44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 24: | Строка 24: | ||
==Луиза Мэй Олкотт / Биография== | ==Луиза Мэй Олкотт / Биография== | ||
Луиза Мэй Олкотт родилась 29 ноября 1832 года в городе Германтаун, штат Пенсильвания, США. Отец Луизы, Эймос Бронсон Олкотт, — писатель, педагог, приверженец трансцендентализма, философско-литературного движения, сформированного в XIX веке в США представителями радикальной бостонской интеллигенции. Мать, Эбигейл Мэй, — американская активистка, суфражистка и убеждённая противница рабства. В 1848 году, устроившись на постоянную работу в социальную службу Бостона, она стала одним из первых оплачиваемых социальных работников в штате Массачусетс. Луиза была второй из четырёх сестер. Следуя своим убеждениям, мистер Олкотт не посылал дочерей — Анну, Луизу, Элизабет и Мэй — в школу. Девочки получили домашнее образование под руководством отца и при содействии его друга Генри Дэвида Торо, писателя, философа, натуралиста. Торо оказал большое влияние на Луизу. Кроме того, она общалась с известными интеллектуалами того времени — Ральфом Уолдо Эмерсоном, Натаниэлем Хоторном и Генри Уодсвортом Лонгфелло, с которыми мистер Олкотт также был дружен. | Луиза Мэй Олкотт родилась 29 ноября 1832 года в городе Германтаун, штат Пенсильвания, США. Отец Луизы, Эймос Бронсон Олкотт, — писатель, педагог, приверженец трансцендентализма, философско-литературного движения, сформированного в XIX веке в США представителями радикальной бостонской интеллигенции. Мать, Эбигейл Мэй, — американская активистка, суфражистка и убеждённая противница рабства. | ||
В 1848 году, устроившись на постоянную работу в социальную службу Бостона, она стала одним из первых оплачиваемых социальных работников в штате Массачусетс. Луиза была второй из четырёх сестер. Следуя своим убеждениям, мистер Олкотт не посылал дочерей — Анну, Луизу, Элизабет и Мэй — в школу. Девочки получили домашнее образование под руководством отца и при содействии его друга Генри Дэвида Торо, писателя, философа, натуралиста. Торо оказал большое влияние на Луизу. Кроме того, она общалась с известными интеллектуалами того времени — Ральфом Уолдо Эмерсоном, Натаниэлем Хоторном и Генри Уодсвортом Лонгфелло, с которыми мистер Олкотт также был дружен. | |||
Финансовое положение семьи было крайне неустойчивым, из-за чего Олкотты часто переезжали. В итоге семья обосновалась в городе Конкорд, поселившись в небольшом доме «Orchard House». На прилегающем к дому участке земли Олкотты выращивали фрукты и овощи. Все члены семьи были вегетарианцами. Анна, Луиза, Элизабет и Мэй участвовали в ведении домашнего хозяйства: помогали собирать урожай, делать заготовки, стирать и готовить. Мистер Олкотт был не только учителем и философом, но и изобретателем. Благодаря ему на кухне появился резервуар для горячей воды и сушилка для белья. Родители Луизы по-прежнему уделяли большое внимание общественно-политическим вопросам. Во время застольных бесед Олкотты и их гости обсуждали такие темы, как социальная справедливость, отмена смертной казни, избирательное право для женщин, детский труд и т. д. Кроме того, в столовой сёстры часто ставили спектакли для соседей по написанным Луизой пьесам. | Финансовое положение семьи было крайне неустойчивым, из-за чего Олкотты часто переезжали. В итоге семья обосновалась в городе Конкорд, поселившись в небольшом доме «Orchard House». На прилегающем к дому участке земли Олкотты выращивали фрукты и овощи. Все члены семьи были вегетарианцами. Анна, Луиза, Элизабет и Мэй участвовали в ведении домашнего хозяйства: помогали собирать урожай, делать заготовки, стирать и готовить. Мистер Олкотт был не только учителем и философом, но и изобретателем. Благодаря ему на кухне появился резервуар для горячей воды и сушилка для белья. Родители Луизы по-прежнему уделяли большое внимание общественно-политическим вопросам. Во время застольных бесед Олкотты и их гости обсуждали такие темы, как социальная справедливость, отмена смертной казни, избирательное право для женщин, детский труд и т. д. Кроме того, в столовой сёстры часто ставили спектакли для соседей по написанным Луизой пьесам. | ||
Из-за финансовых трудностей девочки Олкотт начали работать в юном возрасте. Луиза была гувернанткой, учительницей, домашней прислугой и швеей. Кроме того, она начала писать — и ради гонорара, и чтобы уйти от угнетающей действительности. Одно из стихотворений Луизы было напечатано в женском журнале под псевдоним Флора Фэрчайлд (Flora Fairchild); тогда автору было 19 лет. | Из-за финансовых трудностей девочки Олкотт начали работать в юном возрасте. Луиза была гувернанткой, учительницей, домашней прислугой и швеей. Кроме того, она начала писать — и ради гонорара, и чтобы уйти от угнетающей действительности. Одно из стихотворений Луизы было напечатано в женском журнале под псевдоним Флора Фэрчайлд (Flora Fairchild); тогда автору было 19 лет. | ||
Первая книга Луизы Мэй Олкотт «Flower Fables» («Цветочные басни») вышла в 1854 году под собственным именем 22-летнего автора. Но написаны эти сказки о феях и эльфах были гораздо раньше: их сочинила 16-летняя Луиза для дочери Ральфа Уолдо Эмерсона, видного американского мыслителя и писателя, одного из создателей «Транцендентального клуба» и друга мистера Олкотта. | Первая книга Луизы Мэй Олкотт «Flower Fables» («Цветочные басни») вышла в 1854 году под собственным именем 22-летнего автора. Но написаны эти сказки о феях и эльфах были гораздо раньше: их сочинила 16-летняя Луиза для дочери Ральфа Уолдо Эмерсона, видного американского мыслителя и писателя, одного из создателей «Транцендентального клуба» и друга мистера Олкотта. | ||
Во время Гражданской войны Луиза служила медсестрой в военном госпитале в Джорджтауне. Там она заразилась брюшным тифом. Лечили Луизу каломелью — хлоридом ртути; по тогдашним медицинским представлениям, это средство хорошо очищало организм от токсинов. Результатом такого лечения стало тяжёлое отравление, с последствиями которого Олкотт боролась долгие годы. Работая в госпитале, Луиза писала домой письма, которые позже были собраны и опубликованы. «Hospital Sketches («Больничные очерки», 1863) стали первой книгой Луизы Олкотт, получившей признание критики. | Во время Гражданской войны Луиза служила медсестрой в военном госпитале в Джорджтауне. Там она заразилась брюшным тифом. Лечили Луизу каломелью — хлоридом ртути; по тогдашним медицинским представлениям, это средство хорошо очищало организм от токсинов. Результатом такого лечения стало тяжёлое отравление, с последствиями которого Олкотт боролась долгие годы. Работая в госпитале, Луиза писала домой письма, которые позже были собраны и опубликованы. «Hospital Sketches («Больничные очерки», 1863) стали первой книгой Луизы Олкотт, получившей признание критики. | ||
23 мая 1860 года, в тридцатую годовщину свадьбы Мистера и миссис Олкотт, их старшая дочь Анна вышла замуж за Джона Бриджа Пратта. Несколько лет спустя Луиза вспомнила это семейное торжество и описала его в романе «Маленькие женщины» как свадьбу Мэг Марч и Джона Брука. | 23 мая 1860 года, в тридцатую годовщину свадьбы Мистера и миссис Олкотт, их старшая дочь Анна вышла замуж за Джона Бриджа Пратта. Несколько лет спустя Луиза вспомнила это семейное торжество и описала его в романе «Маленькие женщины» как свадьбу Мэг Марч и Джона Брука. | ||
Этот роман, в основе которого лежит история её семьи, Луиза написала по просьбе Томаса Найлса, работавшего редактором в бостонском издательстве «Roberts Brothers». К этому времени ей уже исполнилось 35 лет, она была опытным автором, а её гонорары, пусть и небольшие, были главным источником дохода семьи. Однако мало кто знал, что Луиза Олкотт сочиняла остросюжетные рассказы и готические триллеры (тогда говорили «рассказы о крови и громе») и публиковала их под псевдонимами А. М. Барнард (А. М. Barnard) и др. | Этот роман, в основе которого лежит история её семьи, Луиза написала по просьбе Томаса Найлса, работавшего редактором в бостонском издательстве «Roberts Brothers». К этому времени ей уже исполнилось 35 лет, она была опытным автором, а её гонорары, пусть и небольшие, были главным источником дохода семьи. Однако мало кто знал, что Луиза Олкотт сочиняла остросюжетные рассказы и готические триллеры (тогда говорили «рассказы о крови и громе») и публиковала их под псевдонимами А. М. Барнард (А. М. Barnard) и др. | ||
Роман «Маленькие женщины» был написан очень быстро: в 1867 году издатель попросил Олкотт сочинить историю для девочек, к работе писательница приступила через несколько месяцев, а в сентябре 1868-го книга «Little Women» вышла из печати. | Роман «Маленькие женщины» был написан очень быстро: в 1867 году издатель попросил Олкотт сочинить историю для девочек, к работе писательница приступила через несколько месяцев, а в сентябре 1868-го книга «Little Women» вышла из печати. | ||
«Маленькие женщины» — это одновременно роман воспитания, семейные мемуары, социальная хроника и один из первых образцов литературы young-adult. До «Маленьких женщин» круг чтения юных составляли главным образом сказки и аллегорические истории, в конце которых обязательно была мораль, а добро торжествовало над злом. Олкотт же написала реалистичный роман, в котором достаточно откровенно говорила с читателем о том, как трудна жизнь женщины. | «Маленькие женщины» — это одновременно роман воспитания, семейные мемуары, социальная хроника и один из первых образцов литературы young-adult. До «Маленьких женщин» круг чтения юных составляли главным образом сказки и аллегорические истории, в конце которых обязательно была мораль, а добро торжествовало над злом. Олкотт же написала реалистичный роман, в котором достаточно откровенно говорила с читателем о том, как трудна жизнь женщины. | ||
Успех «Маленьких женщин», в том числе коммерческий, побудил Олкотт написать продолжение. Вторая часть романа «Хорошие жёны» («Good Wives») была опубликована в 1869 году. Затем к написанному Олкотт добавила книги «Маленькие мужчины» («Little Men», 1871) и «Ребята Джо» («Jo's Boys», 1886). В «Маленьких мужчинах» Олкотт, помимо прочего, изложила образовательные идеи своего отца, которые он так и не смог сформулировать в письменной форме, а в «Ребятах Джо» Олкотт выразила свои феминистские убеждения. | Успех «Маленьких женщин», в том числе коммерческий, побудил Олкотт написать продолжение. Вторая часть романа «Хорошие жёны» («Good Wives») была опубликована в 1869 году. Затем к написанному Олкотт добавила книги «Маленькие мужчины» («Little Men», 1871) и «Ребята Джо» («Jo's Boys», 1886). В «Маленьких мужчинах» Олкотт, помимо прочего, изложила образовательные идеи своего отца, которые он так и не смог сформулировать в письменной форме, а в «Ребятах Джо» Олкотт выразила свои феминистские убеждения. | ||
«Семейная сага Марчей» позволила Луизе Мэй Олкотт занять прочные позиции в американской литературе и культуре. В 1986 году журнал «Ladies Home Journal» объявил Олкотт одной из 25 важнейших женщин в истории США. | «Семейная сага Марчей» позволила Луизе Мэй Олкотт занять прочные позиции в американской литературе и культуре. В 1986 году журнал «Ladies Home Journal» объявил Олкотт одной из 25 важнейших женщин в истории США. | ||
Литературный успех Луизы финансово поддержал семью, отныне писательница уделяла творчеству гораздо больше времени. | Литературный успех Луизы финансово поддержал семью, отныне писательница уделяла творчеству гораздо больше времени. | ||
Луиза Мэй Олкотт, как и её мать, активно боролась за права женщин и стала первой женщиной, зарегистрировавшейся для участия в выборах в городские органы управления в Конкорде, штат Массачусетс. В 1877 году Луиза стала одной из основательниц Женского образовательного и промышленного союза в Бостоне. | Луиза Мэй Олкотт, как и её мать, активно боролась за права женщин и стала первой женщиной, зарегистрировавшейся для участия в выборах в городские органы управления в Конкорде, штат Массачусетс. В 1877 году Луиза стала одной из основательниц Женского образовательного и промышленного союза в Бостоне. | ||
В отличие от одной из героинь «Маленьких женщин» Джо Марч, в которой читатели и критики не без оснований видели альтер эго автора, Луиза Олкотт никогда не была замужем, но взяла на воспитание двухлетнюю племянницу Луизу после смерти сестры Мэй в 1879 году. Незадолго до смерти она усыновила одного из мальчиков старшей сестры Анны, чтобы оставить ему в наследство свои рукописи. | В отличие от одной из героинь «Маленьких женщин» Джо Марч, в которой читатели и критики не без оснований видели альтер эго автора, Луиза Олкотт никогда не была замужем, но взяла на воспитание двухлетнюю племянницу Луизу после смерти сестры Мэй в 1879 году. Незадолго до смерти она усыновила одного из мальчиков старшей сестры Анны, чтобы оставить ему в наследство свои рукописи. | ||
Луиза Олкотт так и не смогла оправиться от последствий тяжёлой болезни и неправильного лечения, которому она подверглась во время работы медсестрой. Она скончалась через два дня после смерти своего отца, 6 марта 1888 года в Бостоне. Их похоронили в один день, рядом, на кладбище Конкорда, по соседству находятся могилы Г. Д. Торо, Р. У. Эмерсона и Н. Хоторна. На могиле Луизы Олкот установлен знак, говорящий о том, что была участницей Гражданской войны в США (1861–1865). | Луиза Олкотт так и не смогла оправиться от последствий тяжёлой болезни и неправильного лечения, которому она подверглась во время работы медсестрой. Она скончалась через два дня после смерти своего отца, 6 марта 1888 года в Бостоне. Их похоронили в один день, рядом, на кладбище Конкорда, по соседству находятся могилы Г. Д. Торо, Р. У. Эмерсона и Н. Хоторна. На могиле Луизы Олкот установлен знак, говорящий о том, что была участницей Гражданской войны в США (1861–1865). | ||
Интерес к творчеству Луизы Мэй Олкотт не угас и после смерти автора. В середине 1940-х годов исследователи литературы начали открывать её рассказы и новеллы, написанные жанре, который она сама называла бульварным. В 1975 году обнаружили тридцать три неизвестных до тех пор готических триллера, опубликованных в 1863–1872 годах в бойких периодических изданиях, таких как «The Flag of Our Union». В 1980 году в библиотеке Гарвардского университета была найдена рукопись её неопубликованного первого романа. | Интерес к творчеству Луизы Мэй Олкотт не угас и после смерти автора. В середине 1940-х годов исследователи литературы начали открывать её рассказы и новеллы, написанные жанре, который она сама называла бульварным. В 1975 году обнаружили тридцать три неизвестных до тех пор готических триллера, опубликованных в 1863–1872 годах в бойких периодических изданиях, таких как «The Flag of Our Union». В 1980 году в библиотеке Гарвардского университета была найдена рукопись её неопубликованного первого романа. | ||
«Orchard House», где много лет прожила семья Олкотт и где были написаны «Маленькие женщины», в 1912 году стал домом-музеем. | «Orchard House», где много лет прожила семья Олкотт и где были написаны «Маленькие женщины», в 1912 году стал домом-музеем. | ||
В 1991 году в честь Луизы Мэй Олкотт назвали кратер на Венере, диаметр которого составляет 66 км. В 1996 году имя Луизы Мэй Олкотт было внесено Национальный зал славы женщин США; так отмечен её значительный вклад в культуру страны. | В 1991 году в честь Луизы Мэй Олкотт назвали кратер на Венере, диаметр которого составляет 66 км. В 1996 году имя Луизы Мэй Олкотт было внесено Национальный зал славы женщин США; так отмечен её значительный вклад в культуру страны. | ||
Сочинения Луизы Олкотт (и в первую очередь роман «Маленькие женщины»), до сих пор издаются и в США, и в других странах. В России роман впервые был издан в 1875 году в Санкт-Петербурге. | Сочинения Луизы Олкотт (и в первую очередь роман «Маленькие женщины»), до сих пор издаются и в США, и в других странах. В России роман впервые был издан в 1875 году в Санкт-Петербурге. | ||
Произведения Луизы Мэй Олкотт экранизируют с 1917 года, чаще всего — «Маленьких женщин». Фильмы, созданные в разные годы и в разных странах, позволяют зрителям взглянуть на любимых героинь и их историю под несколько иным углом зрения. В полнометражной американской ленте 2019 года (реж. Грета Гервиг) сёстры Марч борются с гендерными стереотипами и стараются реализовать себя в творчестве. | Произведения Луизы Мэй Олкотт экранизируют с 1917 года, чаще всего — «Маленьких женщин». Фильмы, созданные в разные годы и в разных странах, позволяют зрителям взглянуть на любимых героинь и их историю под несколько иным углом зрения. В полнометражной американской ленте 2019 года (реж. Грета Гервиг) сёстры Марч борются с гендерными стереотипами и стараются реализовать себя в творчестве. | ||
Строка 328: | Строка 345: | ||
*[https://louisamayalcott.org/home Louisa May Alcott’s Orchard House :] cайт дома-музея [на английском языке]. | *[https://louisamayalcott.org/home Louisa May Alcott’s Orchard House :] cайт дома-музея [на английском языке]. | ||
[[Category:Писатели]] |