Шолохов Михаил Александрович
Михаил Шолохов | |
Имя при рождении | Михаил Шолохов |
Дата рождения | 24.05.1905 |
Место рождения | станица Вёшенская, Донецкий округ, область Войска Донского, Российская Империя |
Дата смерти | 21.02.1984 |
Место смерти | станица Вёшенская, Ростовская область, РСФСР, СССР |
Гражданство | Российская Империя, СССР |
Род деятельности | писатель |
Язык произведений | русский |
Михаил Александрович Шолохов — русский советский писатель, журналист и киносценарист. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1965).
Михаил Шолохов / Биография
Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 году в станице Вешенской Донецкого округа, бывшей области Войска Донского, ныне Ростовской области. В своей автобиографии писатель приводит интересный штрих, характеризующий силу душевного мира его матери: когда отец отвез его в город учиться, неграмотная мать будущего писателя выучилась грамоте, чтобы самостоятельно писать сыну письма.
Юноша Михаил Шолохов служил и участвовал в сражениях с бандами, властвовавшими на Дону в начале 20-х годов, работал учителем, канцеляристом, продовольственным инспектором. В 1923 году он переехал в Москву, работал чернорабочим, каменщиком, грузчиком, счетоводом и «упорно учился писать»... М. Шолохов — страстный участник всех событий, происходящих в стране. Он часто бывал у тех, кто возводил на Волго—Доне плотину Цимлянского гидроузла, кто строил Волгоградскую гидроэлектростанцию. Он гость колхозных чабанов, ростовских рабочих, металлургов Таганрога, воинов Советской Армии, литературной молодежи. Шолохов всегда с народом — и в мирные дни, и в пору грозных испытаний в годы Великой Отечественной войны сначала полковой комиссар, а затем полковник Шолохов — военный корреспондент «Правды» и «Красной звезды».
Первая книга Шолохова «Донские рассказы» родилась в 1925 году. Появление нового таланта в молодой советской литературе приветствовал писатель, земляк Шолохова, А. С. Серафимович. В предисловии к «Донским рассказам» Серафимович предугадал в Шолохове большого писателя.
В 1926 году Шолохов начал писать «Тихий Дон». Четырехтомная эпопея была завершена им только в 1940 году.
Задумав писать роман о донском казачества, Михаил Александрович покидает Москву и возвращается в родные края, в станицу Вешенскую.
Крупный общественный деятель, коммунист, чуткий к большим и малым интересам и нуждам народа, депутат Верховного Совета СССР Шолохов сочетает свою творческую работу с тесным повседневным общением с народом, среди которого живет и которому служит. Вот почему сложившийся в поколениях народа, типы людей, условия их жизни и труда, особенности быта разных прослоек общества, краски языка, оттенки чувств — все это для писателя «открытая книга». Живя слитной, единой жизнью с народом, Шолохов понимает своих земляков героев с полуслова.
С глубочайшей искренностью и страстной убежденностью Михаил Александрович, выступая на Втором Всесоюзном съезде советских писателей, сказал: «Злобствующие враги за рубежом говорят, будто бы пишем мы по указке партии. Дело обстоит несколько иначе: каждый из нас пишет по указке своего сердца, а сердце наше принадлежит партии и родному народу, которым мы служим своим искусством».
В этих облетевших весь мир словах Шопохова выражены глубинные особенности советского искусства, отношения между писателем и народом, который оказывает свое влияние не только на содержание, но и на всю направленность и специфику советской художественной литературы.
Если до Шолохова в советской литературе об Октябрьской революции и о гражданской войне рассказывалось главным образом о тех, кто рос и мужал вместе с революцией, кто обретал себя как полноправную человеческую личность в борьбе за счастливое будущее народа, то Шопохов в «Тихом Доне» повествует о тех, кто блуждал и ошибался, чей путь был отмечен сопротивлением народному движению и тяжелыми, невозвратимыми утратами.
Покоряющая особенность творческого метода Шолохова в том и состоит, что он как бы ставит своих героев перед суровым и нелицеприятным судом истории. Причем его герои отнюдь не безвольные «жертвы истории», не пассивные наблюдатели — они, подобно Григорию Мелехову, предельно активны, они бросаются в огонь ожесточенных битв, сознавая себя силой, способной воздействовать на ход истории.
И в обрисовке героев, находящихся на нашей стороне баррикад, например Семена Давыдова из «Поднятой целины», Шолохов также не изменяет скрупулезной реалистической объективности, правде жизни, правдивому раскрытию людских характеров. Обнажает он и силу, и слабости героя; все стороны, все грани характера, все качества героя проходят жесткую проверку В нелегких обстоятельствах, порожденных драматическими событиями. Реалистическое изображение личных судеб людей достигается художником благодаря сопоставлению индивидуальной человеческой жизни, перипетии ее пути, с судьбой, идеалами и целями народа. Наиболее яркой иллюстрацией к этому может послужить потрясающий образ Андрея Соколова из прославленного на весь мир шолоховского рассказа «Судьба человека».
В этом «маленьком романе в форме рассказа» поднята высокая гуманистическая тема, с исключительной яркостью показаны могучая духовная сила и благородная красота мужественного характера советского человека, прошедшего через тяжелые испытания жестокой войны против фашизма.
О «Судьбе человека» написано множество статей. Но более пытливым читателям мы рекомендуем прочесть исследование одного из крупнейших советских ученых —- члена-корреспондента Академии наук СССР Д. Д. Благого — главу «Шедевр социалистического реализма» в книге «Поэзия действительности». «Испепеленного», «покалеченного» войной... Андрея Соколова ничто и никогда не в силах утешить, заставить забыть пережитое, возместить его страшные потери... Но, если личная трагедия Соколова ни при каких условиях не может перестать быть трагичной, — он, простой советский человек, пусть «исказненный», сгорбленный жизнью, не только не сломлен, но и становится носителем закона «утверждения в жизни живого» — закона «великих свершений» весны, закона майского солнца, закона того нового общества.
В рассказе, заглавие которого недаром носит обобщенный характер, перед нами... судьба не только одного Андрея Соколова. В нем речь идет о двух в основном идентичных судьбах.
Как и у Андрея Соколова, у случайно встреченного им в чужом городе беспризорного парнишки война все отняла — родной кров, мать, которую во время эвакуации убило бомбой в поезде, отца, который погиб на фронте. Это еще совсем ребенок... Но то, что с ним произошло, понятно, не могло пройти для него даром. «Этакая маленькая птаха, — вспоминает о встрече с ним Соколов, — а уже научился вздыхать. Его ли это дело?»
Соколов не в силах исправить свою личную «покалеченную» судьбу, не может оживить своих «мертвых, потухших» глаз, но он может выправить жизнь и судьбу ребенка, может не дать погаснуть за пеленой дождя звездочкам в его глазах, может сделать так, чтобы он перестал заниматься «не своим», недетским делом. «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети».
И Андрей Соколов делает еще большее. Для того чтобы «маленькая птаха» никогда больше не вздыхала, он объявляет мальчику, что он—то и есть его отец, которого считали погибшим.
И вот два порознь пропадающих, «осиротевших», все потерявших человеческих существа обретают друг в друге новую, слитую, общую судьбу, взаимно утверждают друг друга в жизни. Ибо не только мужчина дает возможность ребенку оставаться ребенком, но и ребенок открывает перед мужчиной возможность «выдюжить» —- остаться до конца верным себе, остаться мужчиной...
Бережное выхаживание МОЛОДЫХ весенних ростков, стремление ничем не За- темнить мира детской души составляет один из характернейших ведущих мотивов, настойчиво повторяющихся на протяжении всего произведения Шолохова. в ПОЛ- ную сипу проявляется это в святой лжи Соколова, которая, в сущности, сразу же перестает быть ЛОЖЬЮ: не ТОЛЬКО мальчик поверил в то, что Соколов взаправду его отец, но и сам он тут же и навсегда стал ощущать малыша своим доподлинным сыном.
Здесь ВООЧИЮ, в ЖИВЫХ пластических образах перед нами возникает столь знакомая жизнеутверждающая пушкинская тема. Причем эта тема получает дальней— шее И знаменательное развитие. Там ПОЭТ примирился С неизбежною смертью и своей собственной, и всего своего поколения, мысленно воображая себе новую, «младую жизнь», которая будет играть у его гробового входа. Здесь герой делает все для того, чтобы младая ЖИЗНЬ могла играть...»
Яркий психологический этюд Д. Благого завершается следующими вдохновенными строками: «Совсем небольшое по объему создание Шолохова исполнено такой проникаю- щей в душу нашей социалистической человечности, такой нашей социалистической правды и одновременно такой мудрой сдержанности, скупости художнических средств, такой завещанной Пушкиным простоты, что оно вполне может служить еще одним замечательным образцом ТОЙ ПОЭЗИИ действительности, которая составляет отличительнейшее свойство - живую душу — русского ревлизма на всех этапах его развития».
В «Судьбе человека» и в опубликованных главах нового романа «Они сражались за РОДИНУ» СЛИЕВЮТСЯ два мощных П0?0Ка человеческих ЧУВСТВ: любовь и ненависть. Горячая любовь народа к своему социалистическому Отечеству и ненависть К его врагам. В НОВОМ проявлении видны В ЭТИХ произведениях основные черты шолоховского творчества.
Писатель показывает войну во всей ее суровой и тяжелой правде, рисует потрясающие своей жестокостью картины всемирной бойни, но рисует их так, что каждая страница ЭТИХ произведений дышит побеждающим ОПТИМИЗМОМ, несокрушимой верой в торжество правого дела, за которое борется трудовое человечество.
Шолоховские образы потому и обладают могучей художественной силой воз- действия, что писатель, наблюдая и изучая жизнь родного народа, зорко отбирает и вдумчиво синтезирует наиболее типичные черты образа и создает в своих произведениях цельные, убедительные характеры, изображенные с редкостной чет- костью и ясностью. Видя перед собой живой, полный богатства жизненных красок образ, читатель находит в окружающей жизни таких людей, понять которых помогает ему этот неизгладимый из памяти литературный герой.
В образах шолоховских героев многие люди порой узнают себя. В свое время объявился «прототип» деда Щукаря, хотя на самом деле этого старика окрестили «Щукарем» после вых0да «Поднятой целины». В ряде станиц появилось несколько «Кондратов Майданниковых», убежденных в том, что именно их-то и описал «из жизни» автор романа. Дело доходило до того, что всерьез разыскивали родственников Аксиньи Астаховой или показывали место, где стоял мепеховский курень... Вот до какой степени убеждает в своей реальности художественная правда созданных Шолоховым литературных героев.
В пленительном образе Аксиньи из «Тихого Дона» впервые в мировой литера- туре появилось столь проникновенное изображение внутреннего мира женщины- крестьянки.
И судьба «Поднятой целины» сложилась поистине необыкновенно. Этот роман уже давно вышел за пределы того, что мы привыкли называть романом. Он стал для миллионов людей руководством в жизни, учебником в самом высоком значении этого слова, стал школой опыта, источником вдохновения и надежды: Мы не удивились, когда прочли однажды в газете, что собрание крестьян какои-то ру- мынской деревни попросило срочно прислать двадцать пять экземпляров «ПОДНЯ- той целины», так как они решили перейти к коллективному хозяйству.
Писатель Михаил Шолохов в житейском обиходе в совершенстве владеет искусством слушать. Шопохов не задает вопросов. Меткой репликой, улыбчивой шуткой он создает вокруг себя атмосферу тепла и искренности, умеет повернуть разговор так незаметно, тактично, без малейшего нажима, что люди и не спрошенные рассказывают сами все, его интересующее.
У Шопохова множество друзей среди хуторян и станичников. Он ходит с ними на охоту, на рыбную ловлю, варит кашу к ужину, а у костров заводит душевные беседы, и люди «выкладывают» писателю самое сокровенное.
Поразительно, что Михаил Александрович почти никогда этих бесед не записывает. В рабочем обиходе писателя отсутствует традиционная «записная книжка». Феноменальная память и «абсолютный слух», редкостная чуткость художника и несметное богатство изобразительных средств позволяют ему воспроизвести в своих книгах думы и душу народа.
Летом 1967 года после писательского съезда по инициативе правления Союза писателей СССР и Центрального Комитета комсомола молодые советские писатели вместе с писателями из социалистических стран съехались в «литературную столицу мира» —- станицу Вешенскую в гости к Михаилу Александровичу Шолохову.
Молодые гости привезли седовласому, но молодому сердцем хозяину библиотеку своих произведений: недавно изданные книги и журналы «Молодая гвардия», в которых были напечатаны произведения почти всех участников встречи.
Шолохов сердечно поблагодарил за подарки и сказал: — Старому писателю всегда приятно получать в подарок молодогвардейскую литературу.
Братская, раздольная встреча на берегу прославленного тихого Дона не была стеснена никакими официальными церемониями. Каждый, кто хотел, запросто подходил к Шолохову и задавал волнующие его вопросы о жизни, о писательском работе. Непринужденное дружеское общение, прогулки, беседы, между разговорами — песни, шутки...
«Вот так и останется в памяти, — писал о вешенской встрече один из её участников, — Мы ехали автобусом по донскои земле. пели донские песни. Волжские. Дунайские. Днепровские... Пели «Варшавянку». Пели «Смело мы в бой пойдем»... И голоса венгров и поляков, немцев и болгар вплетались в голоса русских парней, и это был один чистый голос «третьей» писательской смены...»
Взволнованный незабываемой встречей, венгерский писатель Имре Берани сказал: —— Тихий Дон впадает не в Азовское море, тихий Дон впадает в наши сердца: Радушная товарищеская встреча происходила и в марте 1969 пода. Группа литераторов, участников V Всесоюзного совещания молодых писателеq вместе с руководителями центрального комсомольского издательства «Молодая гвардия» поехала в гости к Михаилу Александровичу, который из-за недомогания не мог принять участия в совещании. Много интересного рассказывал маститый художник своим госям о своей работе, путешествиях, встречах и замыслах. Писатель говорил также и о том, сколь необходимо для литераторов глубокое познание жизни, совершенствование своего мастерства‚ предостерегал от слишком поспешного использования накопленного материала. В записи, сделанной Шолоховым в памятной книге совещания, он пожелал молодым «свершений, дерзаний и успеха».
Шолохов внес в советскую и мировую литературу неоценимый вклад, в полную меру еще не изученный. Более сорока пяти лет прошло с 19 сентября 1923 года. Когда на страницах газеты «Юношеская правда» появился небольшой фельетон «Испытание»; это было первое выступление в печати Михаила Шолохова‚ тогда еще никому не известного 18-летнего юноши из казачьей станицы Вешенской. На протяжении последующих четырех десятков лет, начиная с первого из «Донских рассказов» и кончая опубликованным в 1957 году романом «Судьба человека», Шолохов, по существу, писал одну книгу — эпопею о судьбах великого народа, творца Октября, на разных этапах его революционного пути к Свету и Правде на Земле.
При вручении ему Нобелевской премии Шолохов сказал: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив».
Михаил Александрович Шолохов был делегатом ХХ|\/ съезда КПСС.
«Все мы, советские писатели, — сказал в своем выступлении на ХХ!\/ съезде Михаил Александрович, — глубочайше убеждены в том, что за эти годы создадим значительные произведения, на идейно-художественном уровне, полностью отве- чающем возросшим требованиям нашего читателя. Смеем вас уверить, что крепкая порука этому—наша преданность делу партии и народа, наше горячее стремление отдать все силы и способности на служение великим идеям коммунизма».