44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Анатолий Рыбаков |Портрет = Anatolij-Rybakov.jpg |…») |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 26: | Строка 26: | ||
Настоящее имя Анатолия Рыбакова — Анатолий Наумович Аронов. В автобиографии писатель местом рождения указывал Чернигов, но другие источники утверждают, что он родился в селе Держановка Черниговской губернии. Его дедушка держал москательную лавку, был старостой синагоги. Отец — инженер-технолог, служил у помещика, управлял его винокуренными заводами. Мать увлекалась музыкой, хорошо пела. После революции отец был председателем уездного совнаркома в небольшом посёлке Сновск. Впоследствии Анатолий Рыбаков изобразил его в повести «Кортик» и романе «Тяжёлый песок». | Настоящее имя Анатолия Рыбакова — Анатолий Наумович Аронов. В автобиографии писатель местом рождения указывал Чернигов, но другие источники утверждают, что он родился в селе Держановка Черниговской губернии. Его дедушка держал москательную лавку, был старостой синагоги. Отец — инженер-технолог, служил у помещика, управлял его винокуренными заводами. Мать увлекалась музыкой, хорошо пела. После революции отец был председателем уездного совнаркома в небольшом посёлке Сновск. Впоследствии Анатолий Рыбаков изобразил его в повести «Кортик» и романе «Тяжёлый песок». | ||
Летом 1919 года Ароновы переехали в Москву. Писатель вспоминал, что ехали почти месяц, воинскими эшелонами, через охваченную гражданской войной Россию. В Москве поселились на Арбате, в доме, где размещался знаменитый кинотеатр «Арбатский Арс». Несколько лет Рыбаков учился в бывшей гимназии Хвостовых, а завершил школьное образование в опытно-показательной школе-коммуне имени Лепешинского. Писатель вспоминал, что школа учила искусству коллективизма, подлинной дружбе, искренности взаимоотношений. Ребята несли патрульную службу на улицах, работали в столярных, слесарных и переплётных мастерских. Семья Ароновых обладала обширной, хорошо подобранной домашней библиотекой и к шестнадцати годам Анатолий прочитал всё лучшее в русской и мировой классике. Любимыми писателями навсегда остались А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, О. Бальзак. | Летом 1919 года Ароновы переехали в Москву. Писатель вспоминал, что ехали почти месяц, воинскими эшелонами, через охваченную гражданской войной Россию. В Москве поселились на Арбате, в доме, где размещался знаменитый кинотеатр «Арбатский Арс». Несколько лет Рыбаков учился в бывшей гимназии Хвостовых, а завершил школьное образование в опытно-показательной школе-коммуне имени Лепешинского. Писатель вспоминал, что школа учила искусству коллективизма, подлинной дружбе, искренности взаимоотношений. Ребята несли патрульную службу на улицах, работали в столярных, слесарных и переплётных мастерских. Семья Ароновых обладала обширной, хорошо подобранной домашней библиотекой и к шестнадцати годам Анатолий прочитал всё лучшее в русской и мировой классике. Любимыми писателями навсегда остались А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, О. Бальзак. | ||
После окончания школы юноша устроился на работу. Он трудился грузчиком на Дорогомиловском химическом заводе имени М. Фрунзе, там же научился водить грузовую машину. | После окончания школы юноша устроился на работу. Он трудился грузчиком на Дорогомиловском химическом заводе имени М. Фрунзе, там же научился водить грузовую машину. | ||
Заработав производственный стаж, осенью 1930 года Анатолий стал студентом автодорожного факультета Транспортно-экономического института (вскоре он слился с Московским институтом инженеров транспорта). На последнем курсе он был избран членом редколлегии стенной газеты. Анатолий считал, что газета невыразительна и однообразна, поэтому предложил писать шутливые эпиграммы в стихах, выпускать стенгазету без передовой статьи. Руководство института восприняло это новшество как «вылазку врага». Вскоре он был арестован и осужден на три года по статье 58-10 — контрреволюционная агитация и пропаганда, в том числе за распространение завещания Ленина. | Заработав производственный стаж, осенью 1930 года Анатолий стал студентом автодорожного факультета Транспортно-экономического института (вскоре он слился с Московским институтом инженеров транспорта). На последнем курсе он был избран членом редколлегии стенной газеты. Анатолий считал, что газета невыразительна и однообразна, поэтому предложил писать шутливые эпиграммы в стихах, выпускать стенгазету без передовой статьи. Руководство института восприняло это новшество как «вылазку врага». Вскоре он был арестован и осужден на три года по статье 58-10 — контрреволюционная агитация и пропаганда, в том числе за распространение завещания Ленина. | ||
После отбывания наказания Аронов не смог вернуться в Москву, так как не имел права жить в городах с паспортным режимом. Будущий писатель скитался по стране, работал грузчиком, механиком, рабочим в геологических партиях, слесарем. Несколько лет Анатолий жил в Рязани, был главным инженером областного управления автотранспорта. Он показал себя хорошим организатором производства. Через много лет этот свой опыт писатель сумел хорошо показать в романе «Водители». | После отбывания наказания Аронов не смог вернуться в Москву, так как не имел права жить в городах с паспортным режимом. Будущий писатель скитался по стране, работал грузчиком, механиком, рабочим в геологических партиях, слесарем. Несколько лет Анатолий жил в Рязани, был главным инженером областного управления автотранспорта. Он показал себя хорошим организатором производства. Через много лет этот свой опыт писатель сумел хорошо показать в романе «Водители». | ||
В конце тридцатых годов Анатолий Аронов начал писать воспоминания о детстве, небольшие лирические рассказы. Писал без определённой цели, для себя, публиковать не планировал. В 1941 году он ушёл на фронт и прекратил свои литературные упражнения. Аронов служил в автомобильных частях, принимал участие в обороне Москвы и штурме Берлина. Войну закончил в звании гвардии инженер-майора, занимая должность начальника автослужбы 4-го Гвардейского стрелкового корпуса. За проявленное мужество и героизм Анатолию Наумовичу отменили судимость, а в 1960 году он был полностью реабилитирован. | В конце тридцатых годов Анатолий Аронов начал писать воспоминания о детстве, небольшие лирические рассказы. Писал без определённой цели, для себя, публиковать не планировал. В 1941 году он ушёл на фронт и прекратил свои литературные упражнения. Аронов служил в автомобильных частях, принимал участие в обороне Москвы и штурме Берлина. Войну закончил в звании гвардии инженер-майора, занимая должность начальника автослужбы 4-го Гвардейского стрелкового корпуса. За проявленное мужество и героизм Анатолию Наумовичу отменили судимость, а в 1960 году он был полностью реабилитирован. | ||
В июле 1946 года Анатолий Аронов вернулся в Москву. Ему исполнилось тридцать пять лет, нужно было решать, чем заниматься в мирной жизни. Анатолий Наумович перечитал свои литературные заметки и решил объединить их в повесть о детстве своего поколения. Так возник замысел «Кортика». В 1948 году «Кортик» вышел в свет, в качестве творческого псевдонима начинающий писатель взял фамилию матери. Знание реальной жизни и придуманная тайна принесли успех начинающему писателю. Повесть восторженно встретили читатели, о ней хорошо отозвалась критика. | В июле 1946 года Анатолий Аронов вернулся в Москву. Ему исполнилось тридцать пять лет, нужно было решать, чем заниматься в мирной жизни. Анатолий Наумович перечитал свои литературные заметки и решил объединить их в повесть о детстве своего поколения. Так возник замысел «Кортика». В 1948 году «Кортик» вышел в свет, в качестве творческого псевдонима начинающий писатель взял фамилию матери. Знание реальной жизни и придуманная тайна принесли успех начинающему писателю. Повесть восторженно встретили читатели, о ней хорошо отозвалась критика. | ||
Работая над «Кортиком», писатель задумал написать книгу для взрослых. Роман получил название «Водители» и был посвящён друзьям и коллегам по шофёрскому прошлому. Написанная по канонам «производственного» романа, книга была отмечена Сталинской премией в области литературы и искусства. | Работая над «Кортиком», писатель задумал написать книгу для взрослых. Роман получил название «Водители» и был посвящён друзьям и коллегам по шофёрскому прошлому. Написанная по канонам «производственного» романа, книга была отмечена Сталинской премией в области литературы и искусства. | ||
В 1955 году увидел свет роман о речниках — «Екатерина Воронина». Писатель вспоминал, что затратил много времени на написание книги: провёл на Волге две навигации, подолгу жил в портах, прочитал много специальной литературы. | В 1955 году увидел свет роман о речниках — «Екатерина Воронина». Писатель вспоминал, что затратил много времени на написание книги: провёл на Волге две навигации, подолгу жил в портах, прочитал много специальной литературы. | ||
Вскоре Рыбаков снова вернулся к детству и за несколько месяцев написал повесть «Бронзовая птица» — продолжение приключений героев «Кортика». Весь опыт арбатского детства, память о друзьях-товарищах по двору и по пионерскому отряду вложил писатель в эти две первые свои детские книги. «Выстрел» — третья повесть трилогии, была написана почти через тридцать лет после «Кортика». Герои повести — те же мальчишки и девчонки, но уже взрослые. Сам Анатолий Рыбаков о своей трилогии писал: «Мои книги — это история моего поколения. Это история храбрых, честных, прямодушных «детей революции». | Вскоре Рыбаков снова вернулся к детству и за несколько месяцев написал повесть «Бронзовая птица» — продолжение приключений героев «Кортика». Весь опыт арбатского детства, память о друзьях-товарищах по двору и по пионерскому отряду вложил писатель в эти две первые свои детские книги. «Выстрел» — третья повесть трилогии, была написана почти через тридцать лет после «Кортика». Герои повести — те же мальчишки и девчонки, но уже взрослые. Сам Анатолий Рыбаков о своей трилогии писал: «Мои книги — это история моего поколения. Это история храбрых, честных, прямодушных «детей революции». | ||
В конце 60-х годов прошлого века писатель задумал написать книгу о современных подростках. В 1960 году увидела свет первая повесть из подростковой трилогии о Сергее Крашенинникове — «Приключения Кроша». Героя отличает честность, стремление к справедливости, чувство собственного достоинства. За «Приключениями Кроша» последовало продолжение — «Каникулы Кроша», где герой повести снова проявляет свои лучшие качества. Последняя часть трилогии — «Неизвестный солдат» вышла в 1971 году. По мнению литературных критиков, в трилогии о Кроше Рыбаков продемонстрировал огромный талант писателя приключенческого жанра. | В конце 60-х годов прошлого века писатель задумал написать книгу о современных подростках. В 1960 году увидела свет первая повесть из подростковой трилогии о Сергее Крашенинникове — «Приключения Кроша». Героя отличает честность, стремление к справедливости, чувство собственного достоинства. За «Приключениями Кроша» последовало продолжение — «Каникулы Кроша», где герой повести снова проявляет свои лучшие качества. Последняя часть трилогии — «Неизвестный солдат» вышла в 1971 году. По мнению литературных критиков, в трилогии о Кроше Рыбаков продемонстрировал огромный талант писателя приключенческого жанра. | ||
В 1988 году Анатолий Рыбаков написал киносценарий, по которому был снят фильм «Воскресенье, половина седьмого». Это история взрослого, ставшего юристом Кроша. Его твёрдость и желание добиться истины помогают раскрыть преступление. | В 1988 году Анатолий Рыбаков написал киносценарий, по которому был снят фильм «Воскресенье, половина седьмого». Это история взрослого, ставшего юристом Кроша. Его твёрдость и желание добиться истины помогают раскрыть преступление. | ||
Событием в литературной жизни страны стал роман «Тяжёлый песок», который увидел свет в 1978 году. Роман рассказывает о жизни еврейской семьи, в размеренную и достойную жизнь которой ворвался фашистский «новый порядок». Этот роман о трагедии холокоста пользовался большой популярностью, был издан в 26 странах. Наиболее полный анализ произведения был дан в статьях писателя, лауреата Нобелевской премии мира, Эли Визеля, опубликованных во французских и американских газетах. Роман был экранизирован, премьера состоялась в октябре 2008 года. | Событием в литературной жизни страны стал роман «Тяжёлый песок», который увидел свет в 1978 году. Роман рассказывает о жизни еврейской семьи, в размеренную и достойную жизнь которой ворвался фашистский «новый порядок». Этот роман о трагедии холокоста пользовался большой популярностью, был издан в 26 странах. Наиболее полный анализ произведения был дан в статьях писателя, лауреата Нобелевской премии мира, Эли Визеля, опубликованных во французских и американских газетах. Роман был экранизирован, премьера состоялась в октябре 2008 года. | ||
Самую большую известность Анатолию Рыбакову принёс роман «Дети Арбата». Писатель начал работать над ним ещё в конце 1950-х годов. Полностью роман был закончен только в 1982 году, а опубликован в 1987 году. Роман автобиографичен, основан на личных переживаниях, а в образе главного героя Саши Панкратова немало реалий судьбы самого писателя. Публикация «Детей Арбата» стала одним из важнейших событий общественно-политической жизни СССР, способствовала огромным сдвигам в общественном сознании страны. | Самую большую известность Анатолию Рыбакову принёс роман «Дети Арбата». Писатель начал работать над ним ещё в конце 1950-х годов. Полностью роман был закончен только в 1982 году, а опубликован в 1987 году. Роман автобиографичен, основан на личных переживаниях, а в образе главного героя Саши Панкратова немало реалий судьбы самого писателя. Публикация «Детей Арбата» стала одним из важнейших событий общественно-политической жизни СССР, способствовала огромным сдвигам в общественном сознании страны. | ||
В 1988 году журнал «Дружба народов» опубликовал продолжение романа под названием «Тридцать пятый и другие годы». В последующих изданиях вторая книга трилогии издавалась под названием «Страх». В 1994 году московское издательство «Терра» издало последнюю часть трилогии — «Прах и пепел». В этих многоплановых психологических романах писатель воссоздает судьбы поколения 1930-х годов, даёт яркую картину советского общества в эпоху сталинских репрессий. | В 1988 году журнал «Дружба народов» опубликовал продолжение романа под названием «Тридцать пятый и другие годы». В последующих изданиях вторая книга трилогии издавалась под названием «Страх». В 1994 году московское издательство «Терра» издало последнюю часть трилогии — «Прах и пепел». В этих многоплановых психологических романах писатель воссоздает судьбы поколения 1930-х годов, даёт яркую картину советского общества в эпоху сталинских репрессий. | ||
В 1995 году было издано собрание сочинений писателя в семи томах, куда вошли трилогии «Кортик», «Приключения Кроша», «Дети Арбата», а также романы «Тяжёлый песок», «Екатерина Воронина», «Лето в Сосновке». В 1997 году московское издательство «Вагриус» издало автобиографический «Роман-воспоминание», который вызвал большой интерес читающей публики. | В 1995 году было издано собрание сочинений писателя в семи томах, куда вошли трилогии «Кортик», «Приключения Кроша», «Дети Арбата», а также романы «Тяжёлый песок», «Екатерина Воронина», «Лето в Сосновке». В 1997 году московское издательство «Вагриус» издало автобиографический «Роман-воспоминание», который вызвал большой интерес читающей публики. | ||
В своих последних интервью писатель говорил о том, что начал писать новую книгу, раскрыл некоторые детали сюжета. К сожалению, роман не был завершён. | В своих последних интервью писатель говорил о том, что начал писать новую книгу, раскрыл некоторые детали сюжета. К сожалению, роман не был завершён. | ||
Произведения Анатолия Наумовича Рыбакова изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров. Его повести для детей, полные тайны, романтики, захватывающих приключений интересны современным подросткам, они активно переиздаются. | Произведения Анатолия Наумовича Рыбакова изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров. Его повести для детей, полные тайны, романтики, захватывающих приключений интересны современным подросткам, они активно переиздаются. | ||
По книгам Анатолия Рыбакова сняты художественные фильмы, он является автором сценариев большинства из них. По романам «Дети Арбата» и «Тяжёлый песок» были сняты телесериалы уже после смерти писателя. | По книгам Анатолия Рыбакова сняты художественные фильмы, он является автором сценариев большинства из них. По романам «Дети Арбата» и «Тяжёлый песок» были сняты телесериалы уже после смерти писателя. | ||
В 2006 году известный кинорежиссёр-документалист Марина Голдовская сняла фильм «Анатолий Рыбаков. Послесловие». Фильм состоит из трёх частей. Первая из них посвящена роману «Дети Арбата». Вторая часть фильма рассказывает о романе «Тяжёлый песок», в свое время прервавшем молчание о холокосте. Также в фильм вошли последние интервью писателя, данные им в Москве, Переделкине и Нью-Йорке. | В 2006 году известный кинорежиссёр-документалист Марина Голдовская сняла фильм «Анатолий Рыбаков. Послесловие». Фильм состоит из трёх частей. Первая из них посвящена роману «Дети Арбата». Вторая часть фильма рассказывает о романе «Тяжёлый песок», в свое время прервавшем молчание о холокосте. Также в фильм вошли последние интервью писателя, данные им в Москве, Переделкине и Нью-Йорке. | ||
Одновременно с литературным творчеством Рыбаков вёл активную общественную деятельность. Несколько лет он работал секретарём правления Союза писателей СССР, был почётным доктором философии Тель-Авивского университета. С 1989 по 1991 год Анатолий Наумович был президентом советского ПЕН-центра. | Одновременно с литературным творчеством Рыбаков вёл активную общественную деятельность. Несколько лет он работал секретарём правления Союза писателей СССР, был почётным доктором философии Тель-Авивского университета. С 1989 по 1991 год Анатолий Наумович был президентом советского ПЕН-центра. | ||
Анатолий Наумович Рыбаков умер 23 декабря 1998 года в Нью-Йорке. Писатель похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. | Анатолий Наумович Рыбаков умер 23 декабря 1998 года в Нью-Йорке. Писатель похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. | ||