Погорельский Антоний

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску
Антоний Погорельский
Антоний Погорельский
Антоний Погорельский
Псевдоним(ы) Антоний Погорельский
Дата рождения 1787 г.
Место рождения Москва
Дата смерти 21.07.1836
Место смерти Варшава
Гражданство Российская империя
Период творчества первая половина XIX в.
Род деятельности писатель
Жанр баллады, стихи, проза
Язык произведений русский
Срок авторских прав общественное достояние



Антоний Погорельский — псевдоним Алексея Алексеевича Перовского, писателя-романтика первой половины XIX в.

Антоний Погорельский / Биография

Внебрачный первенец графа Алексея Кирилловича Разумовского и Марии Михайловны Соболевской родился в 1787 г. в Москве. Фамилию Перовский будущий писатель получил по названию подмосковной вотчины отца Перово. Все дети графа от М. М. Соболевской (четверо сыновей и пять дочерей) стали Перовскими, для всех он добился дворянского звания.

Род Разумовских ведет свою историю с середины XVIII в. Его основал казак и певчий Алексей Розум (Алексей Григорьевич Разумовский) — фаворит и тайный супруг Елизаветы I, волей судьбы вознесшийся от простого черниговского крестьянина до приближенного двора и государственного деятеля. Отец Алексея Перовского — действительный тайный советник, видный масон, с 1810-1816 был министром народного просвещения, одним из основателей Лицея в Царском селе.

Детство Алексея Перовского прошло в Почепе, малороссийском имении отца в Черниговской губернии. Всем Перовским граф дал всестороннее домашнее образование, а старшему, Алексею, привил свою страсть к ботанике и коллекционированию растений.

В 1805 г. Перовский поступил в Московский университет, который успешно окончил в 1807 г., получив степень доктора философии и словесных наук.

Перовский получил признание знатной московской родни, был принят в кругу молодых литераторов, близких Н. М. Карамзину (П. А. Вяземского и В. А. Жуковского).

Первой литературной публикацией Алексея Перовского стал перевод на немецкий язык повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина (1807 г.).

1808–1809 гг. был назначен в один из департаментов Петербургского Сената. Участвовал в ревизионной поездке по Пермской, Казанской, Нижегородской, Владимирской губерниям, во время которой в творческом сознании будущего автора отложились картины русской провинции.

Служил в Московском департаменте Сената. Участвовал в создании «Общества любителей русской словесности» (1809), был членом «Общества истории и древностей российских». Увлечение розыгрышами и литературными мистификациями Первыми поэтическими опытами Перовского стали «амфигури» — шуточные стихотворения-бессмыслицы, сочиненные в русле новой поэтики абсурда и литературные мистификации.

В 1812 г. служил секретарем в Канцелярии министерства финансов Санкт-Петербурга.

1812–1813 гг. Перовский участвовал в партизанских действиях и главных сражениях войны с Наполеоном (под Тарутином, Лосецами, Дрезденом, Лейпцигом и при Кульме).

1813–1816 гг. служил адъютантом генерал-губернатора Саксонии Н. Г. Репнина-Волконского в Дрездене. По окончании службы — награжден орденами «Зеленого креста» (для русских чиновников в Саксонии), Святого Владимира 4-ой степени, орденом Святой Анны 2-ой степени.

Немецкая культура и творчество немецких писателей-романтиков повлияло на формирование Перовского как автора. Позже он использовал романтические образы и сюжеты Э. Т. А. Гофмана и Л. Тика в собственных произведениях, переосмыслив их заново.

В 1816 г. служил чиновником особых поручений в Департаменте духовных дел иностранных исповеданий под началом А. И. Тургенева, видного члена литературного общества «Арзамас».

В Санкт-Петербурге Перовский общался с семейством Карамзиных, «арзамасцами», А. С. Пушкиным. Начинающему литератору принадлежат баллады («Странник-певец»), стихотворения («Друг юности моей»), переводы.

В 1817 г. родился племянник Алеша, сын сестры Перовского Анны Алексеевны. После ее развода с графом К. П. Толстым Перовский стал попечителем сестры и племянника и заботился о них до конца своих дней.

В 1820 г., благодаря литературно-критическим статьям в защиту поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», к Перовскому пришла известность в литературных кругах. Статьи были откликом на выступления критиков — приверженцев классических традиций, и Пушкин, находившийся в то время южной ссылке, высоко оценил эти публикации. В 1820 г. Перовский стал членом «Вольного общества любителей русской словесности, видную роль в котором играли будущие декабристы.

1822 г. умер граф А. К. Разумовский. Перовский подал в отставку и посвятил себя литературе. Жил в унаследованных от отца имениях в Черниговской губернии (в селах Погорельцы Сосницкого уезда и Красный Рог Мглинского уезда), занимался воспитанием Алексея, изредка наезжая в Петербург.




Главным наследием писателя стала проза 1825–1833 гг., изданная под ироническим псевдонимом Антоний Погорельский (отсылка к селу Погорельцы и затворнику св. Антонию Печерскому, жившему в Чернигове).

В 1818–1826 гг. Антонием Погорельским написаны четыре фантастические повести, которые позже вставными новеллами вошли в сборник «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» (1828). В этих повестях отражены традиции западноевропейской романтической литературы (Гофман, Тик и др.).

Новелла «Изидора и Анюта», близка по духу к сентиментальной прозе Карамзина, отличается напряженным сюжетом и «таинственным» финалом. Место действия — разоренная Наполеоном Москва.

Новелла «Пагубные последствия необузданного воображения», написанная в духе повести Гофмана «Песочный человек», повторяет сюжетные коллизии истории о влюбленности молодого человека в куклу, но рассказана в несколько ином ключе.

«Лафертовская маковница» — первая русская сказочно-фантастическая повесть с описанием быта московских окраин. В ней особенно ярко проявляются художественный талант и насмешливая ирония автора. Пушкин был очарован «Лафертовской маковницей», прочитав ее «два раза и одним духом».

В более поздней новелле «Путешествие в дилижансе» рассказана история человека, похищенного и воспитанного обезьяной, которую он потом убивает по прихоти невесты. Отталкиваясь от сюжета повести «Жоко, анекдот, извлеченный из неизданных писем об инстинктах животных» (1824) французского автора Пружана, писатель создает свою полемическую трактовку произведения.

В 1825 г. Алексей Перовский ненадолго возвратился к государственной службе в должности попечителя Харьковского учебного округа. В 1826 г. его произвели в действительные статские советники.

В 1827 г. вместе с сестрой и племянником Алексеем (будущим известным писателем А. К. Толстым) отправился в путешествие по Германии, посетил Гете в Веймаре.

1828 г. — дата издания первой книги Антония Погорельского «Двойник, или Мои вечера в Малороссии». «Двойник» построен на мистификации и литературной игре. Сборник включает четыре ранее написанные фантастические повести, объединенные рамочным сюжетом: помещика села П*** посещает его двойник — добродушное привидение, с которым он беседуют о природе таинственного и неизученного. За «Двойником» последовали такие произведения русской фантастической прозы, как «Гробовщик» А. С. Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, «Вечера на Хопре» М. Н. Загоскина, «Русские ночи» В. Ф. Одоевского».

Имя Антония Погорельского стало символизировать начало романтизма в русской прозе и начало русской «гофманианы».

Широкого читательского успеха книга Погорельского не имела, ее новаторский характер был непонятен публике.

В последующие годы публикуются и другие фантастические произведения писателя — рассказ «Посетитель магика», якобы переведенный с английского, и отрывки из незавершенного романа «Магнетизер».

В 1829 г. выходит фантастическая сказка для детей «Черная курица, или Подземные жители». «Черная курица» считается первой в русской литературе книгой о детстве, раскрывающей внутренний мир ребенка, особенности его психологии и мышления. Погорельский написал ее для племянника Алеши, которому старался прививать идеалы добра и справедливости. В сказке говорится о единении человека с природой и его ответственности перед миром, о проблемах воспитания и становления личности ребенка.


«Черная курица» имеет сходство с романтической сказкой «Эльфы» Тика, «Щелкунчиком» Гофмана, сказками братьев Гримм. Прототипом юного героя в «Чёрной курице» стал племянник Погорельского, но существует мнение, что в основу сказки также легли воспоминания автора о жизни в петербургском пансионе.

В 1830 г. в Петербурге выходит первая часть романа «Монастырка». История воспитанницы Смольного монастыря стала одним из первых русских романов нравов и принесла Погорельскому литературную славу (два отрывка были ранее напечатаны в «Литературной газете» 1830, № 14, 15).

В 1833 г. обе части романа выходят одним изданием. Критики отмечают выдающийся талант писателя и меткость, с которой он передал картины быта и нравов Малороссии. Позднее Н. Г. Чернышевский назвал «Монастырку» «очень замечательным явлением» для своего времени.

Роман стал провозвестником «семейного» реалистического романа, который получил дальнейшее развитие в русской литературе второй половины XIX в.

Последние годы жизни Погорельский посвятил воспитанию племянника. В 1831 г. они вместе предприняли путешествие по Европе. В Италии они посещали картинные галереи и мастерские художников. В 1835–1836 гг. Погорельский сблизился с К. П. Брюлловым, чьим творчеством восхищался. К 1836 г. относится портрет Погорельского, который Брюллов создал, пока гостил у писателя.

«Монастырка» стала последним произведением Погорельского. В 1836 г. у него обострилась грудная болезнь. Антоний Погорельский умер 21 июня (9 июня по старому стилю) 1836 в Варшаве, на руках сестры и племянника, по дороге в Ниццу, где должен был проходить лечение.


Антоний Погорельский


« — Не полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку, и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою.

Чёрная курица, или Подземные жители / Антоний Погорельский

»


Интересные факты

Из интервью художника Ники Гольц для журнала «Переплет», №3, 2012:

« Моей самой большой гордостью была и остается «Чёрная курица, или Подземные жители» Погорельского. Эту сказку не издавали в Советском Союзе после войны и тем более не иллюстрировали. Она была забыта. Я пошла в «Дом детской книги», который тогда находился на Тверской, мне там помогли найти это произведение, и я убедила издательство его напечатать. Так «Чёрная курица» получила вторую жизнь. Уже после ее издавали с иллюстрациями многих других художников, но первая была моя!. »

Антоний Погорельский / Книги

  • Перовский, А. А. Двойник, или Мои вечера в Малороссии / Соч. Антония Погорельского [псевд.]. Ч. 1–2. — Санкт-Петербург : при Акад. наук, 1828. — 2 т. Ч. 1. — [4], 177 с., 1 л. фронт. (ил.), 1 л. ил. (хранится в РГБ)

Ч. 2. — [4], 202 с., 1 л. фронт. (ил.), 4 л. ил. (хранится в РГБ)

  • Перовский, А. А. Чёрная курица, или Подземные жители : Волшеб. повесть для детей / Соч. А. Погорельского [псевд.]. — Санкт-Петербург : тип. Н. Греча, 1829. — [2], 166 с. (хранится в Русском книжном фонде РНБ)
  • Перовский, А. А. Монастырка : [Роман] / Соч. Антония Погорельского [псевд.]. Ч. 1–2. — Санкт-Петербург : тип. Н. Греча, 1830–1833. — 2 т. (хранится в РГБ)
  • Погорельский, А. Избранное / А. Погорельский ; вступ. ст. и примеч. М. А. Турьян ; ил. Б. А. Гуревич. — Москва : Советская Россия, 1985. — 428 с. : ил.

Содерж.: Двойник, или Мои вечера в Малороссии; Монастырка; Посетитель магика; Магнетизер; Стихотворения; Статьи; Письма.

  • Погорельский, А. Избранное: Проза ; Стихотворения / А. Погорельский ; сост. и послесл. А. А. Шелаевой. — Москва : Правда, 1988. — 399 с.

Содерж.: Двойник, или Мои вечера в Малороссии; Чёрная курица, или Подземные жители; Монастырка; Посетитель магика; Магнетизер; Стихотворения.

  • Погорельский, А. Волшебные повести / А. Погорельский ; послесл. С. Сапожкова ; худож. Б. Дехтерев. — Москва : Детская литература, 1992. — 127 с.: цв. ил.

Содерж.: Лафертовская маковница; Черная курица, или Подземные жители.

  • Погорельский, А. Черная курица, или Подземные жители : Волшебная повесть для детей / А. Погорельский ; послесл. И. Халтурина ; худож. В. Пивоваров. — Москва : Детская литература, 1973. — 93 с. : ил.
  • Погорельский, А. Черная курица, или Подземные жители : волшебная повесть для детей / Антоний Погорельский ; худож. А. Д. Рейпольский. — Ленинград : Художник РСФСР, 1989. — 59 с. : цв. ил.
  • Погорельский, А. Черная курица, или Подземные жители : волшебная сказка для детей / А. Погорельский ; [ил. Георгия Юдин]. — Москва : Планета, 2009. — 60 с. : цв. ил.
  • Погорельский, А. Черная курица, или Подземные жители / Антоний Погорельский ; худож. Геннадий Спирин. — Москва : Рипол классик, 2011. — [47] с. : цв. ил. — (Шедевры книжной иллюстрации).
  • Погорельский, А. Черная курица, или Подземные жители : волшебная повесть для детей / Антоний Погорельский ; худож. Виктор Пивоваров. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2014. — 87 с. : цв. ил.
  • Погорельский, А. Черная курица, или Подземные жители / А. Погорельский : волшебная сказка для детей ; рисунки Георгия Юдина . — Москва : Рипол классик, 2015. — 61 с. : цв. ил. — (Золото России ).
  • Погорельский, А. Черная курица, или Подземные жители : Повести. Романы. Стихотворения / А. Погорельский. — Москва : Эксмо, 2009. — 476 с. — (Русская классика).

Содерж.: Черная курица, или Подземные жители; Двойник, или Мои вечера в Малороссии; Монастырка; Стихотворения.

  • Погорельский А. Чёрная курица, или Подземные жители / Антоний Погорельский ; иллюстрации Максима Митрофанова. — Москва : Эксмо, 2019. — 80 с. : цв. ил. — (Книги — мои друзья).

Антоний Погорельский / Книги в НЭБ.Дети

Содерж.: Двойник, или Мои вечера в Малороссии; Магнетизер; Новая тяжба о букве ъ; Черная курица, или Подземные жители.

  • Черная курица, или Подземные жители / соч. А. Погорельского псевд. Текст : Электронный ресурс. — Санкт-Петербург : тип. Н. Греча, 1829. — (Москва : ГПИБ, 2013). — 2, 166 с. Оригинал хранится в ГПИБ. — Режим доступа: Открытый доступ

Диафильмы

О жизни и творчестве

Экранизации

  • Черная курица, или Подземные жители. Художественный фильм. Режиссёр. В. Гресь. СССР, 1980.
  • Лафертовская маковница. Беларусьфильм, 1986.
  • Черная курица. Мультфильм кукольный. Режиссёр Ю. Трофимов. СССР, 1975.

См. также