44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Степан Писахов |Портрет = Stepan-Pisahov.jpg |Опи…») |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
Степан Григорьевич Писахов родился в Архангельске в 1879 году в многодетной семье. Отец — обрусевший еврей Григорий Михайлович Пейсахов (Степан впоследствии изменил отцовскую фамилию на «Писахов»). В Архангельске Григорий Михайлович записался в купеческую гильдию и женился на дочери писаря Ирине Ивановне. Ее мать, Хиония Васильевна, была староверкой. Брат бабушки, дед Леонтий, был известен как профессиональный сказитель. | Степан Григорьевич Писахов родился в Архангельске в 1879 году в многодетной семье. Отец — обрусевший еврей Григорий Михайлович Пейсахов (Степан впоследствии изменил отцовскую фамилию на «Писахов»). В Архангельске Григорий Михайлович записался в купеческую гильдию и женился на дочери писаря Ирине Ивановне. Ее мать, Хиония Васильевна, была староверкой. Брат бабушки, дед Леонтий, был известен как профессиональный сказитель. | ||
В детстве Степан под влиянием матери рос в атмосфере староверческих правил жизни: читал псалмы, духовные стихи, знакомился с народной поэзией. Это значительно повлияло на мировоззрение Писахова. | В детстве Степан под влиянием матери рос в атмосфере староверческих правил жизни: читал псалмы, духовные стихи, знакомился с народной поэзией. Это значительно повлияло на мировоззрение Писахова. | ||
Отец хотел приучить сына к ювелирным и граверным делам и выразил свое недовольство, когда Степан, вслед за старшим братом Павлом, заинтересовался живописью. Григорий Михайлович убеждал сына в том, что профессия художника бесполезна. Чтение книг также преследовалось. Мальчик тайком забирался под кровать и читал. | Отец хотел приучить сына к ювелирным и граверным делам и выразил свое недовольство, когда Степан, вслед за старшим братом Павлом, заинтересовался живописью. Григорий Михайлович убеждал сына в том, что профессия художника бесполезна. Чтение книг также преследовалось. Мальчик тайком забирался под кровать и читал. | ||
После окончания городского училища Степан мечтает вырваться из-под излишней опеки отца и мечтает о бегстве из дома. | После окончания городского училища Степан мечтает вырваться из-под излишней опеки отца и мечтает о бегстве из дома. | ||
В 1899 году Степан уезжает на Соловки. Он долго странствует и ищет свой путь. В Казани Писахов безрезультатно сдает экзамен и подает документы в художественную школу, а в 1902 году в Петербурге он поступает вольнослушателем в Художественное училище барона Штиглица. | В 1899 году Степан уезжает на Соловки. Он долго странствует и ищет свой путь. В Казани Писахов безрезультатно сдает экзамен и подает документы в художественную школу, а в 1902 году в Петербурге он поступает вольнослушателем в Художественное училище барона Штиглица. | ||
В 1905 году Писахов произносит речь против самодержавия, за что его исключают из училища и запрещают учиться в России. | В 1905 году Писахов произносит речь против самодержавия, за что его исключают из училища и запрещают учиться в России. | ||
Писахов вновь начинает странствовать, ходит по святыням Новгорода, а затем и вовсе ищет свой путь в Арктике. Он продолжает писать картины. Писатель с интересом относится к добрым сказкам ненцев, обитателей Новой Земли. | Писахов вновь начинает странствовать, ходит по святыням Новгорода, а затем и вовсе ищет свой путь в Арктике. Он продолжает писать картины. Писатель с интересом относится к добрым сказкам ненцев, обитателей Новой Земли. | ||
Осенью 1905 года Писахов вместе с другими паломниками путешествует в странах Средиземноморья, где он ищет «самое прекрасное место» на земле. В Иерусалиме художник остается без гроша. Ему, чтобы заработать деньги, улыбается удача быть писарем у архиерея в Вифлееме. | Осенью 1905 года Писахов вместе с другими паломниками путешествует в странах Средиземноморья, где он ищет «самое прекрасное место» на земле. В Иерусалиме художник остается без гроша. Ему, чтобы заработать деньги, улыбается удача быть писарем у архиерея в Вифлееме. | ||
Несмотря на трудное материальное положение, он продолжает верить в людей — и они ему помогают. Так, например, однажды на пароходе незнакомый болгарин спасает Степана Писахова от ледяного ветра — дает ему бурку. В Александрии русский эмигрант помогает художнику выжить: кормит и дает деньги в долг. | Несмотря на трудное материальное положение, он продолжает верить в людей — и они ему помогают. Так, например, однажды на пароходе незнакомый болгарин спасает Степана Писахова от ледяного ветра — дает ему бурку. В Александрии русский эмигрант помогает художнику выжить: кормит и дает деньги в долг. | ||
Три зимы после путешествия на юг 1907–1909 годов Писахов живет в Санкт-Петербурге в мастерской художника Якова Гольдблата. Удивительно, но модернизм почти никак не влияет на творчество Степана Писахова. Летом снова путешествует и пишет картины: Карское море, Печора, Пинега и Белое море. Он плодотворно трудится, из поездок по Пинеге и Печоре везет два цикла картин: «Северный лес» и «Старые избы». Необходимо отметить, что «Старые избы» — необычайная работа, в которой Писахов увековечивает деревянное зодчество Севера. | Три зимы после путешествия на юг 1907–1909 годов Писахов живет в Санкт-Петербурге в мастерской художника Якова Гольдблата. Удивительно, но модернизм почти никак не влияет на творчество Степана Писахова. Летом снова путешествует и пишет картины: Карское море, Печора, Пинега и Белое море. Он плодотворно трудится, из поездок по Пинеге и Печоре везет два цикла картин: «Северный лес» и «Старые избы». Необходимо отметить, что «Старые избы» — необычайная работа, в которой Писахов увековечивает деревянное зодчество Севера. | ||
В это время Писахов посещает и другие страны (Сирия, Франция и т. д.), продолжает там творить и ведет аскетичный образ жизни. Зиму 1909 года он проводит в Париже. Там Писахов занимается в Свободной академии художеств. | В это время Писахов посещает и другие страны (Сирия, Франция и т. д.), продолжает там творить и ведет аскетичный образ жизни. Зиму 1909 года он проводит в Париже. Там Писахов занимается в Свободной академии художеств. | ||
Пейзажи художника выставляются не только в Архангельске (первая выставка — «Русский Север» в 1910 году), но и в Петербурге, Москве, Берлине, Риме. Зрителей по всему свету восхищает серебряное сияние картин Писахова. Он по-особому, с любовью рисует Родную землю. В своих работах он передает великое множество оттенков белого, мастерски использует серебристый зимой и золотисто-жемчужный летом. | Пейзажи художника выставляются не только в Архангельске (первая выставка — «Русский Север» в 1910 году), но и в Петербурге, Москве, Берлине, Риме. Зрителей по всему свету восхищает серебряное сияние картин Писахова. Он по-особому, с любовью рисует Родную землю. В своих работах он передает великое множество оттенков белого, мастерски использует серебристый зимой и золотисто-жемчужный летом. | ||
После долгого путешествия он возвращается домой и признается в любви к Северу и природе Поморья: «Как будто глаза прополоскались! Где деревья, красивее наших берёз? … А летние ночи, полные света без теней — это так громадно по красоте…» | После долгого путешествия он возвращается домой и признается в любви к Северу и природе Поморья: «Как будто глаза прополоскались! Где деревья, красивее наших берёз? … А летние ночи, полные света без теней — это так громадно по красоте…» | ||
В годы Первой мировой и Гражданской войн Писахов перестает писать картины. В 1915 году его призывают в армию. Там Писахов служит ратником ополчения в Финляндии, а в 1916 году его переводят в Кронштадт, где он работает в Кронштадтском Совете рабочих и солдатских депутатов, оформляет первомайскую демонстрацию 1917 года. | В годы Первой мировой и Гражданской войн Писахов перестает писать картины. В 1915 году его призывают в армию. Там Писахов служит ратником ополчения в Финляндии, а в 1916 году его переводят в Кронштадт, где он работает в Кронштадтском Совете рабочих и солдатских депутатов, оформляет первомайскую демонстрацию 1917 года. | ||
Первые свои рассказы Писахов стал записывать ещё до революции. В 1918 году Писахов возвращается в Архангельск и начинает писать очерки. В «Самоедской сказке» и «Сне в Новгороде» он воссоздает портреты современников. Оба очерка были опубликованы в архангельской газете «Северное утро». В этом же году в Архангельске открывается персональная выставка картин Писахова. | Первые свои рассказы Писахов стал записывать ещё до революции. В 1918 году Писахов возвращается в Архангельск и начинает писать очерки. В «Самоедской сказке» и «Сне в Новгороде» он воссоздает портреты современников. Оба очерка были опубликованы в архангельской газете «Северное утро». В этом же году в Архангельске открывается персональная выставка картин Писахова. | ||
В 1919 году в «Северном утре» публикуют три очерка Степана Писахова — «Первый день боя», «На фронте» и «В. Н. Давыдов на фронте». В них писатель повествует о поездке к линии фронта в район Плесецка на поезде тяжёлой артиллерии «Деникин», о спокойной уверенности офицеров и солдат, противостоящих «красным», о выступлении артистов на передовой. | В 1919 году в «Северном утре» публикуют три очерка Степана Писахова — «Первый день боя», «На фронте» и «В. Н. Давыдов на фронте». В них писатель повествует о поездке к линии фронта в район Плесецка на поезде тяжёлой артиллерии «Деникин», о спокойной уверенности офицеров и солдат, противостоящих «красным», о выступлении артистов на передовой. | ||
В ночь на 19 февраля 1920 года Красная Армия входит в Архангельск. Хотя в это время многие представители интеллигенции покидают город, Писахов остается. Он не в силах оставить родной дом и любимый Север. | В ночь на 19 февраля 1920 года Красная Армия входит в Архангельск. Хотя в это время многие представители интеллигенции покидают город, Писахов остается. Он не в силах оставить родной дом и любимый Север. | ||
После установления советской власти в Архангельске один из домов Писаховых сразу же переходит во владение города, а в 1921 году во второй дом Степана Писахова и его сестры, не спрашивая их согласия, подселяют квартирантов. | После установления советской власти в Архангельске один из домов Писаховых сразу же переходит во владение города, а в 1921 году во второй дом Степана Писахова и его сестры, не спрашивая их согласия, подселяют квартирантов. | ||
В это время Писахов, несмотря на давление со стороны большевиков, активно работает и даже организовывает 5 выставок за два года (1920–1921). Ему поручают привести в порядок музеи Архангельска. За художником закрепилось его «ненадежное» прошлое, ему не могли простить его свободную деятельность во время интервенции, поэтому Писахову приходится выполнять задания московского Музея Революции, чтобы хоть как-то прокормить себя и свою семью. Он делает зарисовки мест боёв с интервентами на Севере, а для Русского музея — зарисовки памятников архитектуры на Мезени и Пинеге. | В это время Писахов, несмотря на давление со стороны большевиков, активно работает и даже организовывает 5 выставок за два года (1920–1921). Ему поручают привести в порядок музеи Архангельска. За художником закрепилось его «ненадежное» прошлое, ему не могли простить его свободную деятельность во время интервенции, поэтому Писахову приходится выполнять задания московского Музея Революции, чтобы хоть как-то прокормить себя и свою семью. Он делает зарисовки мест боёв с интервентами на Севере, а для Русского музея — зарисовки памятников архитектуры на Мезени и Пинеге. | ||
Художник участвует в комплексной экспедиции в Большеземельскую тундру, а позже ведёт сбор материалов для этнографической экспозиции Севера на первой Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промысловой выставке в Москве. | Художник участвует в комплексной экспедиции в Большеземельскую тундру, а позже ведёт сбор материалов для этнографической экспозиции Севера на первой Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промысловой выставке в Москве. | ||
Только после смерти писателя публикуются его путевые очерки, которые рассказывают об освоении Арктики, об экспедициях в Заполярье, заметки, дневники (1985). | Только после смерти писателя публикуются его путевые очерки, которые рассказывают об освоении Арктики, об экспедициях в Заполярье, заметки, дневники (1985). | ||
В 1924 году в сборнике «На Северной Двине» публикуется первая сказка Писахова «Не любо — не слушай…». По стилю произведение было оригинальным и отличалось от традиционных фольклорных жанров. | В 1924 году в сборнике «На Северной Двине» публикуется первая сказка Писахова «Не любо — не слушай…». По стилю произведение было оригинальным и отличалось от традиционных фольклорных жанров. | ||
После этого были написаны известные «Морожены песни», «Северное сияние», «Звездный дождь». В 1927 году северные сказки с героем-рассказчиком Сеней Малиной и с комментариями Писахова были опубликованы в альманахе «Советская страна» и других архангельских газетах. | После этого были написаны известные «Морожены песни», «Северное сияние», «Звездный дождь». В 1927 году северные сказки с героем-рассказчиком Сеней Малиной и с комментариями Писахова были опубликованы в альманахе «Советская страна» и других архангельских газетах. | ||
Сказки Писахова — итог его всей творческой деятельности. В этих сказках выразилась необычайная любовь художника к Северу, его знание обычаев, диалектов, культуры, природы. В них воплотился опыт жизни сказочника и художника. | Сказки Писахова — итог его всей творческой деятельности. В этих сказках выразилась необычайная любовь художника к Северу, его знание обычаев, диалектов, культуры, природы. В них воплотился опыт жизни сказочника и художника. | ||
Именно образ главного героя Сени Малины, крестьянина из деревни Уйма, композиционно объединяет все сказки Писахова, которые рассказываются от первого лица. Все произведения могут существовать и по отдельности, они независимы друг от друга. При этом каждая дополняет, обогащает волшебный мир Писахова. Так о герое-рассказчике в своем очерке, посвященному творчеству писателя, пишет И. Пономарева: «...Сеня Малина великолепен в своей мощи, достигающей порою нереальных, фантастических размеров: он ловит ветры и складывает их за пазуху, белых медведей голыми руками только на хитрость берет, потянется — так сразу на восемнадцать верст. Подобно героям эпоса Малина не подвержен изменениям времени. Он вечен, как народ…». Образ Сени Малины, простого находчивого мужика, восходит к скоморошечьей традиции: он потешается, «сказывает» разные небылицы, шутит. Речь персонажа живая, простая, яркая, часто ритмизированная: «Барыни… прибежали, зубы щерят, глаза щурят, губы в ниточку жмут» («Яблоней цвел»). Простота общения с читателем создается с помощью легкой разговорной интонации Сени Малины, который обращается к слушателям как к старинным друзьям. | Именно образ главного героя Сени Малины, крестьянина из деревни Уйма, композиционно объединяет все сказки Писахова, которые рассказываются от первого лица. Все произведения могут существовать и по отдельности, они независимы друг от друга. При этом каждая дополняет, обогащает волшебный мир Писахова. Так о герое-рассказчике в своем очерке, посвященному творчеству писателя, пишет И. Пономарева: «...Сеня Малина великолепен в своей мощи, достигающей порою нереальных, фантастических размеров: он ловит ветры и складывает их за пазуху, белых медведей голыми руками только на хитрость берет, потянется — так сразу на восемнадцать верст. Подобно героям эпоса Малина не подвержен изменениям времени. Он вечен, как народ…». Образ Сени Малины, простого находчивого мужика, восходит к скоморошечьей традиции: он потешается, «сказывает» разные небылицы, шутит. Речь персонажа живая, простая, яркая, часто ритмизированная: «Барыни… прибежали, зубы щерят, глаза щурят, губы в ниточку жмут» («Яблоней цвел»). Простота общения с читателем создается с помощью легкой разговорной интонации Сени Малины, который обращается к слушателям как к старинным друзьям. | ||
Неслучайно Ю. П. Казаков сказал о писателе: «Писахов — гиперболичен». То, что отличает сказки Писахова прежде всего — буйная, яркая фантазия, которая не перестает удивлять читателей любых поколений до сих пор. Также важно отметить и сатирический настрой сказок Писахова, так порой напоминающих творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина и Н. С. Лескова. | Неслучайно Ю. П. Казаков сказал о писателе: «Писахов — гиперболичен». То, что отличает сказки Писахова прежде всего — буйная, яркая фантазия, которая не перестает удивлять читателей любых поколений до сих пор. Также важно отметить и сатирический настрой сказок Писахова, так порой напоминающих творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина и Н. С. Лескова. | ||
Сами сюжеты сказок необычайны, но вместе с тем эта оригинальность типична для северной культуры. Они создают ощущение естественности, которое Писахов совмещает с приемом «вранья». Фантазия Сени Малины безгранична, богата. Небылицы эти смешны, но во вселенной Писахова претендуют на реальность: то Малина сома на цепи, как собаку, водит, то в море на бане выходит. Обращается герой-рассказчик, прежде всего, к читателям, когда надо подтвердить «правдивость» его историй. Трудно даже назвать его сказы враньем. Он фантазирует для веселья и только. Метко подмечая особенности северной жизни, он открывается нам как мудрый самобытный философ, который, несмотря на любые потрясения, любит жизнь. Это главное, что «передалось» Сене Малине от самого Степана Писахова. | Сами сюжеты сказок необычайны, но вместе с тем эта оригинальность типична для северной культуры. Они создают ощущение естественности, которое Писахов совмещает с приемом «вранья». Фантазия Сени Малины безгранична, богата. Небылицы эти смешны, но во вселенной Писахова претендуют на реальность: то Малина сома на цепи, как собаку, водит, то в море на бане выходит. Обращается герой-рассказчик, прежде всего, к читателям, когда надо подтвердить «правдивость» его историй. Трудно даже назвать его сказы враньем. Он фантазирует для веселья и только. Метко подмечая особенности северной жизни, он открывается нам как мудрый самобытный философ, который, несмотря на любые потрясения, любит жизнь. Это главное, что «передалось» Сене Малине от самого Степана Писахова. | ||
Лишь в 1935 году Писахову удалось опубликовать несколько сказок в московском журнале «30 дней». Они вышли под заголовком «Мюнхгаузен из деревни Уйма». Эти публикации способствовали изданию первой отдельной книги, которая вышла в Архангельске (1938). | Лишь в 1935 году Писахову удалось опубликовать несколько сказок в московском журнале «30 дней». Они вышли под заголовком «Мюнхгаузен из деревни Уйма». Эти публикации способствовали изданию первой отдельной книги, которая вышла в Архангельске (1938). | ||
В 1939 году Степана Писахова принимают в Союз писателей. Вскоре после этого публикуется и вторая книга (1940). В две книги Степана Писахова всего вошло 86 сказок. | В 1939 году Степана Писахова принимают в Союз писателей. Вскоре после этого публикуется и вторая книга (1940). В две книги Степана Писахова всего вошло 86 сказок. | ||
Годы Великой Отечественной войны Писахов проводит в Архангельске. Писатель посещает госпитали и рассказывает сказки. После войны Писахов отдает в издательство Архангельска рукопись, состоящую из ста сказок. Только спустя два года из всех сказок отобрали лишь девять для публикации отдельной книгой (1949). | Годы Великой Отечественной войны Писахов проводит в Архангельске. Писатель посещает госпитали и рассказывает сказки. После войны Писахов отдает в издательство Архангельска рукопись, состоящую из ста сказок. Только спустя два года из всех сказок отобрали лишь девять для публикации отдельной книгой (1949). | ||
По сказкам Писахова созданы замечательные мультфильмы «Не любо — не слушай» и «Смех и горе у Бела моря». | По сказкам Писахова созданы замечательные мультфильмы «Не любо — не слушай» и «Смех и горе у Бела моря». | ||
В 1957 году в издательстве «Советский писатель» появляется первая книга Писахова «Сказки», выпущенная в Москве. | В 1957 году в издательстве «Советский писатель» появляется первая книга Писахова «Сказки», выпущенная в Москве. | ||
Восьмидесятилетие со дня рождения сказочника широко празднуют в Архангельске. Степан Григорьевич не раз шутил, что собирается отметить не только вековой юбилей, но и обязательно дожить до 2000 года. Об этом рассказывает его последняя сказка в письмах 1959 года. | Восьмидесятилетие со дня рождения сказочника широко празднуют в Архангельске. Степан Григорьевич не раз шутил, что собирается отметить не только вековой юбилей, но и обязательно дожить до 2000 года. Об этом рассказывает его последняя сказка в письмах 1959 года. | ||
Образ Степана Писахова самобытен: добрый седой старичок с длинными усами, на голове — шляпа, а в руках — трость, похожий то ли на домовика, то ли на какого-то другого волшебного персонажа. Таким чудаковатым он запечатлен в памятнике на улице Чумбарово-Лучинского в Архангельске. Так описывает его Г. Суфтин: «Сидит в удобном кресле, седой-седой, будто светится весь. Усы длинные, пушистые, брови взъерошенные, сердитые, а глаза лучатся хитринкой, лукавинкой, в бороде прячется добрая усмешка». | Образ Степана Писахова самобытен: добрый седой старичок с длинными усами, на голове — шляпа, а в руках — трость, похожий то ли на домовика, то ли на какого-то другого волшебного персонажа. Таким чудаковатым он запечатлен в памятнике на улице Чумбарово-Лучинского в Архангельске. Так описывает его Г. Суфтин: «Сидит в удобном кресле, седой-седой, будто светится весь. Усы длинные, пушистые, брови взъерошенные, сердитые, а глаза лучатся хитринкой, лукавинкой, в бороде прячется добрая усмешка». | ||
Почти не сохранилось никаких воспоминаний о молодом Писахове, о его восприятии сложного исторического периода революционной ломки старых, патриархальных устоев, когда единственным способом выжить становится «маска» старичка-сказочника. Драматизм положения и переживаний писателя можно почувствовать, прочитав его письма: «Время не ждет, стукнуло 65. Была собрана юбилейная комиссия. Надо было подписать прошение в Москву о разрешении провести юбилей. Кому надо было подписать… — отменил. Просто запретил! И всё. Даже учительской пенсии нет, даже возрастной нет. Живу перевертываюсь… Порой хочется жить... На мне одежда расползается. Пальто донашиваю отцовское!… А я еще тяну, все еще как-то нахожу возможность оплатить обед, штопать одежду, утешаюсь мыслями: вычеркнуть юбилей смогли — вычеркнуть меня из существования могут. Вычеркнуть мои работы — картины, сказки… Врут-с! Не вычеркнуть!» | Почти не сохранилось никаких воспоминаний о молодом Писахове, о его восприятии сложного исторического периода революционной ломки старых, патриархальных устоев, когда единственным способом выжить становится «маска» старичка-сказочника. Драматизм положения и переживаний писателя можно почувствовать, прочитав его письма: «Время не ждет, стукнуло 65. Была собрана юбилейная комиссия. Надо было подписать прошение в Москву о разрешении провести юбилей. Кому надо было подписать… — отменил. Просто запретил! И всё. Даже учительской пенсии нет, даже возрастной нет. Живу перевертываюсь… Порой хочется жить... На мне одежда расползается. Пальто донашиваю отцовское!… А я еще тяну, все еще как-то нахожу возможность оплатить обед, штопать одежду, утешаюсь мыслями: вычеркнуть юбилей смогли — вычеркнуть меня из существования могут. Вычеркнуть мои работы — картины, сказки… Врут-с! Не вычеркнуть!» | ||
Некоторые называют художника и сказочника «исторической достопримечательностью», другие — «патриархом северной литературы», но наиболее точного определения, чем «северный Хармс», не придумать. Талантливый, мудрый человек и его искалеченная беспощадным временем судьба. | Некоторые называют художника и сказочника «исторической достопримечательностью», другие — «патриархом северной литературы», но наиболее точного определения, чем «северный Хармс», не придумать. Талантливый, мудрый человек и его искалеченная беспощадным временем судьба. | ||
3 мая 1960 года Степан Писахов скончался. Похоронен на Ильинском кладбище в Архангельске. | 3 мая 1960 года Степан Писахов скончался. Похоронен на Ильинском кладбище в Архангельске. | ||
Удивительный сказочник Степан Григорьевич Писахов продолжает очаровывать читателей архангельским говором, живой и яркой северной речью, неуемной фантазией. Поэтическим памятником о «словесном колдуне» Писахове стали строчки архангельского поэта В. Бедного: | Удивительный сказочник Степан Григорьевич Писахов продолжает очаровывать читателей архангельским говором, живой и яркой северной речью, неуемной фантазией. Поэтическим памятником о «словесном колдуне» Писахове стали строчки архангельского поэта В. Бедного: | ||
Он в старом корабле летал | |||
{{цитата|автор=|Он в старом корабле летал|Не по волнам, а в поднебесье,|Слагал «мороженые песни» —|и Север в сказках расцветал!}} | |||
и Север в сказках расцветал! | |||
==Степан Писахов / Книги== | ==Степан Писахов / Книги== |