Паустовский Константин Георгиевич

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску
Паустовский Константин Георгиевич
Константин Паустовский
Константин Паустовский
Имя при рождении Константин Паустовский
Дата рождения 19(31).05.1892
Место рождения г. Москва, Российская империя
Дата смерти 14.07.1968
Место смерти г. Москва, РСФСР
Период творчества 1912—1968 гг.
Язык произведений русский
Автограф
Paustovskij (5).jpg



Константин Георгиевич Паустовский — писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент.

Константин Паустовский / Биография

Константин Паустовский родился 19 (31) мая 1892 года в самом центре Москвы, в Гранатном переулке. Отец – Г. М. Паустовский, происходил из рода запорожских казаков, имел также турецкие корни, поместный дворянин. Мать – М. Г. Паустовская, урожденная Высочанская, происходила из польско-чешского рода. В семье были еще двое старших братьев, Борис и Вадим, и сестра Галина. Отца, железнодорожного статиста, «неисправимого мечтателя», часто переводили по службе. Семья много переезжала, в 1898 году Паустовские осели в Киеве. Сам Паустовский часто говорил, что он «москвич по рождению и киевлянин по душе», а в автобиографии («Коротко о себе», 1966) с восхищением вспоминал «ослепительную и нежную весну Украины».

В семье любили искусство: играли на рояле, часто посещали театр, много пели, устраивали чтения классиков. В 1904 году Константин Паустовский поступил в Первую Киевскую классическую гимназию. В одно время с ним учились М. А. Булгаков и А. Н. Вертинский. Среди преподавателей, по воспоминаниям писателя, выделялись преподаватели-гуманитарии, знавшие и любившие русскую словесность, а географию преподавал путешественник Н. Т. Чиркунов. Любовь к географическим картам, книгам о далеких странах и тяга к путешествиям были заложены именно тогда. В гимназии действовал литературно-музыкально-драматический кружок «Лимудрак» и выходил рукописный журнал с тем же названием. Гимназист Паустовский увлекся стихотворством – как признавался впоследствии сам, его поэтические опыты были подражанием К. Д. Бальмонту, «нарядные и, конечно, плохие». И. А. Бунин, к которому начинающий поэт отослал свои стихи, услышал в них «чужой голос» и посоветовал писать прозу.

Родительская семья распалась в 1908 году, и шестнадцатилетний Константин на время переезжает к дяде в Брянск, в 1909–1910 годах учится в Брянской частной гимназии. Осенью 1910 года, по возвращении в Киев, восстанавливается в Первой гимназии и начинает самостоятельную жизнь – зарабатывает первые деньги уроками. Уже в последнем классе Паустовский написал свой первый рассказ «На воде», который был напечатан в киевском альманахе «Огни». Это был единственный случай использования псевдонима (К. Балагин). Вместе с другими гимназистами Константин Паустовский стал свидетелем убийства П. А. Столыпина 1 (14) сентября 1911 года в Киевском городском театре на спектакле «Сказка о царе Салтане» (это событие описано в автобиографической «Повести о жизни»).

С 1911-го по 1913-й год Константин Паустовский учится на историко-филологическом факультете Киевского университета, потом переезжает в Москву, к матери, братьям и сестре, и поступает в Московский университет, на юридический факультет. С началом Первой Мировой войны Паустовский-студент подрабатывает кондуктором и вожатым на московском трамвае, затем служит санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах. «Тогда у меня уже созрело решение оставить на время писание туманных своих рассказов и "уйти в жизнь", чтобы "все знать, все почувствовать и все понять". Без этого жизненного опыта пути к писательству были наглухо закрыты, – это я понимал хорошо» («Коротко о себе»).

В 1915 году с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии. Вскоре Паустовский узнал, что в один и тот же день были убиты на войне оба его брата. Чтобы заработать и обеспечить мать и слепую сестру, он начинает работать на металлургическом заводе в Екатеринославе, позже на Котельном заводе в Таганроге. В 1916 году работает в рыбачьей артели на Азовском море. В Таганроге приступает к написанию своего первого романа «Романтики» (закончен в 1923 году, первое издание – 1935 г.).



Во время становления большевистской власти в 1917 году возвращается в Москву и работает газетным репортером, затем снова начинает скитальческую жизнь. Бывал в Киеве, потом переехал в Одессу, где работал в газете «Моряк». Там он попал в среду молодых литераторов – И. Э. Бабель, В.П. Катаев, И. А. Ильф и Евг. П. Катаев. В 1923 году возвратился в Москву, в течении некоторого времени работал редактором РОСТА, занимался в основном публицистикой. Сотрудничал с газетой железнодорожников «Гудок», очень известной благодаря «четвертой полосе» — там публиковались, по оценке Паустовского, «самые веселые и едкие люди в тогдашней Москве» (И. А. Ильф, Евг. Петров (псевдоним, настоящая имя и фамилия Евгений Катаев), Ю. К. Олеша, М. А. Булгаков). На основе читательских писем в газету (редакция находилась в московском Дворце Труда) писатели создавали сатирические рассказы и фельетоны.

Как вспоминает падчерица Паустовского Галина Арбузова, отчим «до конца жизни не любил богатых и встретил Февральскую революцию с невероятным восторгом», но события Октября и Гражданской войны воспринял как «глухое, чугунное время». Однажды, много десятилетий спустя, в домашнем разговоре сказал: «Самая большая вина большевиков в том, что они уничтожили русский народ» (Г. Арбузова, «Мой отчим предпочитал бакенщиков...»).

1930-е гг. были особенно плодотворными для Паустовского. Писатель работает корреспондентом, много ездит по стране, причем почти каждое путешествие дает ему материал для новой книги. Так, после поездки в Карелию появляется «Судьба Шарля Лонсевиля» (1932–1933) – повесть о том, как пленный французский инженер остался жить и работать в России, проникся уважением к простому народу и жестоко поплатился за сострадание к восставшим рабочим. Для написания повести «Кара-Бугаз» (1932) автор специально отправляется в странствия по берегам Каспийского моря, а поездка в Мингрелию стала толчком к созданию повести «Колхида» (1934). Паустовский работает в жанре художественной биографии: «Исаак Левитан» (1937), «Орест Кипренский» (1937), «Тарас Шевченко» (1939).

В 30-х годах произведения Паустовского появляются и в детских издательствах. В 1933 году в «Молодой гвардии» вышло детское издание «Кара-Бугаза» с иллюстрациями В. А. Милашевского, перо которого (по словам художника) «резвится по бумаге», «острит, улыбается, иронизирует». В 1934 году Госдетлитиздат публикует повесть «Озерный фронт» о событиях Гражданской войны, иллюстрирует эту книгу Т. А. Маврина.



В 30-е годы Паустовский делает заметный вклад в признание А. С. Грина классиком литературы для детей и подростков. Побывав в 1934 году в домике писателя в Старом Крыму и познакомившись с его вдовой, Паустовский был поражен тем, как «замкнутый и избитый невзгодами человек» сохранил «великий дар мощного и чистого воображения, веру в человека и застенчивую улыбку». Несколько лет автор борется за возвращение имени Грина из неизвестности – посвящает писателю главу «Сказочник» в повести «Черное море» (1935), участвует в создании дома-музея, работает над изданием сборников рассказов и повестей Грина (вышли в «Детгизе» и «Советском писателе» в 1940 году), пишет биографию «Александр Грин» (1940). 25 августа 1937 г. в «Литературной газете» появилось «Письмо писателю Паустовскому» Юрия Олеши («Мне приятно, что у нас общая любовь к Грину…).

Критики и издатели нередко относились к произведениям Паустовского настороженно. Например, попытка прозаика получить аванс под книгу о заливе Кара-Бугаз вызвала негодование директора «одного из издательств»: «замысел воспеть в романе слабительную соль» был воспринят как «безобразие» и назван «прямым издевательством и глумлением над народом и Советской властью» («Повесть о жизни»). «Примерным» советским писателем Паустовский действительно не был. Не противопоставляя себя властям, прозаик и не писал им славословий – старался, как вспоминает его падчерица Г. Арбузова, «держаться подальше от общественной жизни». Девизом писателя была строчка из стихотворения Р. Киплинга: «Останься прост, беседуя с царями, / Останься честен, говоря с толпой». В публицистике автор отстаивал не утилитарное, а эстетическое значение литературы. В 1936 году (статья «О детской литературе») прозаик, упомянув «умное и энергичное руководство в лице ЦК ВЛКСМ», впрямую выскажется против «упорного навязывания тем», напишет, что «каждый <...> советский писатель, берясь за любую тему, тем самым выполняет социальный заказ».

Зимой 1923 года в Батуми Константин Паустовский познакомился с Р. И. Фраерманом, их дружба продолжалась на протяжении многих лет. В начале 30-х годов Паустовский вместе с друзьями Рувимом Фраерманом, Аркадием Гайдаром, редактором Детского издательства Иваном Халтуриным и менее известными, но талантливыми писателями Михаилом Лоскутовым и Александром Роскиным образуют литературный кружок. Собрания в квартире Фраермана именовались «Конотопами» (по названию маленького украинского городка) и постоянно пополнялись новыми друзьями и знакомыми Фраермана. Именно члены кружка первыми услышали фрагменты из «Голубой чашки» Гайдара и повести Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви», узнали замысел «Кара-Бугаза» Паустовского. Известно, что Гайдар написал юмористические стихотворения про участников и даже гимн общества, однако от стихотворений сохранились лишь фрагменты. В очерке «Рувим Фраерман» Паустовский вспоминает: «То были годы шумных споров, напряженной работы, нашей писательской молодости и, пожалуй, наибольших писательских дерзаний. Сюжеты, темы, выдумки и наблюдения бродили в нас, как молодое вино».

С начала 1930-х Паустовского все больше начинает притягивать «срединная Россия». Кроме того, автор все больше устает от жизни журналиста, нуждается в уединении и покое (в итоге в 1931 году уходит со службы). На протяжении более двух десятилетий (1930-е – начало 50-х) Паустовский приезжает в Мещёрский край (Рязанская область) и подолгу там живёт, останавливаясь в селе Солотча. Почти нетронутая людьми природа, общение с местными рыболовами и лесниками дают богатый материал для писательства. За «мещёрский период» создаются такие известные произведения писателя, как рассказы «Акварельные краски» и «Телеграмма», повесть «Мещёрская сторона» (1939). В Солотчу приезжали друзья, участники «Конотопа», бывал здесь и Андрей Платонов.

В конце 30-х гг. Паустовский, никогда не считавший себя писателем «для детей», публикует первый сборник рассказов для юного читателя – «Летние дни» (1937). В этот сборник вошли произведения о встречах с животными: «Последний черт», «Кот-ворюга», «Барсучий нос». Сборник при жизни писателя неоднократно переиздавался, впоследствии часть рассказов вошла в школьную программу. Поэт Борис Чичибабин так объяснял успех малой прозы автора у детей: «Из всех русских писателей он, безусловно, самый чистый, и в этом смысле он действительно писатель «для детей» – для совсем юных, чистых, не омраченных, не искаженных душ» (Б. А. Чичибабин. «Уроки чтения. Из писем поэта», 2013).



С началом Великой Отечественной войны К. Г. Паустовский работал военным корреспондентом на Южном фронте (1941–1942), постоянно находится на передовых. В 1942–1943 годах жил в эвакуации в Алма-Ате и на Алтае, в 1943 году вернулся в Москву. Появляются его рассказы о переживании военных событий простыми людьми – «Рассказ бойца Петренко» (1942), «Струна», «Бакенщик», «Робкое сердце» (1943), «Молитва мадам Бовэ» (1944–1945). 2 мая 1945 года по радио читают статью Паустовского «Утро Победы»: «Утро победы восходит над землей. Солнце победы освещает неизмеримые развалины недавно еще цветущих стран, но освещает и первый скромный подорожник, расцветший на этих развалинах».

В 1945 году писатель начинает создавать художественную автобиографию («Повесть о жизни»). Выход ее первой части («Далекие годы», 1946) едва не стоил автору литературной карьеры – в светлых воспоминаниях о детстве некоторые читатели увидели восхваление дореволюционной России. Как вспоминала Г. Арбузова, «последовал ряд разгромных статей» и писателя «негласно запретили» почти на четыре года. В этот непростой период автору помогло преподавание в Литературном институте, которым он занимался на протяжении двух десятков лет. Среди его учеников – Ю. В. Трифонов, Ю. В. Бондарев, Г. Я. Бакланов, Б. И. Балтер, И.А. Гофф, И. Дик, В. Ф. Тендряков, Ю. П. Казаков, Г.П. Корнилова, С.К. Никитин, В.Я. Шорор. Почти все они, так или иначе, вошли в чтение подростков, писали о детстве или создали произведения для юных читателей.

Глава русских писателей-эмигрантов, Нобелевский лауреат И.А. Бунин, скупой на комплименты писателям, признал в Паустовском равного: «Дорогой собрат, я прочитал Ваш рассказ "Корчма на Брагинке" и хочу сказать о той редкой радости, которую испытал я: он принадлежит к наилучшим рассказам русской литературы. Привет, всего доброго. Ив. Бунин. 15.09.47". Творчество Паустовского воссоединяло советский и эмигрантский потоки русской литературы.

В конце 40-х – начале 50-х годов писатель вновь пишет рассказы для детей, обращается к жанру сказки. В 1945 году выходят «Похождения жука-носорога» и «Теплый хлеб», в 1946 – «Стальное колечко», в 1948 – «Растрепанный воробей» и «Дремучий медведь», в 1949 – «Артельные мужички», в 1951 – «Квакша». По сказке «Стальное колечко», которая в 1946 году вызвала критику за мотивы волшебства, автор пишет в 1947 году сценарий под названием «Перстенек». Паустовский вытачивает свою жанровую форму – рассказа, сквозь который проступает сказка, возвращает старинную сказку и волшебный вымысел в детскую литературу послевоенного периода.

В 1955 году Паустовский покупает деревянный дом в Тарусе. Городок на Оке понравился писателю своими живописными окрестностями, в XIX веке привлекавшими художников. «Тарусский» период, продолжавшийся до смерти Паустовского, стал временем подведения итогов, осмысления пережитого. Помимо рассказов и очерков («Городок на реке», «Наедине с осенью», «Избушка в лесу»), здесь созданы автобиографические произведения. Именно тогда были написаны повесть «Золотая роза» и большая часть «Повести о жизни» («Начало неведомого века», «Время больших ожиданий», «Бросок на юг», «Книга скитаний»). Многое было сделано писателем для Тарусы. В 1956 году Константин Георгиевич публикует в газете «Правда» очерк «Письмо из Тарусы», где выражает свое возмущение халатностью и равнодушием местных чиновников, допускающих варварское разрушение природы и архитектуры. «Необходимо полное внимание к малым городам. Надо превратить их из бедных родственников в полноценных граждан и дать простор развитию всех их возможностей», – пишет автор. В маленький город благодаря прозаику начинают приезжать литераторы и художники, выходит составленный им «оттепельный» альманах «Тарусские страницы» (1961), в котором печатаются Н. А. Заболоцкий, Б. Ш. Окуджава, Б. И. Балтер, Н. М. Коржавин, В. Н. Корнилов, В. В. Голявкин, Д. С. Самойлов, Ф. А. Вигдорова и др.), а также большая подборка стихов М. И. Цветаевой. Сам же Паустовский в альманах отдал главы из книги о тайнах писательского творчества «Золотая роза».



В середине 50-х – 60-е годы к Константину Паустовскому приходит мировая известность. Его книги издаются на десятках иностранных языков, выходят большими тиражами в Европе и США. Писатель одним из первых в СССР получил возможность отправиться в европейский круиз теплохода «Победа» в 1956 году. В 1964 году перед автором «Телеграммы» встает на колени приехавшая в Москву на гастроли Марлен Дитрих. Несколько раз (в 1965, 1967, 1968) имя писателя было в списке претендентов на Нобелевскую премию по литературе. В 1957–1958 годах выходит прижизненное собрание сочинений Паустовского в шести томах, его произведения включают в школьные хрестоматии.

Сам автор, перенесший несколько инфарктов на фоне астмы, относился к славе скептически. Писатель А. В. Ионов в своих воспоминаниях («Три часа с писателем») приводит слова Паустовского, удивленного назойливым вниманием посетителей: «Идут как на какое-то поклонение. Что я, Толстой, что ли? Зачем это нужно?!» При этом, писатель использовал свой авторитет для оказания помощи. Так, осенью 1965 года подписал, вместе с С.С. Смирновым и П.Л. Капицей, письмо-ходатайство в пользу А.И. Солженицына.

14 июля 1968 года Константин Георгиевич Паустовский умирает в Москве. Согласно последней воле писателя, его похоронили на кладбище на окраине Тарусы.

В местах, где Константин Паустовский жил и работал, впоследствии были созданы литературные музеи. Первый из них – Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского – был основан в 1975 году на общественных началах, а в 1993 г. получил статус государственного. В 2014 году в состав музейного комплекса вошел мемориальный дом писателя в Тарусе. С 1998 года музей Паустовского работает в Одессе, в 2005 г. – в Старом Крыму, в доме, где в 1949 году писатель и его будущая жена снимали комнаты. В Киеве, с которым связаны детство и юность К. Г. Паустовского, свой музей открылся в 2013 году. Экспозиция была создана трудами учащихся и педагогов школы № 135, а также почитателями творчества писателя из разных стран мира.


« Писательство – не ремесло и не занятие. Писательство – призвание.

Константин Паустовский

»


Константин Паустовский / Книги

  • Собрание сочинений : в 9 т. / Константин Паустовский ; [вступ. ст. Г. Трефиловой ; примеч. Л. Левицкого ; худож. Е. Гольдин]. — Москва : Художественная литература, 1981–.
  • Собрание сочинений : в 7 т. / Константин Паустовский. — Москва : Терра – Кн. клуб : Литература, 2002–.
  • Собрание сочинений : в 6 т. / вступительная статья К. Г. Паустовского ; примечания Н. П. Смирнова. — Москва : Гослитиздат, 1956–1957.
  • Избранные произведения : в 2 т. – Москва : Гослитиздат, 1956.
  • Бабушкин сад : рассказы о жизни детей в тылу в годы Великой Отечественной войны : [сборник рассказов : для младшего школьного возраста] / Константин Паустовский ; рис. Владимира Гальдяева. — Москва : НИГМА, 2015. — 50 с. : ил.
  • Библиотека мировой литературы для детей. Т. 21 : Избранные произведения / Александр Грин, Константин Паустовский ; [сост., предисл. и коммент. В. И. Этова] — Москва : Детская литература, 1994.
  • Паустовский К. Г. Воспоминания о Крыме : избранное / К. Г. Паустовский. — Симферополь : Антиква, 2011.
  • Паустовский К. Г. Время больших ожиданий : рассказы, дневники, письма / Константин Паустовский. — Одесса : Пласке, 2012. — (Всемирный клуб одесситов).
  • Паустовский К. Г. Жильцы старого дома : рассказы / рисунки К. Кузнецова. — Москва: Детгиз, 1958. — 64 с. — (Школьная библиотека для нерусских школ. Для семилетней школы).
  • Паустовский К. Г. Златовласка : чешская народная сказка : [пересказ]. — Москва : Детская литература, 1964.
  • Паустовский К. Г. Золотая роза : заметки о писательском труде. — Москва : Сов. Писатель, 1956. — 229 с.
  • Паустовский К. Г. Летние дни : рассказы : [для младшего школьного возраста.] / рис. В. Курчевского. — Москва : Детгиз, 1955. — 32 с. — (Книга за книгой).
  • Паустовский К. Г. Начало неведомого века : повесть. – Москва : Советский писатель, 1958. — 221 с.
  • Паустовский К. Г. Новые рассказы / К. Паустовский. — Москва : Правда, 1955. — 48 с. (Б-ка «Огонек» ; № 43).
  • Паустовский К. Г. Повести и рассказы / послесл. К. Зелинского. – Москва : Московский рабочий, 1953. — 324 с. — (Библиотека для юношества).
  • Паустовский К. Г. Повесть о жизни / Константин Паустовский. — Москва : Советский писатель, 1955. — 498 с.
  • Паустовский К. Г. Произведения о Грузии / К. Г. Паустовский ; вступ. ст. [с. 3–30] и примеч. И. Е. Адеишвили. — Батуми : Сабчота Аджара, 1984.
  • Паустовский К. Г. Родные просторы / ред. и вступит. статья д-ра геогр. наук Ю. Г. Саушкина. — Москва : Географгиз, 1954. — 552 с.
  • Паустовский К. Г. Рождение моря : повесть : [для среднего и старшего возраста] / рисунки В. Богаткина. — Москва–Ленинград : Детгиз, 1953. – 255 с.
  • Паустовский К. Г. Северянка : повесть в одном действии / Константин Паустовский. — Москва : Искусство, 1950. — 20 с. — (Одноактные пьесы).
  • Паустовский К. Г. Северянка : пьеса в 1 д. / режиссерские примечания Б. А. Львова-Анохина. — Москва : Госкультпросветиздат, 1955. — 24 с. – (Б-чка «Художественная самодеятельность» ; № 32).
  • Паустовский К. Г. Талые воды : повесть в 1-м действии / Константин Паустовский. — Москва : тип. изд-ва «Московская правда», 1950. — 16 с. — (Одноактные пьесы).
  • Поэтическая антология Константина Паустовского. — Москва : Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского, 2012.

Константин Паустовский / Книги в НЭБ.Дети

  • Ценный груз / Константин Паустовский ; обложка Е. Эндриксон. — Текст : электронный. — Москва : ОГИЗ : Молодая гвардия, 1931.
  • Судьба Шарля Лонсевиля / Константин Паустовский ; рисунки и переплет Т. А. Мавриной. — Текст : электронный. — Москва : Молодая гвардия, 1933. — 116 с.
  • Озёрный фронт / Константин Паустовский; рис. Т. Мавриной. — Текст : электронный. — Москва : Детиздат, 1934. — 80 с.
  • Колхида / Константин Паустовский. — Текст : электронный. — Москва : Государственное издательство детской литературы, 1934. — 150 с.
  • Рассказы / Константин Паустовский. — Текст : электронный. — Москва: Детская литература, 1935. — 72 с.
  • Кара-Бугаз / Константин Паустовский ; рисунки художника В. Щеглова. — Текст : электронный. — 5-е изд. – Москва : Детская литература, 1936. — 160 с.
  • Колхида / Константин Паустовский ; [иллюстрации художника П. П. Соколова-Скаля. — Текст : электронный. — 3-е изд. — Москва : Детская литература, 1936. – 144 с.
  • Судьба Шарля Лонсевиля / Константин Паустовский ; рисунки А. Короткина. — Текст : электронный. — 3-е изд. — Москва : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1937. — 112 с.
  • Черное море / К. Паустовский ; рис. В.Щеглова. — Текст : электронный. — Москва : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1937.
  • Исаак Левитан / К. Паустовский. — Текст : электронный. — Москва : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1938. – 62 с.
  • Северные рассказы / Константин Паустовский. — Текст : электронный. — Москва : Детиздат, 1939. — 112 с.
  • Рассказы / Константин Паустовский. — Текст : электронный. — Москва : Детиздат, 1940. – 160 с.
  • Степная гроза / Константин Паустовский; рисунки Б. Дехтерева. — Текст : электронный. — Москва : Детгиз, 1945. – 75 с.
  • Летние дни / К. Паустовский. — Текст : электронный. — Москва: Детиздат, 1945. — 47 с.
  • Далекие годы / Константин Паустовский ; рисунки Б.А. Дехтерева. – Москва : ДЕТГИЗ, 1946. – 332 с.
  • Летние дни / К. Паустовский. — Текст : электронный. — Москва : Детгиз, 1948.

О жизни и творчестве

  • Ивич А. Природа. Дети. — Москва : Детская литература, 1975.
  • Левицкий Л. А. Константин Паустовский — Москва,1977.
  • Кременцов А. И. К. Г. Паустовский: жизнь и творчество. — Москва, 1982.
  • Воспоминания о Константине Паустовском : сборник. — Москва, 1983.
  • Осипов, А. Е. К. Г. Паустовский, Р. И. Фраерман, А. П. Платонов в Солотче // Мещера в жизни и писательской судьбе К. Г. Паустовского. — Рязань, 1992.
  • Летохо Е. В. Концепция личности в малой прозе К. Паустовского 1940–60-х гг. // Преподаватель XXI век. — 2009 — № 2–2. — С. 346–353. — (дата обращения: 17.04.2020).
  • Летохо Е. В. Художественный мир малой прозы К. Г. Паустовского 1940–1960-х годов : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Летохо Елена Васильевна ; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. — 2010. — 19 с. — (дата обращения: 17.04.2020).
  • Обаяние щедрого таланта : к 120-летию со дня рождения К. Г. Паустовского : библиогр. указатель лит. / сост. Е. В. Ломовцева ; ред. Т. А. Соловьева. — Электросталь, 2012. — 94 с. — (ЦГБ им. К. Г. Паустовского). — Электросталь, 2014.
  • Павел Крючков. Добрый доктор Пауст // Новый мир. — 2017. — № 9 (сентябрь). — (дата обращения: 17.04.2020)

Константин Паустовский / Диафильмы

  • Последний черт / К. Паустовский ; рисунки Г. Епишина. — Текст, изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1961. – (46 кд.). — Режим доступа: Защищено авторским правом.
  • Заячьи лапы / К. Паустовский ; сценарий Э. Никульцевой ; художник Г. Епишина. — Текст, изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1960. — (42 кд.). — Режим доступа: Защищено авторским правом.
  • Записки Ивана Малявина / К. Паустовский ; худож. В. Степанов. — Текст, изображение : электронные. – Москва : Диафильм, 1965. — (48 кд.). — Режим доступа: Защищено авторским правом.
  • Летние дни / художник Р. Столяров. — Текст, изображение : электронные. — Москва : Диафильм, б.г. — Режим доступа: Защищено авторским правом.
  • Растрепанный воробей / Паустовский К. ; художник Р. В. Былинская. — Текст, изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1967. — (50 кд.). — Режим доступа: Защищено авторским правом.
  • Правая рука / К. Паустовский ; [сцен. К. Тихомировой] ; худож. В. Туренко. — Текст, изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1967. — (39 кд.). — [Диафильм сделан по заказу Министерства просвещения РСФСР]. — Режим доступа: Защищено авторским правом.
  • Тёплый хлеб / Паустовский К. ; худож. Мешков Е. — Текст, изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1971. (46 кд.). — Режим доступа: Защищено авторским правом.
  • Дремучий медведь / художник Р. В. Былинская ; сцен. Л. Забицкого. — Москва: Диафильм, 1978. — 44 кд. — Режим доступа: Защищено авторским правом.
  • Барсучий нос / Паустовский К. ; худож. Кузнецов Л. — Москва : Диафильм, 1982. — 31 кд. — Режим доступа: Защищено авторским правом.
  • Тёплый хлеб : [диафильм озвученный]. В 2 частях / художник Г. Уманский. — Укркинохроника, Министерство культуры УССР, 1990.
  • Стальное колечко : [диафильм озвученный] / художник В. Мануйлович ; исполнитель Н. Минаева. — Б/г, Б/д.
  • Мещерская сторона : [диафильм] / фотограф В. Молчанов. — Москва : Диафильм, 1972.
  • Квакша : [диафильм] / автор: Паустовский К. ; художники: Э. Антохин, Ю. Бондаренко. — Украинская студия хроникально-документальных фильмов,1975.

Экранизации

  • Северная повесть. Автор сценария и реж. Е. Н. Андриканис. Мосфильм, 1960.
  • Начало неведомого века. Киноальманах: три киноновеллы по мотивам рассказов Ю. К. Олеши «Ангел» (реж. А. Смирнов), А. П. Платонова «Родина электричества» (реж. Л. Шепитько), К. Г. Паустовского «Мотря» (реж. Г.С. Габай). Мосфильм, Экспериментальная творческая киностудия имени А. Довженко, Ленфильм, 1967–1969.
  • Обещание счастья. Автор сценария и режиссер Л. Цуцульковский. Лентелефильм, 1965.
  • Растрепанный воробей. Автор сценария и постановщик А. Грачева. Творческое объединение художественной мультипликации Киевнаучфильма, 1967.
  • Теплый хлеб. Автор сценария В. Северьянова, реж. И. Гурвич. Творческое объединение художественной мультипликации Киевнаучфильма, 1973.
  • Жильцы старого дома. [Мульфильм]. Автор сценария и реж. А. Караев. Свердловская киностудия, 1987.

Музеи, памятники, общественные организации

См. также