Чехонин Сергей Васильевич: различия между версиями

Строка 86: Строка 86:


В 1918–1923 и 1925–1927 годах Сергей Чехонин был художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде; в 1923–1925 годах заведовал художественной частью Новгубфарфора — бывших Кузнецовских заводов в Новгородской губернии. Реорганизовал художественную деятельность заводов, направив ее на создание нового стиля, в котором по определению Л. В. Андреевой, «две основные тематические линии — народная стихийность и новая государственность — развивались рядом, оттеняя одна другую». Исполнил первые образцы агитационного фарфора: тарелки с росписями «Благослови труд свободный», «Кто не с нами, тот против нас», «Дело науки — служить людям», «Ум не терпит неволи», блюда «Герб РСФСР в цветах» (1918), «Голод» (1921), поднос «Красный Балтийский флот 1917–1919» (1920), чайник «Коммуна» (1921), блюда с портретами В. И. Ленина, К. Маркса, К. Либкнехта, Р. Люксембург, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и др.
В 1918–1923 и 1925–1927 годах Сергей Чехонин был художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде; в 1923–1925 годах заведовал художественной частью Новгубфарфора — бывших Кузнецовских заводов в Новгородской губернии. Реорганизовал художественную деятельность заводов, направив ее на создание нового стиля, в котором по определению Л. В. Андреевой, «две основные тематические линии — народная стихийность и новая государственность — развивались рядом, оттеняя одна другую». Исполнил первые образцы агитационного фарфора: тарелки с росписями «Благослови труд свободный», «Кто не с нами, тот против нас», «Дело науки — служить людям», «Ум не терпит неволи», блюда «Герб РСФСР в цветах» (1918), «Голод» (1921), поднос «Красный Балтийский флот 1917–1919» (1920), чайник «Коммуна» (1921), блюда с портретами В. И. Ленина, К. Маркса, К. Либкнехта, Р. Люксембург, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и др.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Сергей Чехонин">
Файл:CHekhonin-Sergej (10).jpg|Домок / выбирал Корней Чуковский; рисовал Сергей Чехонин
Файл:CHekhonin-Sergej (9).jpg|Домок / выбирал Корней Чуковский; рисовал Сергей Чехонин
Файл:CHekhonin-Sergej (8).jpg|Домок / выбирал Корней Чуковский; рисовал Сергей Чехонин
Файл:CHekhonin-Sergej (7).jpg|Домок / выбирал Корней Чуковский; рисовал Сергей Чехонин
Файл:CHekhonin-Sergej (6).jpg|Домок / выбирал Корней Чуковский; рисовал Сергей Чехонин
</gallery></center>


В то же время Чехонин продолжал заниматься книжной графикой, сотрудничал с издательствами «Творчество», «Светозар», «Всемирная литература», издательством З. И. Гржебина и др. Исполнил портреты для обложек к серии монографий о великих композиторах (1921–1922), оформил книгу «Фауст и город» А. В. Луначарского (1918), «Мировая революция и Коммунистический Интернационал» Г. Е. Зиновьева (1921), «10 дней, которые потрясли мир» Дж. Рида (1927), сборник «Власть Советов за 10 лет» (1927), иллюстрировал детские книжки издательства «Радуга». Портреты К. И. Чуковского, В. И. Ленина и П. Е. Щеголева были представлены на выставке «Мира искусств» в июне 1924 года. Там же был выставлен портрет С. В. Чехонина работы П. И. Нерадовского. В письме от 3 октября 1926 года Мария Борисовна Чуковская писала мужу: «У Чехонина мы были. Татка вела себя не смущаясь и показывала свои фокусы. Он нарисовал ее божественно. На полу с котятами — волосики торчат пушком. Вся фигурка такая умилительная Татинкина. <…> Чехонин еще ни одной книги не испортил. <…> Портрет твой меня поразил еще больше, чем в первый раз. Как тонко, как лирично, какой подход. Изумительно» [Чуковский К. И. Собр. соч. Т. 15. Письма. 1926–1969. Москва, 2009. С. 87.]
В то же время Чехонин продолжал заниматься книжной графикой, сотрудничал с издательствами «Творчество», «Светозар», «Всемирная литература», издательством З. И. Гржебина и др. Исполнил портреты для обложек к серии монографий о великих композиторах (1921–1922), оформил книгу «Фауст и город» А. В. Луначарского (1918), «Мировая революция и Коммунистический Интернационал» Г. Е. Зиновьева (1921), «10 дней, которые потрясли мир» Дж. Рида (1927), сборник «Власть Советов за 10 лет» (1927), иллюстрировал детские книжки издательства «Радуга». Портреты К. И. Чуковского, В. И. Ленина и П. Е. Щеголева были представлены на выставке «Мира искусств» в июне 1924 года. Там же был выставлен портрет С. В. Чехонина работы П. И. Нерадовского. В письме от 3 октября 1926 года Мария Борисовна Чуковская писала мужу: «У Чехонина мы были. Татка вела себя не смущаясь и показывала свои фокусы. Он нарисовал ее божественно. На полу с котятами — волосики торчат пушком. Вся фигурка такая умилительная Татинкина. <…> Чехонин еще ни одной книги не испортил. <…> Портрет твой меня поразил еще больше, чем в первый раз. Как тонко, как лирично, какой подход. Изумительно» [Чуковский К. И. Собр. соч. Т. 15. Письма. 1926–1969. Москва, 2009. С. 87.]