44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 24: | Строка 24: | ||
== Биография == | == Биография == | ||
Отец | Владимир Конашевич родился в Новочеркасске, в семье банковского служащего. Вскоре после его рождения семья переехала в Москву. Жили скромно. Снимали четырёхкомнатную квартиру на Садовой-Самотечной в доме казачьего генерала Дукмасова. Отец служил в Крестьянском банке, расположенном в том же доме. Это была простая, бесхитростная жизнь с визитами к тёткам, играми в детской, придумыванием сказочных историй про маленьких человечков, новогодними ёлками… Много лет спустя в блокадном Ленинграде Конашевич с нежностью вспоминал о такой ёлке из детства: «Мы с сестрой стояли на пороге столовой в немом, восторженном изумлении. Ёлка сверкала живыми огоньками свечек. Огоньки отражались искрами на золотом и серебряном дожде, на позолоте орехов, блёстках коробочек и золотой обёртке шоколадных конфет. Крымские яблочки вертелись на своих нитках вправо и влево, показывая то жёлтые свои, то красные бока; а наверху сияла серебряная стеклянная пика…». | ||
В 1897 году семья переехала жить в Чернигов — отец поссорился со своим начальником князем Кудашевым (управляющим банком), отказавшись провести не вполне законную операцию. В Чернигове Конашевич окончил реальное училище. Он с удовольствием занимался математикой, играл на скрипке. Увлекаясь символизмом и романтизмом, переписывал в тетрадь стихи Фета и Блока. Брал частные уроки у художника Ивана Ивановича Михайлова, затем стал заниматься у живописца П.Д.Цыганка. | |||
В 1908 г. Владимир Конашевич поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1913. Учился у К.Коровина, С.Малютина, Л.Пастернака. С 1915 г. его жизнь связана с Петроградом-Ленинградом, который он не покинул и во время блокады. | В 1908 г. Владимир Конашевич поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1913. Учился у К.Коровина, С.Малютина, Л.Пастернака. С 1915 г. его жизнь связана с Петроградом-Ленинградом, который он не покинул и во время блокады. | ||
В 1915 году Конашевич переехал в Петроград. Вместе с С.В. Чехониным и Н.А. Тырсой он расписывал Юсуповский дворец (1915-1917), ряд петербургских особняков, принимал участие в реставрации Павловского дворца-музея, устраивал выставки.Три года занятий декоративными работами позднее ярко проявились в его подходе к оформлению детских книг. | |||
В 1918-1926 годах был помощником хранителя Павловского дворца-музея. После Великой Отечественной войны участвовал в восстановлении Русского музея. | В 1918-1926 годах был помощником хранителя Павловского дворца-музея. После Великой Отечественной войны участвовал в восстановлении Русского музея. | ||
В 1922-м А. Бенуа пригласил Конашевича стать членом художественного объединения «Мир искусства», созданного по инициативе А. Бенуа и К. Сомова для изучения истории искусства, преимущественно живописи и музыки. В. Конашевич считал, что искусство – это выражение личности художника. Его собственная личность проявилась в его творчестве, которому присущ особый, романтически-сказочный стиль, близкий к рококо. Затейливо-декоративная манера, ироничность, гротесковость, смягченная теплым юмором. | В 1922-м А. Бенуа пригласил Конашевича стать членом художественного объединения «Мир искусства», созданного по инициативе А. Бенуа и К. Сомова для изучения истории искусства, преимущественно живописи и музыки. В. Конашевич считал, что искусство – это выражение личности художника. Его собственная личность проявилась в его творчестве, которому присущ особый, романтически-сказочный стиль, близкий к рококо. Затейливо-декоративная манера, ироничность, гротесковость, смягченная теплым юмором. | ||
Первой детской книгой Владимира Михайловича стала «Азбука в рисунках В.Конашевича» (1918). Как вспоминала дочь художника, «Азбука» родилась из писем, которые Конашевич писал жене, уехавшей с дочкой к родным на Урал и застрявшей там на долгое время (Урал оказался отрезан армией Колчака): «Папа писал маме письма, а мне присылал картинки. На каждую букву алфавита. Мне было уже четыре года, и, очевидно, он считал, что пора уже знать буквы. Позднее эти картинки были изданы под заглавием “Азбука в картинках”». В отличие от композиционно сложной «Азбуки» Александра Бенуа, Конашевич создал книгу, выстроенную при помощи крупных изображений предметов и животных, нарисованных акварелью. | |||
В 1918 г. с иллюстрациями В.Конашевича выходит «Розовая азбука» Е. Соловьевой, составленная уже по принципам новой орфографии и объясняющая реформы русского языка, но в той же иллюстративной манере, что и предыдущая азбука: утонченной и в то же время конкретно изображающей предметы и явления. | В 1918 г. с иллюстрациями В.Конашевича выходит «Розовая азбука» Е. Соловьевой, составленная уже по принципам новой орфографии и объясняющая реформы русского языка, но в той же иллюстративной манере, что и предыдущая азбука: утонченной и в то же время конкретно изображающей предметы и явления. | ||
В 1922 г. В. Конашевич оформляет сборник стихотворений А. Фета, используя изысканные орнаменты и арабески, и лирическую поэму И. Тургенева «Помещик». | В 1922 г. В. Конашевич оформляет сборник стихотворений А. Фета, используя изысканные орнаменты и арабески, и лирическую поэму И. Тургенева «Помещик». Для сборника Конашевич сам подбирает стихотворения, а иллюстрации делает, где-то едва касаясь бумаги и чуть намечая контуры фигур и действие прерывистыми, лёгкими линиями, где-то прибегая к эмоциональной, густой штриховке; он создаёт своё — визуальное поэтическое повествование. Не случайно исследователь его творчества Ю.Молок писал, что рисунки Конашевича к стихам Фета «остались в истории русской графики как превосходные лирические страницы… где художник не побоялся состязаться с поэтом». | ||
В 1922 г. выходят оформленные В. Конашевичем сказки Шарля Перро и «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. | В 1922 г. выходят оформленные В. Конашевичем сказки Шарля Перро и «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. В книжках этих — нарядных, изысканных — прослеживались традиции художников объединения «Мир искусства». Печатались сказки в Берлине, на хорошей бумаге, при помощи офсетной печати (которой в России тогда ещё не было), позволявшей воспроизвести все нюансы лёгкого акварельного рисунка, но в прессе подвергались нападкам за то, что были сделаны «скорее для библиофилов, чем для детей» | ||
В 1923-1930-х гг. В. Конашевич сотрудничал с издательством детской литературы «Радуга», с первым советским изданием для детей «Северное сияние», с журналами «Новый Робинзон», «Чиж» и «Ёж», «Костёр», «[[Мурзилка]]». | В 1923-1930-х гг. В. Конашевич сотрудничал с издательством детской литературы «Радуга», с первым советским изданием для детей «Северное сияние», с журналами «Новый Робинзон», «Чиж» и «Ёж», «Костёр», «[[Мурзилка]]». |