44 575
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 87: | Строка 87: | ||
В 1833 г. он вступил в Общество любителей российской словесности и начал проводить по четвергам еженедельные литературные вечера, которые посещали многие известные личности, в том числе В. И. Даль и А. Н. Островский. Александр Фомич был знаком с В. Г. Белинским, М. Ю. Лермонтовым и Н. В. Гоголем, переписывался и встречался с А. И. Герценом, К. С. Аксаковым, Ф. Н. Глинкой. | В 1833 г. он вступил в Общество любителей российской словесности и начал проводить по четвергам еженедельные литературные вечера, которые посещали многие известные личности, в том числе [[Даль Владимир Иванович|В. И. Даль]] и А. Н. Островский. Александр Фомич был знаком с В. Г. Белинским, М. Ю. Лермонтовым и Н. В. Гоголем, переписывался и встречался с А. И. Герценом, К. С. Аксаковым, Ф. Н. Глинкой. | ||
В 1836 г. Вельтман стал членом Общества истории и древностей Российских, в 1839 г. – Одесского общества истории и древностей. Помимо литературы, истории и археологии его увлекали этнография и лингвистика. Вельтман проводил научные исследования в этих областях. Он пробовал свои силы и в издательской деятельности (альманах «Картины света», 1836-37 г.г., пользовавшийся большим успехом у читателей). Александр Фомич обладал широким спектром знаний, всю жизнь старался узнать что-то новое, постоянно пополнял свою библиотеку книгами самой разнообразной тематики. Он был автором почти всех статей в номерах «Картин света».. | В 1836 г. Вельтман стал членом Общества истории и древностей Российских, в 1839 г. – Одесского общества истории и древностей. Помимо литературы, истории и археологии его увлекали этнография и лингвистика. Вельтман проводил научные исследования в этих областях. Он пробовал свои силы и в издательской деятельности (альманах «Картины света», 1836-37 г.г., пользовавшийся большим успехом у читателей). Александр Фомич обладал широким спектром знаний, всю жизнь старался узнать что-то новое, постоянно пополнял свою библиотеку книгами самой разнообразной тематики. Он был автором почти всех статей в номерах «Картин света».. | ||
Строка 93: | Строка 93: | ||
Увлечение А. Ф. Вельтмана историей и этнографией оказало влияние на его литературную деятельность. На стыке нескольких гуманитарных областей появился новый жанр, и Вельтман вновь озадачил критиков. В 1830-х г.г. широкое распространение получила историческая проза. Поэтому Вельтман, подобно Пушкину, Гоголю и многим другим литераторам этого периода, писал исторические произведения: романы «Лунатик. Случай» (1834), «Иоланда» (1837), «Ратибор Холмоградский» (1841), «Колумб» (1842) и др. В 1840-х г.г. Вельтман сочинял сказки в стихах, написанные по мотивам фольклора южных и западных славян: «Троян и Ангелица. Повесть, рассказанная Светлою Денницей Ясному месяцу» (1846), «Златой и Бела. Чешская сказка» (1850). Однако в его романах «Кощей Бессмертный. Былина старого времени» (1833), «Светославич, вражий питомец. Диво времён Красного Солнца Владимира» (1837), «Новый Емеля, или Превращения» (1845) историческое переплеталось со сказочным. Критики затруднялись определить, к чему относятся эти произведения Вельтмана – к историческим романам или к сказкам. Сегодня их можно отнести к жанру «исторического фэнтези», а Вельтмана – к первооткрывателям этого жанра. | Увлечение А. Ф. Вельтмана историей и этнографией оказало влияние на его литературную деятельность. На стыке нескольких гуманитарных областей появился новый жанр, и Вельтман вновь озадачил критиков. В 1830-х г.г. широкое распространение получила историческая проза. Поэтому Вельтман, подобно Пушкину, Гоголю и многим другим литераторам этого периода, писал исторические произведения: романы «Лунатик. Случай» (1834), «Иоланда» (1837), «Ратибор Холмоградский» (1841), «Колумб» (1842) и др. В 1840-х г.г. Вельтман сочинял сказки в стихах, написанные по мотивам фольклора южных и западных славян: «Троян и Ангелица. Повесть, рассказанная Светлою Денницей Ясному месяцу» (1846), «Златой и Бела. Чешская сказка» (1850). Однако в его романах «Кощей Бессмертный. Былина старого времени» (1833), «Светославич, вражий питомец. Диво времён Красного Солнца Владимира» (1837), «Новый Емеля, или Превращения» (1845) историческое переплеталось со сказочным. Критики затруднялись определить, к чему относятся эти произведения Вельтмана – к историческим романам или к сказкам. Сегодня их можно отнести к жанру «исторического фэнтези», а Вельтмана – к первооткрывателям этого жанра. | ||
Славянская тема привлекала Вельтмана и как историка, и как литератора. Кроме того, Александр Фомич, как и его близкий друг В. И. Даль, стал собирателем фольклорных материалов. Еще одно направление, к которому он проявлял интерес – скандинавистика: Вельтман стремился больше знать о прошлом своей исторической родины. Он соблюдал нейтралитет в литературной борьбе западников и славянофилов, за что его нередко критиковали представители обоих направлений. | Славянская тема привлекала Вельтмана и как историка, и как литератора. Кроме того, Александр Фомич, как и его близкий друг [[Даль Владимир Иванович|В. И. Даль]], стал собирателем фольклорных материалов. Еще одно направление, к которому он проявлял интерес – скандинавистика: Вельтман стремился больше знать о прошлом своей исторической родины. Он соблюдал нейтралитет в литературной борьбе западников и славянофилов, за что его нередко критиковали представители обоих направлений. | ||
А. Ф. Вельтман писал не только исторические и фантастические произведения, но и не оставался чуждым современной социально-бытовой тематике. К ней относятся его повести «Неистовый Роланд» (1835), «Эротида» (1835), «Аленушка» (1836), рассказ «Ольга» (1837), ряд повестей и рассказов из жизни высшего общества (повесть «Приезжий из уезда или Суматоха в столице», 1841), чиновничества (повесть «Карьера», 1842), мещанства (рассказ «Путевые впечатления и, между прочим, горшок ерани», 1840; повесть «Наем дачи», 1849) и др. С 1848 по 1863 год писатель работал над эпопеей «Приключения, почерпнутые из моря житейского». Это цикл из пяти романов («Саломея», «Чудодей», «Воспитанница Сара», «Счастье-несчастье», «Последний из рода и безродный»), который представляет собой панораму столичной и провинциальной российской действительности эпохи становления капитализма (1820-1850 г.г.). Основной посыл эпопеи Вельтмана: жизнь – это бесконечное блуждание средь волн житейского моря. Волны сбивают людей с пути, несут их к чужим берегам и судьбам. Главные герои одной части в другой появляются только в эпизодах; напротив, эпизодические персонажи одной книги цикла превращаются в главных действующих лиц другой. Кроме того, в «Приключениях...» вновь появляются герои романов Вельтмана «Странник», «Предки Калимероса», а также рассказа «Илья Ларин». | А. Ф. Вельтман писал не только исторические и фантастические произведения, но и не оставался чуждым современной социально-бытовой тематике. К ней относятся его повести «Неистовый Роланд» (1835), «Эротида» (1835), «Аленушка» (1836), рассказ «Ольга» (1837), ряд повестей и рассказов из жизни высшего общества (повесть «Приезжий из уезда или Суматоха в столице», 1841), чиновничества (повесть «Карьера», 1842), мещанства (рассказ «Путевые впечатления и, между прочим, горшок ерани», 1840; повесть «Наем дачи», 1849) и др. С 1848 по 1863 год писатель работал над эпопеей «Приключения, почерпнутые из моря житейского». Это цикл из пяти романов («Саломея», «Чудодей», «Воспитанница Сара», «Счастье-несчастье», «Последний из рода и безродный»), который представляет собой панораму столичной и провинциальной российской действительности эпохи становления капитализма (1820-1850 г.г.). Основной посыл эпопеи Вельтмана: жизнь – это бесконечное блуждание средь волн житейского моря. Волны сбивают людей с пути, несут их к чужим берегам и судьбам. Главные герои одной части в другой появляются только в эпизодах; напротив, эпизодические персонажи одной книги цикла превращаются в главных действующих лиц другой. Кроме того, в «Приключениях...» вновь появляются герои романов Вельтмана «Странник», «Предки Калимероса», а также рассказа «Илья Ларин». |