Льюис Клайв Стейплз: различия между версиями

Строка 34: Строка 34:


Литературная деятельность Клайва Льюиса началась с двух сборников стихотворений, изданных под псевдонимом Клайв Гамильтон — «Угнетённый дух» (Spirits in Bondage, 1919) и «Даймер» (Dymer, 1926). Известность Льюису принесли религиозно-философские эссе, в первом из которых — «Кружной путь, или Блуждания паломника» (The Pilgrim's Regress, 1933; название отсылает к «Пути паломника», «The Pilgrim's Progress» Д. Беньяна) он описывает свой сложный путь к вере. Затем последовал еще ряд книг в этом жанре, самая знаменитая из которых — «Письма Баламута» (The Screwtape Letters, 1942), написана от лица беса, находящегося в командировке на Земле и выполняющего (неудачно) миссию по совращению праведника. Одновременно написан цикл фантастических романов — «За пределы безмолвной планеты» (Out of the Silent Planet, 1938), «Переландра» (Perelandra, 1943) и «Мерзейшая мощь» (That Hideous Strength, 1946). Религиозная проповедь сочетается в них с богатством воображения и желчной сатирой в свифтовском духе. Главный герой трилогии — филолог Рэнсом, мудрый и просветленный человек (прототипом его послужил [[Толкин Джон Рональд Руэл|Толкин]]), совершает путешествия на Марс и Венеру (в романах Льюиса это миры, не познавшие грехопадения) и вступает в схватку со зловещим тайным обществом. К романам примыкает рассказ «Расторжение брака»  (Great Divorce, 1945) — беллетризированное описание рая и ада, сочетающее элементы дидактики, поэтической фантазии и сатиры. Особняком стоит роман «Пока мы лиц не обрели» (Till We Have Faces, 1956) — на сюжет мифа об Амуре и Психее.
Литературная деятельность Клайва Льюиса началась с двух сборников стихотворений, изданных под псевдонимом Клайв Гамильтон — «Угнетённый дух» (Spirits in Bondage, 1919) и «Даймер» (Dymer, 1926). Известность Льюису принесли религиозно-философские эссе, в первом из которых — «Кружной путь, или Блуждания паломника» (The Pilgrim's Regress, 1933; название отсылает к «Пути паломника», «The Pilgrim's Progress» Д. Беньяна) он описывает свой сложный путь к вере. Затем последовал еще ряд книг в этом жанре, самая знаменитая из которых — «Письма Баламута» (The Screwtape Letters, 1942), написана от лица беса, находящегося в командировке на Земле и выполняющего (неудачно) миссию по совращению праведника. Одновременно написан цикл фантастических романов — «За пределы безмолвной планеты» (Out of the Silent Planet, 1938), «Переландра» (Perelandra, 1943) и «Мерзейшая мощь» (That Hideous Strength, 1946). Религиозная проповедь сочетается в них с богатством воображения и желчной сатирой в свифтовском духе. Главный герой трилогии — филолог Рэнсом, мудрый и просветленный человек (прототипом его послужил [[Толкин Джон Рональд Руэл|Толкин]]), совершает путешествия на Марс и Венеру (в романах Льюиса это миры, не познавшие грехопадения) и вступает в схватку со зловещим тайным обществом. К романам примыкает рассказ «Расторжение брака»  (Great Divorce, 1945) — беллетризированное описание рая и ада, сочетающее элементы дидактики, поэтической фантазии и сатиры. Особняком стоит роман «Пока мы лиц не обрели» (Till We Have Faces, 1956) — на сюжет мифа об Амуре и Психее.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Клайв Стейплз Льюис">
Файл:Klajv-Lyuis (1).jpg|Хроники Нарнии / К. С. Льюис
Файл:Klajv-Lyuis (2).jpg|Лев, Колдунья и платяной шкаф / Клайв Стейплз Льюис
Файл:Klajv-Lyuis (3).jpg|Конь и его мальчик / Клайв Стейплз Льюис
Файл:Klajv-Lyuis (4).jpg|Последняя битва / Клайв Стейплз Льюис
Файл:Klajv-Lyuis (5).jpg|Серебряное кресло / Клайв Стейплз Льюис
</gallery></center>


Подлинную славу Льюису принесла, однако, серия детских книг, посвященных вымышленной стране — Нарнии. Первая из них — «Лев, Колдунья и платяной шкаф» (The Lion, the Witch and the Wardrobe) была опубликована в 1950 году. Герои повести — Питер, Эдмунд, Люси и Сьюзен — попадают в вымышленный мир говорящих животных и волшебных существ, Нарнию, с помощью ее таинственного правителя, льва Аслана (в других переводах — Эслана), освобождают ее от чар Белой Колдуньи и становятся ее королями, но затем возвращаются в Англию и снова превращаются в детей. При этом Аслан («сын императора Страны за морем») приносит себя в жертву, гибнет и воскресает. Христианские параллели этого сюжета несомненны, в тексте есть прямые намеки на тождество Аслана с Иисусом. Впоследствии были опубликованы книги «Принц Каспиан» (Prince Caspian. The return to Narnia, 1951), «Покоритель зари, или Плавание на край света» (The Voyage of the Dawn Treader, 1952), «Серебряное кресло» (The Silver Chair, 1953), «Конь и его мальчик»  (The Horse and His Boy, 1954). Героями их становятся, наряду с «двумя королями и двумя королевами», уже другие дети — Юстэйс и Джил, учащиеся в «новомодной школе»(что дает Льюису возможность выразить свои консервативные воззрения на школьное образование). В ходе своей проходящей на наших глазах истории Нарния вступает в противостояние с жесткими человеческими обществами, наделенными чертами реальных земных цивилизаций (Калормен, Тельмарин). Заключительные две повести — «Племянник чародея» (The Magician’s Nephew, 1955), приквел серии, посвященный возникновению Нарнии (книга содержит, между прочим, резкую сатиру на оккультизм) и «Последняя битва» ( The Last Battle, 1956), описывающая гибель и новое рождение Нарнии в ходе своего рода Армагеддона.
Подлинную славу Льюису принесла, однако, серия детских книг, посвященных вымышленной стране — Нарнии. Первая из них — «Лев, Колдунья и платяной шкаф» (The Lion, the Witch and the Wardrobe) была опубликована в 1950 году. Герои повести — Питер, Эдмунд, Люси и Сьюзен — попадают в вымышленный мир говорящих животных и волшебных существ, Нарнию, с помощью ее таинственного правителя, льва Аслана (в других переводах — Эслана), освобождают ее от чар Белой Колдуньи и становятся ее королями, но затем возвращаются в Англию и снова превращаются в детей. При этом Аслан («сын императора Страны за морем») приносит себя в жертву, гибнет и воскресает. Христианские параллели этого сюжета несомненны, в тексте есть прямые намеки на тождество Аслана с Иисусом. Впоследствии были опубликованы книги «Принц Каспиан» (Prince Caspian. The return to Narnia, 1951), «Покоритель зари, или Плавание на край света» (The Voyage of the Dawn Treader, 1952), «Серебряное кресло» (The Silver Chair, 1953), «Конь и его мальчик»  (The Horse and His Boy, 1954). Героями их становятся, наряду с «двумя королями и двумя королевами», уже другие дети — Юстэйс и Джил, учащиеся в «новомодной школе»(что дает Льюису возможность выразить свои консервативные воззрения на школьное образование). В ходе своей проходящей на наших глазах истории Нарния вступает в противостояние с жесткими человеческими обществами, наделенными чертами реальных земных цивилизаций (Калормен, Тельмарин). Заключительные две повести — «Племянник чародея» (The Magician’s Nephew, 1955), приквел серии, посвященный возникновению Нарнии (книга содержит, между прочим, резкую сатиру на оккультизм) и «Последняя битва» ( The Last Battle, 1956), описывающая гибель и новое рождение Нарнии в ходе своего рода Армагеддона.

Навигация