Чехонин Сергей Васильевич

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску
Сергей Чехонин
Сергей Чехонин
Сергей Чехонин
Дата рождения 14 февраля [2 февраля по старому стилю]1878 года
Место рождения с. Лыкошино Новгородской губернии
Дата смерти 23.02.1936
Место смерти Лёррах, Баден
Гражданство Российская империя, СССР
Род деятельности писатель
Язык произведений русский



Сергей Васильевич Чехонин — художник-иллюстратор.

Сергей Чехонин / Биография

Сергей Васильевич Чехонин родился 14 февраля (2 февраля по старому стилю) 1878 года в с. Лыкошино (ст. Валдайка Николаевской железной дороги) Новгородской губернии в семье машиниста паровоза. По другим данным, дата рождения художника — 21 сентября 1878 года.

Сергей Чехонин рано начал рисовать. В возрасте восьми лет мальчик попал к помещику Новгородской губернии М. А. Струговщикову, в доме которого была большая библиотека и коллекции картин, гравюр, старого фарфора. В пятнадцать лет, заручившись рекомендательным письмом от помещика к Д. В. Григоровичу, директору Училища Поощрения Художеств, подросток уехал учиться в Санкт-Петербург.

Из-за недостатка средств он посещал классы рисования периодически — сначала в 1896–1897 году в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств у Я. Ф. Ционглинского, а затем в Центральном училище технического рисования А. Л. Штиглица. Также он изучал фарфоровое производство на фабрике М. С. Кузнецова.

Зарабатывал поначалу Сергей Чехонин отнюдь не ремеслом художника: два года прослужил конторщиком на железной дороге, не бросая, однако же, рисования. По воспоминаниям художника В. А. Милашевского, «Чехонин прошел тяжелую школу жизни. Рассказывал мне, что в молодые годы был кассиром на пароходной пристани около Костромы, там на него обратила внимание семья Глеба Успенского и помогла ему в первых его шагах. Потом он работал в Москве и помогал Врубелю, выполняя его невнятные полусумасшедшие фантазии. Народовольческие и демократические тенденции чувствовались в Чехонине. Поэтому мирискусники были для него — «баричи»».

Семья Успенских действительно сыграла большую роль в судьбе художника. Сын писателя-народника Александр организовал чертежную мастерскую, куда Чехонин вскоре устроился чертежником. А. Г. Успенский познакомил его со многими видными художниками: И. Е. Репиным, у которого Чехонин впоследствии учился и с ним работал, И. В. Жолтовским, который пригласил его для росписи интерьеров в особняке М. К. Морозовой.

Знания и навыки чертежного дела, полученные Чехониным, останутся с ним навсегда. В. А. Милашевский, рисовавший иллюстрации вместе с Чехониным, с восхищением отзывался о его способности «к слегка намеченной горизонтальной линии восстанавливать перпендикуляр — можно было не проверять треугольником. <…> Все буквы его шрифта были нарисованы и никогда не вычерчены. <…> Ни один вал, ни один круг не проводил Чехонин с помощью инструмента!»

В 1897 году Сергей Чехонин поступил в школу-студию княгини М. К. Тенишевой, в одну из тенишевских мастерских — к И. Е. Репину, у которого учился на протяжении трех лет. Затем с группой молодых художников он организовал «Свободную мастерскую» на Васильевском острове, которая занялась выполнением различных художественных заказов. Во время учебы в «Тенишевке» Чехонин рисовал для журнала карикатур «Шут» (1879–1914).

В конце 1900 года он, благодаря рекомендации А. Г. Успенского, получил работу в Москве по отделке открывшейся тогда гостиницы «Метрополь». Чехонин переводил в майолику панно «Принцесса Грёза» по эскизу М. А. Врубеля. По собственному эскизу на фасаде он выполнил майоликовую надпись с цитатой из Ф. Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь себе дом, то замечаешь, что научился кое-чему». Также художник подготовил эскизы для росписи Русского кабинета в гостинице «Метрополь», а совместно с Т. А. Луговской им была выполнена роспись интерьера Большого зала главного ресторана (1904–1906).



В 1905 году, когда работа в «Метрополе» была завершена, А. Г. Успенский привлек Чехонина к украшению церкви Св. Михаила Архангела лейб-гвардии Московского полка в Санкт-Петербурге. С. В. Чехонин выполнил для этого храма майоликовое панно-икону «Михаил Архангел» над главным входом. Через год после работ в храме Святого Михаила Архангела художник украсил майоликовым фризом церковь Святой благоверной княгини Анны Кашинской при подворье Кашинского Сретенского женского монастыря. Возвратившись в Санкт-Петербург, Сергей Чехонин сблизился с группой «Мир искусства» и одновременно начал работать в журнально-книжной графике, сотрудничал с сатирическими журналами «Зритель», «Маски». Исполнял острые сатирические карикатуры: «Чёрная сотня», листы «Январь» и «Май» для «Календаря русской революции» В. Л. Бурцева и др.

С 1906 года художник начал сотрудничать с издательствами «Просвещение», «Издательское дело, бывшее Брокгауз и Ефрон», «Творчество», издательством общины Святой Евгении и др. Он рисовал иллюстрации, обложки, виньетки, издательские марки. В его оформлении вышли книги «Зовы древности» К. Д. Бальмонта (1907), «Семь огней» Тэффи (1910), «Сатиры» С. Черного (1911–1912), «История живописи» А. Н. Бенуа (1911), собрания сочинений Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, В. Гюго, Лопе де Вега, В. Скотта.

В 1906–1908 годах Сергей Чехонин принимал участие в подготовке хрестоматии А. Я. Острогорского «Живое слово», сыгравшей важнейшую роль в обновлении всей системы детского чтения в России.

В 1912 году К. И. Чуковский, знавший Чехонина с середины 1900-х годов, пригласил художника для работы над детским альманахом «Жар-Птица», который должен был стать «одной-единственной книгой для маленьких», как значилось в манифесте издания. Чуковскому импонировало мастерство художников из объединения «Мир искусства», так как они обладали высокой графической культурой, заботились о художественном облике детской книги, стремились сделать ее остроумной и занимательной, лишенной морализаторства. Для первого выпуска альманаха Сергей Чехонин создал 14 рисунков и виньеток.

В объединение «Мир искусства» Сергея Чехонина приняли в том же году. Наряду с Дмитрием Митрохиным, Владимиром Лебедевым он стал одним из ведущих петербургских графиков.

В 1914 году в оформлении Чехонина вышла книга стихов для детей М. Моравской «Апельсинные корки», тепло принятых критиками. В этих работах стиль чехонинской графики, уже вполне сформировавшийся, представлен типичными приемами его техники и формами: затейливыми буквицами, пейзажными миниатюрами, изящными, сочными венками из роз и листьев, медальонами из свисающих трав и т. п.

Сергей Чехонин изучал каллиграфию и пробовал свои силы в шрифтах. В 1912 году он получил первую премию на конкурсе новых типов и букв для алфавита, объявленном библиофилом И. И. Леманом, главой известной петербургской Славолитни. Художник разработал набор буквиц, заключенных в квадраты и украшенных растительными композициями.

В то же время Сергей Чехонин не оставлял работу и с художественной керамикой, которой он увлекся еще в Рисовальной школе. В 1900-е он работал под руководством М. А. Врубеля и П. К. Ваулина в керамических мастерских в Абрамцеве, подмосковном имении С. Н. Мамонтова, позднее — в мастерской Ваулина на гончарном заводе в Кикерине (близ Санкт-Петербурга) и в мастерских княгини М. К. Тенишевой в Талашкине. Между 1902–1909 годами он исполнил майоликовые панно «Родословное древо Дома Романовых» для собора Феодоровской иконы Божьей Матери, в память 300-летия Дома Романовых на Полтавской улице, изразцовый фриз для актового зала Городского училищного дома им. Петра Великого (1909–1911) и др. В 1913–1915 годах участвовал в декорировании комнат Юсуповского дворца на Мойке.



В 1913 году Сергей Чехонин участвовал в устройстве 2-й Всероссийской Кустарной Выставки, после чего был приглашен на должность специалиста по кустарному искусству в Министерство земледелия. В 1913–1917 годах он руководил учебно-показательными мастерскими по финифтяному производству в Ростове и Торжке, мастерской по производству художественной мебели в Кологриве Тульской губернии, золотошвейной и точильной мастерской в Торжке. В 1915 году представил в министерство отчет о положении дел в кустарном финифтяном производстве, выдвинув ряд предложений по его улучшению.

По приглашению К. И. Чуковского и А. М. Горького художник принял участие в иллюстрировании детского альманаха «Ёлка» (1918). Альманах мыслился Горьким как сатирический и юмористический сборник для детей. Поэтому и выбор художников для данного альманаха неслучаен — С. В. Чехонин к этому уже имел опыт создания иллюстраций для сатирических сборников. В альманах вошли его рисунки к стихотворениям Марии Моравской «Два жука», «Хочу котенка» и виньетка к стихотворению Валерия Брюсова «Венок из васильков».

В 1917 году в творчество Сергея Чехонина вошла революционная тематика. Художник участвовал в оформлении уличных празднеств и театральных зрелищ, рисовал агитационные плакаты, разрабатывал советскую геральдику, в частности, исполнил проект герба РСФСР, печати Совнаркома, бумажных и серебряных денег. Создал портреты В. И. Ленина, Г. Е. Зиновьева и других государственных деятелей. Входил в художественную коллегию ИЗО Наркомпроса. Занимался книжной графикой, в частности, полностью оформил драму для чтения А. В. Луначарского «Фауст и город» (1918). Орнаментировал обложки (сборник стихов В. А. Зоренгфрея «Страстная суббота» (1922)).

Много работал и в области детской книги: по рекомендации К. И. Чуковского создал марку издательства «Радуга», проиллюстрировал книги для детей (Н. Евреинов «Что такое театр», К. И. Чуковский «Тараканище»). Иллюстрации Чехонина к этой сказке К. И. Чуковского выдержали в 1923–1929 годах десять изданий. Выбор Чехонина в качестве иллюстратора сказки не был случаен. В период работы над иллюстрациями к «Тараканищу» Чехонин нарисовал портрет-шарж Чуковского, с юмором и графическим блеском запечатлев писателя во время задорной полемики, а позже в 1923 году выполнил углем другой портрет, поколенный, о котором сам Чуковский писал: «Портрет мой ему удается — глаза виноватые, лицо жалкое, очень похоже». Но при всем преклонении перед мастерством Чехонина иллюстрации к сказке Чуковскому не понравились. «Чехонин согласился иллюстрировать мою книгу «Пятьдесят поросят», после чего я отчетливо и откровенно сказал ему, почему не нравятся мне его рисунки к «Тараканищу». Он принял мои слова благодушно и согласился работать иначе», — свидетельствует запись в дневнике К. И. Чуковского. Есть предположение, что писателю не понравились чрезмерная взрослость рисунков и их некоторая разобщенность, или то, что его иллюстрации «не очень юмористичны и не достаточно просты».

В 1918–1923 и 1925–1927 годах Сергей Чехонин был художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде; в 1923–1925 годах заведовал художественной частью Новгубфарфора — бывших Кузнецовских заводов в Новгородской губернии. Реорганизовал художественную деятельность заводов, направив ее на создание нового стиля, в котором по определению Л. В. Андреевой, «две основные тематические линии — народная стихийность и новая государственность — развивались рядом, оттеняя одна другую». Исполнил первые образцы агитационного фарфора: тарелки с росписями «Благослови труд свободный», «Кто не с нами, тот против нас», «Дело науки — служить людям», «Ум не терпит неволи», блюда «Герб РСФСР в цветах» (1918), «Голод» (1921), поднос «Красный Балтийский флот 1917–1919» (1920), чайник «Коммуна» (1921), блюда с портретами В. И. Ленина, К. Маркса, К. Либкнехта, Р. Люксембург, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и др.



В то же время Чехонин продолжал заниматься книжной графикой, сотрудничал с издательствами «Творчество», «Светозар», «Всемирная литература», издательством З. И. Гржебина и др. Исполнил портреты для обложек к серии монографий о великих композиторах (1921–1922), оформил книгу «Фауст и город» А. В. Луначарского (1918), «Мировая революция и Коммунистический Интернационал» Г. Е. Зиновьева (1921), «10 дней, которые потрясли мир» Дж. Рида (1927), сборник «Власть Советов за 10 лет» (1927), иллюстрировал детские книжки издательства «Радуга». Портреты К. И. Чуковского, В. И. Ленина и П. Е. Щеголева были представлены на выставке «Мира искусств» в июне 1924 года. Там же был выставлен портрет С. В. Чехонина работы П. И. Нерадовского. В письме от 3 октября 1926 года Мария Борисовна Чуковская писала мужу: «У Чехонина мы были. Татка вела себя не смущаясь и показывала свои фокусы. Он нарисовал ее божественно. На полу с котятами — волосики торчат пушком. Вся фигурка такая умилительная Татинкина. <…> Чехонин еще ни одной книги не испортил. <…> Портрет твой меня поразил еще больше, чем в первый раз. Как тонко, как лирично, какой подход. Изумительно» [Чуковский К. И. Собр. соч. Т. 15. Письма. 1926–1969. Москва, 2009. С. 87.]

В начале 1928 года по рекомендации А. В. Луначарского Сергей Чехонин выехал во Францию для подготовки выставки советского фарфора и поселился в Париже. В 1928 он выставил фарфор в Осеннем салоне и участвовал с Н. И. Альтманом, Р. Р. Фальком, П. В. Вычегжаниным в выставке в галерее Hirondelle. Провел персональные выставки в салоне на улице de la Paix (1928) и в галерее La Renaissance (1929). Выставлял миниатюрные портреты, рисунки на темы русских сказок и былин, пейзажи и натюрморты, а также эмали с цветами, ню и беспредметными композициями. Акварельный портрет М. Горького был приобретен Люксембургским музеем.

В 1928–1931 годах С. В. Чехонин занимался сценографией. Он оформил балеты «Исламей» М. А. Балакирева и «Снегурочка» А. К. Глазунова для труппы Веры Немчиновой в Театре Елисейских Полей, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки для театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь», многочисленные танцевальные миниатюры и хореографические номера.

В 1930 году скончался А. И. Маршак, ювелир и владелец ювелирного салона, которому не возвратившийся в СССР художник был обязан первым успехом в Париже. После неудачных попыток наладить постоянное сотрудничество с Национальной мануфактурой в Севре Чехонин перебивался случайными заработками: рисовал рекламу для журнала «Vogue», эскизы мебели, часов, ювелирных изделий, реставрировал картины и старинный фарфор, разрабатывал рисунки для тканей.

В 1933 году Чехонин заявил патент на способ многоцветной печати на ткани с одного цилиндра ротационной машины. Побывал в Нью-Йорке для постройки образца и безуспешно вел переговоры в полномочном представительстве об использовании изобретения в СССР.

В 1935 году швейцарские акционеры красильно-печатной фабрики в г. Вейль близ Базеля построили по его чертежам промышленную установку. Проработав на фабрике месяц, Чехонин внезапно заболел и 23 февраля 1936 года умер от инфаркта в соседнем немецком городе Леррах.

Произведения Чехонина хранятся во многих музеях мира, в России и за рубежом. Его театральные эскизы хранятся в собрании Н. Лобанова-Ростовского в Нью-Йорке.

Сергей Чехонин / Книги

  • Жар-птица : дет. сб. изд-ва «Шиповник». Кн. 1 / [с ил. В. П. Белкина, С. В. Чехонина, М. В. Добужинского, А. Радакова] ; [обл. по рис. С. Ю. Судейкина]. — Санкт-Петербург, [1911]. — 48 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Разина, Е. А. Первый труженик земли русской, Петр Великий : ист. очерк / Е. Разина ; обл. работы худож. С. В. Чехонина. — Санкт-Петербург : Просвещение, [1913]. — VI, 314 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Моравская, М. Л. Апельсинные корки : стихи для детей / М. Моравская ; [рис. С. Чехонина]. — Санкт-Петербург : тип. Г. Шумахера и Н. Бругара, 1914. — 64 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Бенуа, А. Н. Елка : книжка для маленьких детей / сост. Александр Бенуа и К. Чуковский ; [илл. А. Бенуа, В. Лебедева, С. Чехонина]. — [Петроград : Парус], [1918]. — 56 с. : ил. — (Парус. Детские книги / Под ред. Александра Бенуа, М. Горького). — [Хранится в РГБ].
  • Луначарский, А. В. Фауст и город : драма для чтения / А. В. Луначарский ; обложка и иллюстрации работы худ. Сергея Чехонина. — Петроград : [Лит.-изд. отдел Нар. Комиссариата по просв.], 1918. — 100 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Соболев, Ю. Вл. И. Немирович-Данченко / Юрий Соболев ; обл. и вся орнаментовка книги работы худож. С. В. Чехонина. — Петербург : Светозар [!], 1918. — 149 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Евреинов, Н. Н. «Что такое театр» : книжка для детей / Николай Евреинов ; [лит. и худож. ред. книги А. М. Бродского и К. Ф. Ворохновской ; орнаментация всей книги работы худож. С. В. Чехонина ; иллюстрационные рис. работы худож. С. В. Чехонина и В. А. Милашевского]. — Петербург : Светозар, 1921. — 78 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Фрейман, Р. В. Exlibris : краткий историч. очерк книжного знака / Р. Фрейман ; [обл., заставка, концовка и марка работы С. В. Чехонина]. — Петербург : Время, 1922. — 56 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Франс, А. Восстание ангелов / Анатоль Франс ; сокр. пер. П. К. Губера ; рис. С. В. Чехонина ; обл. Д. И. Митрохина. — Москва : Красная новь, 1923. — 100 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Чуковский К. И. Тараканище / К. Чуковский ; с картинками С. Чехонина. — Петроград : Радуга, 1923. — 22 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Эфрос, Н. Е. На дне : пьеса Максима Горького в постановке Московского художественного театра / Николай Эфрос ; [худ. и лит. ред. книги А. М. Бродского ; обл. и орнаментация всей книги работы худ. С. В. Чехонина]. — Москва : Гос. изд-во, 1923. — 115 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Пожарова, М. А. Солнечные зайчики : стихи / Мария Пожарова ; рис. С. Чехонина и Е. Белухи. — Ленинград : [Гос. изд-во], 1924. — 150 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Полонская, Е. Г. Гости : [стихи для детей] / Елизавета Полонская ; картинки С. Чехонина. — Москва ; Ленинград : Книга, 1924. — 16 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Фаусек, Ю. И. Метод Монтессори в России / Проф. Ю. И. Фаусек ; обл. и марка работы С. В. Чехонина. — Петроград : Время, 1924. — 83 с. — [Хранится в РГБ].
  • Чуковский К. И. Две души М. Горького / К. Чуковский ; на обл. портр. М. Горького работы Сергея Чехонина. — Ленинград : А. Ф. Маркс, 1924. — 80 с. — (Б-ка для самообразования). — [Хранится в РГБ].
  • Образ Ахматовой : антология / ред. и вступ. ст. Э. Голлербаха ; силуэт на обл. раб. Е. Белухи ; марка работы С. Чехонина. — [Ленинград] : Ленингр. о-во библиофилов, 1925. — 45 с. : ил.
  • Чуковский, К. И. Пятьдесят поросят : детские народные песни / выбрал К. Чуковский ; картинки нарисовал С. Чехонин. — 2-е изд. — Ленинград : А. Ф. Маркс, 1925. — 24 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Маршак, С. Я. Книжка про книжки / С. Я. Маршак ; худож. С. Чехонин. — Москва ; Ленинград : Радуга, 1925. — 16 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
  • Чуковский, К. И. Тараканище / К. Чуковский ; с картинками С. Чехонина. — 7-е изд. — [Москва ; Ленинград] : Радуга, 1925. — [24] с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Чуковский, К. И. Закаляка / К. Чуковский ; рис. С. Чехонина. — [Ленинград ; Москва] : Радуга, [1926?]. — [12] с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Домок : народные стишки / выбирал Корней Чуковский ; рисовал Сергей Чехонин. — Москва : Гос. изд-во, 1927. — [10 с.] : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГБ].
  • Полтавский, С. Детки разноцветки : [стихи для детей] / С. Полтавский ; рис. [и обложка] С. Чехонина. — [Москва] : Зиф, [1927]. — [10] с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Чуковский, К. И. Зайка : народные стишки / выбирал Корней Чуковский ; рисовал Сергей Чехонин. — [Ленинград] : Радуга, [1927]. — [6] с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Чуковский, К. И. Рыжий и красный : народные стишки / выбирал К. Чуковский ; рисовал С. Чехонин. — Ленинград : Радуга, 1927. — 12 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Чуковский, К. И. Скок-поскок : народные стишки / выбирал Корней Чуковский ; рисовал Сергей Чехонин. — Ленинград : Радуга, [1927]. — 12 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Чуковский, К. И. Федя-бредя : народные стишки / выбирал Корней Чуковский ; рисовал Сергей Чехонин. — [Ленинград] : Радуга, [1927]. — [12] с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Чуковский, К. И. Собачье царство / Корней Чуковский ; рис. Сергея Чехонина. — Москва : Сотрудник, 1946. — 14 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Чуковский, К. И. Собачье царство / К. И. Чуковский ; рис. С. Чехонина. — [Репринт. воспроизведение изд. 1946 г.]. — Москва : СП «Культ. центр «На Большой Полянке»», 1991. — 15 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Чуковский, К. И. Тараканище / К. Чуковский ; с картинками С. Чехонина. — Репринтное изд. — Москва : МИФ, 1991. — 24 с. : ил. — [Хранится в фонде редкой книги РГДБ].
  • Шевцова, Н. П. Живое : кн. избранного / Нина Шевцова ; [ил. С. В. Чехонина]. — Москва : Московский писатель, 1998. — 255 с. : ил.
  • Моравская, М. М. Ф. Л. Апельсинные корки / Мария Моравская ; сост. и автор предисл. Михаил Яснов ; [ил. С. Чехонина]. — Санкт-Петербург : Образовательные проекты ; Москва : Линка-Пресс, 2012. — 95 с. : ил. — (Книга про книгу) (Большая энциклопедия маленького мира).

Сергей Чехонин / Книги в НЭБ.Дети

  • Маршак, С. Я. Книжка про книжки / С. Я. Маршак ; худож. С. Чехонин. — Текст : электронный. — Москва ; Ленинград : Радуга, 1925 (Москва : РГДБ, 2012). — 16 с. : ил. — Оригинал хранится в РГДБ.
  • Домок : народные стишки / выбирал Корней Чуковский ; рисовал Сергей Чехонин. — Текст : электронный. — Москва : Гос. изд-во, 1929 (Москва : РГДБ, 2012). — [10] с. : ил.
  • Елка : книжка для маленьких детей / сост. А. Бенуа ; К. Чуковский ; [илл. А. Бенуа, В. Лебедева, С. Чехонина]. — Текст : электронный. — Петроград : Парус, 1918 (Москва : РГБ, 2015). — [10] с. : ил. — Оригинал хранится в Российской государственной библиотеке.
  • Живое слово : книга для изучения родного языка / составил А. Я. Острогорский ; с предисловием Нестора Котляревского ; с оригинальными рисунками И. Билибина и др. ; и снимками с картин О. Васильева и др. — Текст : электронный. — Прага, 1922 (Москва : РГДБ, 2011). — 79 с. : ил. — Оригинал хранится в РГДБ.

О жизни и творчестве

  • Боцяновский, В. Русская сатира первой революции 1905–1906 / В. Боцяновский, Э. Голлербах. — Ленинград : Государственное издательство, 1925. — 224 с. : ил.
  • Ганкина, Э. З. Русские художники детской книги / Э. З. Ганкина. — Москва : Советский художник, 1963. — 280 с.
  • Герчук, Ю. Я. Художественные миры книги / Ю. Я. Герчук. — Москва : Книга, 1989. — 239 с. : ил.
  • Дульский, П. Иллюстрация в детской книге / П. Дульский, Я. Мексин. — Казань, 1925. — 149 с. : ил.
  • Мастера современной гравюры и графики : сборник материалов / ред. Вяч. Полонского. — Москва : ГИЗ, 1928. — 414 с.
  • Милашевский, В. Вчера, позавчера… : воспоминания художника / В. Милашевский. — 2-е изд. испр. и доп. — Москва : Книга, 1989. — 398 с. Из содерж : «Тогда, в Петрограде», фрагмент о Сергее Чехонине, с. 194–196.
  • Северюхин, Д. Я. Художники русской эмиграции (1917–1941) : биографический словарь / Д. Я. Северюхин, О. Л. Лекинд. — Санкт-Петербург : Издательство Чернышева, 1994. — 592 с. : ил.
  • Сергей Васильевич Чехонин, 1878–1936 : [живопись, миниатюра, станковая и кн. графика, сценография, фарфор, фаянс, стекло] : каталог. выставки / [авт.-сост. Е. И. Иванова, И. Н. Липович]. — Санкт-Петербург : ГРМ, 1994. — 150 с. : ил.
  • Сидоров, А. А. Русская графика за годы революции. 1917–1922 / А. А. Сидоров. — Москва : Дом печати, 1923. — 118 с.
  • Творцы советской детской книги : прозаики, поэты, художники : справочник : 1917–1932 / Российская государственная детская библиотека ; сост. В. Г. Семенова ; ред.: Л. Н. Четверикова, Н. С. Рубан, К. А. Захаров ; подбор ил.: К. А. Захаров. — Москва, 2017. — 598 с. : ил.
  • Эфрос, А. М. Профили : [русские художники XX в.] / Абрам Эфрос ; [послесл. М. В. Толмачева]. — Репринт. изд. — Москва : Искусство, 1994. — 319 с. : ил. — (Старая книга по искусству). Из содерж.: А. Н. Бенуа, М. Шагал, С. В. Чехонин.
  • Эфрос, А. М. С. Чехонин / Абрам Эфрос, Николай Пунин ; [худ. ред. С. А. Абрамова]. — Москва ; Петроград : Гос. изд-во, [1924]. — 113 с. : ил.
  • Голынец С. Сергей Чехонин : Серп и Молот и Тараканище / С. Голынец // Вопросы искусствознания. — 1994. — № 1. — С. 285–299.
  • Данько Е. С. В. Чехонин / Е. Данько // Печать и революция. — 1923. — № 2. — С. 69–78.
  • Евсевьев, М. Ю. Почтовое ведомство заказало нашим художникам... / М. Ю. Евсевьев // Панорама искусств : Москва, 1986. — С. 272–276.
  • Леденева, Ж. А. Книга как синтез: иллюстрированные издания художника С. В. Чехонина (1876–1936) в фонде отдела редких книг Зональной научной библиотеки ВГУ / Ж. А. Леденева // Книга в современном мире: место в культурной парадигме общества в условиях цифровой революции : сборник научных статей по материалам VII международной научной конференции, посвященной 155-летию Воронежской областной универсальной научной библиотеки им. И. С. Никитина. — Воронеж: Издательство «Принт», 2019. — С. 114–120.
  • Фомин, Д. В. Сказки К. И. Чуковского и их первые иллюстраторы / Д. В. Фомин // Библиотековедение. — 2007. — № 6. — С. 74–80.
  • Пенькова, В. В. С. В. Чехонин — художник эпохи революции / В. В. Пенькова. — Текст : электронный // Революции в отечественной и мировой истории: к 100–летию российских революций 1917 года : материалы международной научной конференции ; под редакцией В. М. Доброштана, С. И. Бугашева, А. С. Минина, Т. В. Рабуш. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2017. — С. 568–570.
  • Эфрос, А. М. С. Чехонин / Абрам Эфрос, Николай Пунин. — Текст : электронный. — Москва ; Петроград : Госиздат, 1924 (Москва : РГБ, 2016). — 113 с. : ил. — Оригинал хранится в РГБ.