Коваль Юрий Иосифович
Юрий Иосифович Коваль — советский и российский писатель, сценарист, художник.
Юрий Коваль | |
Имя при рождении | Юрий Коваль |
Дата рождения | 9.02.1938 |
Место рождения | Москва |
Дата смерти | 2.08.1995 |
Место смерти | Москва |
Гражданство | СССР, Российская Федерация |
Род деятельности | писатель |
Язык произведений | русский |
Юрий Коваль / Биография
Юрий Коваль родился 9 февраля 1938 года в Москве. Иосиф Яковлевич Коваль, отец писателя, родом с Украины, служил начальником уголовного розыска города Курска (впоследствии эта биографическая подробность нашла отражение в трилогии Коваля «Приключения Васи Куролесова»). После переезда в Москву в 1941 году отец работал в отделе Уголовного розыска по борьбе с бандитизмом (на Петровке), впоследствии стал начальником Уголовного розыска Московской области и дослужился до полковника, преподавал в Высшей школе милиции. По воспоминаниям Юрия Иосифовича, «отец всю войну прошел в Москве, тем не менее был многократно ранен и прострелен».
Мать Коваля, Ольга Дмитриевна Колыбина, родом из Мордовии, до 1941 года была главным врачом психиатрической больницы в подмосковном поселке Поливаново, там прошли ранние годы писателя. С началом войны семью отправили в эвакуацию в Мордовию. Сначала жили в Леплейке, «русской деревне среди полынных степей», затем в Саранске, где мать была главным врачом одного из госпиталей. В Москву, где служил отец, мать с двумя сыновьями, Борисом и Юрием, вернулись в конце 1943 года. В 1945 году Юрий поступил в школу № 657 на улице Чаплыгина (ныне школа № 613), где впервые проявилась его «страсть к слову». Он и ближайшие друзья писали шуточные и лирические стихи. Литературой Коваль увлекся благодаря учителю словесности, Владимиру Николаевичу Протопопову, отношения с которым описаны в повести «От Красных Ворот» (1984).
В 1955 году Юрий Коваль поступил на факультет русского языка и литературы (впоследствии был объединен с историко-филологическим факультетом) Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, где оказался в кругу таких же незаурядных личностей, как он сам. Многие из его поколения стали впоследствии известными поэтами, писателями, режиссерами, общественными деятелями: Юлий Ким, Леонид Мезинов, Сергей Яковенко, Борис Вахнюк, Роза Харитонова, Леонид Зиман, Георгий Бабушкин, Валерий Агриколянский, Михаил Ландор, Илья Габай. Сильное влияние на формирование личности Коваля оказали старшие товарищи-выпускники: Юрий Ряшенцев, Петр Фоменко, Владимир Красновский, Юрий Визбор, Ада Якушева. Уже в студенческие годы проявился талант Коваля быстро осваивать, глубоко и профессионально проникать в каждое дело, которое вызывало его интерес. Он рисовал в изостудии, пел и играл на гитаре, пианино и банджо, ходил в походы, был заядлым охотником и рыболовом. К этому времени относятся первые публикации Коваля в институтской газете «Ленинец» за 8 апреля 1956 года: рассказы «Зайцы» и «Дождь», за которые ему выплатили серьезную (по тем временам) премию в размере 50 рублей.
Учителями будущего писателя были А.В. Терновский и Б.И. Пуришев, он слушал лекции по психологии К.Н. Корнилова, по языкознанию Р.М. Введенского, по литературе А.Г. Гукасовой, по латыни А.Ф. Лосева. В число любимых авторов Коваля входили Н.В. Гоголь, М. Зощенко, Ю. Олеша, Б. Шергин, А. Платонов, М. Пришвин и Б. Житков, М. Булгаков, У. Фолкнер. В институтские годы начал заниматься живописью в мастерской Михаила Максимовича Кукунова (1918-1998), находившейся под стеклянным куполом в главном корпусе МПГИ и получившей название «Парнас», затем в мастерской художника-монументалиста Бориса Петровича Чернышёва (1906-1969).
Уроки зодчества Коваль брал у скульпторов Владимира Лемпорта (1922-2001), Вадима Сидура (1924-1986) и Николая Силиса (1928-2018), известных как объединение «ЛеСС». Он познакомился с ними в 1956 году, еще в бытность студентом. Молодые люди подружились, впоследствии Коваль работал в их знаменитой мастерской, находившейся в полуподвальном помещении на бывшей Чудовке (ул. Олеко Дундича). Начиная с 60-х годов, там бывали молодые и уже маститые поэты, писатели, архитекторы, режиссеры, ученые, художники. Юрий Иосифович впоследствии называл Лемпорта, Сидура и Силиса своими учителями и не прерывал отношения с ними до последних дней своей жизни.
После института молодой дипломированный учитель Юрий Коваль год проработал в школе села Емельяново (Лаишевский район Татарской АССР), куда был направлен по распределению. Он преподавал не только русский язык и литературу, но и географию, историю, рисование, музыку. Ко всему находил неординарный подход, прямо на уроках сочинял для школьников «учебные рассказы», чтобы им было легче запоминать грамматические правила. Диктанты нередко обретали форму шутливых рифмованных строк, например, такое «легкое хулиганство по поводу правописания шипящих»:
На полу сидела мышь. Вдруг вбегает грозный муж И, схватив огромный нож, К мыши он ползет, как уж. Зацепив плечами печь, В комнату вбежала дочь И зажгла 15 свеч С криком: «Папа! Руки прочь!» Юрий Коваль |
Вернувшись из Татарстана в 1961 году, Коваль привез с собой серию картин, написанных маслом, и первые «взрослые» рассказы. Они очень понравились писателю Юрию Осиповичу Домбровскому (1909-1978), с которым Коваль познакомился, будучи иллюстратором его книги новелл о Шекспире. Домбровский отнёс один из рассказов, озаглавленный «Октябрьские скоро», в журнал «Новый мир», но публикацию отклонили. Коваль понял, что его проза выбивается из общей направленности того времени, и на время оставил попытки издать «взрослые» произведения. В конце жизни он признается, что считал первые рассказы слабыми, позже «записал сильнее значительно».
С 1961 по 1966 годы Юрий Коваль преподавал в школе рабочей молодежи № 114, готовил себя к карьере художника и не относился серьезно к литературному творчеству. В 1961 году женился на Ие Николаевне Пестовой, с которой они были знакомы со школьных лет, у пары родилась дочь Юлия.
В начале 1960-х годов друг Ю.И. Коваля, художник-реставратор Виктор Николаевич Белов (1938-2014), впервые привез его на Вологодчину, в Ферапонтов монастырь. Многие годы (1965-1995) у Коваля с Беловым была одна мастерская на двоих, постепенно сложился и круг художников, называвших себя «УзыЯузы» (И.Я. Соколов, А.А. Лапшинов, В.Л. Разин-Иванов, Л.К. Лебедев, К.Р. Шейнкман, С.Г. Вышкинд, Ю.Н. Ярцев, В.Ю. Есаулов). В мастерской, располагавшейся в Серебряническом переулке, а позже на Серебрянической набережной, происходили творческие поиски и обмен опытом, устраивались дружеские застолья с песнями, чтением произведений и неформальными беседами. Здесь друзья-художники пробовали вместе новые техники, обсуждали злободневные вопросы, принимали гостей. Юрий Коваль бывал в мастерской практически каждый день, работал над прозой за пишущей машинкой. Он освоил офорт и гравюру, учился мастерству эмали у К.Р. Шейнкмана, писал картины и резал деревянную скульптуру. Вместе с Виктором Беловым они создали серию лубков на стихи Коваля.
В 1964 году случайно, благодаря знакомству с поэтами И.С. Холиным (1920-1999) и Г. В. Сапгиром (1928-1999), он написал несколько детских стихотворений, одно из которых, «Метели», Холин отдал в журнал «Огонек», где его напечатали неожиданно для самого Коваля. В том же году два стихотворения («Метели» и «Дождик») появились в сборнике стихов для детей «Что я знаю», куда вошли также произведения Б. А. Козлова (1931-2008) и И.А. Мазнина (1938-2007). К 1965 году относится знакомство с Ю.О. Коринцом (1923-1989), таким образом, само окружение способствовало тому, чтобы Коваль стал детским писателем. Через год появились две стихотворные книжки, созданные в соавторстве с однокурсником Л.А. Мезиновым (р. 1938): «Сказка о том, как строился дом» (1966) и «Сказка про Чайник» (1966).
В 1966 году Коваль полгода проработал литсотрудником в журнале «Детская литература». Вместе с Леонидом Мезиновым они писали юмористические рецензии-фельетоны на современные детские произведения от лица братьев-писателей Фима и Ама Курилкиных. Коваль пробовал себя и в качестве кинокритика, опубликовав в журнале «Искусство кино» (1967, № 5) рецензию на фильм Г.И. Полока «Республика Шкид». Вскоре увидели свет его первые самостоятельные стихотворные сборники: «Станция «Лось» (1967) и «Слоны на Луне» (1969).
Интерес к детской книге, знакомство и дружба с детскими писателями и разочарование во «взрослой» литературе предопределили дальнейший путь Юрия Коваля. В 1966 году он ушел на вольные хлеба, изредка подрабатывая журналистикой и редакторским трудом. В 1968 году по заданию журнала «Мурзилка» поэт отправился в командировку на пограничную заставу, после которой создал серию рассказов о жизни пограничников и повесть «Алый» (1968), принесшую ему первый большой читательский успех и признание среди коллег – литераторов, издателей, художников. В 1979 году режиссер Юлий Файт снял по повести художественный фильм, сценарий к которому написал сам Коваль.
По словам поэтессы Татьяны Бек, Коваль был человеком, который «с полной ненатужной органикой соединил городское и сельское начала, европейское и скифское, цивилизованное и корневое, Улисса и Садко». Коренной москвич, он любил подолгу гулять по лесу и в поле, знал названия самых редких полевых цветов и трав, различал поименно птиц, распутывал звериные следы. Он регулярно совершал длительные поездки не только по Подмосковью и волжским городам, но и в глухие уголки и отдаленные деревни Урала и русского Севера, где мог жить неделями и месяцами. Так сформировался интерес писателя к традиционному деревенскому укладу жизни, к северному русскому быту и причудливому языку.
Особенно любил Коваль Вологодскую землю, окрестности Ферапонтова монастыря и Цыпиной горы. Четыре рассказа, привезенные из Ферапонтова, легли в основу сборника «Чистый Дор» (1970), названного по имени деревни, недалеко от которой жил писатель. После выхода книги Коваль окончательно определился со своей писательской стезей: «С этого момента я понял, что во взрослую литературу я просто не пойду. Там плохо. Там хамски. Там дерутся за место. Там врут. Там убивают. Там не уступят ни за что, не желают нового имени… <…> Там давят… Я решил скрыться в детскую литературу».
Писатель постоянно обогащал свою жанровую палитру, не останавливаясь на каком-то одном, стремился «с каждой новой вещью менять жанр. Скажем, сегодня – лирические рассказы, завтра – юмористические рассказы». Следуя этому кредо, в 1971 году он выпустил юмористический детектив «Приключения Васи Куролесова», основанный на рассказах отца о работе в Уголовном розыске. Из реальных историй писатель заимствовал забавные детали уголовных расследований, типичные черты представителей бандитского мира и даже конкретные фамилии и названия населенных пунктов. В 1972 году повесть была отмечена премией Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу, а вскоре после этого переведена на многие европейские языки и издана по всему миру. Позже были созданы еще две книги: «Пять похищенных монахов» (1977) и «Промах гражданина Лошакова» (1989), которые повествуют о дальнейших приключениях Васи Куролесова.
«Я меняю жанр, и думаю о том, как изменить жанр, и он у меня сам подходит», - вспоминал Юрий Коваль. После комического детектива он обратился к коротким рассказам о природе, в результате чего появились два сборника, проникнутые лиризмом и любовью к родному краю: «Листобой» (1972) и «Кепка с карасями» (1974). Благодаря поездке на уральскую песцовую ферму вместе с друзьями, скульптором Николаем Силисом и его братом Вадимом, была написана известная повесть «Недопёсок» (1975), которую Арсений Тарковский назвал «одной из лучших книг на земле». История свободолюбивого молодого песца, сбегающего из клетки и стремящегося на Северный полюс наперекор всем преградам, легла в основу фильма «Недопёсок Наполеон III» (1978). По словам Татьяны Бек, «вся творческая жизнь Коваля была победой над узким амплуа». Когда в 1982 году был задуман аудиоспектакль по повести «Недопёсок», Юрий Коваль написал для него не только сценарий, но и несколько песен, которые сам исполнил, выступив в роли соведущего.
По-новому раскрылся самобытный талант писателя в переводах детской литературы. Благодаря его пересказам и переложениям русский читатель узнал и полюбил «Сказки» (1987) латышского писателя Иманта Зиедониса, повести «Чубо из села Туртурика» (1983) и «Гугуце и его друзья» (1987) молдавского автора Спиридона Вангели, стихи Яна Райниса и множество других книг.
Коваль работал и как сценарист. На основе сценария к художественному фильму «Королевская аналостанка», который предложил написать Ролан Быков по одноименному рассказу Э. Сетона-Томпсона, позже возникла повесть о бродячей кошке «Шамайка» (1990). Писатель создавал сценарии к мультфильмам по собственным произведениям («Приключения Васи Куролесова» (1981), «Песня о летучих мышах» (1986), «Сундук» (1982, 1986), а также по сказам С. Писахова и Б. Шергина.
С фольклористом, знатоком русского Севера и создателем сказов Борисом Шергиным Юрий Коваль познакомился в конце 1960-х годов, незадолго до смерти сказителя, когда пришел брать у него интервью по заданию журнала «Вопросы литературы». Несмотря на то что интервью не состоялось, встреча с полуслепым старцем потрясла писателя, они сдружились, и с тех пор Коваль считал Шергина своим духовным наставником и учителем. «Сухонький, с прекрасной белой бородой… Гладкий лоб, высоко восходящий, пристальные, увлажненные слепотой глаза и уши, которые смело можно назвать немалыми… они сообщали Шергину особый облик – человека, чрезвычайно внимательно слушающего мир», - так описывает его Коваль в очерке «Веселье сердечное» (1988). Он создал несколько портретов Шергина в разных техниках, а он, в свою очередь, дал Ковалю рекомендацию в Союз писателей, куда его приняли в 1972 году. Писатель встречался с К.И. Чуковским, знакомство с которым описал в эссе «Слушай, дерево» (1987), и И.С. Соколовым-Микитовым (1892-1975) (эссе «На барсучьих правах» (1993).
Юрий Коваль знал и любил многих книжных иллюстраторов, обращал внимание на соответствие слова и визуального образа, высоко ценил хорошо изданную книгу. Он дружил и сотрудничал с художниками Маем Митуричем, Львом Токмаковым, Геннадием Калиновским, Виктором Чижиковым, Борисом Диодоровым, Виктором Конашевичем, Николаем Устиновым, Галиной Макавеевой. Петр Багин, создавший по просьбе Коваля иллюстрации к книгам «Чистый Дор», «Листобой», «Картофельная собака», говорил, что «рисовать все, о чем пишет Юрий Коваль, это, конечно, радость и, можно сказать, подарок судьбы для художника».
С конца 70-х годов Коваль написал целую серию рассказов-миниатюр специально для книг, созданных в соавторстве с художницей Татьяной Мавриной. Идея этого сотрудничества принадлежала Леокадии Яковлевне Либет, заведующей редакцией дошкольной литературы «Детгиза», бывшей литературным редактором писателя на протяжении многих лет. Она попросила его сделать книгу с иллюстрациями Мавриной, решив, что писатель и художница подходят друг другу. Все вместе они выбирали из уже готовых работ Мавриной те, что оказались наиболее созвучны прозе Коваля. Это был, по выражению писателя, «период кратчайших рассказов», результатом которого стали шесть книг: «Стеклянный пруд» (1978), «Заячьи тропы» (1980), «Журавли» (1983), «Снег» (1985), «Бабочки» (1987), «Жеребенок» (1989). Помимо Леокадии Яковлевны были у Коваля и другие «добрые феи», помогавшие в писательском труде и систематизации архива – литературные редакторы Инна Скороходова и Ирина Скуридина.
Любовь Юрия Коваля к странствиям и речным путешествиям нашла отражение в полуфантастической автобиографической повести «Самая легкая лодка в мире», первый вариант которой был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1977 году под заглавием «Плавание на Одуванчике» и сопровождался цветными рисунками автора, взятыми из его рукописного дневника. Постепенно замысел произведения менялся, и окончательный полный вариант вышел отдельной книгой спустя только семь лет, в 1984 году, с графическими иллюстрациями Коваля, специально выполненными для этого издания.
В 1987 году появилась книга «Полынные сказки», сразу ставшая, как и «Чистый Дор», событием в детской литературе. В основу легли воспоминания матери писателя, Ольги Дмитриевны Колыбиной, о ее детстве, проведенном в мордовской деревне. Писатель очень любил мать, и ему «хотелось сделать для нее что-то. А что может сделать писатель – написать». В том же году «Полынные сказки» были отмечены первой премией Всесоюзного конкурса детской книги. Писатель часто выступал перед юными читателями в библиотеках и школах, принимал участие в творческих вечерах в ЦДЛ как автор и исполнитель песен. В 1984 году он женился на Наталье Александровне Дегтярь, в 1990 году у них родился сын Алексей, в настоящее время он актер одного из московских театров.
Юрий Иосифович умел дружить, был чутким и отзывчивым не только в книгах, но и в жизни, при первой возможности хлопотал за друзей, оказывая помощь в публикации произведений. В числе его близких друзей были поэт Арсений Тарковский и режиссер Ролан Быков, писатели Яков Аким и Андрей Битов, мультипликатор Леонид Носырёв, создавший цикл мультфильмов по его сценариям («Дождь», «Волшебное кольцо», «Тигренок на подсолнухе», «Смех и горе у Бела моря», «Mister Пронька»), поэтесса Бэлла Ахмадулина, которой он посвятил три своих книги. К нему тянулись молодые авторы, вокруг всегда царила веселая и творческая атмосфера. Возможно, по этой причине именно его пригласили вести литературный семинар для начинающих писателей, который был организован в 1982-1991 годах в «Мурзилке». К тому времени Коваль печатался в журнале уже больше двадцати лет, и творческие встречи, поначалу проходившие в кабинетах издательства, затем переместились в мастерскую Коваля на Серебрянической набережной Яузы. «Мы шли в мастерскую, наблюдать космическое явление, имя которому – Коваль… Каким-то чудом, не очень того желая, он притянул нас из разных концов Москвы», – вспоминала одна из участниц семинара, писатель и переводчик Наталия Ермильченко. Литературную школу Коваля прошли Марина Москвина, Марина Бородицкая, Татьяна Шорыгина, Олег Кургузов, Александр Торопцев, Инна Гамазкова, Марк Шварц и другие детско-юношеские авторы.
Юрий Иосифович с возрастом стал тяготиться шумным обществом, которое часто собиралось у него в гостях и в общей мастерской, стремился к работе в уединении и в последние годы подолгу жил в своем доме в деревне Плутково на реке Нерль, недалеко от Калязина. В 1984 году началось возведение дома на Вологодчине, на любимой писателем Цыпиной горе, но строительство не было завершено при его жизни.
Последние десять лет творчества наряду с детскими произведениями Коваля занимали более «взрослые»: цикл рассказов, составивших сборник «Когда-то я скотину пас» (1990) и роман «Суер-Выер» (1996), своеобразная книга-игра, метафорически изображающая жизнь писателя и его окружение.
На протяжении почти десяти лет, с 1980 по 1987 годы, Коваль, вдохновленный примером друга-художника Виктора Белова, вел иллюстрированный альбом-дневник, куда помещал цветные зарисовки и короткие заметки, вклеивал вырезки из газет, делал коллажи. На этих необязательных листах он записывал не только канву событий, но и пришедшие литературные идеи. Этот синтетический жанр, уникальный в своем роде, был назван «Монохроники» и до настоящего момента ни разу не издавался полностью.
Последний роман Коваля, «Суер-Выер», жанр которого охарактеризован как «пергамент», стал средоточием литературных экспериментов автора, воплощением его идей чистого искусства и словесной игры. Замысел и первые строки были созданы вместе с однокурсником Л. Мезиновым ради шутки еще во времена студенчества, в 1955 году. Впоследствии Мезинов отказался от текста, а Коваль на его основе создал роман. По словам автора, он наследовал традиции прозы Рабле и Свифта, Сервантеса и Гоголя. «Суер-Выер» впервые вышел в свет целиком уже после смерти автора, в 1996 году. За него Ковалю была присуждена премия «Странник» (посмертно). Писателя собирались номинировать на международную Премию имени Х.К. Андерсена («Андерсеновская медаль»), высшую награду в области детской литературы, но смерть помешала этому событию.
Юрий Иосифович Коваль умер 2 августа 1995 года в Москве от обширного инфаркта, похоронен на Лианозовском кладбище рядом с родителями.