Третьяков Сергей Михайлович

Материал из ПроДетЛит
Сергей Третьяков
Сергей Третьяков
Сергей Третьяков
Имя при рождении Сергей Третьяков
Дата рождения 8 (20) июня 1892
Место рождения Гольдинген, Гольдингенский уезд, Курляндская губерния
Дата смерти 10.09.1937
Место смерти Москва
Гражданство Российская империя, СССР
Род деятельности поэт
Язык произведений русский



Сергей Михайлович Третьяков — поэт, драматург, сценарист, публицист.

Сергей Третьяков / Биография

Сергей Третьяков родился 8 (20) июня 1892 года в городе Гольдинген (ныне Кулдига) в Курляндской губернии (запад Латвии). Михаил Константинович Третьяков, отец будущего поэта, был учителем математики в семинарии. Его супруга Эльфрида Меллер, родом из лютеранской семьи немецко-голландского происхождения; выходя замуж, она приняла православие под именем Елизавета. Благодаря матери Сергей Третьяков с детства знал три языка, включая немецкий. Всего в семье было восемь детей, из которых он был старшим.

В автобиографическом очерке 1927 года «Биография моего стиха» поэт вспоминал свои детские забавы, связав их с первыми истоками своего творчества: «Игра в дом с приготовлением еды из песка и несъедобных ягод на тарелках кленовых листьев – (бытовое начало). Игра в разбойники. Убивают щепкой, засовываемой за пояс; ограбив, совершают похоронный обряд – (начало мелодрамы). Зимой в комнате ходил с корзиной и собирал под стульями “мысленные грибы”». Однажды ребенок устал от игры, и в тот момент осознал иллюзорность «грибов». С этого дня, по словам Третьякова, начался его «бой против гипно-наркотического влияния иллюзорного искусства».

Однако первые произведения маленького стихотворца были заумными: «Люра – плюра. Будель – пудель». Найти вдохновение для зауми ребенок мог и в криках латышского дворника, и в церковной службе. Пробы пера продолжились в Рижской гимназии, куда Третьяков поступил в возрасте восьми лет: например, в период Русско-японской войны писал патриотические стихи. Помимо поэзии, гимназист увлекался собиранием марок, спиритизмом, археологией и переводами Овидия. В старших классах Третьяков начинает всерьез заниматься стихами, пишет их десятками, но не предпринимает никаких попыток к их публикации. Собственный стиль того времени характеризовал так: «Стихи – смесь Алексея Толстого, Фофанова и отдаленно доносящейся горьковской символятины “Буревестника” и “Песни о соколе”. Потом прибавился Саша Черный. <…> Пропускаю сквозь себя Бальмонта, Блока, Кузьмина, немного Северянина».

В 1913 году Сергей Третьяков оканчивает Рижскую гимназию и поступает на юридический факультет Московского университета. В Москве он знакомится с футуристами и вступает в группу «Мезонин поэзии», которую возглавляли Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев, Борис Лавренев. Третьяков помещает по пять стихотворений в сборники эгофутуристов «Пир во время чумы» и «Крематорий здравомыслия». В годы учебы в университете Третьяков подготавливает и свой первый сборник «Железная пауза», который выйдет, однако, лишь в 1919 году.

В начале Первой мировой войны поэт пишет патриотические стихи-марши, но затем начинается «стихотворно-глухой период» («Биография моего стиха»), продлившийся вплоть до 1919 года. Спасаясь от мобилизации, Третьяков переезжает на Дальний Восток. Там он женится на Ольге Викторовне Гомолицкой, знакомится с другими футуристами, членами группы «Творчество»: Давидом Бурлюком, Николаем Асеевым, Петром Незнамовым и другими. С их помощью публикует сборник «Железная пауза», устраивает постановки пьес Маяковского и Гумилева. Во Владивостоке Третьяков становится поэтом революции: пишет агитстихи, лозунги, антияпонские фельетоны. В своих стихотворениях поэт начинает обращаться к молодым людям, призывая их в свои ряды (например, стихотворение «Р. К. С. М.», 1920).

Во время японской оккупации Третьяков бежал с семьей в Китай, где прожил три месяца. Весной 1921 года через Харбин вместе с семьей переезжает в Читу, где уже к тому времени жили Асеев, Незнамов и другие поэты, покинувшие Владивосток. В столице Дальневосточной республики он получает должность товарища (заместителя) министра просвещения и заведующего государственным издательством. Третьяков также организует вечера футуристов, выпускает детский журнал, а после поездки в Москву, где он встретился с В. В. Маяковским и А. В. Луначарским, учреждает в Чите аналог Окон РОСТА – Окна ДАЛЬТА, для которых пишет стихотворные подписи к рисункам Виктора Пальмова. Наконец, в 1922 году выходят два сборника стихов Третьякова – «Ясныш» и «Путевка». Осенью 1922 г. Третьяков вместе с семьей переезжает в Москву. Практически сразу получает должность заведующего репертуаром в Первом рабочем театре Московского Пролеткульта, где сотрудничает с Сергеем Эйзенштейном. В течение 1923 года было поставлено три его пьесы: «Мудрец» (переработка комедии Островского «На всякого мудреца довольно простоты»), «Слышишь, Москва?» и «Противогазы». В том же году Всеволод Мейерхольд поставил спектакль «Земля дыбом».

Помимо работы в театре Третьяков продолжает заниматься поэзией: в первые московские годы у него выходят сборники «Октябревичи», «Итого». «Октябревичами» поэт называл молодежь, причем не только советскую, но и немецких юношей и девушек (стихотворение «Молодая гвардия»). Вместе с Маяковским он пишет агитационные стихи, например, «Рассказ про Клима из черноземных мест, про сельскохозяйственную выставку и Резинотрест» (1923). Третьяков стал одним из основателей творческой группы «ЛЕФ» и одноименного журнала, для которого он писал программные статьи.



В 1924 году Третьяков переезжает в Пекин, куда его пригласили преподавать русскую литературу. За полтора года поэт постарался как можно глубже погрузиться в культуру страны, посещая местные театры и изучая литературу. Творческим итогом этого периода стали поэма «Рычи, Китай!» и одноименная пьеса, которая по его возвращении была поставлена в театре имени Мейерхольда (ТиМ). Постановка имела колоссальный успех, и пьеса была переведена на многие языки, включая английский, китайский и японский. Вернувшись в Москву, Третьяков начинает работать в кино, получив должность заместителя председателя художественного совета Первой московской киностудии. Участвует в создании фильма Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”» (делает титры) и пишет сценарии для документальных фильмов про Китай. В 1927 году поступил на службу в Госкинпром Грузии, написал сценарий для фильма «Соль Сванетии». В последующие годы также был автором сценариев «Элисо» (1928) и «Хабарда» (1930).

В конце 1920-х годов Третьяков также пишет прозу и публицистику. В 1927 году выходит сборник публицистических рассказов о Китае «Чжун-Го». В этом же году Маяковский возобновляет деятельность своего журнала под названием «Новый ЛЕФ»; Третьяков снова входит в редакторскую коллегию. Однако проект просуществовал недолго: уже в августе 1928 Маяковский покидает свой пост, и именно Третьяков на последние пять месяцев становится главным редактором. В ноябре 1927 года была написана автобиография «Биография моего стиха», которая вошла в сборник Алексея Крученых «15 лет русского футуризма». В 1929 полемические статьи Третьякова вошли в сборник «Литература факта», а затем был вышел последний стихотворный сборник автора «Речевик».

Во второй половине 1920-х годов Сергей Третьяков серьезно обращается к детской литературе. Наиболее удачным его сочинением стал цикл стихотворений «Самозвери», опубликованный в 1926 году в журнале «Пионер». Тогда же возникла идея выпуска отдельной книги. В качестве иллюстраторов автор пригласил Александра Родченко и его супругу Варвару Степанову. Она склеила бумажные фигурки животных из геометрических фигур, а сам Родченко выполнил фотографии. Таким образом, книга стала еще и пособием по созданию простых и красивых игрушек. Книга была анонсирована в журнале «Новый ЛЕФ» в 1927 году, но так и не увидела свет ввиду нехватки денег на печать. Другая детская книга – «Пашка и папашка», была выпущена издательством «Молодая гвардия» в 1926 году. История юного героя, перевоспитывающего отца-нэпмана, была проиллюстрирована Самуилом Адливанкиным.

Многие свои произведения на тему Китая Третьяков адресует детско-подростковой аудитории, причем это преимущественно «литература факта» и публицистические очерки. В 1927 году в Госиздате выходит агитационная поэма «Ли-Ян упрям». В том же году в журнале «Пионер» – очерки «Ребячий интернационал» (№ 2), «Пять китаев» (№ 7), повесть, написанная по беседам автора со студентом Пекинского университета, «Детство Дэн Ши-хуа» (1928, № 4. С. 2–6; № 5. С. 3–5.; № 6. С. 1–5; первое отдельное издание – 1930, с датой авторского предисловия – 15 ноября 1928 года). В газете «Пионерская правда» – – очерк «Пекин (фрагмент книги очерков о современном Китае «Чжунго»)» (1928, № 59 (202)), статья «Как писать очерк» (1929, № 49(307)), главы из повести под названием «Маленький Дэн (из биографии китайского студента) (1928, №№ 64(207) – 77(220)).

Огромное влияние на жизнь и творчество Третьякова оказала смерть Маяковского. Он полностью погружается в работу, практически отказываясь от поэзии и драматургии в пользу журналистики, к которой уже переходил на рубеже 1920–1930-х (книга о коллективизации «Вызов : Колхозные очерки», 1930). В конце года Третьяков едет в Германию с докладом о советской литературе. Там он знакомится с выдающимися деятелями культуры: Б. Брехтом, Э. Пискатором, Д. Хартфильдом и другими. Впоследствии Третьяков напишет о них книгу литературных портретов «Люди одного костра» (1936). Одним из первых он переводил произведения Брехта на русский язык.

Вернувшись в Москву, Третьяков выпускает еще одну книгу колхозных очерков «Тысяча и один трудодень» (1934). В 1934–1935 годах он работал в русской и немецкой редакциях журнала «Интернациональная литература». В августе 1934 года участвовал в работе Первого съезда советских писателей, на котором выступил с докладом о международном сотрудничестве авторов. После съезда сопровождал в поездках по стране иностранных писателей, в том числе Б. Брехта. В 1935 г. сам посетил Чехословакию, воспоминания об этой поездке легли в основу книги «Страна-перекресток» (1937) – последней опубликованной работы писателя.

Летом рокового 1937 года Третьяков ложится в Кремлевскую больницу с нервным расстройством. 26 июля его арестовывают прямо в больнице. 10 сентября Сергей Третьяков был расстрелян по приговору Военной коллегии Верховного Суда. Незадолго до того он дал признательные показания в шпионаже в пользу Японии с 1924 г. А 5 ноября была арестована жена Третьякова – Ольга Викторовна. Она провела в лагерях более девяти лет. Вернувшись в 1954 году в Москву, она начала восстанавливать литературный архив мужа, произведения которого в течение почти двадцати лет хранились в спецхране библиотек. В феврале 1956 года Ольга Викторовна добилась полной реабилитации Сергея Третьякова.


Сергей Третьяков / Книги

  • Третьяков С. Железная пауза: Стихи / Сергей Третьяков. – Владивосток: б. и., 1919 (типо-лит. И. Короть). – 64 с. – [Хранится в РГБ].
  • Третьяков С. Ясныш: Стихи. 1919-1921 г. / Сергей Третьяков. – Чита: Птач, 1922. – 62 с. – [Хранится в РГБ].
  • Третьяков С. Итого: Стихи / С. Третьяков. – М.: Гос. изд-во, 1924. – 93 с. – [Хранится в РГБ].
  • Третьяков С. Октябревичи: Стихи / Сергей Третьяков. – М., Л.: Молодая гвардия, 1924. – 32 с. – [Хранится в РГБ].
  • Третьяков С. Противогазы: Мелодрама в 3 д. / С. Третьяков. – М.: Всерос. пролеткульт, 1924. – 24 с. – [Хранится в РГБ].
  • Третьяков С. Слышишь, Москва?!: Агит-гиньоль в 4-х действиях / С. Третьяков. – М.: Всероссийский пролеткульт, 1924. – 24 с. – [Хранится в РГБ].
  • Третьяков С. Пашка и папашка: Стихи для детей / Текст С. Третьякова; Рис. С. Адливанкина. – М.: Молодая гвардия, 1926. – 16 с.: ил. – [Хранится в РГБ].
  • Третьяков С. Рычи, Китай!: Стихи. – М.: Огонек, 1926. – 48 с. – [Хранится в РГБ].
  • Третьяков С. М. Ли-Ян упрям: Поэма. – М.; Л.: Гос. изд-во, 1927. – 16 с.
  • Третьяков, С. Чжунго: Очерки современного Китая / С. М. Третьяков. – М.; Л.: Гос. изд-во, 1927. – 259 с.
  • Третьяков С. Речевик: Стихи / Сергей Третьяков; предисл. И. Дукора. – М.; Л.: Гос. изд-во, 1929. – 19 с. – [Хранится в РГБ].
  • Третьяков С. Вызов: Колхозные очерки / Сергей Третьяков. – М.: Федерация, 1930. – 324 с. – [Хранится в РГБ].
  • Третьяков С. Дэн Ши-хуа: Био-интервью / С. Третьяков; худож. А. М. Родченко. – М.: Молодая гвардия, 1930. – 391 с.: ил. – [Хранится в РГБ].
  • Третьяков С. М. Люди одного костра: Лит. портреты. – М.: Гослитиздат, 1936. – 265 с. – [Хранится в РГБ].
  • Третьяков С.М. Дэн Ши-хуа [Текст] ; Люди одного костра. Страна-перекресток. / (Вступ. статья В.Перцова, с. 3–22] ; Коммент. К. Кукушкина и др. – М.: Советский писатель, 1962. – 765 с., 3 л. илл. ; – На обороте тит. л. Сост.: А. Наркевич. – [Хранится в РГБ].
  • Третьяков С. Страна-перекресток: Докум. проза. / Сергей Третьяков; Сост., послесл., коммент. Т. С. Гомилицкой-Третьяковой. – М.: Сов. писатель, 1991. – 572 с. – [Хранится в РГБ].
  • Третьяков С. Итого: Собрание стихов и статей о поэзии / Сергей Третьяков; составитель Дмитрий Карпов. – М.: Рутения, 2019. – 800 с.- [Хранится в РГБ].

Сергей Третьяков / Книги в НЭБ.Дети

  • Третьяков С. Самозвери // Пионер, № 23: Двухнедельный детский журнал. – М.: Молодая гвардия, 1926. – С. 6–8.

Сергей Третьяков / О жизни и творчестве

  • Азьмуко Л. А. Зарубежный очерк С. М. Третьякова: К вопросу о становлении советской документальной прозы: диссертация … канд. филол. наук. – Иркутск, 1969. – 350 с.
  • Бирюков С. Е. У времени в плену // Третьяков С. М. Итого: Собрание стихов и статей о поэзии. – М.: Рутения, 2019. – С. 756–765.
  • Головчинер В. Е. Публицистическая драма как разновидность эпической: («Рычи, Китай!» С. Третьякова) // Художественное творчество и литературный процесс. Вып. 10. – Томск, 1988. – С. 118–131.
  • Гомолицкая-Третьякова Т. С. О моем отце // Третьяков С. Страна-перекресток. — М.: Сов. писатель, 1991. — С. 554–563.
  • Иньшакова Е. Ю. Между экспрессионизмом и конструктивизмом. Писатель Сергей Третьяков // Русский авангард 1910–1920-х годов и проблема экпрессионизма. – М., 2003. – С. 440–446.
  • Косых А., Арсеньев П. Китайское путешествие Сергея Третьякова: поэтический захват действительности по пути к «литературе факта» // Translit. № 10–11. – СПб, 2011. – С. 14–20.
  • Красноярова А. А. «Китайский текст» в Советской литературе 1920-х гг. (на примере творчества С. М. Третьякова) / А. А. Красноярова // Litera. – 2019.– № 4. – С.143–152.
  • Крюкова М. М. С. М. Третьяков: Очерк творчества: диссертация … канд. филол. наук. – М., 1968. – 252 с.
  • Ли Иннань. Китай в творчестве Сергея Третьякова: роман «Дэн Ши-Хуа» / Ли Иннань // Сборник научных работ: к 70-летию профессора В. В. Агеносова. – Благовещенск, Амурский государственный университет. – 2012. – С. 237–250.
  • Никольская, Т. Л. С. Третьяков и А. Чачиков о национально-освободительном движении народов Востока // Авангард и идеология: русские примеры / Филологический факультет Белградского университета; Ред. С. Грубачич. – Белград, 2009. – С. 315–321.
  • Орлицкий Ю. Б. Эволюция стиховой культуры Сергея Третьякова // Третьяков С. М. Итого: Собрание стихов и статей о поэзии. – М.: Рутения, 2019. – С. 766–774.
  • Розовский М. Этюд о Третьякове // Современная драматургия, 1988, № 2. – М. – С. 207–208.
  • Россомахин А. «Мастер речековки на заводе живой жизни»: Поэтические книги Сергея Третьякова // Третьяков С. М. Итого: Собрание стихов и статей о поэзии. – М.: Рутения, 2019. – С. 775–784.
  • Перцов В. О. От стихов к прозе (С. Третьяков, Б. Кушнер) // Перцов В. О. Литература завтрашнего дня. – М.: Федерация, 1929. – С. 135–144.
  • Фор Д. Сергей Третьяков: Факт // Формальный метод: Антология русского модернизма: В 4 т. Т. 2. Материалы. – М.; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. – С. 183–198.