44 880
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Януш Корчак |Портрет = Korchak-YAnush.jpg |Описан…») |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 24: | Строка 24: | ||
==Януш Корчак / Биография== | ==Януш Корчак / Биография== | ||
Януш Корчак (настоящее имя Эрш Генрик Гольдшмидт) родился 22 июля 1878 года в Варшаве. Школьные годы Эрша Генрика Гольдшмидта прошли в родном городе. Учился в русской гимназии Варшавского учебного округа Министерства народного просвещения России. Имя, под которым стал известен писатель — Януш Корчак — было псевдонимом. Под этим именем автор начал печататься во времена учебы в университете. Интерес к педагогике возник еще в 15 лет, когда Корчак начал зарабатывать деньги, занимаясь репетиторством со сверстниками и детьми более младшего возраста. В 1896 году будущий писатель опубликовал в журнале «Шипы» статью «Гордиев узел» (Węzeł gordyjski). В этой статье рассматриваются и анализируются проблемы педагогики того времени. Автор пишет от безответственности родителей по отношению к детям, а главную проблему видел в том, что в те времена воспитание ребенка было заботой нянек и нанятых воспитателей, а не отца и матери. «Гордиев узел» стал началом карьеры Корчака как публициста и писателя. После смерти отца Корчак решил получить медицинское образование, так как он остался единственным кормильцем в семье, а профессия врача в те времена была хорошо оплачиваемой. В 1898 году он успешно поступил в Варшавский университет на медицинский факультет, сохраняя при этом интерес к педагогике и продолжая свою литературную деятельность. В годы учебы в университете Корчак пишет своё первое крупное произведение — повесть «Дети улицы» (Dzieci ulicy). В 1901 году работу опубликовали. Ранее, в 1899 году, Корчак отправился в Швейцарию, чтобы изучить педагогические труды выдающегося педагога Иоганна Генриха Песталоцци. Наибольший интерес для Януша Корчака представляла деятельность детских больниц, школ и приютов. В период с 1903 по 1911 годы работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов. В 1900–1915 годах — активный деятель Общества летних лагерей. В 1904 и 1907 годах работал воспитателем в доме отдыха «Михалувка». Итогом работы воспитателем в детских лагерях стали две книги: «Моськи, Иоськи и Срули» (Mośki, Joski, Srule, 1910 г.), и «Юзьки, Яськи и Франки» (Józki, Jaśki i Franki, 1911 г.). Весной 1905 года Януш Корчак окончил медицинский факультет и, получив диплом врача, сразу был отправлен на фронт. Русско-японская война (1904–1905) стала первым военным конфликтом, в котором будущему педагогу довелось принять участие в качестве военного врача. По окончании работы в военных условиях писатель принял решение посвятить всю свою жизнь педагогике и, в особенности, детям. Через два года после окончания войны (в 1907 году) Корчак отправился в Берлин, где в течение года был слушателем на курсах по педагогике и педиатрии, а также проходил практику в детских клиниках и больницах. Затем в 1911 году Януш Корчак принимает решение оставить профессию врача и заняться проблемами и вопросами педагогики. Следующим шагом в его педагогической карьере стало основание знаменитого «Дома сирот» в Варшаве. Это был детский дом, важной особенностью которого была новаторская для того времени система управления и воспитания детей-сирот. «Домом сирот» Корчак руководил до конца своей жизни. Только в годы Первой мировой войны (1914–1918), Корчак временно оставил руководство приютом, так как снова был отправлен на фронт в качестве военного врача. Во время войны Корчак был отправлен в Киев в приют в качестве детского врача. За это время он написал одну из своих самых известных и важных книг «Ребенок в семье» (Dziecko w rodzinie), которая была издана в 1919 году. А в 1920 году был издан целый цикл из четырех книг, получивший название «Как любить ребенка» (Jak kochać dziecko). Данный цикл позднее признали величайшей писательской и педагогической заслугой Корчака. В этих работах, посвященных вопросам воспитания детей, автор показывает свою основную жизненную позицию, говорит о важности и ценности детства, а также приводит описание его собственной системы воспитания детей. С ноября 1919 года Корчак был тесно связан с приютом «Наш Дом», которым в то время руководила основательница приюта — Мария Фальская. В 20-е годы Корчак начал активное сотрудничество с учреждениями для подготовки учителей и воспитателей, в том числе с Государственной семинарией для учителей иудейского вероисповедования, а также с училищем общественно-просветительской работы. В 1923 году издаются еще две книги для детей «Король Матиуш Первый» («Król Maciuś Pierwszy») и «Король Матиуш на необитаемом острове» («Król Maciuś na wyspie bezludnej»). Главный герой — маленький мальчик Матиуш, который после смерти своего отца становится королем. Корчак описывает героя-ребенка как идеал человеческой личности. Несмотря на свой детский возраст, Матиуш должен противостоять взрослым людям, которые оказываются гораздо сильнее его. В конце повести Матиуш оказывается в изгнании, он проигрывает своим противникам, но даже в такой ситуации он не теряет своего нравственного облика. Более того, Матиуш взрослеет нравственно и добровольно отправляется в изгнание. Мальчик отрекается от престола, но сохраняет в себе самое главное качество — человечность. Знаменитое детское произведение оказывается отражением жизненных и политических взглядов самого Януша Корчака. Однако, делая главным героем ребенка, Корчак подчеркивает важность воспитания и сохранения этой человечности с малых лет. Другими не менее известными произведениями Корчака для детей становятся «Банкротство маленького Джека» (Bankructwo małego Dżeka, 1924) и «Кайтусь-чародей» (Kajtuś czarodziej, 1935). В связи с возросшими антисемитскими настроениями, вызванными оккупацией Польши немцами в 1939 году, «Дом сирот» был отправлен в гетто в 1940 году. Сам Януш Корчак был арестован и несколько месяцев провёл в тюрьме. Корчаку поступало немало предложений о помощи, но покинуть гетто, оставив детей, педагог отказался. В августе 1942 года все воспитанники и воспитатели «Дома сирот» были обязаны прибыть в Треблинку — концентрационный лагерь. Дети под опекой Януша Корчака и Стефании Вильчинской следовали на вокзал, откуда их в товарных вагонах отправили в концентрационный лагерь. Всё это время Януш Корчак был рядом с детьми, старался ободрить их и поддержать. К тому времени Корчак уже был известным настолько, что нацисты, из уважения к писателю, предложили ему освобождение. Однако Корчак твёрдо решил остаться с детьми. По прибытии в Треблинку, Януш Корчак вместе с детьми принял смерть в газовой камере. Так подошла к концу жизнь великого писателя и педагога. | Януш Корчак (настоящее имя Эрш Генрик Гольдшмидт) родился 22 июля 1878 года в Варшаве. Школьные годы Эрша Генрика Гольдшмидта прошли в родном городе. Учился в русской гимназии Варшавского учебного округа Министерства народного просвещения России. | ||
Имя, под которым стал известен писатель — Януш Корчак — было псевдонимом. Под этим именем автор начал печататься во времена учебы в университете. Интерес к педагогике возник еще в 15 лет, когда Корчак начал зарабатывать деньги, занимаясь репетиторством со сверстниками и детьми более младшего возраста. | |||
В 1896 году будущий писатель опубликовал в журнале «Шипы» статью «Гордиев узел» (Węzeł gordyjski). В этой статье рассматриваются и анализируются проблемы педагогики того времени. Автор пишет от безответственности родителей по отношению к детям, а главную проблему видел в том, что в те времена воспитание ребенка было заботой нянек и нанятых воспитателей, а не отца и матери. «Гордиев узел» стал началом карьеры Корчака как публициста и писателя. После смерти отца Корчак решил получить медицинское образование, так как он остался единственным кормильцем в семье, а профессия врача в те времена была хорошо оплачиваемой. | |||
В 1898 году он успешно поступил в Варшавский университет на медицинский факультет, сохраняя при этом интерес к педагогике и продолжая свою литературную деятельность. В годы учебы в университете Корчак пишет своё первое крупное произведение — повесть «Дети улицы» (Dzieci ulicy). В 1901 году работу опубликовали. | |||
Ранее, в 1899 году, Корчак отправился в Швейцарию, чтобы изучить педагогические труды выдающегося педагога Иоганна Генриха Песталоцци. Наибольший интерес для Януша Корчака представляла деятельность детских больниц, школ и приютов. В период с 1903 по 1911 годы работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов. В 1900–1915 годах — активный деятель Общества летних лагерей. В 1904 и 1907 годах работал воспитателем в доме отдыха «Михалувка». Итогом работы воспитателем в детских лагерях стали две книги: «Моськи, Иоськи и Срули» (Mośki, Joski, Srule, 1910 г.), и «Юзьки, Яськи и Франки» (Józki, Jaśki i Franki, 1911 г.). | |||
Весной 1905 года Януш Корчак окончил медицинский факультет и, получив диплом врача, сразу был отправлен на фронт. Русско-японская война (1904–1905) стала первым военным конфликтом, в котором будущему педагогу довелось принять участие в качестве военного врача. По окончании работы в военных условиях писатель принял решение посвятить всю свою жизнь педагогике и, в особенности, детям. Через два года после окончания войны (в 1907 году) Корчак отправился в Берлин, где в течение года был слушателем на курсах по педагогике и педиатрии, а также проходил практику в детских клиниках и больницах. | |||
Затем в 1911 году Януш Корчак принимает решение оставить профессию врача и заняться проблемами и вопросами педагогики. Следующим шагом в его педагогической карьере стало основание знаменитого «Дома сирот» в Варшаве. Это был детский дом, важной особенностью которого была новаторская для того времени система управления и воспитания детей-сирот. «Домом сирот» Корчак руководил до конца своей жизни. Только в годы Первой мировой войны (1914–1918), Корчак временно оставил руководство приютом, так как снова был отправлен на фронт в качестве военного врача. Во время войны Корчак был отправлен в Киев в приют в качестве детского врача. За это время он написал одну из своих самых известных и важных книг «Ребенок в семье» (Dziecko w rodzinie), которая была издана в 1919 году. А в 1920 году был издан целый цикл из четырех книг, получивший название «Как любить ребенка» (Jak kochać dziecko). Данный цикл позднее признали величайшей писательской и педагогической заслугой Корчака. В этих работах, посвященных вопросам воспитания детей, автор показывает свою основную жизненную позицию, говорит о важности и ценности детства, а также приводит описание его собственной системы воспитания детей. | |||
С ноября 1919 года Корчак был тесно связан с приютом «Наш Дом», которым в то время руководила основательница приюта — Мария Фальская. В 20-е годы Корчак начал активное сотрудничество с учреждениями для подготовки учителей и воспитателей, в том числе с Государственной семинарией для учителей иудейского вероисповедования, а также с училищем общественно-просветительской работы. | |||
В 1923 году издаются еще две книги для детей «Король Матиуш Первый» («Król Maciuś Pierwszy») и «Король Матиуш на необитаемом острове» («Król Maciuś na wyspie bezludnej»). Главный герой — маленький мальчик Матиуш, который после смерти своего отца становится королем. Корчак описывает героя-ребенка как идеал человеческой личности. Несмотря на свой детский возраст, Матиуш должен противостоять взрослым людям, которые оказываются гораздо сильнее его. В конце повести Матиуш оказывается в изгнании, он проигрывает своим противникам, но даже в такой ситуации он не теряет своего нравственного облика. Более того, Матиуш взрослеет нравственно и добровольно отправляется в изгнание. Мальчик отрекается от престола, но сохраняет в себе самое главное качество — человечность. Знаменитое детское произведение оказывается отражением жизненных и политических взглядов самого Януша Корчака. Однако, делая главным героем ребенка, Корчак подчеркивает важность воспитания и сохранения этой человечности с малых лет. | |||
Другими не менее известными произведениями Корчака для детей становятся «Банкротство маленького Джека» (Bankructwo małego Dżeka, 1924) и «Кайтусь-чародей» (Kajtuś czarodziej, 1935). В связи с возросшими антисемитскими настроениями, вызванными оккупацией Польши немцами в 1939 году, «Дом сирот» был отправлен в гетто в 1940 году. Сам Януш Корчак был арестован и несколько месяцев провёл в тюрьме. Корчаку поступало немало предложений о помощи, но покинуть гетто, оставив детей, педагог отказался. | |||
В августе 1942 года все воспитанники и воспитатели «Дома сирот» были обязаны прибыть в Треблинку — концентрационный лагерь. Дети под опекой Януша Корчака и Стефании Вильчинской следовали на вокзал, откуда их в товарных вагонах отправили в концентрационный лагерь. Всё это время Януш Корчак был рядом с детьми, старался ободрить их и поддержать. К тому времени Корчак уже был известным настолько, что нацисты, из уважения к писателю, предложили ему освобождение. Однако Корчак твёрдо решил остаться с детьми. По прибытии в Треблинку, Януш Корчак вместе с детьми принял смерть в газовой камере. Так подошла к концу жизнь великого писателя и педагога. | |||
В память о Януше Корчаке установлен памятник в Варшаве. | В память о Януше Корчаке установлен памятник в Варшаве. | ||