Мурзилка

Материал из ПроДетЛит

Мурзилка – советский российский детский литературно-художественный журнал.

Мурзилка

Мурзилка до революции

В конце 19 века в американских журналах появились рисунки-комиксы о маленьких человечках брауни (Brownies) канадского художника-иллюстратора Палмера Кокса (Palmer Cox). Брауни были маленькими существами (домовыми), которые попадали в разные приключения. У каждого брауни была своеобразная внешность: русский, турок, человек с моноклем и в цилиндре и др. Был там и щеголь во фраке по имени Дэнди (Dude), который впоследствии и стал прототипом Мурзилки.

Впервые в России герой Мурзилка появился на страницах журнала «Задушевное слово» в 1887 году, когда популярными комиксами заинтерисовалось издательство Вольфа (Товарищество М. О. Вольфа); истории о Брауни были опубликованы в вольном переводе А.Б. Хвольсон, котора дала героям Палмера Кокса новые имена. И щеголь во фраке в сказке «Мальчик – с пальчик, девочка – с ноготок» стал носить имя Мурзилка.

Читателям и критикам настолько понравились маленькие эльфы, что в 1889 года выходит полноценное издание «Царство малюток. Приклю­чения Мурзилки и лесных человечков в 27 рассказах А.Б. Хвольсон» со 182 рисунками П. Кокса. Книга не раз переиздавалась.

История

Журнал «Мурзилка» был создан на основе приложения для детей к «Рабочей газете», которое выпускалось с 1923 года и называлось «Юные строители». Название журнала пришло из популярной в дореволюционное время книги «Царство малюток» (см. пред. главу), но буржуазный герой Мурзилка был заменен на беленькую собачку. Так раздел приложения для малышей «Красные маки» превратился в отдельный журнал «Мурзилка».

В первом же выпуске журнала 16 мая 1924 года был опубликован рассказ А. А. Фёдорова-Давыдова «Мурзилкин первый день». Из этого рассказа мы узнаем, что Мурзилка - четвёртый щенок собаки Жучки, получивший кличку от слесаря Степана («Вот так песик! И шустрый же! Мурзилка да и только!»).

Журнал издавался при участии: Ал. Алтаева, О. В. Спандарян, А. Федорова-Давыдова и группы московских педагогов А. Пальмбах, В. Симонс, Я. Симонса.

Постоянными рубриками планировались: 1) рассказы, очерки, сценки, сказки из мира животных; 2) стихотворения, басни; 3) маленькие пьески; 4) первые рассказы о явлениях природы, о животных и растениях: 5) очерки из области труда и производства; 6) занятия, игры, работы, самодельные игрушки из бросового материала; 7) шутки, задачи, загадки

В образе собачки Мурзилка просуществовал на страницах журнала более десяти лет. Знакомый нам образ желтого Мурзилки в красном берете был создан художником Аминадавом Каневским в 1937 году.

В 1940‑е и 1950‑е годы в издании стали работать Юрий Васнецов, Анатолий Кокорин, Юрий Коровин, Владимир Конашевич. Журнал иллюстрировал Владимир Лебедев, сыгравший значительную роль в развитии искусства книжной графики.

В 1970-е годы популярностью пользовалась новинка журнала - тематические номера, например «космический», «лесной» или «сказочный». Иногда целые выпуски были посвящены национальным литературам и произведениям авторов союзных и автономных республик. Также в журнале начали печатать повести зарубежных сказочников: Отфрида Пройслера, Ханны Мяккеле, Дональда Биссета, Астрид Линдгрен, Туве Янссон.

В конце 1988 года у редакции «Мурзилки» появился свой литературный семинар, которым руководил детский писатель и сценарист Юрий Коваль. Благодаря этому семинару, который просуществовал до 1995 года, появилась новая смена постоянных авторов журнала.

Критика Мурзилки в СССР

Журнал неоднократно подвергался критике в советский период существования. В журнале «Детская литература» регулярно появлялись статьи с замечаниями к работе редакции.


« Более того, трудно было бы отрицать, что журналы «Мурзилка», «Огоньки», «Искорка» или «Зорька» — не в отдельных каких-либо частностях, а всем своим типом — очень похожи на «Светлячок» или «Солнышко». Авторы, поставляющие в эти журналы литературу низкопробного качества, ничем или почти ничем не отличаются от авторов «светлячков», и уж конечно было бы наивностью ожидать от них добропорядочного литературного влияния на вкусы ; ребят и на их продукцию.

Детская литература, 1931 год

»


Журнал ругают, но оставляют надежду на исправление.


« «Мурзилка» в 1935 г. в основном страдал почти всеми болезнями предыдущих лет. Плохо поставлен был в 1935 г. и раздел общественно-политической тематики. Как могло случиться, что в журнале не отмечены день Красной армии и стахановское движение? А годовщина Октябрьской пролетарской революции отмечена только картинкой демонстрации на обложке и портретами Ленина и Сталина в тексте. Рассказы, стихи, сказки на общественно-политические темы появляются на страницах, журнала лишь в порядке исключения.

Детская литература, 1935 год

»


Об иллюстративной стороне журнала и характере технико-художественного оформления.


« Очень раздражает масштабность рисунков; они часто уменьшаются до скрупулезных размеров, теряя все свое значение, как, например, иллюстрация Брея на странице 11 № 8 или Бордиченко на странице 13 № 9. Но самое страшное — репродукции цветных иллюстраций. Ну, право же, художнику здесь никак нельзя отвечать за себя, ибо он редко-редко увидит свои вещи в настоящем полиграфическом зеркале; зеркало это, обычно, на редкость кривое. Обложка худ. Штанге к №3 сдвоилась — краски не совпадают; картина худ. Кутателадзе «Товарищ Сталин руководит рабочей демонстрацией в Батуме в 1902 году» вся превратилась в грязные пятна;, чудесная репинская «Стрекоза» по цветовой гамме изменилась до неузнаваемости. Лучше выходят обложки, и это говорит о том, что журнал может повысить качество цветной меццо-тинтной печати. <...> На рисунке к «Последней торпеде» Петра Гаврилова (№ 3) художник изображает подводную лодку на море; но разве можно тут разобрать что-либо: вместо мостика и стоящих на нем людей — сплошная клякса акварельного затека.

Детская литература, 1936 год

»


Ссылки