Асеев Николай Николаевич

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску
Николай Асеев
Николай Асеев
Николай Асеев
Дата рождения 28 июня (10 июля) 1889 года
Место рождения Льгов, Курская губерния
Дата смерти 16.07.1963
Место смерти Москва
Гражданство Российская империя, СССР
Род деятельности писатель
Язык произведений русский



Николай Николаевич Асеев — поэт, переводчик, сценарист.

Николай Асеев / Биография

Николай Асеев родился 28 июня (10 июля) 1889 года в городе Льгове, в Курской губернии. Его отец был страховым агентом (по другим сведениям, агрономом); мать, урожденная Пинская, умерла, когда сыну было 7 лет. Отец был в постоянных разъездах, поэтому мальчик проводил большую часть времени в доме деда Николая Павловича Пинского, заядлого рыболова и охотника.

В статье «Путь в поэзию» (1957 – 1962) Асеев вспоминал о дедушке: «Это он мне рассказывал чудесные случаи из его охотничьих приключений, не уступавшие ничуть по выдумке Мюнхгаузену. Я слушал, разинув рот, понимая, конечно, что этого не было, но все же могло быть. Это был живой Свифт, живой Рабле, живой Робин Гуд, о которых я тогда не знал еще ничего». Бабушка, выкупленная мужем из крепостных, знала много народных песен и сказок. Асеев не раз отмечал влияние, оказанное на него воспитанием в доме Пинского.

Учиться мальчика отдали в Курское реальное училище. По его окончании он по наставлению отца поступил в Московский коммерческий университет (лето 1909 –1910). Параллельно вольнослушателем посещал лекции на историко-филологическом факультете Императорского Московского университета. В 1911 году Асеев приезжает в Харьков, чтобы поступить в Харьковский университет, в Харькове знакомится с семьей Синяковых, там он и познакомился с Хлебниковым, Пастернаком, братьями Бурлюками и другими основоположниками футуризма, а на младшей из пяти сестер Синяковых – Ксении Михайловне – впоследствии, в 1916 году, женился (ей посвящен сборник «Оксана», 1916).

Начиная с 1908 года, Асеев регулярно печатался в журналах «Весна», «Заветы» и альманахе «Первоцвет». Некоторое время он работал секретарем в журнале «Русский архив». Первые произведения поэта были близки к символизму; он знакомится с Валерием Брюсовым, Вячеславом Ивановым, Федором Сологубом.

В 1913 Асеев организовал группу «Лирень», просимволистскую по своему характеру, и стал одним из учредителей одноименного издательства. В группу его привел Сергей Бобров (сын детской писательницы А. И. Саргиной, в будущем автор нескольких детских книг). Одним из первых участников «Лирени» был Борис Пастернак (Асеев написал предисловие к его сборнику «Близнец в тучах», 1914). В феврале 1914 года Асеев, Бобров и Пастернак, отколовшись от «Лирени» и примкнув к футуристам, которых поначалу объявили врагами, основывают группу «Центрифуга» (просуществовала до 1922 г.). В том же году Асеев выпускает свои первые сборники «Ночная флейта» и «Зор» (в оформлении Марии Синяковой), еще носившие отпечаток эстетики символизма.

О знакомстве весной 1914 г. с Владимиром Маяковским поэт вспоминал в статье «Путь в поэзию»: «Со времени встречи с ним изменилась вся моя судьба. Он стал одним из немногих самых близких мне людей».

В апреле 1914 года Асеев начинает сотрудничать с журналом для детей «Проталинка». Там выходят новелла «Подзвонок», в которой отразилось увлечение поэта фольклором, пересказ в прозе избранных мест «Калевалы», рассказы «Княжьи очи» и «Ловчий рог», представляющие собой адаптации исторических и летописных источников, например, «Воскресенской летописи». В июне Асеев уезжает в Харьков к Ксении Синяковой, будущей жене, при этом сотрудничество с «Проталинкой» продолжалось. Осенью вышел авторский сборник «Зор», в котором заметно влияние Велимира Хлебникова и увлечение славянским фольклором. Позже, во время Первой мировой войны, в журнале был напечатано стихотворение Асеева «Помни!» (1915, № 3) и рассказ «Рядовой Васейка» (1915, № 9). В октябре 1915 г. Асеев был призван в армию на Австрийский фронт. В своей части он устраивал чтения стихов, пытался поставить спектакль по сказке о трех братьях Льва Толстого. Однако вскоре у Асеева обнаружили туберкулез, и он был на время освобожден от службы.

В 1916 г. вместе с поэтами Божидаром (Б. Гордеевым), Григорием Петниковым, Велимиром Хлебниковым и художницей Марией Синяковой подписывает футуристическую декларацию «Труба марсиан».

В 1917 году был призван повторно в запасной полк в Гайсине, однако Февральская революция освободила его от дальнейшей службы: «Я — рафинированный интеллигент — с удовольствием заметил, что нет больше силы, которая заставляла меня носить костюм каторжника — мою тяжеловесную прокарболенную шкуру рядового 34-го запасного полка» (очерк «Октябрь на Дальнем»). Осенью 1917 года Асеев вместе с эшелоном раненых сибиряков отправлен в Иркутск. Там он оставляет службу и вместе с женой переезжает во Владивосток, откуда надеется переехать на Камчатку.

Однако во Владивостоке Асеев был избран в Совет рабочих и солдатских депутатов и стал начальником биржи труда. Параллельно работал в газете «Дальневосточное обозрение» сначала выпускающим, а затем в качестве фельетониста. Асеев публиковал стихи Владимира Маяковского, Василия Каменского, Петра Незнамова; читал лекции о футуризме. Кроме того, по инициативе Асеева было создано литературное общество «Балаганчик», а в 1920 году — группа «Творчество», куда входили Давид Бурлюк, Сергей Третьяков и другие.



В дальневосточный период Асеев публикует и свои стихи. Под влиянием Маяковского в них появляются революционные мотивы. В 1920 году была написана и опубликована ироническая поэма «Сентиментальное путешествие знаменитого кота Буберы». Через год вышел новый сборник поэта «Бомба», который Маяковский в дружеском письме к Асееву прокомментировал так: «Бомбой взорван с удовольствием. Жму руку — за!».

В 1922 году Асеев переезжает в Москву по приглашению наркома просвещения А.В. Луначарского. Продолжает писать произведения, прославляющие новый режим. Особенно популярными стали поэмы «Буденный» (1923) (марш из нее стал известной песней, музыку для которой написал А.А. Давиденко) и «Синие гусары» (1925), сборник «Совет ветров» (1923). В это же время Асеев делает первые шаги в кинематографе: пишет сценарии для фильмов «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» и «Федькина правда», участвует в создании «Броненосца “Потемкин”».

Асеев выступил одним из основателей творческого объединения «ЛЕФ», а затем и одноименного журнала, выпускает авторский сборник «Стальной соловей» (1922). В период деятельности организации он вновь сблизился с Маяковским, которого называл «наиболее яркой фигурой среди поэтов сегодняшнего дня». В творчестве продолжает развивать революционную тематику: выходят поэмы «Двадцать шесть» (1924) «Свердловская буря» (1925), стихи о революционерах. Наибольший резонанс вызвала поэма «Лирическое отступление» (1924), в которой автор критически отзывался о политике НЭПа и выражает поставангардное сомнение в первых итогах революции.

Во второй половине 20-х годов Асеев возвращается в детскую литературу. В 1925 году была написана поэма «Сенька беспризорный», поднимающая актуальную в то время социальную проблему. Произведение было хорошо принято читателями, и Асеев продолжил деятельность в этом направлении. Тематика и жанры его детских текстов очень разнообразны. Например, поэт раскрывает тему пионерства в героической балладе «Красношейка» (1926), интернациональную тему — в поэтическом послании «Английским пионерам» (1927) и «Балладе о желтом Томасе» (1928), пишет рассказы о животных «Морская кошка» (1925), «Песни Пищика» (1925). Детские стихотворения Асеева становились пионерскими песнями («Октябрьские песни», 1925, «Первомайские сигналы», 1931). Поэт сотрудничал с газетой «Пионерская правда».

В начале 30-х годов Асеев был избран в редакционную коллегию «Литературной газеты», а впоследствии и в состав правления Союза писателей. В этот период поэт находится в поиске новых жанров: пишет праздничные стихи в газеты, стихотворные отклики «на злобу дня», фельетоны на международные политические темы. Продолжаются и опыты Асеева в жанрах литературы для детей: выходят «зимняя сказка» «Кутерьма» (1930), «Марш международного пионерского слета» (1930), рассказ «Тешка» (1941) и ряд других произведений.

После смерти Маяковского Асеев написал несколько статей о нем, а в 1940 году поэму «Маяковский начинается», за которую был награжден Сталинской премией. В поэме воссоздана атмосфера эпохи расцвета русского футуризма, представлены деятели движения. В том же году Асеев пишет «Гимн ремесел» — своеобразное продолжение стихотворения Маяковского «Кем быть?».

В годы Великой Отечественной войны Асеев уехал в эвакуацию из Москвы в Чистополь. После войны продолжал издавать стихотворные сборники, занялся переводами, в том числе стихотворений Мао Цзэдуна. В период «оттепели» Асеев преподавал в Литературном институте имени А. М. Горького, поддерживал молодых поэтов (Виктора Соснору, Андрея Вознесенского, Юрия Панкратова, Бориса Слуцкого). В 1961 году вышла книга мемуаров «Зачем и кому нужна поэзия». В нее вошли воспоминания о Маяковском, Есенине, Хлебникове и размышления о происхождении русского стиха.

В последние годы жизни Асеев тяжело болел, однако занимался переводами стихов с польского, чешского, армянского и других языков. В июле 1963 года он заболел воспалением легких (осложнение застарелого туберкулеза) и попал в больницу. 16 июля Асеева не стало. Супруга так вспоминала последний день поэта: «В последний день его жизни, когда я пришла в больницу «Высокие горы», Николай Николаевич сел на постели и начал читать стихи. Со стихами уходил он из жизни…» (очерк «Из воспоминаний»).

Николай Николаевич Асеев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Курская областная научная библиотека и одна из улиц Курска носят имя Николая Асеева. В городе Льгове действует литературно-мемориальный музей поэта, его именем названа улица.


Николай Асеев

Николай Асеев / Книги

  • Асеев Н. Н. Ночная флейта: Стихи Николая Асеева / Предисл. Сергея Боброва. – Москва: Лирика, 1914. – 32 с. – [Хранится в РГБ].
  • Асеев Н. Н. Зор: Стихи / Соч. Ник. Асеева. – Москва: Лирень, 1914. – 16 с. – [Хранится в РГБ].
  • Асеев Н. Н. Оксана: Стихи / Николай Асеев. – Москва: Центрифуга, 1916. – 85 с. – [Хранится в РГБ].
  • Асеев Н. Н. Бомба: Стихи / Николай Асеев. – Владивосток: Дальневосточная трибуна, 1921. – 60 с. – [Хранится в РГБ].
  • Асеев Н. Н. Стальной соловей: Стихи / Асеев. – Москва: Вхутемас, 1922. – 24 с. – [Хранится в РГБ].
  • Асеев Н. Н. Буденный / Н. Асеев. – Москва: Красная Новь, 1923. – 15 с. -[Хранится в РГБ].
  • «Топ-топ-топ», Л.: Гос. изд-во, 1925 «Ночные страхи», Л.: ГИЗ, 1927.
  • Асеев Н. Н. Совет ветров: Стихи / Николай Асеев. – Москва; Петербург: Гос. изд-во «Мосполиграф», 1923. – 56 с. – [Хранится в РГБ].
  • Асеев Н. Н. Песни Пищика : [стихи] / Ник. Асеев ; рисунки Малаховского и Снопкова. – Москва: Радуга ; Ленинград : Радуга, 1925. – [9] с. – [Хранится в РГБ].
  • Асеев Н. Н. Топ-топ-топ : [Стихи] / Ник. Асеев Рис. В. Ермолаевой. – Ленинград : Гос. изд-во, 1925. – [14] с. – [Хранится в РГБ].
  • Асеев Н. Н. Сенька беспризорный: Стихи / Н. Асеев. – Ленинград: Молодая гвардия, 1926. – 29 с.: ил. – [Хранится в РГБ].
  • Асеев Н. Н. Красношейка / Н. Асеев; рисунки В. Ермолаевой. – Москва: Государственное издательство, 1927. – 14 с.: ил. – [Хранится в РГБ].
  • Асеев Н.Н. Ночные страхи : [Стихи для детей] / Н. Асеев ; Рис. А. Самохвалов. – [Москва] : Гос. изд-во, [1927] (Л. : тип. Печатный двор). – [8] с. – [Хранится в РГБ].
  • Асеев Н. Н. Дневник поэта.: [Сборник статей] / Николай Асеев. – Ленинград : Прибой, 1929. – 227 с. – [Хранится в РГБ].
  • Асеев Н. Н. Кутерьма: Зимняя сказка / Н. Н. Асеев; рисунки А. Дейнека. – Москва: Государственное издательство, 1930. – 16 с.: ил. – [Хранится в РГБ].
  • Асеев Н. Н. Удивительные вещи: Стихи / Николай Асеев. – Москва: Гослитиздат, 1934. – 133 с. – [Хранится в РГБ].
  • Асеев Н. Н. Маяковский начинается: Повесть в стихах. – Москва: Гослитиздат, 1940. – 40 с. – [Хранится в РГБ].
  • Асеев Н. Н. Гимн ремесел / Ник. Асеев; рисунки Л. Голованова. – Москва: Детиздат, 1941. – 16 с.: ил. – [Хранится в РГБ].
  • Асеев Н. Н. Первый взвод / Ник. Асеев. – Москва: Гос. изд. худ. лит., 1941. – 20 с. – [Хранится в РГБ].
  • Асеев Н. Н. Тешка / Н. Асеев; рисунки В. Трофимова. – Москва: Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1947. – 15 с.: ил.
  • Асеев Н. Н. Зачем и кому нужна поэзия. – Москва: Сов. писатель, 1961. – 315 с. – [Хранится в РГБ].
  • Асеев Н. Н. Собрание сочинений в 5 т. – М.: Художественная литература. – 1963–1964.

Николай Асеев / Книги в НЭБ.Дети

  • Асеев Н. Н. Буденный / Н. Асеев. – Москва: Красная Новь, 1923. – 15 с. (Оригинал хранится в РГБ).
  • Асеев Н. Н. Красношейка / Н. Асеев; рисунки В. Ермолаевой. – Москва: Государственное издательство, 1927. – 14 с.: ил. (Оригинал хранится в РГБ).
  • Асеев Н. Н. Про заячью службу и про лисью дружбу / стихи Н. Асеева; рис. М. Синяковой. – Москва: Гос. изд-во, 1927. – 18 с.: ил. (Оригинал хранится в РГБ).
  • Асеев Н. Н. Цирк / стихи Н. Асеева; рис. М. Синяковой. – Москва: Государственное издательство, 1929. – 11 с.: ил. (Оригинал хранится в РГБ).
  • Асеев Н. Н. Кутерьма: Зимняя сказка / Н. Н. Асеев; рисунки А. Дейнека. – Москва: Государственное издательство, 1930. – 16 с.: ил. (Оригинал хранится в РГБ).
  • Асеев Н. Н. Первомайские сигналы / Н. Асеев; рис. Ф. Кондратова. – Москва: ОГИЗ, 1931. – 15 с.: ил. (Оригинал хранится в РГБ).
  • Асеев Н. Н. Гимн ремесел / Ник. Асеев; рисунки Л. Голованова. – Москва: Детиздат, 1941. – 16 с.: ил. (Оригинал хранится в РГБ).
  • Асеев Н. Н. Тешка / Н. Асеев; рисунки В. Трофимова. – Москва: Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1947. – 15 с.: ил.

О жизни и творчестве

  • Алексеева О. Я. Асеев Н. Н. // Русская литература конца XIX – начала XX века. Библиографический указатель. Т. I (А-М). – М.: ИМЛИ РАН, 2010. – 952 с.
  • Левин Ф. Николай Асеев (К двадцатипятилетию литературной деятельности) // Литературный критик, 1939, № 4. – С. 132.
  • Марголина Л. О стихотворной судьбе Николая Асеева // Октябрь. – 1940. – № 11. – С. 186–192.
  • Крюкова А. М. Ранняя поэзия Н. Асеева // Учен. зап. Моск. Обл. пед. ин-та им. Н. К. Крупской. Т. 83. Вып. 2: Очерки по истории советской поэзии. – 1960. – 299 с.
  • Молдавский Д. М. Николай Асеев. – М.; Л.: Гослитиздат, 1965. – 151 с.
  • Карпов А. С. Николай Асеев: очерк творчества. – М.: Просвещение, 1969. – 159 с.
  • Мильков В. И. Николай Асеев: литературный портрет. – М.: Советская Россия, 1973. – 198 с.
  • Рогачев В. А. «Детский остров» Николая Асеева // Проблемы детской литературы. – Петрозаводск. – 1976. – С. 71–82.
  • Рассадин В. Л. Солнечные прописи: Стихи Н. Асеева 1917 – 1922 о революции // Литература и фольклор. – Иркутск, 1979. – С. 36 – 50.
  • Воспоминания о Николае Асееве / Сост. К. М. Асеева, О. Г. Петровская. – М.: Советский писатель, 1980. – 304 с.
  • Иванов Ю. Об инскрипте на книге Н. Асеева «Бомба» // Дальний Восток. – 1980. – №1. – С. 159.
  • Смола О. П. Лирика Асеева. – М.: Художественная литература, 1980. – 158 с.
  • Крюкова А. М. Маяковский и Асеев: К истории литературных и творческих отношений // Маяковский и современность / Сост. Лесневский С. С. – М.: Современник, 1984. – 336 с.
  • Шайтанов И. О. В содружестве светил: Поэзия Николая Асеева. – М.: Сов. писатель, 1985. – 398 с.
  • Мешков Ю. А. Николай Асеев: творческая индивидуальность и идейно-художественное развитие. – Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1987. – 270 с.
  • Лагутич М. С. Благополучный Николай Асеев // Льговские истории. – Льгов, 2001. – 288 с.
  • Устинов А., Лощилов И. Песни и легенды будетлянского скифства: Николай Асеев в журнале «Проталинка» // Детские чтения. Т. 14. – № 2. – 2018. – С. 160–209.

См. также