44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 26: | Строка 26: | ||
Александр Куприн родился в семье мелкого чиновника, потомственного дворянина Ивана Ивановича Куприна Мать Любовь Алексеевна принадлежала к старинному княжескому татарскому роду Кулунчаковых. Куприн ещё младенцем лишился отца, мать переехала в Москву, была вынуждена поселиться во Вдовьем доме. В 6 лет Александр Иванович был определен в Разумовский сиротский пансион. В 1880 году начал обучение во 2-й Московской военной гимназии. Тягостный переход от семейной жизни к казарменной в столь раннем возрасте навсегда запечатлелся в памяти будущего писателя, воспоминания об этом времени позднее легли в основу повести «На переломе (Кадеты)» (1900). В это время Куприн впервые пробует писать, в чем не последнюю роль сыграли уроки словесности учителя Цуханова (в повести Труханова). | Александр Куприн родился в семье мелкого чиновника, потомственного дворянина Ивана Ивановича Куприна Мать Любовь Алексеевна принадлежала к старинному княжескому татарскому роду Кулунчаковых. Куприн ещё младенцем лишился отца, мать переехала в Москву, была вынуждена поселиться во Вдовьем доме. В 6 лет Александр Иванович был определен в Разумовский сиротский пансион. В 1880 году начал обучение во 2-й Московской военной гимназии. Тягостный переход от семейной жизни к казарменной в столь раннем возрасте навсегда запечатлелся в памяти будущего писателя, воспоминания об этом времени позднее легли в основу повести «На переломе (Кадеты)» (1900). В это время Куприн впервые пробует писать, в чем не последнюю роль сыграли уроки словесности учителя Цуханова (в повести Труханова). | ||
После окончания корпуса в 1888 г. Куприн поступил в III Александровское военное училище. Обучаясь на офицера пехоты, он в 1889 году опубликовал в «Русском сатирическом листке» свое первое произведение «Последний дебют», за что был наказан двумя сутками карцера, так как юнкерам было запрещено выступать в печати. Окончив лицей в 1890 году был произведен из юнкера в подпоручика и назначен в 46 пехотный Днепровский полк, располагавшийся в маленьком городке Проскурове Подольской губернии (современ. город Хмельницкий, Украина). Разочарование в однообразной провинциальной военной жизни, протест против бессмысленной муштры и грубости заставили подать в отставку в 1894 году. К тому времени Куприн уже опубликовал в журнале «Русское братство» повесть «Впотьмах» (1893), рассказ «Лунной ночью», готовился к печати рассказ «Из отдалённого прошлого» («Дознание»), получил признание авторитетных литераторов. Переехав в 1894 году в Киев, начал писать очерки, заметки, фельетоны для местных газет «Киевское слово», «Киевлянин», «Жизнь и искусство», «Волынь». Доход был крайне мал и нерегулярен, приходилось искать другие занятия: Куприн был репортёром, разводил табак, был землемером, учётчиком в кузнице, псаломщиком в церкви, выступал на сцене, всё это сопровождалось многочисленными переездами. Пятилетний период скитаний, неустроенности нашёл выражение в творчестве писателя. Особая роль принадлежит очеркам «Киевские типы» (1895 и 1898 гг. газета «Киевское слово»), в которых проявилось мастерство типизации: в сжатой форме были глубоко раскрыты характерные черты людей различных профессий и социальных срезов, некоторые очерки несут в себе черты социальной сатиры («Студент-драгун», «Художник»). В 1896 году Куприн часто бывал в качестве корреспондента на заводах Донбасса, вскоре устроился там на работу. | После окончания корпуса в 1888 г. Куприн поступил в III Александровское военное училище. Обучаясь на офицера пехоты, он в 1889 году опубликовал в «Русском сатирическом листке» свое первое произведение «Последний дебют», за что был наказан двумя сутками карцера, так как юнкерам было запрещено выступать в печати. Окончив лицей в 1890 году был произведен из юнкера в подпоручика и назначен в 46 пехотный Днепровский полк, располагавшийся в маленьком городке Проскурове Подольской губернии (современ. город Хмельницкий, Украина). Разочарование в однообразной провинциальной военной жизни, протест против бессмысленной муштры и грубости заставили подать в отставку в 1894 году. К тому времени Куприн уже опубликовал в журнале «Русское братство» повесть «Впотьмах» (1893), рассказ «Лунной ночью», готовился к печати рассказ «Из отдалённого прошлого» («Дознание»), получил признание авторитетных литераторов. | ||
Переехав в 1894 году в Киев, начал писать очерки, заметки, фельетоны для местных газет «Киевское слово», «Киевлянин», «Жизнь и искусство», «Волынь». Доход был крайне мал и нерегулярен, приходилось искать другие занятия: Куприн был репортёром, разводил табак, был землемером, учётчиком в кузнице, псаломщиком в церкви, выступал на сцене, всё это сопровождалось многочисленными переездами. Пятилетний период скитаний, неустроенности нашёл выражение в творчестве писателя. Особая роль принадлежит очеркам «Киевские типы» (1895 и 1898 гг. газета «Киевское слово»), в которых проявилось мастерство типизации: в сжатой форме были глубоко раскрыты характерные черты людей различных профессий и социальных срезов, некоторые очерки несут в себе черты социальной сатиры («Студент-драгун», «Художник»). В 1896 году Куприн часто бывал в качестве корреспондента на заводах Донбасса, вскоре устроился там на работу. | |||
Первая крупная повесть «Молох» (1896) — художественное осмысление открывшейся правды о настоящей цене машинной цивилизации. Главный герой повести, инженер Бобров, видит сталелитейный завод в образе железного чудовища, бога огня и войны Молоха, которому древние моавитяне приносили человеческие жертвы. В произведении звучит очень важная идея о человеке, который становится заложником технического прогресса. Другая сторона жизни: тяга к естественности, близость к природе отразились в таких текстах, как «Лесная глушь» (1898), «Олеся» (1898), «На глухарей» (1899). | Первая крупная повесть «Молох» (1896) — художественное осмысление открывшейся правды о настоящей цене машинной цивилизации. Главный герой повести, инженер Бобров, видит сталелитейный завод в образе железного чудовища, бога огня и войны Молоха, которому древние моавитяне приносили человеческие жертвы. В произведении звучит очень важная идея о человеке, который становится заложником технического прогресса. Другая сторона жизни: тяга к естественности, близость к природе отразились в таких текстах, как «Лесная глушь» (1898), «Олеся» (1898), «На глухарей» (1899). |