Чехонин Сергей Васильевич: различия между версиями

Строка 26: Строка 26:
Сергей Васильевич Чехонин родился 14 февраля (2 февраля по старому стилю) 1878 года в с. Лыкошино (ст. Валдайка Николаевской железной дороги) Новгородской губернии в семье машиниста паровоза. По другим данным, дата рождения художника — 21 сентября 1878 года.
Сергей Васильевич Чехонин родился 14 февраля (2 февраля по старому стилю) 1878 года в с. Лыкошино (ст. Валдайка Николаевской железной дороги) Новгородской губернии в семье машиниста паровоза. По другим данным, дата рождения художника — 21 сентября 1878 года.


Он рано начал рисовать. В возрасте восьми лет мальчик попал к помещику Новгородской губернии М. А. Струговщикову, в доме которого была большая библиотека и коллекции картин, гравюр, старого фарфора. В пятнадцать лет, заручившись рекомендательным письмом от помещика к Д. В. Григоровичу, директору Училища Поощрения Художеств, подросток уехал учиться в Санкт-Петербург.
Сергей Чехонин рано начал рисовать. В возрасте восьми лет мальчик попал к помещику Новгородской губернии М. А. Струговщикову, в доме которого была большая библиотека и коллекции картин, гравюр, старого фарфора. В пятнадцать лет, заручившись рекомендательным письмом от помещика к Д. В. Григоровичу, директору Училища Поощрения Художеств, подросток уехал учиться в Санкт-Петербург.


Из-за недостатка средств он посещал классы рисования периодически — сначала в 1896–1897 году в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств у Я. Ф. Ционглинского, а затем в Центральном училище технического рисования А. Л. Штиглица. Также он изучал фарфоровое производство на фабрике М. С. Кузнецова.
Из-за недостатка средств он посещал классы рисования периодически — сначала в 1896–1897 году в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств у Я. Ф. Ционглинского, а затем в Центральном училище технического рисования А. Л. Штиглица. Также он изучал фарфоровое производство на фабрике М. С. Кузнецова.
Строка 36: Строка 36:
Знания и навыки чертежного дела, полученные Чехониным, останутся с ним навсегда. В. А. Милашевский, рисовавший иллюстрации вместе с Чехониным, с восхищением отзывался о его способности «к слегка намеченной горизонтальной линии восстанавливать перпендикуляр — можно было не проверять треугольником. <…> Все буквы его шрифта были нарисованы и никогда не вычерчены. <…> Ни один вал, ни один круг не проводил Чехонин с помощью инструмента!»  
Знания и навыки чертежного дела, полученные Чехониным, останутся с ним навсегда. В. А. Милашевский, рисовавший иллюстрации вместе с Чехониным, с восхищением отзывался о его способности «к слегка намеченной горизонтальной линии восстанавливать перпендикуляр — можно было не проверять треугольником. <…> Все буквы его шрифта были нарисованы и никогда не вычерчены. <…> Ни один вал, ни один круг не проводил Чехонин с помощью инструмента!»  


В 1897 году Чехонин поступил в школу-студию княгини М. К. Тенишевой, в одну из тенишевских мастерских — к И. Е. Репину, у которого учился на протяжении трех лет. Затем с группой молодых художников он организовал «Свободную мастерскую» на Васильевском острове, которая занялась выполнением различных художественных заказов. Во время учебы в «Тенишевке» Чехонин рисовал для журнала карикатур «Шут» (1879–1914).
В 1897 году Сергей Чехонин поступил в школу-студию княгини М. К. Тенишевой, в одну из тенишевских мастерских — к И. Е. Репину, у которого учился на протяжении трех лет. Затем с группой молодых художников он организовал «Свободную мастерскую» на Васильевском острове, которая занялась выполнением различных художественных заказов. Во время учебы в «Тенишевке» Чехонин рисовал для журнала карикатур «Шут» (1879–1914).


В конце 1900 года он, благодаря рекомендации А. Г. Успенского, получил работу в Москве по отделке открывшейся тогда гостиницы «Метрополь». Чехонин переводил в майолику панно «Принцесса Грёза» по эскизу М. А. Врубеля. По собственному эскизу на фасаде он выполнил майоликовую надпись с цитатой из Ф. Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь себе дом, то замечаешь, что научился кое-чему». Также художник подготовил эскизы для росписи Русского кабинета в гостинице «Метрополь», а совместно с Т. А. Луговской им была выполнена роспись интерьера Большого зала главного ресторана (1904–1906).
В конце 1900 года он, благодаря рекомендации А. Г. Успенского, получил работу в Москве по отделке открывшейся тогда гостиницы «Метрополь». Чехонин переводил в майолику панно «Принцесса Грёза» по эскизу М. А. Врубеля. По собственному эскизу на фасаде он выполнил майоликовую надпись с цитатой из Ф. Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь себе дом, то замечаешь, что научился кое-чему». Также художник подготовил эскизы для росписи Русского кабинета в гостинице «Метрополь», а совместно с Т. А. Луговской им была выполнена роспись интерьера Большого зала главного ресторана (1904–1906).
Строка 53: Строка 53:
В 1914 году в оформлении Чехонина вышла книга стихов для детей М. Моравской «Апельсинные корки», тепло принятых критиками. В этих работах стиль чехонинской графики, уже вполне сформировавшийся, представлен типичными приемами его техники и формами: затейливыми буквицами, пейзажными миниатюрами, изящными, сочными венками из роз и листьев, медальонами из свисающих трав и т. п.
В 1914 году в оформлении Чехонина вышла книга стихов для детей М. Моравской «Апельсинные корки», тепло принятых критиками. В этих работах стиль чехонинской графики, уже вполне сформировавшийся, представлен типичными приемами его техники и формами: затейливыми буквицами, пейзажными миниатюрами, изящными, сочными венками из роз и листьев, медальонами из свисающих трав и т. п.


Чехонин изучал каллиграфию и пробовал свои силы в шрифтах. В 1912 году он получил первую премию на конкурсе новых типов и букв для алфавита, объявленном библиофилом И. И. Леманом, главой известной петербургской Славолитни. Художник разработал набор буквиц, заключенных в квадраты и украшенных растительными композициями.
Сергей Чехонин изучал каллиграфию и пробовал свои силы в шрифтах. В 1912 году он получил первую премию на конкурсе новых типов и букв для алфавита, объявленном библиофилом И. И. Леманом, главой известной петербургской Славолитни. Художник разработал набор буквиц, заключенных в квадраты и украшенных растительными композициями.


В то же время Сергей Чехонин не оставлял работу и с художественной керамикой, которой он увлекся еще в Рисовальной школе. В 1900-е он работал под руководством М. А. Врубеля и П. К. Ваулина в керамических мастерских в Абрамцеве, подмосковном имении С. Н. Мамонтова, позднее — в мастерской Ваулина на гончарном заводе в Кикерине (близ Санкт-Петербурга) и в мастерских княгини М. К. Тенишевой в Талашкине. Между 1902–1909 годами он исполнил майоликовые панно «Родословное древо Дома Романовых» для собора Феодоровской иконы Божьей Матери, в память 300-летия Дома Романовых на Полтавской улице, изразцовый фриз для актового зала Городского училищного дома им. Петра Великого (1909–1911) и др. В 1913–1915 годах участвовал в декорировании комнат Юсуповского дворца на Мойке.
В то же время Сергей Чехонин не оставлял работу и с художественной керамикой, которой он увлекся еще в Рисовальной школе. В 1900-е он работал под руководством М. А. Врубеля и П. К. Ваулина в керамических мастерских в Абрамцеве, подмосковном имении С. Н. Мамонтова, позднее — в мастерской Ваулина на гончарном заводе в Кикерине (близ Санкт-Петербурга) и в мастерских княгини М. К. Тенишевой в Талашкине. Между 1902–1909 годами он исполнил майоликовые панно «Родословное древо Дома Романовых» для собора Феодоровской иконы Божьей Матери, в память 300-летия Дома Романовых на Полтавской улице, изразцовый фриз для актового зала Городского училищного дома им. Петра Великого (1909–1911) и др. В 1913–1915 годах участвовал в декорировании комнат Юсуповского дворца на Мойке.


В 1913 году Чехонин участвовал в устройстве 2-й Всероссийской Кустарной Выставки, после чего был приглашен на должность специалиста по кустарному искусству в Министерство земледелия. В 1913–1917 годах он руководил учебно-показательными мастерскими по финифтяному производству в Ростове и Торжке, мастерской по производству художественной мебели в Кологриве Тульской губернии, золотошвейной и точильной мастерской в Торжке. В 1915 году представил в министерство отчет о положении дел в кустарном финифтяном производстве, выдвинув ряд предложений по его улучшению.
В 1913 году Сергей Чехонин участвовал в устройстве 2-й Всероссийской Кустарной Выставки, после чего был приглашен на должность специалиста по кустарному искусству в Министерство земледелия. В 1913–1917 годах он руководил учебно-показательными мастерскими по финифтяному производству в Ростове и Торжке, мастерской по производству художественной мебели в Кологриве Тульской губернии, золотошвейной и точильной мастерской в Торжке. В 1915 году представил в министерство отчет о положении дел в кустарном финифтяном производстве, выдвинув ряд предложений по его улучшению.


По приглашению К. И. Чуковского и А. М. Горького художник принял участие в иллюстрировании детского альманаха «Ёлка» (1918). Альманах мыслился Горьким как сатирический и юмористический сборник для детей. Поэтому и выбор художников для данного альманаха неслучаен — С. В. Чехонин к этому уже имел опыт создания иллюстраций для сатирических сборников. В альманах вошли его рисунки к стихотворениям Марии Моравской «Два жука», «Хочу котенка» и виньетка к стихотворению Валерия Брюсова «Венок из васильков».
По приглашению К. И. Чуковского и А. М. Горького художник принял участие в иллюстрировании детского альманаха «Ёлка» (1918). Альманах мыслился Горьким как сатирический и юмористический сборник для детей. Поэтому и выбор художников для данного альманаха неслучаен — С. В. Чехонин к этому уже имел опыт создания иллюстраций для сатирических сборников. В альманах вошли его рисунки к стихотворениям Марии Моравской «Два жука», «Хочу котенка» и виньетка к стихотворению Валерия Брюсова «Венок из васильков».
Строка 65: Строка 65:
Много работал и в области детской книги: по рекомендации К. И. Чуковского создал марку издательства «Радуга», проиллюстрировал книги для детей (Н. Евреинов «Что такое театр», К. И. Чуковский «Тараканище»). Иллюстрации Чехонина к этой сказке К. И. Чуковского выдержали в 1923–1929 годах десять изданий. Выбор Чехонина в качестве иллюстратора сказки не был случаен. В период работы над иллюстрациями к «Тараканищу» Чехонин нарисовал портрет-шарж Чуковского, с юмором и графическим блеском запечатлев писателя во время задорной полемики, а позже в 1923 году выполнил углем другой портрет, поколенный, о котором сам Чуковский писал: «Портрет мой ему удается — глаза виноватые, лицо жалкое, очень похоже». Но при всем преклонении перед мастерством Чехонина иллюстрации к сказке Чуковскому не понравились. «Чехонин согласился иллюстрировать мою книгу «Пятьдесят поросят», после чего я отчетливо и откровенно сказал ему, почему не нравятся мне его рисунки к «Тараканищу». Он принял мои слова благодушно и согласился работать иначе», — свидетельствует запись в дневнике К. И. Чуковского. Есть предположение, что писателю не понравились чрезмерная взрослость рисунков и их некоторая разобщенность, или то, что его иллюстрации «не очень юмористичны и не достаточно просты».
Много работал и в области детской книги: по рекомендации К. И. Чуковского создал марку издательства «Радуга», проиллюстрировал книги для детей (Н. Евреинов «Что такое театр», К. И. Чуковский «Тараканище»). Иллюстрации Чехонина к этой сказке К. И. Чуковского выдержали в 1923–1929 годах десять изданий. Выбор Чехонина в качестве иллюстратора сказки не был случаен. В период работы над иллюстрациями к «Тараканищу» Чехонин нарисовал портрет-шарж Чуковского, с юмором и графическим блеском запечатлев писателя во время задорной полемики, а позже в 1923 году выполнил углем другой портрет, поколенный, о котором сам Чуковский писал: «Портрет мой ему удается — глаза виноватые, лицо жалкое, очень похоже». Но при всем преклонении перед мастерством Чехонина иллюстрации к сказке Чуковскому не понравились. «Чехонин согласился иллюстрировать мою книгу «Пятьдесят поросят», после чего я отчетливо и откровенно сказал ему, почему не нравятся мне его рисунки к «Тараканищу». Он принял мои слова благодушно и согласился работать иначе», — свидетельствует запись в дневнике К. И. Чуковского. Есть предположение, что писателю не понравились чрезмерная взрослость рисунков и их некоторая разобщенность, или то, что его иллюстрации «не очень юмористичны и не достаточно просты».


В 1918–1923 и 1925–1927 годах был художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде; в 1923–1925 годах заведовал художественной частью Новгубфарфора — бывших Кузнецовских заводов в Новгородской губернии. Реорганизовал художественную деятельность заводов, направив ее на создание нового стиля, в котором по определению Л. В. Андреевой, «две основные тематические линии — народная стихийность и новая государственность — развивались рядом, оттеняя одна другую». Исполнил первые образцы агитационного фарфора: тарелки с росписями «Благослови труд свободный», «Кто не с нами, тот против нас», «Дело науки — служить людям», «Ум не терпит неволи», блюда «Герб РСФСР в цветах» (1918), «Голод» (1921), поднос «Красный Балтийский флот 1917–1919» (1920), чайник «Коммуна» (1921), блюда с портретами В. И. Ленина, К. Маркса, К. Либкнехта, Р. Люксембург, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и др.
В 1918–1923 и 1925–1927 годах Сергей Чехонин был художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде; в 1923–1925 годах заведовал художественной частью Новгубфарфора — бывших Кузнецовских заводов в Новгородской губернии. Реорганизовал художественную деятельность заводов, направив ее на создание нового стиля, в котором по определению Л. В. Андреевой, «две основные тематические линии — народная стихийность и новая государственность — развивались рядом, оттеняя одна другую». Исполнил первые образцы агитационного фарфора: тарелки с росписями «Благослови труд свободный», «Кто не с нами, тот против нас», «Дело науки — служить людям», «Ум не терпит неволи», блюда «Герб РСФСР в цветах» (1918), «Голод» (1921), поднос «Красный Балтийский флот 1917–1919» (1920), чайник «Коммуна» (1921), блюда с портретами В. И. Ленина, К. Маркса, К. Либкнехта, Р. Люксембург, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и др.


В то же время Чехонин продолжал заниматься книжной графикой, сотрудничал с издательствами «Творчество», «Светозар», «Всемирная литература», издательством З. И. Гржебина и др. Исполнил портреты для обложек к серии монографий о великих композиторах (1921–1922), оформил книгу «Фауст и город» А. В. Луначарского (1918), «Мировая революция и Коммунистический Интернационал» Г. Е. Зиновьева (1921), «10 дней, которые потрясли мир» Дж. Рида (1927), сборник «Власть Советов за 10 лет» (1927), иллюстрировал детские книжки издательства «Радуга». Портреты К. И. Чуковского, В. И. Ленина и П. Е. Щеголева были представлены на выставке «Мира искусств» в июне 1924 года. Там же был выставлен портрет С. В. Чехонина работы П. И. Нерадовского. В письме от 3 октября 1926 года Мария Борисовна Чуковская писала мужу: «У Чехонина мы были. Татка вела себя не смущаясь и показывала свои фокусы. Он нарисовал ее божественно. На полу с котятами — волосики торчат пушком. Вся фигурка такая умилительная Татинкина. <…> Чехонин еще ни одной книги не испортил. <…> Портрет твой меня поразил еще больше, чем в первый раз. Как тонко, как лирично, какой подход. Изумительно» [Чуковский К. И. Собр. соч. Т. 15. Письма. 1926–1969. Москва, 2009. С. 87.]
В то же время Чехонин продолжал заниматься книжной графикой, сотрудничал с издательствами «Творчество», «Светозар», «Всемирная литература», издательством З. И. Гржебина и др. Исполнил портреты для обложек к серии монографий о великих композиторах (1921–1922), оформил книгу «Фауст и город» А. В. Луначарского (1918), «Мировая революция и Коммунистический Интернационал» Г. Е. Зиновьева (1921), «10 дней, которые потрясли мир» Дж. Рида (1927), сборник «Власть Советов за 10 лет» (1927), иллюстрировал детские книжки издательства «Радуга». Портреты К. И. Чуковского, В. И. Ленина и П. Е. Щеголева были представлены на выставке «Мира искусств» в июне 1924 года. Там же был выставлен портрет С. В. Чехонина работы П. И. Нерадовского. В письме от 3 октября 1926 года Мария Борисовна Чуковская писала мужу: «У Чехонина мы были. Татка вела себя не смущаясь и показывала свои фокусы. Он нарисовал ее божественно. На полу с котятами — волосики торчат пушком. Вся фигурка такая умилительная Татинкина. <…> Чехонин еще ни одной книги не испортил. <…> Портрет твой меня поразил еще больше, чем в первый раз. Как тонко, как лирично, какой подход. Изумительно» [Чуковский К. И. Собр. соч. Т. 15. Письма. 1926–1969. Москва, 2009. С. 87.]