за 18... год»; в том же году Каверин женился на Лидии Тыняновой (младшей сестре Ю. Н. Тынянова), ставшей позже детской писательницей.
Строка 33: Строка 35:


На творчество Каверина огромное влияние оказал Э. Т. А. Гофман, это ощущается по множеству различных персонажей, переживающих причудливые превращения, по затейливой фабуле, когда во время действия сменяются страны и эпохи.
На творчество Каверина огромное влияние оказал Э. Т. А. Гофман, это ощущается по множеству различных персонажей, переживающих причудливые превращения, по затейливой фабуле, когда во время действия сменяются страны и эпохи.
В 1923 году он окончил Институт восточных языков. После окончания университета в 1924 году Каверин был оставлен в аспирантуре. Одновременно Каверин преподавал в Институте истории искусств. До конца 1920-х гг. совмещал литературную работу с научной.
В 1923 году он окончил Институт восточных языков. После окончания университета в 1924 году Каверин был оставлен в аспирантуре. Одновременно Каверин преподавал в Институте истории искусств.  
 
До конца 1920-х гг. совмещал литературную работу с научной.
В повести «Конец хазы» (1924) Каверин переходит к новой творческой манере, обращаясь к психологической мотивировке характеров. В его первом романе «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» (1928) в игровом ключе воссозданы характеры филологов и писателей 1920-х гг.; прототипом главного героя явился В. Б. Шкловский. Как филолога его привлекали малоизученные страницы русской литературы начала XIX-го века: сочинения В. Ф. Одоевского, А. Ф. Вельтмана, О. И. Сенковского — последнему он посвятил серьезный научный труд, выпущенный в 1929 году отдельной книгой «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского, журналиста, редактора «Библиотеки для чтения». Эта книга одновременно была представлена как диссертация, которую Каверин с блеском защитил в Институте истории искусств, получив звание научного сотрудника первого разряда.
В повести «Конец хазы» (1924) Каверин переходит к новой творческой манере, обращаясь к психологической мотивировке характеров. В его первом романе «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» (1928) в игровом ключе воссозданы характеры филологов и писателей 1920-х гг.; прототипом главного героя явился В. Б. Шкловский. Как филолога его привлекали малоизученные страницы русской литературы начала XIX-го века: сочинения В. Ф. Одоевского, А. Ф. Вельтмана, О. И. Сенковского — последнему он посвятил серьезный научный труд, выпущенный в 1929 году отдельной книгой «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского, журналиста, редактора «Библиотеки для чтения». Эта книга одновременно была представлена как диссертация, которую Каверин с блеском защитил в Институте истории искусств, получив звание научного сотрудника первого разряда.


Строка 61: Строка 65:


В поздний период своего творчества Каверин жил, в основном, в писательском поселке Переделкино под Москвой. Им были написаны романы «Перед зеркалом» (1971), а также автобиографические книги «В старом доме» (1971) и «Освещенные окна» (1976). В 1960-80-е гг. написал несколько произведений для детей: сказочные рассказы «Легкие шаги» (1963), «Снегурочка» (1967), «Летающий мальчик» (1969), «Сын стекольщика» (1979), «Рисунок» (1980), повесть «Верлиока» (1981) и др. Самыми известными иллюстрациями к каверинским сказкам стали рисунки Валерия Алфеевского.
В поздний период своего творчества Каверин жил, в основном, в писательском поселке Переделкино под Москвой. Им были написаны романы «Перед зеркалом» (1971), а также автобиографические книги «В старом доме» (1971) и «Освещенные окна» (1976). В 1960-80-е гг. написал несколько произведений для детей: сказочные рассказы «Легкие шаги» (1963), «Снегурочка» (1967), «Летающий мальчик» (1969), «Сын стекольщика» (1979), «Рисунок» (1980), повесть «Верлиока» (1981) и др. Самыми известными иллюстрациями к каверинским сказкам стали рисунки Валерия Алфеевского.


В. А. Каверин только в 1986 году стал членом правления Союза писателей. Одной из последних работ Каверина стала книга о его лучшем друге Ю. Н. Тынянове «Новое зрение», написанная в соавторстве с критиком и литературоведом В. Новиковым.
В. А. Каверин только в 1986 году стал членом правления Союза писателей. Одной из последних работ Каверина стала книга о его лучшем друге Ю. Н. Тынянове «Новое зрение», написанная в соавторстве с критиком и литературоведом В. Новиковым.
Вениамин Каверин умер 2 мая 1989 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Вениамин Каверин умер 2 мая 1989 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.


В июне 1995 года состоялось открытие памятника «Два капитана», который расположен у здания Псковской областной детской библиотеки. В апреле 1997 года у здания главпочтамта в Пскове на месте дома, где родился Каверин, была открыта мемориальная доска. Произведения Каверина начали экранизировать уже в 1926 году. На киностудии Ленфильм были сняты кинофильм «Чужой пиджак», кинофильм в двух сериях «Два капитана» и телефильм в девяти сериях «Открытая книга». Наиболее удачной он считал телевизионную версию повести «Школьный спектакль». По знаменитым «Двум капитанам» было снято два фильма. 19 октября 2001 года в Москве состоялась премьера мюзикла «Норд-Ост», созданного по мотивам этого романа. 11 апреля 2002 года на Северном Полюсе авторами мюзикла Георгием Васильевым и Алексеем Иващенко был водружен флаг «Норд-Оста» с бессмертным девизом полярников «Бороться и искать, найти и не сдаваться».
В июне 1995 года состоялось открытие памятника «Два капитана», который расположен у здания Псковской областной детской библиотеки. В апреле 1997 года у здания главпочтамта в Пскове на месте дома, где родился Каверин, была открыта мемориальная доска.  
 
Произведения Каверина начали экранизировать уже в 1926 году. На киностудии Ленфильм были сняты кинофильм «Чужой пиджак», кинофильм в двух сериях «Два капитана» и телефильм в девяти сериях «Открытая книга». Наиболее удачной он считал телевизионную версию повести «Школьный спектакль». По знаменитым «Двум капитанам» было снято два фильма. 19 октября 2001 года в Москве состоялась премьера мюзикла «Норд-Ост», созданного по мотивам этого романа. 11 апреля 2002 года на Северном Полюсе авторами мюзикла Георгием Васильевым и Алексеем Иващенко был водружен флаг «Норд-Оста» с бессмертным девизом полярников «Бороться и искать, найти и не сдаваться».