Сендак Морис

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску
Морис Сендак
Морис Сендак
Морис Сендак
Имя при рождении Морис Сендак
Дата рождения 10.06.1928
Место рождения Бруклин, Нью-Йорк
Дата смерти 8.05.2012
Место смерти Данбери, Коннектикут
Род деятельности писатель, художник
Язык произведений английский
Премии Премия имени Ханса Кристиана Андерсена, 1970



Морис Сендак (англ. Maurice Sendak) — американский детский писатель, художник-иллюстратор. Иллюстратор книги «Там, где живут чудовища».

Морис Сендак / Биография

Морис Сендак родился в Бруклине, Нью-Йорк, в небогатой семье польско-русских евреев-иммигрантов Сэди (урожденной Сары Шиндлер) и Филипа (Пинхоса) Сендака. Отец работал портным, но был не чужд литературе и сочинительству, и его книгу для детей «В доме у дедушки» Морис Сендак много лет спустя перевел с идиша на английский и издал со своими иллюстрациями. Детство Сендака было омрачено смертью многих его родственников в концентрационных лагерях в разных частях Европы. Столкновение в юном возрасте с понятием смерти потрясло его воображение.


« Это подтолкнуло меня к тому, что мне захотелось говорить с детьми на другом, как я считал, более честном уровне, чем тот, на котором с детьми говорит большинство людей. Потому что, если жизнь действительно важна, если возможна смерть Анны Франк, если может умереть мой друг, дети уязвимы так же, как и взрослые. Так в моей работе появилась тайная цель — заставить детей жить. Потому что я сам хотел жить. Я хотел вырасти.

Морис Сендак

»


Неудивительно, что Морис Сендак снова и снова возвращался в своем творчестве к образам потерянного или украденного ребенка, или одинокого бунтаря, сбегающего от удушающих ограничений взрослой жизни. Все в семье Сендака любили рассказывать истории, вспоминать страшные сказки и еврейский фольклор, а также рисовать, что сказалось на дальнейших интересах Мориса. Другим его увлечением с детства было кино — он любил Басби Беркли, Бастера Китона, Оливера Харди, фильм про Кинг-Конга и работы Диснея. Микки Маус был создан через шесть месяцев после рождения Сендака и стал его увлечением на всю жизнь: дом Сендака в лесах Риджфилда, штат Коннектикут, был забит коллекционными фигурками Микки Мауса. Его любовь к книгам началась, когда из-за проблем со здоровьем он какое-то время был прикован к постели и мог только читать. Когда ему было 12, он просмотрел «Фантазию» Уолта Диснея и решил стать иллюстратором. Морис был младшим ребенком в семье. Когда он родился, его сестре Натали было девять лет, а брату Джеку — пять. Джек Сендак также стал детским писателем, в 1950-х годах Морис проиллюстрировал две его книги. Сендак поступил в Лигу студентов-художников Нью-Йорка, но проучился там только два года. Позже он жалел о решении оставить учебу в этой именитой художественной школе: ему казалось, что из-за отсутствия формального образования он медленно развивается как художник. Будучи студентом, он рисовал фоны для компании All-American Comics и оформлял витрины для магазина игрушек FAO Schwarz.

Первой изданной книгой с его иллюстрациями был учебник физики под названием «Атомная физика для миллионов» Максвелла Ли Эйдиноффа, вышедший в 1947 году. Благодаря знакомству с редактором детских книг Урсулой Нордстрем он получил первый заказ на иллюстрирование книги для детей - это были «Сказки кота Мурлыки» (The Wonderful Farm, фр. название Les Contes du chat perché) Марселя Эме, а затем — «A Hole Is to Dig» («Яма — для того, чтобы копать») Рут Краусс (1952), сборник определений, которые дают дети повседневным словам. Обе книги ждал успех, и в 1950-е Сендак продолжал в основном иллюстрировать детские книжки других авторов.

В 1956 году вышла «Kenny's Window» («Кенни и его окно»), первая детская книжка, которую Сендак написал и проиллюстрировал сам. А вскоре его шедевр 1963 года «Там, где живут чудовища» перевернул мир детской книги. Именно эта книга принесла Сендаку международное признание. Сендак покорил читателей рассказом о мальчике по имени Макс, которого мама за плохое поведение называет чудовищем и оставляет без ужина, а он, уйдя к себе спать, отправляется в сказочное путешествие в страну, где обитают клыкастые чудовища, одновременно милые и жутковатые.

Мрачноватые, при своей игривости все же навевающие не вполне уловимое чувство чего-то опасного и страшного, иллюстрации Сендака завораживали и шокировали на контрасте с традиционно веселыми картинками в детской книге того времени. Макс, как и многие главные герои книжек Сендака, вел себя как обычный настоящий ребенок, а не как идеализированный образец для подражания.


«Ребенок — сложное существо, которое может свести вас с ума», — сказал однажды Сендак в интервью. «В детстве есть жестокость, есть злость. И я не хотел сводить Макса к банальному образу хорошего мальчика, этого и так много в других книгах».

Книга вызвала множество споров после выхода, но в дальнейшем имела феноменальный успех. Книга входит в число самых продаваемых в мире (на сегодняшний день продано более 19 миллионов экземпляров. В 1964 году «Там, где живут чудовища» принесла Сендаку Медаль Калдекотта, самую престижную американскую премию в области детской книжной иллюстрации, а в 2009 году книга была экранизирована голливудским режиссером Спайком Джонзом.


Морис Сендак объяснял свой успех тем, что отказался от опекающего тона в обращении к юным читателям и не представлял детские чувства и опыт в розовом свете, считая детей «лучшей аудиторией и более суровыми критиками». Он никогда не изображал ребенка таким, каким его хотело видеть буржуазное общество — послушным и милым, не противоречивым, не вступающим в конфликты с внешним миром, с родителями и воспитателями. «Я отказываюсь врать детям», — сказал он в одном из своих последних интервью Guardian с характерной для него запальчивостью. «Я отказываюсь писать в угоду дурацким представлениям о детской наивности». Художник считал, что его изображение детства, реального поведения детей и их переживаний помогает читателям преодолевать свои страхи и взрослеть через столкновение с конфликтами.


«Там, где живут чудовища» — не единственная его работа, получившая противоречивые отклики. В «In the Night Kitchen» («На кухне ночью», 1970) описано еще одно сюрреалистическое приключение: мальчик по имени Микки попадает на ночную пекарскую кухню, превратившуюся в фантастический город в небоскребами из молочных пакетов и консервных банок. Книгу часто запрещали или подвергали цензуре из-за того, что Сендак изобразил мальчика, отправившегося в чудесное путешествие прямо из своей кровати, без одежды.

Своей любимой среди собственных книг Сендак называл «Outside over There» («Там, вдалеке», 1981), история о девочке, чью младшую сестру украли гоблины, когда она осталась за ней приглядывать в отсутствии отца. Многим любителям кино сюжет покажется знакомым: стоит упомянуть, что знаменитый фильм Джима Хенсона «Лабиринт» 1986 года был снят под влиянием этой книги. В заключительных титрах фильма говорится: «Джим Хенсон признает свой долг перед произведениями Мориса Сендака».


Сендак был прекрасным рисовальщиком, в некотором смысле довольно традиционным: его вдохновляли иллюстраторы Викторианской Англии, такие как Рэндольф Кальдекотт, и еврейский фольклор. К этому добавлялось влияние комиксного бума в Америке и интерес Сендака к кинематографу.

Помимо иллюстрирования детских книг, Морис Сендак работал над многими другими проектами. В 1975 году в сотрудничестве с певицей и пианисткой Кэрол Кинг он создал «Really Rosie», анимационный телесериал, основанный на нескольких его книжках. В 1978 году сериал был переработан в музыкальную пьесу. Сендак режиссировал оперные версии некоторых других своих книг, в том числе «Там, где живут чудовища», а также выступал режиссером и дизайнером костюмов для балетов и опер, в том числе для чешской детской оперы «Брундибар» в постановке 2003 года его близкого друга, драматурга, лауреата Пулитцеровской премии Тони Кушнера. В 1980 году Морис Сендак создал декорации для оперы «Волшебная флейта» Моцарта в Хьюстон Гранд Опере (Техас), а в 1983 году выступил художником-сценографом «Щелкунчика» Чайковского для Тихоокеанского Северо-Западного балета (Pacific Northwest Ballet) в Сиэтле.

Морис Сендак был одним из первых членов Национального совета консультантов Мастерской детского телевидения (National Board of Advisors of the Children's Television Workshop) на начальных этапах создания знаменитого телесериала «Улица Сезам».

Морис Сендак умер 8 мая 2012 года в возрасте 83 лет в больнице Данбери, штат Коннектикут после инсульта. Сендак надолго запомнится за свой выдающийся вклад в детскую литературу. Его истории и образы оставили свой след в умах и сердцах целых поколений читателей — как молодых, так и взрослых.

Русскому читателю Сендак долгое время оставался практически неизвестным: за исключением нескольких журнальных публикаций («Веселые картинки», 1988 г., № 12), в русском переводе его произведения не выходили вплоть до конца 2014 года. В СССР был издан лишь перевод одной книги на эстонский язык.

За свою шестидесятилетнюю карьеру Морис Сендак проиллюстрировал более ста детских книг, в том числе таких авторов, как Мейндерт Де Йонг и Рэндалл Джаррелл, издал более 20 книжек-картинок своего авторства, а также получил множество важных наград, в том числе — Премию имени Х. К. Андерсена в 1970 году, самую престижную награду в области детской литературы.


Среди самых известных его произведений — серия из четырех книг «Nutshell Library» («Крошечная библиотека», 1962) и объединенные в трилогию «Where the Wild Things Are» («Там, где живут чудовища», 1963), «In the Night Kitchen» («На кухне ночью», 1970) и «Outside over There» («Там, вдалеке», 1981).


Maurice Sendak на англ.

Морис Сендак / Книги

  • Сендак, Морис. Там, где живут чудовища / написал и нарисовал Морис Сендак ; перевод с английского Евгении Канищевой. - Москва : Розовый жираф, 2014. - [40] с. : цв. ил. ; 24 см. 3000 экз.
  • Минарик, Элси Хоумланд. Медвежонок / Элси Хоумланд Минарик ; иллюстрации Мориса Сендака ; [перевод с английского Евгении Канищевой]. - Москва : Розовый жираф, 2016. - 64 с. : цв. ил. ; 25 см. - (Я читаю сам). 1000 экз.
  • Минарик, Элси Хоумланд. Папа-Медведь возвращается домой / Элси Хоумланд Минарик ; иллюстрации Мориса Сендака ; [перевод с английского Евгении Канищевой]. - Москва : Розовый жираф, 2016. - 64 с. : цв. ил. ; 25 см. - (Я читаю сам).
  • Минарик, Элси Хоумланд. Твой друг Медвежонок / Элси Хоумланд Минарик ; иллюстрации Мориса Сендака ; [перевод с английского Евгении Канищевой]. - Москва : Розовый жираф, 2017. - 64 с. : цв. ил. ; 25 см. - (Я читаю сам).
  • Сендак, Морис. Кенни и его окно / написал и нарисовал Морис Сендак ; перевод с английского Евгении Канищевой. - Москва : Розовый жираф, 2018. - [58] с. : цв. ил. ; 24 см. 3000 экз. - ISBN 978-5-4370-0167-7.
  • Минарик, Элси Хоумланд. Медвежонок в гостях / Элси Хоумланд Минарик ; [перевод с английского Евгении Канищевой] ; иллюстрации Мориса Сендака. - Москва : Розовый жираф, 2018. - 64 с. : цв. ил. ; 25 см. - (Я читаю сам).
  • Sendak, Maurice. Where the Wild Things Are / Story and Pictures by Sendak,M. [Текст]. - US : Harper & Row, 1984. - 23 см. - ISBN 0-06-443055-3.
  • Sendak, Maurice. Higglety Pigglety Pop!: Or There Must Be More to Life / M.Sendak. - USA : HarperCollins, 2001. - 80 с. - ISBN 0-06-028479-X.
  • Sendak, Maurice. Kenny's Window / M.Sendak. - USA : HarperCollins, 2002. - 64 с. - ISBN 0-06-028789-6.
  • Sendak, Maurice. The Sign on Rosie's Door / M.Sendak. - USA : Random House Childrens Books, 2001. - 32 с. - ISBN 0-06-028795-0.
  • Sendak, Maurice. We Are All in the Dumps with Jack and Guy: Two Nursery Rhymes with Pictures / M.Sendak. - USA : HarperCollins, 1993. - 56 с. - ISBN 0-06-205014-1.
  • Sendak Maurice. Very Far Away [Текст]. - New York : Harper, 1985. - 52c. - ISBN 978-0-06-029723-7
  • Sendak Maurice. Till Vildingarnas Land [Текст]. - SE : Litteratur Framjandet, 1984. - ISBN 91-7448-297-1.

О жизни и творчестве

Морис Сендак / Награды и премии

См. также