Вельтман Александр Фомич: различия между версиями

Строка 24: Строка 24:
== Биография ==
== Биография ==


Александр Фомич Вельтман – старший сын обрусевшего шведского дворянина. Первоначально писал свою фамилию «Вельдман», изменил ее в середине 1820-х г.г. Отец Александра, Фома Федорович (Томас Вельдман), в 1786 г. принял русское подданство и поступил на военную службу. Перемена гражданства стоила ему наследства, которого он был лишен. В 1799 г. поручик Санкт-Петербургской военной команды Фома Вельдман женился на Марии Колпаничевой, дочери придворного чиновника. Осенью 1800 г. он вышел в отставку, а затем вместе с женой и младенцем-сыном переехал из Петербурга в Тотьму, уездный город Вологодской губернии. В 1803 г. семья Вельдман обосновалась в Москве.  
Александр Фомич Вельтман – старший сын обрусевшего шведского дворянина. Первоначально писал свою фамилию «Вельдман», изменил ее в середине 1820-х гг. Отец Александра, Фома Федорович (Томас Вельдман), в 1786 г. принял русское подданство и поступил на военную службу. Перемена гражданства стоила ему наследства, которого он был лишен. В 1799 г. поручик Санкт-Петербургской военной команды Фома Вельдман женился на Марии Колпаничевой, дочери придворного чиновника. Осенью 1800 г. он вышел в отставку, а затем вместе с женой и младенцем-сыном переехал из Петербурга в Тотьму, уездный город Вологодской губернии. В 1803 г. семья Вельдман обосновалась в Москве.  
   
   
Мать писателя, Мария Петровна, была доброй, веселой и артистичной женщиной, прекрасно умела рассказывать волшебные истории. Она много занималась воспитанием и начальным образованием своего первенца, чтобы он не вырос «разбойником»: в раннем детстве Александр отличался пылким, необузданным нравом.  
Мать писателя, Мария Петровна, была доброй, веселой и артистичной женщиной, прекрасно умела рассказывать волшебные истории. Она много занималась воспитанием и начальным образованием своего первенца, чтобы он не вырос «разбойником»: в раннем детстве Александр отличался пылким, необузданным нравом.  
Строка 44: Строка 44:
«Бессарабский» период жизни А. Ф Вельтмана длился до 1831 г. Все это время Александр Фомич не прерывал связи с семьей, продолжал участвовать в судьбе брата и сестры (еще один брат умер в 1818 г.). Отец писателя скончался в 1821 г. Его наследство составило 100 рублей.
«Бессарабский» период жизни А. Ф Вельтмана длился до 1831 г. Все это время Александр Фомич не прерывал связи с семьей, продолжал участвовать в судьбе брата и сестры (еще один брат умер в 1818 г.). Отец писателя скончался в 1821 г. Его наследство составило 100 рублей.
   
   
Друзьями Вельтмана в 1820-х г.г. были будущие декабристы М. Ф. Орлов, В. Ф. Раевский, П. И. Фаленберг. Однако Вельтман не присутствовал на Сенатской площади во время восстания: в 1825 г. его командировали для усиления турецкой границы. Он был участником Русско-турецкой войны 1828-29 г.г. и за мужество, проявленное во время Кулевчинского сражения, получил в 1829 г. чин капитана.  
Друзьями Вельтмана в 1820-х гг. были будущие декабристы М. Ф. Орлов, В. Ф. Раевский, П. И. Фаленберг. Однако Вельтман не присутствовал на Сенатской площади во время восстания: в 1825 г. его командировали для усиления турецкой границы. Он был участником Русско-турецкой войны 1828-29 гг. и за мужество, проявленное во время Кулевчинского сражения, получил в 1829 г. чин капитана.  
   
   
Во время службы в Бессарабии Вельтман изучал ее историю и быт. В 1826 г. он был назначен начальником Исторического отделения Главной квартиры (штаба) армии. В 1828 г. он опубликовал свой труд «Начертание древней истории Бессарабии». Кроме того, он продолжал литературную деятельность – писал стихи, поэмы и сказки.
Во время службы в Бессарабии Вельтман изучал ее историю и быт. В 1826 г. он был назначен начальником Исторического отделения Главной квартиры (штаба) армии. В 1828 г. он опубликовал свой труд «Начертание древней истории Бессарабии». Кроме того, он продолжал литературную деятельность – писал стихи, поэмы и сказки.
Строка 76: Строка 76:
Вскоре выяснилось, что Вельтман неслучайно применил такой необычный стиль. Роман был задуман им как первый том трилогии о прошлом, настоящем и будущем человека. «Странник» отражал настоящее. В 1833 г. вышел новый роман Вельтмана, посвященный будущему – «MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына Задека». Местом его действия стала расположенная на Балканском полуострове страна Босфорания. В Босфорании нет места бедности, необразованности и сословной дискриминации. Законы, которые принимает Верховный совет, обеспечивают заботу о благе народа, всемерную поддержку науке и культуре. Это описание идеального общества отражало взгляды декабристов, считавших несовместимыми тираническое правление и процветание государства. Роман Вельтмана обладал полноценным литературным сюжетом, что отличало его от книг о будущем, опубликованных к тому времени другими писателями. Поэтому вторая часть трилогии А. Ф. Вельтмана сегодня считается предтечей научной фантастики.   
Вскоре выяснилось, что Вельтман неслучайно применил такой необычный стиль. Роман был задуман им как первый том трилогии о прошлом, настоящем и будущем человека. «Странник» отражал настоящее. В 1833 г. вышел новый роман Вельтмана, посвященный будущему – «MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына Задека». Местом его действия стала расположенная на Балканском полуострове страна Босфорания. В Босфорании нет места бедности, необразованности и сословной дискриминации. Законы, которые принимает Верховный совет, обеспечивают заботу о благе народа, всемерную поддержку науке и культуре. Это описание идеального общества отражало взгляды декабристов, считавших несовместимыми тираническое правление и процветание государства. Роман Вельтмана обладал полноценным литературным сюжетом, что отличало его от книг о будущем, опубликованных к тому времени другими писателями. Поэтому вторая часть трилогии А. Ф. Вельтмана сегодня считается предтечей научной фантастики.   


Размышления о прошлом человечества представлены Вельтманом в романе «Предки Калимероса. Александр Филиппович Македонский» (1836). Прием путешествия во времени, задействованный в этом романе, был уже знаком читателям 1830-х г.г. Однако более ранние произведения рассказывали о людях, которые оказались в будущем, тогда как персонаж Вельтмана попал не в будущее, а в прошлое. Кроме того, он сознательно принял решение побывать в другой эпохе. До этого литературные хронопутешественники перемещались во времени по воле случая (как правило, вследствие необычайно продолжительного сна). Герой Вельтмана, чтобы повстречаться с Александром Великим, использует гиппогрифа – крылатое мифологическое существо, сочетающее свойства льва, лошади и орла. Гиппогриф стал первой «машиной времени» в литературе.  
Размышления о прошлом человечества представлены Вельтманом в романе «Предки Калимероса. Александр Филиппович Македонский» (1836). Прием путешествия во времени, задействованный в этом романе, был уже знаком читателям 1830-х гг. Однако более ранние произведения рассказывали о людях, которые оказались в будущем, тогда как персонаж Вельтмана попал не в будущее, а в прошлое. Кроме того, он сознательно принял решение побывать в другой эпохе. До этого литературные хронопутешественники перемещались во времени по воле случая (как правило, вследствие необычайно продолжительного сна). Герой Вельтмана, чтобы повстречаться с Александром Великим, использует гиппогрифа – крылатое мифологическое существо, сочетающее свойства льва, лошади и орла. Гиппогриф стал первой «машиной времени» в литературе.  
   
   
Авторские гонорары и военная пенсия не обеспечивали молодым супругам Вельтман необходимого уровня жизни. Поэтому в мае 1833 г. Александр Фомич поступил на должность секретаря коммерческого суда. Однако через год он ушел со службы и вновь начал усердно заниматься литературой и историей. После этого практически ежегодно издавались его новый роман или повесть.  
Авторские гонорары и военная пенсия не обеспечивали молодым супругам Вельтман необходимого уровня жизни. Поэтому в мае 1833 г. Александр Фомич поступил на должность секретаря коммерческого суда. Однако через год он ушел со службы и вновь начал усердно заниматься литературой и историей. После этого практически ежегодно издавались его новый роман или повесть.  
Строка 89: Строка 89:
В 1833 г. он вступил в Общество любителей российской словесности и начал проводить по четвергам еженедельные литературные вечера, которые посещали многие известные личности, в том числе [[Даль Владимир Иванович|В. И. Даль]] и А. Н. Островский. Александр Фомич был знаком с В. Г. Белинским, М. Ю. Лермонтовым и Н. В. Гоголем, переписывался и встречался с А. И. Герценом, К. С. Аксаковым, Ф. Н. Глинкой.
В 1833 г. он вступил в Общество любителей российской словесности и начал проводить по четвергам еженедельные литературные вечера, которые посещали многие известные личности, в том числе [[Даль Владимир Иванович|В. И. Даль]] и А. Н. Островский. Александр Фомич был знаком с В. Г. Белинским, М. Ю. Лермонтовым и Н. В. Гоголем, переписывался и встречался с А. И. Герценом, К. С. Аксаковым, Ф. Н. Глинкой.
   
   
В 1836 г. Вельтман стал членом Общества истории и древностей Российских, в 1839 г. – Одесского общества истории и древностей. Помимо литературы, истории и археологии его увлекали этнография и лингвистика. Вельтман проводил научные исследования в этих областях. Он пробовал свои силы и в издательской деятельности (альманах «Картины света», 1836-37 г.г., пользовавшийся большим успехом у читателей). Александр Фомич обладал широким спектром знаний, всю жизнь старался узнать что-то новое, постоянно пополнял свою библиотеку книгами самой разнообразной тематики. Он был автором почти всех статей в номерах «Картин света»..  
В 1836 г. Вельтман стал членом Общества истории и древностей Российских, в 1839 г. – Одесского общества истории и древностей. Помимо литературы, истории и археологии его увлекали этнография и лингвистика. Вельтман проводил научные исследования в этих областях. Он пробовал свои силы и в издательской деятельности (альманах «Картины света», 1836-37 гг., пользовавшийся большим успехом у читателей). Александр Фомич обладал широким спектром знаний, всю жизнь старался узнать что-то новое, постоянно пополнял свою библиотеку книгами самой разнообразной тематики. Он был автором почти всех статей в номерах «Картин света»..  


Увлечение А. Ф. Вельтмана историей и этнографией оказало влияние на его литературную деятельность. На стыке нескольких гуманитарных областей появился новый жанр, и Вельтман вновь озадачил критиков. В 1830-х г.г. широкое распространение получила историческая проза. Поэтому Вельтман, подобно Пушкину, Гоголю и многим другим литераторам этого периода, писал исторические произведения: романы «Лунатик. Случай» (1834), «Иоланда» (1837), «Ратибор Холмоградский» (1841), «Колумб» (1842) и др. В 1840-х г.г. Вельтман сочинял сказки в стихах, написанные по мотивам фольклора южных и западных славян: «Троян и Ангелица. Повесть, рассказанная Светлою Денницей Ясному месяцу» (1846), «Златой и Бела. Чешская сказка» (1850). Однако в его романах «Кощей Бессмертный. Былина старого времени» (1833), «Светославич, вражий питомец. Диво времён Красного Солнца Владимира» (1837), «Новый Емеля, или Превращения» (1845) историческое переплеталось со сказочным. Критики затруднялись определить, к чему относятся эти произведения Вельтмана – к историческим романам или к сказкам. Сегодня их можно отнести к жанру «исторического фэнтези», а Вельтмана – к первооткрывателям этого жанра.
Увлечение А. Ф. Вельтмана историей и этнографией оказало влияние на его литературную деятельность. На стыке нескольких гуманитарных областей появился новый жанр, и Вельтман вновь озадачил критиков. В 1830-х гг. широкое распространение получила историческая проза. Поэтому Вельтман, подобно Пушкину, Гоголю и многим другим литераторам этого периода, писал исторические произведения: романы «Лунатик. Случай» (1834), «Иоланда» (1837), «Ратибор Холмоградский» (1841), «Колумб» (1842) и др. В 1840-х гг. Вельтман сочинял сказки в стихах, написанные по мотивам фольклора южных и западных славян: «Троян и Ангелица. Повесть, рассказанная Светлою Денницей Ясному месяцу» (1846), «Златой и Бела. Чешская сказка» (1850). Однако в его романах «Кощей Бессмертный. Былина старого времени» (1833), «Светославич, вражий питомец. Диво времён Красного Солнца Владимира» (1837), «Новый Емеля, или Превращения» (1845) историческое переплеталось со сказочным. Критики затруднялись определить, к чему относятся эти произведения Вельтмана – к историческим романам или к сказкам. Сегодня их можно отнести к жанру «исторического фэнтези», а Вельтмана – к первооткрывателям этого жанра.


Славянская тема привлекала Вельтмана и как историка, и как литератора. Кроме того, Александр Фомич, как и его близкий друг [[Даль Владимир Иванович|В. И. Даль]], стал собирателем фольклорных материалов. Еще одно направление, к которому он проявлял интерес – скандинавистика: Вельтман стремился больше знать о прошлом своей исторической родины. Он соблюдал нейтралитет в литературной борьбе западников и славянофилов, за что его нередко критиковали представители обоих направлений.
Славянская тема привлекала Вельтмана и как историка, и как литератора. Кроме того, Александр Фомич, как и его близкий друг [[Даль Владимир Иванович|В. И. Даль]], стал собирателем фольклорных материалов. Еще одно направление, к которому он проявлял интерес – скандинавистика: Вельтман стремился больше знать о прошлом своей исторической родины. Он соблюдал нейтралитет в литературной борьбе западников и славянофилов, за что его нередко критиковали представители обоих направлений.


А. Ф. Вельтман писал не только исторические и фантастические произведения, но и не оставался чуждым современной социально-бытовой тематике. К ней относятся его повести «Неистовый Роланд» (1835), «Эротида» (1835), «Аленушка» (1836), рассказ «Ольга» (1837), ряд повестей и рассказов из жизни высшего общества (повесть «Приезжий из уезда или Суматоха в столице», 1841), чиновничества (повесть «Карьера», 1842), мещанства (рассказ «Путевые впечатления и, между прочим, горшок ерани», 1840; повесть «Наем дачи», 1849) и др. С 1848 по 1863 год писатель работал над эпопеей «Приключения, почерпнутые из моря житейского». Это цикл из пяти романов («Саломея», «Чудодей», «Воспитанница Сара», «Счастье-несчастье», «Последний из рода и безродный»), который представляет собой панораму столичной и провинциальной российской действительности эпохи становления капитализма (1820-1850 г.г.). Основной посыл эпопеи Вельтмана: жизнь – это бесконечное блуждание средь волн житейского моря. Волны сбивают людей с пути, несут их к чужим берегам и судьбам. Главные герои одной части в другой появляются только в эпизодах; напротив, эпизодические персонажи одной книги цикла превращаются в главных действующих лиц другой. Кроме того, в «Приключениях...» вновь появляются герои романов Вельтмана «Странник», «Предки Калимероса», а также рассказа «Илья Ларин».
А. Ф. Вельтман писал не только исторические и фантастические произведения, но и не оставался чуждым современной социально-бытовой тематике. К ней относятся его повести «Неистовый Роланд» (1835), «Эротида» (1835), «Аленушка» (1836), рассказ «Ольга» (1837), ряд повестей и рассказов из жизни высшего общества (повесть «Приезжий из уезда или Суматоха в столице», 1841), чиновничества (повесть «Карьера», 1842), мещанства (рассказ «Путевые впечатления и, между прочим, горшок ерани», 1840; повесть «Наем дачи», 1849) и др. С 1848 по 1863 год писатель работал над эпопеей «Приключения, почерпнутые из моря житейского». Это цикл из пяти романов («Саломея», «Чудодей», «Воспитанница Сара», «Счастье-несчастье», «Последний из рода и безродный»), который представляет собой панораму столичной и провинциальной российской действительности эпохи становления капитализма (1820-1850 гг.). Основной посыл эпопеи Вельтмана: жизнь – это бесконечное блуждание средь волн житейского моря. Волны сбивают людей с пути, несут их к чужим берегам и судьбам. Главные герои одной части в другой появляются только в эпизодах; напротив, эпизодические персонажи одной книги цикла превращаются в главных действующих лиц другой. Кроме того, в «Приключениях...» вновь появляются герои романов Вельтмана «Странник», «Предки Калимероса», а также рассказа «Илья Ларин».


В этот период Вельтмана было принято критиковать за то, что ранее принесло ему успех – необычную манеру повествования, «странность» таланта. Роман «Новый Емеля, или Превращения» (1845) подвергся критике со стороны В. Г. Белинского. Однако наряду с множеством негативных рецензий критиков есть и положительные отзывы читателей, в том числе восторженные отзывы молодого Достоевского о «Емеле» и о другом романе Вельтмана – «Сердце и Думка» (1838).
В этот период Вельтмана было принято критиковать за то, что ранее принесло ему успех – необычную манеру повествования, «странность» таланта. Роман «Новый Емеля, или Превращения» (1845) подвергся критике со стороны В. Г. Белинского. Однако наряду с множеством негативных рецензий критиков есть и положительные отзывы читателей, в том числе восторженные отзывы молодого Достоевского о «Емеле» и о другом романе Вельтмана – «Сердце и Думка» (1838).
Строка 109: Строка 109:
В 1849 г. Вельтман стал редактором журнала «Москвитянин», но вскоре передал руководство «молодой редакции», в состав которой вошел А. Н. Островский. В этот период жизни его больше привлекала научная деятельность. В 1854 г. Вельтман был избран членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, в 1861 г. – членом-корреспондентом и затем, в 1869 г. – действительным членом Русского археологического общества. В 1850-х и 1860-х г.г. Вельтман написал ряд научных работ – «Аттила и Русь IV и V века. Свод исторических и народных преданий» (1858), «Исследования о свевах, гуннах и монголах» (1856-60) и др.  
В 1849 г. Вельтман стал редактором журнала «Москвитянин», но вскоре передал руководство «молодой редакции», в состав которой вошел А. Н. Островский. В этот период жизни его больше привлекала научная деятельность. В 1854 г. Вельтман был избран членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, в 1861 г. – членом-корреспондентом и затем, в 1869 г. – действительным членом Русского археологического общества. В 1850-х и 1860-х г.г. Вельтман написал ряд научных работ – «Аттила и Русь IV и V века. Свод исторических и народных преданий» (1858), «Исследования о свевах, гуннах и монголах» (1856-60) и др.  
   
   
В 1860-е г.г. писатель вел замкнутую жизнь в кругу семьи.  
В 1860-е гг. писатель вел замкнутую жизнь в кругу семьи.  
   
   
А. Ф. Вельтман умер в начале 1870 г. Его похоронили в Москве на кладбище Ново-Алексеевского монастыря. Монастырь был разрушен в 1926 г. при строительстве автодороги, кладбище уничтожено к концу 1930-х г.г. Могила ученого и писателя Вельтмана, с памятником в виде уменьшенной копии надгробия князя Ярослава Мудрого, считается утраченной.
А. Ф. Вельтман умер в начале 1870 г. Его похоронили в Москве на кладбище Ново-Алексеевского монастыря. Монастырь был разрушен в 1926 г. при строительстве автодороги, кладбище уничтожено к концу 1930-х г.г. Могила ученого и писателя Вельтмана, с памятником в виде уменьшенной копии надгробия князя Ярослава Мудрого, считается утраченной.

Навигация