Гофман Эрнст Теодор Амадей

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску
Эрнст Теодор Амадей Гофман
Эрнст Теодор Амадей Гофман
Эрнст Теодор Амадей Гофман
Дата рождения 24.01.1776
Место рождения Кёнигсберг
Дата смерти 25.06.1822
Место смерти Берлин
Гражданство Королевство Пруссия
Род деятельности писатель
Язык произведений немецкий



Эрнст Теодор Амадей Гофман (нем. Ernst Theodor Wilhelm Hoffmann) — немецкий писатель, композитор и художник.

Э.Т.А. Гофман / Биография

Эрнст Теодор Амадей Гофман родился в семье адвоката королевского суда Кристофа Людвига Гофмана и его супруги Ловизы Альбертины (урождённой Дёрфер) После развода родителей (1778 г.) жил с матерью и бабушкой. Окончил в 1792 г. реформатскую школу в Кёнигсберге (одновременно брал уроки музыки и живописи) и поступил на юридический факультет Кёнигсбергского университета. Диплом Гофман получил лишь в 1800 г., но уже с 1795 г. служил судебным следователем при Кёнигсбергском городском управлении, в следующем году из-за конфликта на любовной почве вынужден был покинуть Кёнигсберг.

Жил в Берлине (1798–1800 гг.), затем в Познани. Юридическую службу сочетал с занятиями музыкальной композицией. Начиная с 1799 г. Гофман написал несколько зингшпилей (подобие водевиля или мюзикла) на свои или чужие слова, которые были поставлены на сцене. Важное влияние на Гофмана как композитора оказал Вольфганг Амадей Моцарт. В знак этого влияния он в 1804 г. поменял своё третье имя Вильгельм на Амадей.

В 1802 г. Гофман женился в Познани на Михалине Рорер-Тжчиньской, польке по происхождению. Его единственная дочь Цецилия, родившаяся в 1805 г., умерла двух лет от роду.

В 1807 г. он оставил юридическую службу и, переезжая из города в город, пытался зарабатывать на жизнь музыкой, а затем и литературой. В 1808–1811 гг. Гофман служил капельмейстером и режиссёром в театре г. Бамберг, в 1813–1814 гг. — музыкальным директором Лейпцигской драматической труппы Йозефа Секунда. В промежутках Гофман давал уроки музыки; одна из учениц, Юлия Марк, стала предметом его страстной влюблённости. Все эти события происходили на фоне наполеоновских войн, ареной которых становилась в том числе и Германия.

В конечном итоге Гофман вынужден был вернуться к юридической практике. Он переезжает в Берлин и в 1816 г. становится советником апелляционного суда. В 1821 г. он был переведён с повышением оклада в Высокий апелляционный сенат. Однако уже в начале следующего года здоровье Гофмана ухудшается (вероятно, во многом благодаря богемной жизни, которую он начал вести): в конце марта его разбивает паралич, а в июне он умирает.

Первой литературной публикацией Гофмана (не считая зингшпилей) стало «Письмо монаха своему столичному другу» (1803 г.). Но обычно началом творческого пути Гофмана считается новелла «Кавалер Глюк» (1808 г.), опубликованная в номере «Всеобщей музыкальной газеты» от 15 февраля 1809 г. и вошедшая затем в сборник «Фантазии в манере Калло» (1814 г.). Таким образом, творческий путь писателя продолжался всего 14 лет, однако при этом его наследие достаточно велико: романы «Эликсиры Сатаны» (1815 г.), «Житейские воззрения кота Мурра» (1818 г.), «Повелитель блох» (1822 г.), сборники рассказов «Ночные этюды» (1817 г.) и «Серапионовы братья» (1821 г.), многочисленные новеллы и сказки, которые не вошли в книги, изданные при жизни писателя. Гофман создал особый тип романтического повествования, оказавший огромное влияние на все европейские литературы, в том числе и на русскую. Понятие «гофманиана» подразумевает романтическое двоемирие, вторжение фантастики в обыденность, сочетание лиризма и иронии, сарказма. Почти всегда в центре повествования у Гофмана отвергаемый филистерским обществом «чудак» — романтик, в котором соединяются возвышенные, трагические и комические черты. Многие образы Гофмана вошли в мировую культуру — например, образ уродца крошки Цахеса, живущего чужими заслугами (сказка «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», 1816 г.).

Самые известные из гофмановских сказок — «Золотой горшок» (1814 г.), «Принцесса Брамбилла» (1820 г.), «Крошка Цахес» — иногда издаются как детские, хотя философский и мистический подтекст в них достаточно сложен для понимания ребёнка.

Памятник Э.Т.А. Гофману в г. Светлогорск

Место Гофмана в литературе для детей связано прежде всего со сказкой «Щелкунчик и Мышиный король» (Nußknacker und Mausekönig, 1816 г.), напечатанной в сборнике ««Детские сказки Карла Вильгельма Саличе-Контессы, Фридриха барона де ла Мотт-Фуке и Э.-Т.-А. Гофмана». Всемирной славе сказки способствовали переделка для сцены, выполненная в 1844 г. Александром Дюма-отцом, и в особенности балет П. И. Чайковского (1892 г.). Примечательно, что знаменитая рождественская сказка посвящена детям близкого друга (а позднее биографа) Гофмана — юриста и писателя Ю. Гитцига, который был вынужденно перешедшим в лютеранство евреем. Мари и Фриц — это подлинные имена детей Гитцига. Советник Дроссельмайер — хозяин ключа от волшебного мира, дарящий детям рождественские подарки, — это alter ego самого Гофмана. Таким образом сливаются два мира — реальный и фантастический, где Щелкунчик сражается с Мышиным королём.

В 1820–30-е годы Гофман был в огромной моде в России. Тогда же появились и переводы «Щелкунчика». Первым был перевод Владимира Бурнашева (1835 г.) под названием «Кукла господин Щелкушка». В дальнейшем слово Nußknacker переводилось по-разному — «Щелкун», «Грызун орехов». Слово «Щелкунчик» впервые появилось в названии оперы и затем в переводе З. Журавской (1894 г.). Наиболее известен перевод И. С. Татариновой (1938 г.).

Сказка Гофмана оказала влияние на первые шедевры русской детской литературы — «Чёрную курицу» Антония Погорельского и «Городок в табакерке» Владимира Одоевского. О том, что творческая рецепция сказки в нашей стране продолжается, свидетельствует имевший большой международный успех мультфильм Татьяны Ильиной (2003 г.).

Э.Т.А. Гофман / Иллюстрации к сказкам






Э.Т.А. Гофман / Книги

  • Hoffmann, E. T. A. Fantasiestücke in Callot's Manier : Blätter aus dem Tagebuche eines reisenden Enthusiasten : Erster Band / Ernst Theodor Amadeus Hoffmann ; mit einer Vorrede von Jean Paul. — Bamberg : Kunz, 1814. — XVI., 240 S. — [Хранится в Берлинской государственной библиотеке (Staatsbibliothek zu Berlin — Preußischer Kulturbesitz)].
  • Hoffmann, E. T. A. Fantasiestücke in Callot's Manier : Blätter aus dem Tagebuche eines reisenden Enthusiasten : Zweyter Band / Ernst Theodor Amadeus Hoffmann ; mit einer Vorrede von Jean Paul. — Bamberg : Kunz, 1814. — [1] Bl., 360 S., [1] Bl. — [Хранится в Берлинской государственной библиотеке (Staatsbibliothek zu Berlin — Preußischer Kulturbesitz)].
  • Hoffmann, E. T. A. Fantasiestücke in Callot's Manier : Blätter aus dem Tagebuche eines reisenden Enthusiasten : Dritter Band / Ernst Theodor Amadeus Hoffmann ; mit einer Vorrede von Jean Paul Friedrich Richter. — Bamberg : Kunz, 1814. — [1] Bl., 273, [1] S. — [Хранится в Берлинской государственной библиотеке (Staatsbibliothek zu Berlin — Preußischer Kulturbesitz)].
  • Гофман, Э. Т. А. Сказка о Щелкуне : Соч. Гофмана / Эрнст Теодор Амадей Гофман ; пер. с нем. — Москва : тип. Лазаревых Ин-та вост. яз., 1835. — 173 с. — [Хранится в РГБ].
  • Гофман, Э. Т. А. Мастер Мартин-Бочар и его подмастерья / Эрнст Теодор Амадей Гофман ; пер. с нем. А. Федорова ; рис. А. Давыдовой. — Москва ; Ленинград : Детиздат, 1937. — 95 с. : ил. — (Рассказы иностранных писателей).
  • Гофман, Э. Т. А. Щелкунчик и мышиный король / Эрнст Теодор Амадей Гофман ; пер. с нем. И. Татариновой ; рис. К. Рудакова. — Москва ; Ленинграл : ЦК ВЛКСМ. Изд-во детской литературы, 1938. — 63 с. : ил. — (Рассказы иностранных писателей).
  • Гофман, Э. Т. А. Щелкунчик : сказка / Эрнст Теодор Амадей Гофмана и А. Дюма ; в обработке Ф. Петршика ; иллюстрации Дагмар Беркове. — Прага : Артия, 1971. — 63 с. : цв. ил. — (Балеты).
  • Гофман, Э. Т. А. Собрание сочинений. Т. 1 : Фантазии в манере Калло ; Принцесса Бландина ; Необыкновенные страдания директора театра / Эрнст Амадей Теодор Гофман ; пер. с нем. А. В. Карельский и др. ; Коммент. Г. Шевченко. — Москва : Художественная литература, 1991. — 494 с., [9] л. ил.
  • Гофман, Э. Т. А. Собрание сочинений. Т. 2 : Эликсир дьявола ; Ночные этюды. Часть первая / Эрнст Амадей Теодор Гофман ; пер. с нем. В. Микушевича, А. Морозова и др. — Москва : Художественная литература, 1994. — 446 с. — [Хранится в РГБ].
  • Гофман, Э. Т. А. Собрание сочинений. Т. 3 : Ночные этюды. Часть вторая ; Крошка Цахес ; Принцесса Брамбилла ; Рассказы 1819-1821 годов / Эрнст Амадей Теодор Гофман ; пер. с нем. А. В. Карельский и др. ; сост. А. Б. Ботниковой, А. В. Карельского ; коммент. А. Б. Ботниковой ; оформ. А. В. Еремина. — Москва : Художественная литература, 1996. — 557 с., ил. — [Хранится в РГБ].
  • Гофман, Э. Т. А. Щелкунчик [Для детей] / Эрнст Амадей Теодор Гофман ; [пересказал Л. Яхнин]; худож. Геннадий Спирин. — Москва : Зебра ; Калининград : Гос. изд.-полигр. предприятие «Янтарный сказ», 1996. — [25] с. : цв. ил. — (Лучшие иллюстраторы мира). — [Хранится в РГБ].
  • Гофман, Э. Т. А. Собрание сочинений. Т. 5 : Житейские воззрения кота Мурра ; Повелитель блох / Эрнст Амадей Теодор Гофман ; пер. В. Гриба и Д. Каравкиной ; стихи в пер. И. Снеговой. — Москва : Художественная литература, 1997. — 510 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Гофман, Э. Т. А. Собрание сочинений. Т. 4 : Серапионовы братья. кн. 1 / Эрнст Амадей Теодор Гофман ; пер. А. В. Карельский и др. ; коммент. Д. Чавчанидзе. — Москва : Художественная литература, 1998. — 509,[2] с. — [Хранится в РГБ].
  • Гофман, Э. Т. А. Собрание сочинений. Т. 4 : Серапионовы братья. кн. 2 / Эрнст Амадей Теодор Гофман ; пер. А. В. Карельский и др. ; коммент. Д. Чавчанидзе. — Москва : Художественная литература, 1999. — 494 с. — [Хранится в РГБ].
  • Гофман, Э. Т. А. Собрание сочинений. Т. 6 : Поздние рассказы ; Прозаические отрывки разных лет / Эрнст Теодор Амадей Гофман ; пер. с нем. Е. И. Маркович и др. — Москва : Художественная литература, 2000. — 348,[3] с. — [Хранится в РГБ].
  • Гофман, Э. Т. А. Малое собрание сочинений / Эрнст Теодор Амадей Гофман ; пер. с нем. Вл. Соловьева и др. — Санкт-Петербург : Азбука, 2012. — 669, [2] с. — [Хранится в РГБ].
  • Гофман, Э. Т. А. Щелкунчик и мышиный король / Эрнст Теодор Амадей Гофман ; [перевод с немецкого И. С. Татариновой ; иллюстрации А. Шайнера]. — Москва : Андерсен, 2017. — 104 с. : цв. ил. — (Калоши счастья).

Э.Т.А. Гофман / Книги в НЭБ.Дети

Диафильмы

О жизни и творчестве

  • Harnischfeger, J. Die Hieroglyphen der inneren Welt: Romantikkritik bei E.T.A. Hoffmann / J. Harnischfeger. — Wiesbaden: Westdt. Verl., 1988. — 410 S.
  • Kaiser, G. R. E. T. A. Hoffmann / G. R. Kaiser. — Stuttgart: Metzler, 1988. — X, 214 S. — (Samml. Metzler ; Bd 243).
  • Kohlhof, S. Franz Fuhmann und E. T. A. Hoffmann : Romantikrezeption u. Kulturkritik in der DDR / S. Kohlhof. — Frankfurt a. M. etc.: Lang, 1988. — 226 S — (Europ. Hochschulschr. R. 1. Dt. Sprache u. Lit.; Bd 1044).
  • Lim, J.-T. Don Sylvio und Anselmus: Unters. zur Gestaltung des Wunderbaren bei C. M. Wieland u. E. T. A. Hoffmann / J.-T. Lim. — Frankfurt a.M. etc.: Lang, 1988. — 168 S. — (Europ. Hochschulschr. R. 1. Dt. Sprache u. Lit.; Bd 1054).
  • Mangold, H. Gerechtigkeit durch Poesie : Rechtliche Konfliktsituationen u. ihre lit. Gestaltung bei E.T.A. Hoffmann / H. Mangold. — Wiesbaden : Dt. Univ. Verl., 1989. — 314 S. — (DUV. Literaturwiss).
  • Pikulik, L. E. T. A. Hoffmann als Erzahler: Ein Kommentar zu den «Serapions-Brudern» / L. Pikulik. — Gottingen: Vandenhoeck u. Ruprecht, 1987. — 224 S. — (Samml. Vandenhoeck).
  • Wuhrl, P.-W. E. T. A. Hoffmann, «Der goldne Topf» : Die Utopie einer asthetischen Existenz / P.-W. Wuhrl. — Paderborn etc.: Schoningh, 1988. — 137 S. — (Modellanalysen : Literatur; Bd 17).
  • Ботникова, А. Б. Э. Т. А. Гофман и русская литература : (Первая половина XIX в.) : К проблеме русско-немецких литературных связей / А. Б. Ботникова. — Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1977. — 206 с.
  • Ветчинов, К. М. Похождения Гофмана — следователя полиции, государственного советника, композитора, художника и писателя / К. М. Ветчинов. — Пущино : Фотон-век, 2009. — 288 с.
  • Виткоп-Менардо, Г. Э. Т. А. Гофман, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни : (с прил. фотодокументов и др. ил.) / Г. Виткоп-Менардо. — Челябинск : Урал LTD, 1999. — 320 с., ил. — (Биогр. ландшафты).
  • Грешных, В. И. В мире немецкого романтизма. Ф. Шлегель, Э. Т. А.Гофман, Г. Гейне : Учеб. пособие / В. И. Грешных. — Калининград : Калинингр. гос. ун-т., 1995. — 90 с.
  • Евдокимова, Е. A. Избывая «бессмертную пошлость» : Опыт худож. лит. / Е. A. Евдокимова. — Санкт-Петербург : Изд-во Ин-та богословия и философии, 2016. — 296 с. — (Ин-т богословия и философии : Исслед. и публикации).
  • Иванчикова, Т. В. Немецкий писатель как философ и художник: Учеб. пособие / Л. А. Мишина ; Т. В. Иванчикова ; Э. А. Ильина. — Чебоксары : Чуваш. гос. ун-т им. И.Н. Ульянова, 2002. — 166 с.
  • Ишимбаева, Г. Г. Фаустианская тема в немецкой литературе: Учеб. пособие / Г. Г. Ишимбаева. — Уфа : Башкир. гос. ун-т 1996. — 129 с.
  • Калинников, Л. А. Э. Т. А. Гофман и И. Кант. Преодоление романтизма / Л. А. Калинников. — Калининград : Балт. федер. ун-т им. И. Канта, 2012. — 241 с., ил. — (Кант в мировой духов. культуре).
  • Лаптева, И. В. Эстетическая концепция Э.Т.А.Гофмана в современном культурфилософском пространстве / И. В.Лаптева. — Саранск, 2006. — 91 с.
  • Сафрански, Р. Гофман / Рюдигер Сафрански ; [пер. с нем., вступ. ст. и примеч. В. Д. Балакина]. — Москва : Молодая гвардия, 2005. — 380, [3] с., [16] л. ил., портр. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий 1146 (946)).
  • Таиров, А. Принцесса Брамбилла. Каприччио Камерного театра по сказке Эрнста Теодора Гофмана в постановке Александра Таирова / Александр Таиров ; художник Г. Б. Якулов. — Москва : Арт Волхонка, 2018. — 143 с., ил. — (Истории для театра).
  • Федоров, Ф. П. Художественный мир немецкого романтизма: Структура и семантика / Ф. П. Федоров. — Москва : МИК, 2004. — 367 с.
  • Э. Т. А. Гофман : Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы : Пер. с нем. / Сост., авт. предисл., послесл. и вступ. текстов к разделам К. Гюнцель ; [предисл. А. Карельского; коммент. Н. Литвинец]. — Москва : Радуга, 1987. — 462,[1] с. : ил.

Памятники, музеи

  • Памятник Э. Т. А. Гофману в г. Берлин.
  • Дом-музей Э. Т. А. Гофмана в г. Бамберг (Шиллерплатц, 26).

См. также