Вельтман Александр Фомич

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску
Александр Вельтман
Александр Вельтман
Александр Вельтман
Дата рождения 8 [20] июля 1800 года
Место рождения Санкт-Петербург
Дата смерти 11 [20] января 1870 года
Место смерти Москва
Гражданство Российская империя
Род деятельности писатель
Язык произведений русский



Александр Фомич Вельтман — поэт, писатель, философ, историк, этнограф, лингвист, переводчик.

Александр Вельтман / Биография

Александр Фомич Вельтман – старший сын обрусевшего шведского дворянина. Первоначально писал свою фамилию «Вельдман», изменил ее в середине 1820-х гг. Отец Александра, Фома Федорович (Томас Вельдман), в 1786 г. принял русское подданство и поступил на военную службу. Перемена гражданства стоила ему наследства, которого он был лишен. В 1799 г. поручик Санкт-Петербургской военной команды Фома Вельдман женился на Марии Колпаничевой, дочери придворного чиновника. Осенью 1800 г. он вышел в отставку, а затем вместе с женой и младенцем-сыном переехал из Петербурга в Тотьму, уездный город Вологодской губернии. В 1803 г. семья Вельдман обосновалась в Москве.

Мать писателя, Мария Петровна, была доброй, веселой и артистичной женщиной, прекрасно умела рассказывать волшебные истории. Она много занималась воспитанием и начальным образованием своего первенца, чтобы он не вырос «разбойником»: в раннем детстве Александр отличался пылким, необузданным нравом.

После отставки Фома Федорович получил небольшой чин титулярного советника и занимал незначительные малооплачиваемые должности. Материальное обеспечение семьи Вельдманов было весьма скромным, даже скудным. Поэтому сначала Вельдманы, исповедовавшие православие, смогли, благодаря подходящей фамилии, устроить старшего сына только в пансион для неимущих лютеран.

В 1811 г. для него открылись двери Московского благородного университетского пансиона. Там мальчик начал писать стихи, ориентируясь на произведения мэтров – М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского, Г. Р. Державина. С началом Отечественной войны пансион прекратил занятия. 12-летний Александр стал свидетелем отступления русской армии из города после Бородинского сражения, паники и уныния горожан. Вельдманы фактически бежали из Москвы после входа в древнюю столицу России наполеоновских войск. Они видели пожар над городом. Эти события, а затем возвращение в сожженную Москву, оставили глубокий след в душе Александра. Подросток сочинил трагедию в стихах «Пребывание французов в Москве». Впоследствии А. Ф. Вельтман неоднократно обращался в своих произведениях к «французской» теме.

Вельдманы были практически разорены и не могли платить за образование сына. Только в 1814 г. Александра за его поэтический дар приняли в пансион кандидатов Московского университета братьев Терликовых. Чтобы помочь семье, в которой кроме него было еще трое детей, Александр начал давать уроки игры на скрипке.

За успехи в учебе в 1816 г. его определили в Московское училище колонновожатых, которое готовило младших офицеров – военных инженеров, топографов, математиков, артиллеристов, а также штабистов, умеющих вести письменные дела и составлять историческую документацию. Александр очень любил это училище, был одним из лучших учеников, показал большие способности и к точным, и к гуманитарным наукам.

В этом же году умерла его мать, Мария Петровна. Материальное положение семьи по-прежнему оставляло желать лучшего. Чтобы хоть как-то помочь родным, юноша написал учебник «Начальные основания арифметики». Это дало Вельдманам небольшой доход.

В ноябре 1817 г. Александр окончил училище в чине прапорщика и поступил на военную службу. До отъезда он систематизировал свои ранние литературные опыты и составил «Собрание первоначальных сочинений Александра Вельдмана». К качеству своих произведений он отнесся критически и решил их не публиковать «по причине их несовершенства».

В марте 1818 г. прапорщик Вельдман был командирован в Бессарабию на военно-топографические съемки. Бессарабия (историческая область на территории современных Молдавии и Украины) вошла в состав Российской империи только в 1812 г. Шли обширные работы по составлению ее карт, и Вельдман принимал в этих работах активное участие. К 1826 г. он уже возглавлял топографические съемки в этой местности.

«Бессарабский» период жизни А. Ф Вельтмана длился до 1831 г. Все это время Александр Фомич не прерывал связи с семьей, продолжал участвовать в судьбе брата и сестры (еще один брат умер в 1818 г.). Отец писателя скончался в 1821 г. Его наследство составило 100 рублей.

Друзьями Вельтмана в 1820-х гг. были будущие декабристы М. Ф. Орлов, В. Ф. Раевский, П. И. Фаленберг. Однако Вельтман не присутствовал на Сенатской площади во время восстания: в 1825 г. его командировали для усиления турецкой границы. Он был участником Русско-турецкой войны 1828-29 гг. и за мужество, проявленное во время Кулевчинского сражения, получил в 1829 г. чин капитана.

Во время службы в Бессарабии Вельтман изучал ее историю и быт. В 1826 г. он был назначен начальником Исторического отделения Главной квартиры (штаба) армии. В 1828 г. он опубликовал свой труд «Начертание древней истории Бессарабии». Кроме того, он продолжал литературную деятельность – писал стихи, поэмы и сказки.

В конце 1820 г. А. Ф. Вельтман лично познакомился с А. С. Пушкиным, оказавшим заметное влияние на его творчество. Пушкин тогда находился в Кишиневе и сам разыскал Вельтмана – автора известных в кишиневском высшем обществе сатирических стихов, которые ему понравились. Вельтман часто прибегал к использованию сатиры и в более поздних своих произведениях. Многие из них построены на использовании и высмеивании устоявшихся штампов того или иного жанра.

Два Александра много общались, дружески спорили о поэзии. По свидетельству современника, знавшего обоих, Вельтман был одним из немногих людей, способных «доставлять пищу уму и любознательности Пушкина». Пушкин уважительно и внимательно относился к критическим замечаниям Вельтмана относительно его произведений.

Литературный дебют А. Ф. Вельтмана состоялся в 1825 г., когда журнал «Сын отечества» опубликовал отрывок из поэмы Вельтмана «Беглец». В 1828 г. это же издание поместило на своих страницах два стихотворных отрывка Вельтмана – «Юная грешница» и «Ожидание». В 1831 г., после многократных изменений и исправлений, Вельтман решился издать полный текст поэмы «Беглец» – романтической истории о казаке, который стал рабом в Османской империи и полюбил дочь своего хозяина-грека.

В том же году была напечатана его повесть в стихах «Муромские леса, или Выбор атамана». Вельтман выступил в ней продолжателем идей Пушкина. Ко времени появления поэмы Пушкина «Братья-разбойники» (1822) в мировой литературе стал привычным образ «благородного разбойника», чьи поступки обусловлены стремлением восстановить справедливость. Пушкин в своей поэме рассматривал разбойничество не только как социальный протест, но и как психологическое состояние, определенный «склад характера». Вельтман также показал, что среди разбойников много людей, одержимых только жаждой наживы, вседозволенности, опасных приключений и кровопролития. При этом они лишены сострадания или заглушили в себе голос совести; отнюдь не все они, прежде чем уйти в лес, испытали нужду и обиды. В отличие от «Братьев-разбойников» в «Муромских лесах» действие происходит в глубокой древности, в XI в., а разбойникам противопоставлен положительный герой, который сохранил чистоту души, несмотря на пережитые им невзгоды.

Стихотворная повесть Вельтмана, отличавшаяся сложным, разветвленным и занимательным сюжетом, вызвала интерес и одобрение читателей. В 1834 г. она была поставлена на сцене Большого театра. Песня из этой поэмы («Что отуманилась, зоренька ясная...») впоследствии стала считаться «народной разбойничьей» и вошла в репертуар Лидии Руслановой – популярной в середине ХХ века исполнительницы русских народных песен.



В 1831 г. А. Ф. Вельтман уже в чине подполковника вышел в отставку и поселился в Москве. Официальной причиной отставки послужила болезнь, но сам Александр Фомич указывал, что он был не согласен переводиться в Оренбург. После ухода в отставку, в 1832 г., А. Ф. Вельтман женился на своей троюродной сестре Анне Павловне Вейдель. Когда он оставил военную службу, у него появилось больше времени на литературную деятельность. В 1831-32 г.г. был опубликован роман Вельтмана «Странник», который принес автору широкую известность.

Пушкин, прочитав «Странника», увидел в «немного вычурной болтовне» признаки «настоящего таланта». Критика поначалу встретила роман неоднозначно. Он был написан в хорошо знакомом к тому времени жанре путевых заметок и обобщал бессарабский опыт Вельтмана. Но стиль произведения оказался очень необычным: автор мог легко «перепрыгивать» от Александра Македонского к разновидностям молдавских экипажей, чередовать стихи и прозу. Точку в этой полемике поставил В. Г. Белинский. Он отметил, что чтение романа Вельтмана – совсем не утомительное занятие По мнению Белинского текст, который можно читать без скуки, является одним из критериев качественной литературы. После этого в среде критиков прекратились сомнения относительно того, как оценивать «Странника».

Вскоре выяснилось, что Вельтман неслучайно применил такой необычный стиль. Роман был задуман им как первый том трилогии о прошлом, настоящем и будущем человека. «Странник» отражал настоящее. В 1833 г. вышел новый роман Вельтмана, посвященный будущему – «MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына Задека». Местом его действия стала расположенная на Балканском полуострове страна Босфорания. В Босфорании нет места бедности, необразованности и сословной дискриминации. Законы, которые принимает Верховный совет, обеспечивают заботу о благе народа, всемерную поддержку науке и культуре. Это описание идеального общества отражало взгляды декабристов, считавших несовместимыми тираническое правление и процветание государства. Роман Вельтмана обладал полноценным литературным сюжетом, что отличало его от книг о будущем, опубликованных к тому времени другими писателями. Поэтому вторая часть трилогии А. Ф. Вельтмана сегодня считается предтечей научной фантастики.

Размышления о прошлом человечества представлены Вельтманом в романе «Предки Калимероса. Александр Филиппович Македонский» (1836). Прием путешествия во времени, задействованный в этом романе, был уже знаком читателям 1830-х гг. Однако более ранние произведения рассказывали о людях, которые оказались в будущем, тогда как персонаж Вельтмана попал не в будущее, а в прошлое. Кроме того, он сознательно принял решение побывать в другой эпохе. До этого литературные хронопутешественники перемещались во времени по воле случая (как правило, вследствие необычайно продолжительного сна). Герой Вельтмана, чтобы повстречаться с Александром Великим, использует гиппогрифа – крылатое мифологическое существо, сочетающее свойства льва, лошади и орла. Гиппогриф стал первой «машиной времени» в литературе.

Авторские гонорары и военная пенсия не обеспечивали молодым супругам Вельтман необходимого уровня жизни. Поэтому в мае 1833 г. Александр Фомич поступил на должность секретаря коммерческого суда. Однако через год он ушел со службы и вновь начал усердно заниматься литературой и историей. После этого практически ежегодно издавались его новый роман или повесть.


Вельтман продолжал общаться с Пушкиным. С его журналом «Современник» Александр Фомич сотрудничал с момента основания этого журнала. В 1833 г. «Современник» опубликовал первый вариант перевода Вельтмана «Слова о полку Игореве» с древнерусского языка.


Во второй половине 1830-х г.г. Вельтман сделался весьма известным и читаемым автором. К этому времени его книги пользовались настолько большой популярностью, что в 1837 г. была издана подделка под его произведение – «Ротмистр Чернокнижник, или Москва в 1812 году». Она представляла собой классический образец «бульварной литературы», в то время как книги Вельтмана, по наблюдениям критиков, неизменно отличались высокими художественными достоинствами. Чтобы не разочаровывать читателей, Вельтман выступил в печати с сообщением о том, что он не имеет отношения к этому роману.


В 1833 г. он вступил в Общество любителей российской словесности и начал проводить по четвергам еженедельные литературные вечера, которые посещали многие известные личности, в том числе В. И. Даль и А. Н. Островский. Александр Фомич был знаком с В. Г. Белинским, М. Ю. Лермонтовым и Н. В. Гоголем, переписывался и встречался с А. И. Герценом, К. С. Аксаковым, Ф. Н. Глинкой.

В 1836 г. Вельтман стал членом Общества истории и древностей Российских, в 1839 г. – Одесского общества истории и древностей. Помимо литературы, истории и археологии его увлекали этнография и лингвистика. Вельтман проводил научные исследования в этих областях. Он пробовал свои силы и в издательской деятельности (альманах «Картины света», 1836-37 гг., пользовавшийся большим успехом у читателей). Александр Фомич обладал широким спектром знаний, всю жизнь старался узнать что-то новое, постоянно пополнял свою библиотеку книгами самой разнообразной тематики. Он был автором почти всех статей в номерах «Картин света»..

Увлечение А. Ф. Вельтмана историей и этнографией оказало влияние на его литературную деятельность. На стыке нескольких гуманитарных областей появился новый жанр, и Вельтман вновь озадачил критиков. В 1830-х гг. широкое распространение получила историческая проза. Поэтому Вельтман, подобно Пушкину, Гоголю и многим другим литераторам этого периода, писал исторические произведения: романы «Лунатик. Случай» (1834), «Иоланда» (1837), «Ратибор Холмоградский» (1841), «Колумб» (1842) и др. В 1840-х гг. Вельтман сочинял сказки в стихах, написанные по мотивам фольклора южных и западных славян: «Троян и Ангелица. Повесть, рассказанная Светлою Денницей Ясному месяцу» (1846), «Златой и Бела. Чешская сказка» (1850). Однако в его романах «Кощей Бессмертный. Былина старого времени» (1833), «Светославич, вражий питомец. Диво времён Красного Солнца Владимира» (1837), «Новый Емеля, или Превращения» (1845) историческое переплеталось со сказочным. Критики затруднялись определить, к чему относятся эти произведения Вельтмана – к историческим романам или к сказкам. Сегодня их можно отнести к жанру «исторического фэнтези», а Вельтмана – к первооткрывателям этого жанра.

Славянская тема привлекала Вельтмана и как историка, и как литератора. Кроме того, Александр Фомич, как и его близкий друг В. И. Даль, стал собирателем фольклорных материалов. Еще одно направление, к которому он проявлял интерес – скандинавистика: Вельтман стремился больше знать о прошлом своей исторической родины. Он соблюдал нейтралитет в литературной борьбе западников и славянофилов, за что его нередко критиковали представители обоих направлений.

А. Ф. Вельтман писал не только исторические и фантастические произведения, но и не оставался чуждым современной социально-бытовой тематике. К ней относятся его повести «Неистовый Роланд» (1835), «Эротида» (1835), «Аленушка» (1836), рассказ «Ольга» (1837), ряд повестей и рассказов из жизни высшего общества (повесть «Приезжий из уезда или Суматоха в столице», 1841), чиновничества (повесть «Карьера», 1842), мещанства (рассказ «Путевые впечатления и, между прочим, горшок ерани», 1840; повесть «Наем дачи», 1849) и др. С 1848 по 1863 год писатель работал над эпопеей «Приключения, почерпнутые из моря житейского». Это цикл из пяти романов («Саломея», «Чудодей», «Воспитанница Сара», «Счастье-несчастье», «Последний из рода и безродный»), который представляет собой панораму столичной и провинциальной российской действительности эпохи становления капитализма (1820-1850 гг.). Основной посыл эпопеи Вельтмана: жизнь – это бесконечное блуждание средь волн житейского моря. Волны сбивают людей с пути, несут их к чужим берегам и судьбам. Главные герои одной части в другой появляются только в эпизодах; напротив, эпизодические персонажи одной книги цикла превращаются в главных действующих лиц другой. Кроме того, в «Приключениях...» вновь появляются герои романов Вельтмана «Странник», «Предки Калимероса», а также рассказа «Илья Ларин».

В этот период Вельтмана было принято критиковать за то, что ранее принесло ему успех – необычную манеру повествования, «странность» таланта. Роман «Новый Емеля, или Превращения» (1845) подвергся критике со стороны В. Г. Белинского. Однако наряду с множеством негативных рецензий критиков есть и положительные отзывы читателей, в том числе восторженные отзывы молодого Достоевского о «Емеле» и о другом романе Вельтмана – «Сердце и Думка» (1838).

Популярность Вельтмана как автора художественных произведений под натиском критики постепенно угасала. Массовый читатель стал забывать об этом авторе. Заключительный роман из цикла «Приключений...» – «Последний в роде и безродный» даже не был издан. Однако творчество Вельтмана оказало влияние на писателей-реалистов следующего поколения – Н. C. Лескова, П. И. Мельникова-Печерского. В двадцатом веке продолжателями традиций, заложенных Вельтманом, стали И. Ильф и Е. Петров, а также М. А. Булгаков. Особенно сильное влияние произведения Вельтмана оказали на Ф. М. Достоевского, который называл Вельтмана своим литературным учителем. В 1870-х годах Достоевский пытался издать роман «Последний из рода...», но безуспешно.

А. Ф. Вельтман был автором не только художественных произведений и научных трудов – у него есть и книга, посвященная воспитанию молодого поколения. В период расцвета своего творчества он написал учебник для народных училищ – «Начальное чтение для образующегося юношества» (1837, второе издание – 1839) В «Начальном чтении...» Вельтман отвечал на основные вопросы, которые могут возникнуть у младших школьников, детей 8-9 лет (разделы «Первые мысли познания самого себя» «Человек», «О сохранении здоровия», «Телесные потребности человека и удобность жизни»), старался привить им правильное поведение (главы «Необходимость учения», «Распределение времени для занятий», «Постепенность во всем», «Опрятность», «Худые привычки», «До какой степени умный человек дорожит временем», «Стыд от невежества» и т. д.). В книге также есть познавательные материалы для общего развития юного читателя – заметки о природе, об устройстве общества и его сословиях, о домашнем хозяйстве, например «Видимый мир. Земля, планеты и их движение», «Различные состояния и звания людей. Постепенность состояний и соответствие каждому знания и обязанности», «Насекомые, полезные человеку», «Жизнь растений»). Подрастающее поколение охотно читало учебник Вельтмана. Н. И. Свешников в автобиографической повести «Воспоминания пропащего человека» (1888) сообщал, что познакомился с «Начальным чтением...» в первом классе приходского училища и эта книга казалась ему занимательной.

Постепенно Александр Фомич смог улучшить свое материальное положение. В 1842 г. он был назначен помощником директора Московской Оружейной палаты, а десять лет спустя возглавил ее и оставался директором палаты до конца своих дней. Но его жизнь не была безоблачной: в 1847 г. умерла жена, Анна Петровна, оставив 10-летнюю дочь Надежду.

Через три года Вельтман сделал предложение писательнице Е. И. Крупенниковой. Для Елены Ивановны это также был второй брак, она тоже знала и любила Бессарабию, так как родилась и выросла в Одессе. Свои произведения на социально-бытовые темы она подписывала «Кубе, Е.» (Кубе – девичья фамилия Елены Ивановны). В этом браке у А. Ф. Вельтмана родились сын и дочь. Под влиянием Александра Фомича его талантливая спутница увлеклась историей. Главное произведение в ее литературном наследии – исторический роман «Приключения королевича Густава Ириковича, жениха царевны Ксении Годуновой» (1867), изданный под именем не Елены Кубе, а Елены Вельтман. Калейдоскоп событий и стран, множество действующих лиц делали этот роман действительно «вельтмановским» произведением.

В 1849 г. Вельтман стал редактором журнала «Москвитянин», но вскоре передал руководство «молодой редакции», в состав которой вошел А. Н. Островский. В этот период жизни его больше привлекала научная деятельность. В 1854 г. Вельтман был избран членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, в 1861 г. – членом-корреспондентом и затем, в 1869 г. – действительным членом Русского археологического общества. В 1850-х и 1860-х г.г. Вельтман написал ряд научных работ – «Аттила и Русь IV и V века. Свод исторических и народных преданий» (1858), «Исследования о свевах, гуннах и монголах» (1856-60) и др.

В 1860-е гг. писатель вел замкнутую жизнь в кругу семьи.

А. Ф. Вельтман умер в начале 1870 г. Его похоронили в Москве на кладбище Ново-Алексеевского монастыря. Монастырь был разрушен в 1926 г. при строительстве автодороги, кладбище уничтожено к концу 1930-х г.г. Могила ученого и писателя Вельтмана, с памятником в виде уменьшенной копии надгробия князя Ярослава Мудрого, считается утраченной.

Александр Вельтман / Книги

  • Вельдман, А. Ф. Начальныя основания арифметики, сочиненные колонновожатым Алексндром Вельдманом / А. Ф. Вельдман. — Москва : тип. Решетникова, 1817. — 68 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельдман, А. Ф. Начертание древней истории Бессарабии, с присовокуплением исторических выписок и карты, сочиненное Генерального Штаба Штабс-Капитаном Вельтманом / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. С. Селивановского, 1828. — 92 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельдман, А. Ф. Беглец : [повесть в стихах] / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Глазунов, 1831. — 77 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Муромские леса : [повесть в стихах] / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. С. Селивановского, 1831. — 68 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Странник. Ч. 1 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. С. Селивановского, 1831. — 148 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Странник. Ч. 2 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. С. Селивановского, 1831. — 164 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Странник. Ч. 3 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. С. Селивановского, 1832. — 160 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына-Задека. Кн. 1 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. А. Семена, 1833. — 179 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына-Задека. Кн. 2 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. А. Семена, 1833. — 198 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. MMMCDXLVIII го. Рукопись Мартына-Задека. Кн. 3 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. А. Семена, 1833. — 204 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Кощей бессмертный, былина старого времени. Ч. 1 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. А. Семена, 1833. — 298 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Кощей бессмертный, былина старого времени. Ч. 2 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. А. Семена, 1833. — 252 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Кощей бессмертный, былина старого времени. Ч. 3 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. А. Семена, 1833. — 262 с. — [Хранится в РГБ].
  • Песнь ополчению Игоря Святославовича, князя Новгород Северскаго : [Переведено с древняго русскаго языка XII столетия Александром Вельтманом] / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. С. Селивановского, 1833. — 56 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Лунатик. Случай. Ч. 1. Ч. 2 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Степанова, 1834. — 348 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. О Господине Новгороде Великом : [письмо : с приложением вида Новгорода в 12 столетии и плана окрестностей] / А. В. — Москва : тип. С. Селивановского, 1834. — 44 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Светославич, вражий питомец. Диво времен красного солнца Владимира. Ч. 1 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Степанова, 1835. — 230 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Светославич, вражий питомец. Диво времен красного солнца Владимира. Ч. 2 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Степанова, 1835. — 256 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Предки Калимероса. Александр Филипович Македонский. Ч. 1. Ч. 2 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Степанова, 1836. — 470 с. — [Хранится в РГБ].
  • Картины света : энциклопедический живописный альманах на 1836 год. Ч. 2 / А.Ф. Вельтман ; в конце предисловие : А. Ф. Вельтман. — Москва : Типография С. Селивановского, 1837. — 460 с. : ил.
  • Вельтман, А. Ф. Виргиния, или поездка в Россию. Ч. 1. Ч. 2. / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. С. Селивановского, 1837. — 300 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Начальное чтение для образующагося юношества / А. Ф. Вельтман. — Москва : Унив. тип., 1837. — 184 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Сердце и Думка. Приключение. Ч. 1. Ч. 2. / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Степанова, 1838. — 372 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Сердце и Думка. Приключение. Ч. 3. Ч. 4. / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Степанова, 1838. — 355 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Начальное чтение для образующегося юношества. Отд. 1-2. / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Степанов, 1839. — 264 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Древние славянские собственные имена / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Степанова, 1840. — 22 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Портфель служебной деятельности М.В. Ломоносова / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Степанова, 1840. — 85 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Ратибор Холмоградский / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Степанова, 1841. — 231 с. — [Хранится в РГБ].
  • Достопамятности Московского Кремля / сост. : А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Степанова, 1843. — 175 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Повести : Приезжий из уезда : Радой : Путевые впечатления, и между прочим горшок ерани : Коштестския скалы : Иоланда : Ольга / А. Ф. Вельтман. — Санкт–Петербург : М. Д. Ольхин, 1843. — 422 с. — [Хранится в РГБ].
  • Московская Оружейная палата / сост: А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Степанова, 1844. — 82 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Новый Емеля, или Превращения : [роман]. В 4 ч. Ч.I–II / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Степанова, 1845. — 486 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Новый Емеля, или Превращения : [роман]. В 4 ч. Ч.III–IV / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Степанова, 1845. — 484 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Знамения пресвятые богородицы в селе Дубровицах, основанного в 1690 и освященного в 1704 году, в присутствии храмоздателя государя царя и великого князя Петра Алексеевича / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. А. Семена, 1850. — 16 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Троян и Ангелица. Повесть, рассказанная светлой Денницей ясному Месяцу / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Н. Степанов, 1846. — 59 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Златой и Бела, чешская сказка : [стихи] / А. Ф. Вельтман. — Москва : Полиц. тип., 1850. — 52 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Индо-Германы, или сайване. Опыт свода и поверки сказаний о первобытных населенцах Германии / А. Ф. Вельтман. — Москва : Университетская типография, 1856. — 178 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Приключения почерпнутые из моря житейского. Чудодей. Ч. 1 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. А. Семена, 1856. — 417 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Приключения почерпнутые из моря житейского. Чудодей. Ч. 2 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. А. Семена, 1856. — 416 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Аттила и Русь IV и V века. Свод исторических и народных преданий / А. Ф. Вельтман. — Москва : Университетская типография, 1858. — 220 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Маги и мидийские каганы XIII столетия / А. Ф. Вельтман. — Москва : Университетская типография, 1860. — 80 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Московская Оружейная палата / А. Ф. Вельтман. — 2-е изд. — Москва : тип. Бахметева, 1860. — 301 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Приключения почерпнутые из моря житейского. Воспитанница Сара / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Каткова и К, 1862. — 237 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Приключения почерпнутые из моря житейского. Счастье несчастье. Ч. 1 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. А. Семена, 1863. — 308 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Приключения почерпнутые из моря житейского. Счастье несчастье. Ч. 2 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. А. Семена, 1863. — 371 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Дон : чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете 1866 г. Кн. 2 / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Каткова и К, 1866. — 116 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Днепровские пороги по Константину Багрянородному / А. Ф. Вельтман. — Москва : тип. Каткова и К, 1868. — 14 с. — [Хранится в РГБ].
  • Вельтман, А. Ф. Повести и рассказы / А. Ф. Вельтман ; вступительная статья и примечания: Ю. М. Акутина. — Москва : Советская Россия, 1979. — 383 с.
  • Русская романтическая повесть : сборник / [А. Ф. Вельтман и др.] ; составитель, вступительная статья и примечания: В. И. Сахаров ; художник: П. С. Сацкий. — Москва : Советская Россия, 1980. — 670 с. : ил.
  • Вельтман, А. Ф. Сердце и Думка [роман. В 4 ч.] / А. Ф. Вельтман ; подгот. текста, вступительная статья и примечания : В. А. Кошелева, А. В. Чернова. — Москва : Советская Россия, 1986. — 254 с.
  • Вельтман, А. Ф. Избранное / А. Ф. Вельтман ; сост., вступительная статья и коммент. : В. И. Калугина ; художник: [А. Л. Костин и др.]. — Москва : Правда, 1989. — 562 с.
  • Русская романтическая повесть писателей 20–40 годов XIX века / сост., вступ. ст. и примеч. : В. И. Сахарова ; ил. и оформ. А.И. Добрицына. — Москва : Пресса, 1992. — 463 с. : ил.
  • Страшное гадание. Русская фантастика первой половины XIX века / [А. Ф. Вельтман и др.] ; составитель: Ю. М. Медведев ; художник: Г. И. Метченко. — Москва : Русская книга, 1997. — 445 с. — (Библиотека русской фантастики. В 20 т. Т. 7).
  • Русская проза первой половины XIX века / [А. Ф. Вельтман и др.] ; составитель, вступительная статья и коммент.: А. Б. Галкин. — 2-е изд. — Москва : Дрофа : Вече, 2003. — 447 с. — (Библиотека отечественной классической художественной литературы. В 100 т.).
  • Вельтман, А. Ф. Приключения, почерпнутые из моря житейского. Саломея : [роман] / А. Ф. Вельтман. — Москва : Терра-Книжный клуб, 2004. — 702 с.

Александр Вельтман / Книги в НЭБ.Дети

О жизни и творчестве

  • Акутин Ю. М. Александр Вельтман и его роман «Странник» // А. Ф. Вельтман Странник. — Москва: Наука, 1978. — С. 247—300. — (Литературные памятники).
  • Калугин В. И. Романы Александра Вельтмана
  • Александр Фомич Вельтман (1800–1870) / [В. Н. Аношкина и др.] // История русской литературы XIX века, 1800–1830-е годы : учебное пособие для студентов педагогических институтов. — Москва : Просвещение, 1989. — С. 280
  • Вельтман Александр Фомич [8 (20).7.1800, Петербург – 11 (23).1.1870, Москва] // Русские писатели. 1800–1917 : Биографический словарь. Т. 1. А–Г. — Москва : Советская энциклопедия, 1989. — С. 405–409. : ил.
  • Вельтман, А. Ф. Избранное / А. Ф. Вельтман ; сост., вступительная статья и коммент. : В. И. Калугина ; художник: [А. Л. Костин и др.]. — Москва : Правда, 1989. — 562 с.
  • Александр Фомич Вельтман (8 (20) июля 1800 - 11 (23) января 1870) / А. Немзер // Памятные даты. — Москва. — 2003. — С. 148–151. : ил.
  • Грачева А. А. «Энциклопедизм» в творчестве А. Ф. Вельтмана / А. А. Грачева // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 5. — С. 148–151.
  • Грачева А. Библиотека «энциклопедиста»: из опыта изучения собрания книг А. Ф. Вельтмана. — Текст : электронный // ACADEMIA : сайт.

Экранизации

  • Саломея. Телесериал. Режисер Л. Пчелкин. Россия, 2001.

См. также