Писахов Степан Григорьевич: различия между версиями

(Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Степан Писахов |Портрет = Stepan-Pisahov.jpg |Опи…»)
 
Строка 25: Строка 25:


Степан Григорьевич Писахов родился в Архангельске в 1879 году в многодетной семье. Отец — обрусевший еврей Григорий Михайлович Пейсахов (Степан впоследствии изменил отцовскую фамилию на «Писахов»). В Архангельске Григорий Михайлович записался в купеческую гильдию и женился на дочери писаря Ирине Ивановне. Ее мать, Хиония Васильевна, была староверкой. Брат бабушки, дед Леонтий, был известен как профессиональный сказитель.
Степан Григорьевич Писахов родился в Архангельске в 1879 году в многодетной семье. Отец — обрусевший еврей Григорий Михайлович Пейсахов (Степан впоследствии изменил отцовскую фамилию на «Писахов»). В Архангельске Григорий Михайлович записался в купеческую гильдию и женился на дочери писаря Ирине Ивановне. Ее мать, Хиония Васильевна, была староверкой. Брат бабушки, дед Леонтий, был известен как профессиональный сказитель.
В детстве Степан под влиянием матери рос в атмосфере староверческих правил жизни: читал псалмы, духовные стихи, знакомился с народной поэзией. Это значительно повлияло на мировоззрение Писахова.
В детстве Степан под влиянием матери рос в атмосфере староверческих правил жизни: читал псалмы, духовные стихи, знакомился с народной поэзией. Это значительно повлияло на мировоззрение Писахова.
Отец хотел приучить сына к ювелирным и граверным делам и выразил свое недовольство, когда Степан, вслед за старшим братом Павлом, заинтересовался живописью. Григорий Михайлович убеждал сына в том, что профессия художника бесполезна. Чтение книг также преследовалось. Мальчик тайком забирался под кровать и читал.
Отец хотел приучить сына к ювелирным и граверным делам и выразил свое недовольство, когда Степан, вслед за старшим братом Павлом, заинтересовался живописью. Григорий Михайлович убеждал сына в том, что профессия художника бесполезна. Чтение книг также преследовалось. Мальчик тайком забирался под кровать и читал.
После окончания городского училища Степан мечтает вырваться из-под излишней опеки отца и мечтает о бегстве из дома.
После окончания городского училища Степан мечтает вырваться из-под излишней опеки отца и мечтает о бегстве из дома.
В 1899 году Степан уезжает на Соловки. Он долго странствует и ищет свой путь. В Казани Писахов безрезультатно сдает экзамен и подает документы в художественную школу, а в 1902 году в Петербурге он поступает вольнослушателем в Художественное училище барона Штиглица.
В 1899 году Степан уезжает на Соловки. Он долго странствует и ищет свой путь. В Казани Писахов безрезультатно сдает экзамен и подает документы в художественную школу, а в 1902 году в Петербурге он поступает вольнослушателем в Художественное училище барона Штиглица.
В 1905 году Писахов произносит речь против самодержавия, за что его исключают из училища и запрещают учиться в России.
В 1905 году Писахов произносит речь против самодержавия, за что его исключают из училища и запрещают учиться в России.
Писахов вновь начинает странствовать, ходит по святыням Новгорода, а затем и вовсе ищет свой путь в Арктике. Он продолжает писать картины. Писатель с интересом относится к добрым сказкам ненцев, обитателей Новой Земли.
Писахов вновь начинает странствовать, ходит по святыням Новгорода, а затем и вовсе ищет свой путь в Арктике. Он продолжает писать картины. Писатель с интересом относится к добрым сказкам ненцев, обитателей Новой Земли.
Осенью 1905 года Писахов вместе с другими паломниками путешествует в странах Средиземноморья, где он ищет «самое прекрасное место» на земле. В Иерусалиме художник остается без гроша. Ему, чтобы заработать деньги, улыбается удача быть писарем у архиерея в Вифлееме.
Осенью 1905 года Писахов вместе с другими паломниками путешествует в странах Средиземноморья, где он ищет «самое прекрасное место» на земле. В Иерусалиме художник остается без гроша. Ему, чтобы заработать деньги, улыбается удача быть писарем у архиерея в Вифлееме.
Несмотря на трудное материальное положение, он продолжает верить в людей — и они ему помогают. Так, например, однажды на пароходе незнакомый болгарин спасает Степана Писахова от ледяного ветра — дает ему бурку. В Александрии русский эмигрант помогает художнику выжить: кормит и дает деньги в долг.
Несмотря на трудное материальное положение, он продолжает верить в людей — и они ему помогают. Так, например, однажды на пароходе незнакомый болгарин спасает Степана Писахова от ледяного ветра — дает ему бурку. В Александрии русский эмигрант помогает художнику выжить: кормит и дает деньги в долг.
Три зимы после путешествия на юг 1907–1909 годов Писахов живет в Санкт-Петербурге в мастерской художника Якова Гольдблата. Удивительно, но модернизм почти никак не влияет на творчество Степана Писахова. Летом снова путешествует и пишет картины: Карское море, Печора, Пинега и Белое море. Он плодотворно трудится, из поездок по Пинеге и Печоре везет два цикла картин: «Северный лес» и «Старые избы». Необходимо отметить, что «Старые избы» — необычайная работа, в которой Писахов увековечивает деревянное зодчество Севера.
Три зимы после путешествия на юг 1907–1909 годов Писахов живет в Санкт-Петербурге в мастерской художника Якова Гольдблата. Удивительно, но модернизм почти никак не влияет на творчество Степана Писахова. Летом снова путешествует и пишет картины: Карское море, Печора, Пинега и Белое море. Он плодотворно трудится, из поездок по Пинеге и Печоре везет два цикла картин: «Северный лес» и «Старые избы». Необходимо отметить, что «Старые избы» — необычайная работа, в которой Писахов увековечивает деревянное зодчество Севера.
В это время Писахов посещает и другие страны (Сирия, Франция и т. д.), продолжает там творить и ведет аскетичный образ жизни. Зиму 1909 года он проводит в Париже. Там Писахов занимается в Свободной академии художеств.
В это время Писахов посещает и другие страны (Сирия, Франция и т. д.), продолжает там творить и ведет аскетичный образ жизни. Зиму 1909 года он проводит в Париже. Там Писахов занимается в Свободной академии художеств.
Пейзажи художника выставляются не только в Архангельске (первая выставка — «Русский Север» в 1910 году), но и в Петербурге, Москве, Берлине, Риме. Зрителей по всему свету восхищает серебряное сияние картин Писахова. Он по-особому, с любовью рисует Родную землю. В своих работах он передает великое множество оттенков белого, мастерски использует серебристый зимой и золотисто-жемчужный летом.
Пейзажи художника выставляются не только в Архангельске (первая выставка — «Русский Север» в 1910 году), но и в Петербурге, Москве, Берлине, Риме. Зрителей по всему свету восхищает серебряное сияние картин Писахова. Он по-особому, с любовью рисует Родную землю. В своих работах он передает великое множество оттенков белого, мастерски использует серебристый зимой и золотисто-жемчужный летом.
После долгого путешествия он возвращается домой и признается в любви к Северу и природе Поморья: «Как будто глаза прополоскались! Где деревья, красивее наших берёз? … А летние ночи, полные света без теней — это так громадно по красоте…»
После долгого путешествия он возвращается домой и признается в любви к Северу и природе Поморья: «Как будто глаза прополоскались! Где деревья, красивее наших берёз? … А летние ночи, полные света без теней — это так громадно по красоте…»
В годы Первой мировой и Гражданской войн Писахов перестает писать картины. В 1915 году его призывают в армию. Там Писахов служит ратником ополчения в Финляндии, а в 1916 году его переводят в Кронштадт, где он работает в Кронштадтском Совете рабочих и солдатских депутатов, оформляет первомайскую демонстрацию 1917 года.
В годы Первой мировой и Гражданской войн Писахов перестает писать картины. В 1915 году его призывают в армию. Там Писахов служит ратником ополчения в Финляндии, а в 1916 году его переводят в Кронштадт, где он работает в Кронштадтском Совете рабочих и солдатских депутатов, оформляет первомайскую демонстрацию 1917 года.
Первые свои рассказы Писахов стал записывать ещё до революции. В 1918 году Писахов возвращается в Архангельск и начинает писать очерки.  В «Самоедской сказке» и «Сне в Новгороде» он воссоздает портреты современников. Оба очерка были опубликованы в архангельской газете «Северное утро». В этом же году в Архангельске открывается персональная выставка картин Писахова.
Первые свои рассказы Писахов стал записывать ещё до революции. В 1918 году Писахов возвращается в Архангельск и начинает писать очерки.  В «Самоедской сказке» и «Сне в Новгороде» он воссоздает портреты современников. Оба очерка были опубликованы в архангельской газете «Северное утро». В этом же году в Архангельске открывается персональная выставка картин Писахова.
В 1919 году в «Северном утре» публикуют три очерка Степана Писахова — «Первый день боя», «На фронте» и «В. Н. Давыдов на фронте». В них писатель повествует о поездке к линии фронта в район Плесецка на поезде тяжёлой артиллерии «Деникин», о спокойной уверенности офицеров и солдат, противостоящих «красным», о выступлении артистов на передовой.
В 1919 году в «Северном утре» публикуют три очерка Степана Писахова — «Первый день боя», «На фронте» и «В. Н. Давыдов на фронте». В них писатель повествует о поездке к линии фронта в район Плесецка на поезде тяжёлой артиллерии «Деникин», о спокойной уверенности офицеров и солдат, противостоящих «красным», о выступлении артистов на передовой.
В ночь на 19 февраля 1920 года Красная Армия входит в Архангельск. Хотя в это время многие представители интеллигенции покидают город, Писахов остается. Он не в силах оставить родной дом и любимый Север.
В ночь на 19 февраля 1920 года Красная Армия входит в Архангельск. Хотя в это время многие представители интеллигенции покидают город, Писахов остается. Он не в силах оставить родной дом и любимый Север.
После установления советской власти в Архангельске один из домов Писаховых сразу же переходит во владение города, а в 1921 году во второй дом Степана Писахова и его сестры, не спрашивая их согласия, подселяют квартирантов.
После установления советской власти в Архангельске один из домов Писаховых сразу же переходит во владение города, а в 1921 году во второй дом Степана Писахова и его сестры, не спрашивая их согласия, подселяют квартирантов.
В это время Писахов, несмотря на давление со стороны большевиков, активно работает и даже организовывает 5 выставок за два года (1920–1921). Ему поручают привести в порядок музеи Архангельска. За художником закрепилось его «ненадежное» прошлое, ему не могли простить его свободную деятельность во время интервенции, поэтому Писахову приходится выполнять задания московского Музея Революции, чтобы хоть как-то прокормить себя и свою семью. Он делает зарисовки мест боёв с интервентами на Севере, а для Русского музея — зарисовки памятников архитектуры на Мезени и Пинеге.
В это время Писахов, несмотря на давление со стороны большевиков, активно работает и даже организовывает 5 выставок за два года (1920–1921). Ему поручают привести в порядок музеи Архангельска. За художником закрепилось его «ненадежное» прошлое, ему не могли простить его свободную деятельность во время интервенции, поэтому Писахову приходится выполнять задания московского Музея Революции, чтобы хоть как-то прокормить себя и свою семью. Он делает зарисовки мест боёв с интервентами на Севере, а для Русского музея — зарисовки памятников архитектуры на Мезени и Пинеге.
Художник участвует в комплексной экспедиции в Большеземельскую тундру, а позже ведёт сбор материалов для этнографической экспозиции Севера на первой Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промысловой выставке в Москве.
Художник участвует в комплексной экспедиции в Большеземельскую тундру, а позже ведёт сбор материалов для этнографической экспозиции Севера на первой Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промысловой выставке в Москве.
Только после смерти писателя публикуются его путевые очерки, которые рассказывают об освоении Арктики, об экспедициях в Заполярье, заметки, дневники (1985).
Только после смерти писателя публикуются его путевые очерки, которые рассказывают об освоении Арктики, об экспедициях в Заполярье, заметки, дневники (1985).
В 1924 году в сборнике «На Северной Двине» публикуется первая сказка Писахова «Не любо — не слушай…». По стилю произведение было оригинальным и отличалось от традиционных фольклорных жанров.
В 1924 году в сборнике «На Северной Двине» публикуется первая сказка Писахова «Не любо — не слушай…». По стилю произведение было оригинальным и отличалось от традиционных фольклорных жанров.
После этого были написаны известные «Морожены песни», «Северное сияние», «Звездный дождь». В 1927 году северные сказки с героем-рассказчиком Сеней Малиной и с комментариями Писахова были опубликованы в альманахе «Советская страна» и других архангельских газетах.
После этого были написаны известные «Морожены песни», «Северное сияние», «Звездный дождь». В 1927 году северные сказки с героем-рассказчиком Сеней Малиной и с комментариями Писахова были опубликованы в альманахе «Советская страна» и других архангельских газетах.
Сказки Писахова — итог его всей творческой деятельности. В этих сказках выразилась необычайная любовь художника к Северу, его знание обычаев, диалектов, культуры, природы. В них воплотился опыт жизни сказочника и художника.
Сказки Писахова — итог его всей творческой деятельности. В этих сказках выразилась необычайная любовь художника к Северу, его знание обычаев, диалектов, культуры, природы. В них воплотился опыт жизни сказочника и художника.
Именно образ главного героя Сени Малины, крестьянина из деревни Уйма, композиционно объединяет все сказки Писахова, которые рассказываются от первого лица. Все произведения могут существовать и по отдельности, они независимы друг от друга. При этом каждая дополняет, обогащает волшебный мир Писахова. Так о герое-рассказчике в своем очерке, посвященному творчеству писателя, пишет И. Пономарева: «...Сеня Малина великолепен в своей мощи, достигающей порою нереальных, фантастических размеров: он ловит ветры и складывает их за пазуху, белых медведей голыми руками только на хитрость берет, потянется — так сразу на восемнадцать верст. Подобно героям эпоса Малина не подвержен изменениям времени. Он вечен, как народ…». Образ Сени Малины, простого находчивого мужика, восходит к скоморошечьей традиции: он потешается, «сказывает» разные небылицы, шутит. Речь персонажа живая, простая, яркая, часто ритмизированная: «Барыни… прибежали, зубы щерят, глаза щурят, губы в ниточку жмут» («Яблоней цвел»). Простота общения с читателем создается с помощью легкой разговорной интонации Сени Малины, который обращается к слушателям как к старинным друзьям.
Именно образ главного героя Сени Малины, крестьянина из деревни Уйма, композиционно объединяет все сказки Писахова, которые рассказываются от первого лица. Все произведения могут существовать и по отдельности, они независимы друг от друга. При этом каждая дополняет, обогащает волшебный мир Писахова. Так о герое-рассказчике в своем очерке, посвященному творчеству писателя, пишет И. Пономарева: «...Сеня Малина великолепен в своей мощи, достигающей порою нереальных, фантастических размеров: он ловит ветры и складывает их за пазуху, белых медведей голыми руками только на хитрость берет, потянется — так сразу на восемнадцать верст. Подобно героям эпоса Малина не подвержен изменениям времени. Он вечен, как народ…». Образ Сени Малины, простого находчивого мужика, восходит к скоморошечьей традиции: он потешается, «сказывает» разные небылицы, шутит. Речь персонажа живая, простая, яркая, часто ритмизированная: «Барыни… прибежали, зубы щерят, глаза щурят, губы в ниточку жмут» («Яблоней цвел»). Простота общения с читателем создается с помощью легкой разговорной интонации Сени Малины, который обращается к слушателям как к старинным друзьям.
Неслучайно Ю. П. Казаков сказал о писателе: «Писахов — гиперболичен». То, что отличает сказки Писахова прежде всего — буйная, яркая фантазия, которая не перестает удивлять читателей любых поколений до сих пор. Также важно отметить и сатирический настрой сказок Писахова, так порой напоминающих творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина и Н. С. Лескова.
Неслучайно Ю. П. Казаков сказал о писателе: «Писахов — гиперболичен». То, что отличает сказки Писахова прежде всего — буйная, яркая фантазия, которая не перестает удивлять читателей любых поколений до сих пор. Также важно отметить и сатирический настрой сказок Писахова, так порой напоминающих творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина и Н. С. Лескова.
Сами сюжеты сказок необычайны, но вместе с тем эта оригинальность типична для северной культуры. Они создают ощущение естественности, которое Писахов совмещает с приемом «вранья». Фантазия Сени Малины безгранична, богата. Небылицы эти смешны, но во вселенной Писахова претендуют на реальность: то Малина сома на цепи, как собаку, водит, то в море на бане выходит. Обращается герой-рассказчик, прежде всего, к читателям, когда надо подтвердить «правдивость» его историй. Трудно даже назвать его сказы враньем. Он фантазирует для веселья и только. Метко подмечая особенности северной жизни, он открывается нам как мудрый самобытный философ, который, несмотря на любые потрясения, любит жизнь. Это главное, что «передалось» Сене Малине от самого Степана Писахова.
Сами сюжеты сказок необычайны, но вместе с тем эта оригинальность типична для северной культуры. Они создают ощущение естественности, которое Писахов совмещает с приемом «вранья». Фантазия Сени Малины безгранична, богата. Небылицы эти смешны, но во вселенной Писахова претендуют на реальность: то Малина сома на цепи, как собаку, водит, то в море на бане выходит. Обращается герой-рассказчик, прежде всего, к читателям, когда надо подтвердить «правдивость» его историй. Трудно даже назвать его сказы враньем. Он фантазирует для веселья и только. Метко подмечая особенности северной жизни, он открывается нам как мудрый самобытный философ, который, несмотря на любые потрясения, любит жизнь. Это главное, что «передалось» Сене Малине от самого Степана Писахова.
Лишь в 1935 году Писахову удалось опубликовать несколько сказок в московском журнале «30 дней». Они вышли под заголовком «Мюнхгаузен из деревни Уйма». Эти публикации способствовали изданию первой отдельной книги, которая вышла в Архангельске (1938).
Лишь в 1935 году Писахову удалось опубликовать несколько сказок в московском журнале «30 дней». Они вышли под заголовком «Мюнхгаузен из деревни Уйма». Эти публикации способствовали изданию первой отдельной книги, которая вышла в Архангельске (1938).
В 1939 году Степана Писахова принимают в Союз писателей. Вскоре после этого публикуется и вторая книга (1940). В две книги Степана Писахова всего вошло 86 сказок.
В 1939 году Степана Писахова принимают в Союз писателей. Вскоре после этого публикуется и вторая книга (1940). В две книги Степана Писахова всего вошло 86 сказок.
Годы Великой Отечественной войны Писахов проводит в Архангельске. Писатель посещает госпитали и рассказывает сказки. После войны Писахов отдает в издательство Архангельска рукопись, состоящую из ста сказок. Только спустя два года из всех сказок отобрали лишь девять для публикации отдельной книгой (1949).
Годы Великой Отечественной войны Писахов проводит в Архангельске. Писатель посещает госпитали и рассказывает сказки. После войны Писахов отдает в издательство Архангельска рукопись, состоящую из ста сказок. Только спустя два года из всех сказок отобрали лишь девять для публикации отдельной книгой (1949).
По сказкам Писахова созданы замечательные мультфильмы «Не любо — не слушай» и «Смех и горе у Бела моря».
По сказкам Писахова созданы замечательные мультфильмы «Не любо — не слушай» и «Смех и горе у Бела моря».
В 1957 году в издательстве «Советский писатель» появляется первая книга Писахова «Сказки», выпущенная в Москве.
В 1957 году в издательстве «Советский писатель» появляется первая книга Писахова «Сказки», выпущенная в Москве.
Восьмидесятилетие со дня рождения сказочника широко празднуют в Архангельске. Степан Григорьевич не раз шутил, что собирается отметить не только вековой юбилей, но и обязательно дожить до 2000 года. Об этом рассказывает его последняя сказка в письмах 1959 года.
Восьмидесятилетие со дня рождения сказочника широко празднуют в Архангельске. Степан Григорьевич не раз шутил, что собирается отметить не только вековой юбилей, но и обязательно дожить до 2000 года. Об этом рассказывает его последняя сказка в письмах 1959 года.
Образ Степана Писахова самобытен: добрый седой старичок с длинными усами, на голове — шляпа, а в руках — трость, похожий то ли на домовика, то ли на какого-то другого волшебного персонажа. Таким чудаковатым он запечатлен в памятнике на улице Чумбарово-Лучинского в Архангельске. Так описывает его Г. Суфтин: «Сидит в удобном кресле, седой-седой, будто светится весь. Усы длинные, пушистые, брови взъерошенные, сердитые, а глаза лучатся хитринкой, лукавинкой, в бороде прячется добрая усмешка».
Образ Степана Писахова самобытен: добрый седой старичок с длинными усами, на голове — шляпа, а в руках — трость, похожий то ли на домовика, то ли на какого-то другого волшебного персонажа. Таким чудаковатым он запечатлен в памятнике на улице Чумбарово-Лучинского в Архангельске. Так описывает его Г. Суфтин: «Сидит в удобном кресле, седой-седой, будто светится весь. Усы длинные, пушистые, брови взъерошенные, сердитые, а глаза лучатся хитринкой, лукавинкой, в бороде прячется добрая усмешка».
Почти не сохранилось никаких воспоминаний о молодом Писахове, о его восприятии сложного исторического периода революционной ломки старых, патриархальных устоев, когда единственным способом выжить становится «маска» старичка-сказочника. Драматизм положения и переживаний писателя можно почувствовать, прочитав его письма: «Время не ждет, стукнуло 65. Была собрана юбилейная комиссия. Надо было подписать прошение в Москву о разрешении провести юбилей. Кому надо было подписать… — отменил. Просто запретил! И всё. Даже учительской пенсии нет, даже возрастной нет. Живу перевертываюсь… Порой хочется жить... На мне одежда расползается. Пальто донашиваю отцовское!… А я еще тяну, все еще как-то нахожу возможность оплатить обед, штопать одежду, утешаюсь мыслями: вычеркнуть юбилей смогли — вычеркнуть меня из существования могут. Вычеркнуть мои работы — картины, сказки… Врут-с! Не вычеркнуть!»
Почти не сохранилось никаких воспоминаний о молодом Писахове, о его восприятии сложного исторического периода революционной ломки старых, патриархальных устоев, когда единственным способом выжить становится «маска» старичка-сказочника. Драматизм положения и переживаний писателя можно почувствовать, прочитав его письма: «Время не ждет, стукнуло 65. Была собрана юбилейная комиссия. Надо было подписать прошение в Москву о разрешении провести юбилей. Кому надо было подписать… — отменил. Просто запретил! И всё. Даже учительской пенсии нет, даже возрастной нет. Живу перевертываюсь… Порой хочется жить... На мне одежда расползается. Пальто донашиваю отцовское!… А я еще тяну, все еще как-то нахожу возможность оплатить обед, штопать одежду, утешаюсь мыслями: вычеркнуть юбилей смогли — вычеркнуть меня из существования могут. Вычеркнуть мои работы — картины, сказки… Врут-с! Не вычеркнуть!»
Некоторые называют художника и сказочника «исторической достопримечательностью», другие — «патриархом северной литературы», но наиболее точного определения, чем «северный Хармс», не придумать. Талантливый, мудрый человек и его искалеченная беспощадным временем судьба.
Некоторые называют художника и сказочника «исторической достопримечательностью», другие — «патриархом северной литературы», но наиболее точного определения, чем «северный Хармс», не придумать. Талантливый, мудрый человек и его искалеченная беспощадным временем судьба.
3 мая 1960 года Степан Писахов скончался. Похоронен на Ильинском кладбище в Архангельске.
3 мая 1960 года Степан Писахов скончался. Похоронен на Ильинском кладбище в Архангельске.
Удивительный сказочник Степан Григорьевич Писахов продолжает очаровывать читателей архангельским говором, живой и яркой северной речью, неуемной фантазией. Поэтическим памятником о «словесном колдуне» Писахове стали строчки архангельского поэта В. Бедного:  
Удивительный сказочник Степан Григорьевич Писахов продолжает очаровывать читателей архангельским говором, живой и яркой северной речью, неуемной фантазией. Поэтическим памятником о «словесном колдуне» Писахове стали строчки архангельского поэта В. Бедного:  
Он в старом корабле летал
 
  Не по волнам, а в поднебесье,
 
    Слагал «мороженые песни» —
{{цитата|автор=|Он в старом корабле летал|Не по волнам, а в поднебесье,|Слагал «мороженые песни» —|и Север в сказках расцветал!}}
и Север в сказках расцветал!


==Степан Писахов / Книги==
==Степан Писахов / Книги==

Навигация