Крюс Джеймс Якоб Хайнрих: различия между версиями

Строка 32: Строка 32:


Повесть «Мой прадедушка и я» (1960) и ее продолжение «Мой прадедушка, герои и я» (1967) написаны автором в традициях европейских хроник. Старый поэт рассказывает правнуку о героях разных времен, от античности до наших дней — настоящих и мнимых, находчивых и не слишком, признанных и забытых. Писателю удалось показать юным читателям, где настоящая отвага, а где бессмысленный риск. В повести есть мораль, но нет скучной назидательности и пафоса, есть юмор, ирония и грусть, а поучения изложены в забавной поэтической форме.
Повесть «Мой прадедушка и я» (1960) и ее продолжение «Мой прадедушка, герои и я» (1967) написаны автором в традициях европейских хроник. Старый поэт рассказывает правнуку о героях разных времен, от античности до наших дней — настоящих и мнимых, находчивых и не слишком, признанных и забытых. Писателю удалось показать юным читателям, где настоящая отвага, а где бессмысленный риск. В повести есть мораль, но нет скучной назидательности и пафоса, есть юмор, ирония и грусть, а поучения изложены в забавной поэтической форме.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Джеймс Крюс">
Файл:James-Kr-ss (1).jpg|Тим Талер, или Проданный смех / Джеймс Якоб Хайнрих Крюс
Файл:James-Kr-ss (5).jpg|Mein Urgroßvater und ich=Мой прадедушка и я / James Jacob Hinrich Krüss
Файл:James-Kr-ss (4).jpg|Mein Urgroßvater, Die Helden und ich=Мой прадедушка, герои и я / James Jacob Hinrich Krüss
Файл:James-Kr-ss (3).jpg|Die Reise ins Schlaraffenland / James Krüss
</gallery></center>


В 1962 году увидела свет наиболее известная сказочно-философская повесть писателя «Тим Талер, или Проданный смех». Автор использовал популярный «кочующий» сюжет «сделка с дьяволом», к которому обращались Гёте («Фауст»), Гауф («Холодное сердце») и Шамиссо («Удивительная история Петера Шлемиля»). Суть сюжета сводилась к следующему: человек, заключая договор с «господином в сером», обменивал нечто нематериальное, но, как выясняется позже, жизненно важное (тень, жизнь, сердце) на материальные блага или сверхъестественные способности. В повести Джеймса Крюса ребенок-сирота заключает контракт с неким бароном Тречем (анаграмма слова «черт»). Позднее выясняется, что юному Тиму Талеру пришлось столкнуться ни с кем иным, как с одним из самых могущественных демонов — Астаротом. Дьявола привлекает возможность обрести власть над сердцами и душами людей. Стараниями темных сил смех ребенка становится предметом сделки. Но стоимость смеха не измеряется деньгами, так как дает его обладателю власть над собой, ощущение внутренней свободы. Не случайно в книге звучит старая пословица: «Научи меня смеяться, спаси мою душу!». Со временем к мальчику приходит понимание, что он потерял не только смех и улыбку, а свою суть, душу, самого себя. Тим Талер с большим трудом разрывает контракт с Тречем и вновь обретает способность смеяться.
В 1962 году увидела свет наиболее известная сказочно-философская повесть писателя «Тим Талер, или Проданный смех». Автор использовал популярный «кочующий» сюжет «сделка с дьяволом», к которому обращались Гёте («Фауст»), Гауф («Холодное сердце») и Шамиссо («Удивительная история Петера Шлемиля»). Суть сюжета сводилась к следующему: человек, заключая договор с «господином в сером», обменивал нечто нематериальное, но, как выясняется позже, жизненно важное (тень, жизнь, сердце) на материальные блага или сверхъестественные способности. В повести Джеймса Крюса ребенок-сирота заключает контракт с неким бароном Тречем (анаграмма слова «черт»). Позднее выясняется, что юному Тиму Талеру пришлось столкнуться ни с кем иным, как с одним из самых могущественных демонов — Астаротом. Дьявола привлекает возможность обрести власть над сердцами и душами людей. Стараниями темных сил смех ребенка становится предметом сделки. Но стоимость смеха не измеряется деньгами, так как дает его обладателю власть над собой, ощущение внутренней свободы. Не случайно в книге звучит старая пословица: «Научи меня смеяться, спаси мою душу!». Со временем к мальчику приходит понимание, что он потерял не только смех и улыбку, а свою суть, душу, самого себя. Тим Талер с большим трудом разрывает контракт с Тречем и вновь обретает способность смеяться.