Адамсон Джой

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску
Джой Адамсон
Джой Адамсон
Джой Адамсон
Имя при рождении Фредерике Виктория Гесснер
Псевдоним(ы) Адамсон Джой
Дата рождения 20.01.1910
Место рождения г. Троппау, Силезия, Австро-Венгрия
Дата смерти 03.01.1980
Место смерти национальный заповедник Шаба, Кения
Род деятельности писатель



Джой Адамсон (англ. Adamson Joy) — (настоящее имя — Фредерике Виктория Гесснер (Friederike Victoria Gessner)) натуралист, писатель, художница, защитник природы.

Джой Адамсон / Биография

Джой Адамсон родилась 20 января 1910 года в Австро-Венгерской империи, в г. Троппау, в семье государственного служащего Виктора Гесснера. При рождении носила имя Фредерике Виктория. Отец Фредерике был старшим советником строительного комитета, позднее в годы Первой мировой войны он получил звание полковника. Фредерике была средней из трех его дочерей. Ее рождение стало большим разочарованием для родителей, мечтавших о появлении на свет наследника. Отец долго не мог с этим смириться, называл дочь Фрицем и заставлял ее одеваться, как мальчик. Отца девочка любила, но мать боготворила. Та была одаренной женщиной, пела и рисовала, вела светскую жизнь. К сожалению, и она, и ее муж часто были невнимательны к детям, и ближайшим другом девочки стала повариха, у которой всегда было время для сочувствия и утешения.

Мать Фредерике происходила из обеспеченной семьи, владевшей бумажными фабриками. Писательница вспоминала, как в детстве она играла среди груд вышедших из употребления банкнот. Дети бегали среди миллиардов и триллионов марок, проделывая в них тоннели.

Лето Фредерике проводила в имении Зайфенмюле, принадлежавшем ее прадеду. Тот интересовался жизнью всех своих внуков и правнуков, а их было больше тридцати. Будущая писательница часто вспоминала его слова о том, что любое дело нужно выполнять, не откладывая, потому что позже сделать это, возможно, уже не получится.

Любимой игрой детей была охота на львов. Девочка вместе с двоюродным братом Питером быстро бегала и умело пряталась, а ее густые белокурые волосы походили на гриву.

В имении был теннисный корт и бассейн, гости устраивали скачки с препятствиями, соревновались в верховой езде, стреляли по мишеням. По воспоминаниям писательницы, первым человеком, пробудившем в ней любовь к животным, стал лесник. Он много рассказывал об оленях, зайцах и других лесных обитателях. Охота, традиционная забава семьи Фредерике, девочку не привлекала, хотя ружьем она владела хорошо. Став старше, она приняла окончательное решение никогда не стрелять ради спортивного интереса. Вечерами Фредерике часто убегала вместе с Питером на луг. Дети размышляли о будущем, мечтали путешествовать по миру и открывать новые виды животных.

В семье все владели каким-либо музыкальным инструментом или пели. Летом в имении прадеда устраивались концерты, играл импровизированный оркестр. Фредерике была очень музыкальна и научилась чтению нот с листа еще до того, как освоила алфавит. Когда девочке было двенадцать лет, брак родителей распался. Несколько лет она проучилась в закрытой экспериментальной школе для одаренных детей. Прилежная и способная ученица, она легко справляясь с заданиями. В пятнадцать лет будущая писательница решила серьезно заняться музыкой и переехала в Вену к бабушке по материнской линии. «Всем, что есть у меня хорошего, я обязана бабушке», — считала она. Беспокоясь за внучку, бабушка готовила ее к самостоятельной жизни и учила нести ответственность за свои поступки.

Музыкальная карьера Фредерике не сложилась. Она перетрудила руки, поэтому выступать с концертами не могла, а преподавательская работа не входила в ее планы. Будущая писательница окончила двухгодичные курсы кройки и шитья, одновременно изучая реставрацию картин, занимаясь пением, лепкой и живописью, совершенствуясь в машинописи и стенографии. Фредерике много занималась скульптурой, познавала искусство фотографии и психоанализ (несколько ее статей были одобрены З. Фрейдом). Несмотря на отличное разностороннее образование, она долго не могла определиться с окончательным выбором жизненного пути. Сама писательница вспоминала об этом периоде так: «По мере того как я становилась старше, я, как и многие другие, испытывала жажду познания ошеломляющего разнообразия жизни. Вместе с тем я испытывала огромное желание обнаружить в ней ту суть, которая помогла бы мне раскрыть мои творческие возможности».

Фредерике проводила много времени на природе, каталась на лыжах, гуляла в одиночестве в лесу. Весной 1935 года на одной из прогулок она познакомилась с бизнесменом Виктором фон Кларвиллом и вскоре стала его женой. Казалось, что их увлечения совпадают. Молодая пара хотела посвятить свою жизнь изучению природы и искала место вдали от цивилизации. Через два года Фредерике по настоянию Виктора отправилась в путешествие в Африку, чтобы определиться с местом их будущего проживания. На корабле она познакомилась со швейцарцем Питером Бейли, ученым-ботаником, вскоре ставшим ее вторым мужем. Брак с фон Кларвиллом был расторгнут. Имя Фредерике казалось второму ее супругу слишком сложным, он звал ее Джой, что в переводе с английского означает «Радость». Супруги поселились в Кении, и Джой увлеклась созданием рисунков, посвященных флоре Африки. Через несколько лет они получили признание в Лондоне на выставке Королевского общества цветоводства. Художница совершала много длительных поездок по Африке, в том числе делала зарисовки цветов на покрытых ледниками склонах гор, где альпийская флора соседствует с флорой Африки. Также она принимала участие в археологических раскопках, во время которых был открыт австралопитек.

Джой Адамсон была разносторонне одарена, энергична и умела добиваться своего. Африканцы прозвали ее «Мэмсахиб хараки», что означает «Торопливая леди».

Во время одной из поездок она познакомилась с инспектором управления охоты Джорджем Адамсоном. В 1944 году он стал третьим мужем Джой Адамсон. Супруги объездили всю Кению. Джордж занимался охраной диких животных и борьбой с браконьерами. В его обязанности входил отстрел животных-людоедов и слонов, уничтожающих посевы. Джой Адамсон делала зарисовки растений, наскальных рисунков, отправляла в музей неизвестные виды животных. Кроме того, ею были созданы несколько сотен портретов африканцев из различных племен в одеждах с традиционными орнаментами, впоследствии вошедшими в книгу «Люди Кении» («Peoples of Kenya», 1967).



Однажды Джордж привез в лагерь трех крошечных осиротевших львят. Когда львята подросли, двоих передали в зоопарк, а одну львицу оставили у себя. Эльса стала членом их семьи, она относилась к людям очень дружелюбно, спала с ними в кровати, сопровождала, как собака, на прогулках. Когда она повзрослела, ее стали постепенно приучать к жизни на воле. Через какое-то время Эльса нашла себе друга-льва и стала жить независимо. В то же время она сохранила любовь к приемным родителям и осталась преданна им.

Джой Адамсон решила написать книгу об Эльсе, чтобы поделиться своим опытом и привлечь внимание людей к диким животным, нуждающимся в помощи. До ее эксперимента считалось, что выращенные в неволе животные не смогут адаптироваться к жизни в дикой природе. Д. Адамсон доказала, что это не так. В 1960 году появилась первая книга писательницы, «Рожденная свободной». Она имела огромный успех и была переведена на 28 языков.

Когда Эльса погибла от болезни, разносчиком которой был клещ, трое ее львят после долгих приключений обрели дом в национальном парке Серенгети в Танганьике. Адамсоны наблюдали за их жизнью, но после наводнения связь со львятами была потеряна. История Эльсы и трех ее детей была описана Д. Адамсон в книгах «Живущая свободной» и «Свободные навсегда».

Джой Адамсон принимала активное участие в съемках фильмов, основанных на ее произведениях. Она считала, что это еще одна возможность пропагандировать охрану окружающей среды и диких животных в частности.

Фильм «Рожденная свободной» завоевал два Оскара (1967) и Золотой глобус (1967). Во время съемок этого фильма Джой предложили взять на воспитание молодую самку гепарда, оставшуюся сиротой. Так в жизнь писательницы вошла Пиппа. Ее история была рассказана в книгах «Пятнистый сфинкс» и «Пиппа бросает вызов».

Писательница побывала во многих странах с документальными фильмами и лекциями о защите животных. В 1973 году Д. Адамсон посетила Советский Союз, посетила заповедники на Кавказе и в Аскании-Нова. Ею был создан «фонд Эльсы», занимавшийся переселением в национальные парки и резервации животных, которым угрожала гибель в месте их обитания. Она отдавала в этот фонд свои писательские гонорары и пожертвовала свой дом на озере Найваша. Джой Адамсон завещала фонду все свое состояние — 300 тысяч фунтов стерлингов.

Супруги Адамсоны все годы ревностно добивались организации национальных парков и резерватов в Кении. Можно сказать, что заповедники кенийского севера — их детища. На средства семьи также были созданы национальные парки Меру и Самбуру.

3 января 1980 года Джой Адамсон была найдена мертвой недалеко от ее лагеря на территории заповедника Шаба в Кении. Первой версией ее смерти было нападение льва или другого крупного хищника. Затем в преступлении был обвинен 18-летний рабочий Пол Накваре Экаи. Он заявил, что писательница не заплатила ему за работу в заповеднике и угрожала револьвером. В ответ он нанес ей десяток ударов мачете. Юноша получил пожизненное заключение, несмотря на то, что позднее отказался от своих показаний и утверждал, что они были получены под пытками. В 2004 году Экаи впервые дал интервью газете «Guardian», в котором признался, что убил «белую ведьму». Но на самом деле Джой не застрелили, а убили мачете, при этом пропал её джип. Установить, действительно ли Экаи убил Джой Адамсон, в настоящее время невозможно.

Согласно завещанию писательницы Джордж Адамсон развеял ее прах в национальном парке Меру над могилами ее любимых зверей — львицы Эльсы и гепарда Пиппы. Он тяжело переживал смерть Джой, несмотря на то, что супруги расстались в 1970 году. «Разрушая дикую природу, похищая всякую надежду на мир и процветание, человек взамен оставляет лишь чувство опасности», — писал Джордж Адамсон. Через девять лет 83-летний натуралист погиб, спасая своего помощника и европейских туристов от сомалийских браконьеров в национальном парке Кора. Прах «Баба Я Симба», что на суахили означает «Отец львов», был развеян около могилы его любимого льва Боя.

В одной из своих книг Джой Адамсон написала:


« Когда человек постоянно живет среди зверей, его иногда охватывают сомнения, разочарования, приступы отчаянной усталости и одиночества. Но главное — не сдаваться, работать и любить, любить. Тогда можно узнать больше и сделать больше.

Джой Адамсон

»


В этом был весь смысл ее жизни.

Джой Адамсон / Книги

  • Адамсон, Д. Рожденная свободной : [перевод с английского] / Дж. Адамсон ; [послесл. и примеч. В. Е. Флинта]. — Москва : Мысль, 1966. — 391 с., 24 л. ил. : карт. — (Рассказы о природе). — [Хранится в РГБ].
  • Адамсон, Д. Пятнистый сфинкс / пер. с англ. М. Н. Ковалевой ; предисл. В. Е. Флинта. — Москва : Мир, 1972. — 239 с., 32л.ил.
  • Адамсон, Д. Пиппа бросает вызов / Д. Адамсон ; пер. с англ. М. Н. Ковалевой. — Москва : Мир, 1974. — 159 с., 28 л. ил.
  • Адамсон, Д. Африка глазами Джой Адамсон / Джой Адамсон ; [пер. с англ.]. — Москва : Прогресс, 1977. — 132 с. : ил.
  • Адамсон, Д. Моя беспокойная жизнь / сокр. пер. с англ. В. В. Агафонова, Г. М. Улицкой ; послесл. В. Е. Флинта. — Москва : Прогресс, 1981. — 224 с., 8 л. ил.
  • Адамсон, Д. Рожденная свободной; Живущая свободной; Свободные навсегда : кн. 1–3 : [пер. с англ.] / Д. Адамсон ; предисл. и примеч. В. Е. Флинта. — Москва : Детская литература, 1994. — 367 с., [8] л. ил. : ил. — (Экологическая библиотека).
  • Адамсон, Д. Живущая свободной / Джой Адамсон ; [пер. с англ. Л. Жданова; ил. Н. С. Строгановой]. — Москва : Астрель : АСТ, 2003. — 173 с. : ил. — (Рассказы о природе). — [Хранится в РГБ].
  • Адамсон, Д. Живущая свободной / Джой Адамсон ; [пер. с англ. Л. Жданова ; ил. Н. Строгановой, М. Алексеева]. — Москва : Бертельсман Медиа Москау, 2015. — 191 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Адамсон, Д. Королева Шабы. История жизни африканского леопарда / Джой Адамсон ; [пер. с англ. А. Галль]. — Москва : Бертельсманн Медиа Москау, 2015. — 254 с. : ил.
  • Адамсон, Д. Пиппа бросает вызов / Джой Адамсон ; [пер. с англ. М. Ковалевой ; ил. Н. Строгановой, М. Алексеева]. — Москва : Бертельсманн Медиа Москау, 2015. — 223 с. : ил.
  • Адамсон, Д. Пиппа, или Пятнистый сфинкс / Джой Адамсон ; [пер. с англ. М. Ковалевой]. — Москва : Бертельсманн Медиа Москау, 2015. — 318 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Адамсон, Д. Рожденная свободной / Джой Адамсон ; [пер. с англ. Л. Жданова ; ил. Н. Строгановой, М. Алексеева]. — Москва : Бертельсманн Медиа Москау, 2015. — 159 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Адамсон, Д. Свободная навсегда / Джой Адамсон ; [пер. с англ. Л. Жданова ; ил. Н. Строгановой, М. Алексеева]. — Москва : Бертельсманн Медиа Москау, 2015. — 223 с. : ил.

О жизни и творчестве

Джой Адамсон / Экранизации

  • Born free / Рожденная свободной. Художественный фильм. Реж. Джеймс Хилл, Том Макгоун. Великобритания, США, 1966.
  • Living Free / Живущие свободными. Художественный фильм. Реж. Джек Коуффер. Великобритания, 1966.
  • Born free / Рожденные свободными. Сериал, 1 сезон. Реж. Леонард Хорн и др. США, 1974.
  • Born Free: A New Adventure / Рожденная свободной: Новые приключения. Телевизионный фильм. Реж. Томми Ли Уоллес. США, 1966.

См. также