Рыбаков Анатолий Наумович: различия между версиями

(Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Анатолий Рыбаков |Портрет = Anatolij-Rybakov.jpg |…»)
 
Строка 26: Строка 26:


Настоящее имя Анатолия Рыбакова — Анатолий Наумович Аронов. В автобиографии писатель местом рождения указывал Чернигов, но другие источники утверждают, что он родился в селе Держановка Черниговской губернии. Его дедушка держал москательную лавку, был старостой синагоги. Отец — инженер-технолог, служил у помещика, управлял его винокуренными заводами. Мать увлекалась музыкой, хорошо пела. После революции отец был председателем уездного совнаркома в небольшом посёлке Сновск. Впоследствии Анатолий Рыбаков изобразил его в повести «Кортик» и романе «Тяжёлый песок».
Настоящее имя Анатолия Рыбакова — Анатолий Наумович Аронов. В автобиографии писатель местом рождения указывал Чернигов, но другие источники утверждают, что он родился в селе Держановка Черниговской губернии. Его дедушка держал москательную лавку, был старостой синагоги. Отец — инженер-технолог, служил у помещика, управлял его винокуренными заводами. Мать увлекалась музыкой, хорошо пела. После революции отец был председателем уездного совнаркома в небольшом посёлке Сновск. Впоследствии Анатолий Рыбаков изобразил его в повести «Кортик» и романе «Тяжёлый песок».
Летом 1919 года Ароновы переехали в Москву. Писатель вспоминал, что ехали почти месяц, воинскими эшелонами, через охваченную гражданской войной Россию. В Москве поселились на Арбате, в доме, где размещался знаменитый кинотеатр «Арбатский Арс». Несколько лет Рыбаков учился в бывшей гимназии Хвостовых, а завершил школьное образование в опытно-показательной школе-коммуне имени Лепешинского. Писатель вспоминал, что школа учила искусству коллективизма, подлинной дружбе, искренности взаимоотношений. Ребята несли патрульную службу на улицах, работали в столярных, слесарных и переплётных мастерских. Семья Ароновых обладала обширной, хорошо подобранной домашней библиотекой и к шестнадцати годам Анатолий прочитал всё лучшее в русской и мировой классике. Любимыми писателями навсегда остались А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, О. Бальзак.
Летом 1919 года Ароновы переехали в Москву. Писатель вспоминал, что ехали почти месяц, воинскими эшелонами, через охваченную гражданской войной Россию. В Москве поселились на Арбате, в доме, где размещался знаменитый кинотеатр «Арбатский Арс». Несколько лет Рыбаков учился в бывшей гимназии Хвостовых, а завершил школьное образование в опытно-показательной школе-коммуне имени Лепешинского. Писатель вспоминал, что школа учила искусству коллективизма, подлинной дружбе, искренности взаимоотношений. Ребята несли патрульную службу на улицах, работали в столярных, слесарных и переплётных мастерских. Семья Ароновых обладала обширной, хорошо подобранной домашней библиотекой и к шестнадцати годам Анатолий прочитал всё лучшее в русской и мировой классике. Любимыми писателями навсегда остались А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, О. Бальзак.
После окончания школы юноша устроился на работу. Он трудился грузчиком на Дорогомиловском химическом заводе имени М. Фрунзе, там же научился водить грузовую машину.
После окончания школы юноша устроился на работу. Он трудился грузчиком на Дорогомиловском химическом заводе имени М. Фрунзе, там же научился водить грузовую машину.
Заработав производственный стаж, осенью 1930 года Анатолий стал студентом автодорожного факультета Транспортно-экономического института (вскоре он слился с Московским институтом инженеров транспорта). На последнем курсе он был избран членом редколлегии стенной газеты. Анатолий считал, что газета невыразительна и однообразна, поэтому предложил писать шутливые эпиграммы в стихах, выпускать стенгазету без передовой статьи. Руководство института восприняло это новшество как «вылазку врага». Вскоре он был арестован и осужден на три года по статье 58-10 — контрреволюционная агитация и пропаганда, в том числе за распространение завещания Ленина.
Заработав производственный стаж, осенью 1930 года Анатолий стал студентом автодорожного факультета Транспортно-экономического института (вскоре он слился с Московским институтом инженеров транспорта). На последнем курсе он был избран членом редколлегии стенной газеты. Анатолий считал, что газета невыразительна и однообразна, поэтому предложил писать шутливые эпиграммы в стихах, выпускать стенгазету без передовой статьи. Руководство института восприняло это новшество как «вылазку врага». Вскоре он был арестован и осужден на три года по статье 58-10 — контрреволюционная агитация и пропаганда, в том числе за распространение завещания Ленина.
После отбывания наказания Аронов не смог вернуться в Москву, так как не имел права жить в городах с паспортным режимом. Будущий писатель скитался по стране, работал грузчиком, механиком, рабочим в геологических партиях, слесарем. Несколько лет Анатолий жил в Рязани, был главным инженером областного управления автотранспорта. Он показал себя хорошим организатором производства. Через много лет этот свой опыт писатель сумел хорошо показать в романе «Водители».
После отбывания наказания Аронов не смог вернуться в Москву, так как не имел права жить в городах с паспортным режимом. Будущий писатель скитался по стране, работал грузчиком, механиком, рабочим в геологических партиях, слесарем. Несколько лет Анатолий жил в Рязани, был главным инженером областного управления автотранспорта. Он показал себя хорошим организатором производства. Через много лет этот свой опыт писатель сумел хорошо показать в романе «Водители».
В конце тридцатых годов Анатолий Аронов начал писать воспоминания о детстве, небольшие лирические рассказы. Писал без определённой цели, для себя, публиковать не планировал. В 1941 году он ушёл на фронт и прекратил свои литературные упражнения. Аронов служил в автомобильных частях, принимал участие в обороне Москвы и штурме Берлина. Войну закончил в звании гвардии инженер-майора, занимая должность начальника автослужбы 4-го Гвардейского стрелкового корпуса. За проявленное мужество и героизм Анатолию Наумовичу отменили судимость, а в 1960 году он был полностью реабилитирован.
В конце тридцатых годов Анатолий Аронов начал писать воспоминания о детстве, небольшие лирические рассказы. Писал без определённой цели, для себя, публиковать не планировал. В 1941 году он ушёл на фронт и прекратил свои литературные упражнения. Аронов служил в автомобильных частях, принимал участие в обороне Москвы и штурме Берлина. Войну закончил в звании гвардии инженер-майора, занимая должность начальника автослужбы 4-го Гвардейского стрелкового корпуса. За проявленное мужество и героизм Анатолию Наумовичу отменили судимость, а в 1960 году он был полностью реабилитирован.
В июле 1946 года Анатолий Аронов вернулся в Москву. Ему исполнилось тридцать пять лет, нужно было решать, чем заниматься в мирной жизни. Анатолий Наумович перечитал свои литературные заметки и решил объединить их в повесть о детстве своего поколения. Так возник замысел «Кортика». В 1948 году «Кортик» вышел в свет, в качестве творческого псевдонима начинающий писатель взял фамилию матери. Знание реальной жизни и придуманная тайна принесли успех начинающему писателю. Повесть восторженно встретили читатели, о ней хорошо отозвалась критика.
В июле 1946 года Анатолий Аронов вернулся в Москву. Ему исполнилось тридцать пять лет, нужно было решать, чем заниматься в мирной жизни. Анатолий Наумович перечитал свои литературные заметки и решил объединить их в повесть о детстве своего поколения. Так возник замысел «Кортика». В 1948 году «Кортик» вышел в свет, в качестве творческого псевдонима начинающий писатель взял фамилию матери. Знание реальной жизни и придуманная тайна принесли успех начинающему писателю. Повесть восторженно встретили читатели, о ней хорошо отозвалась критика.
Работая над «Кортиком», писатель задумал написать книгу для взрослых. Роман получил название «Водители» и был посвящён друзьям и коллегам по шофёрскому прошлому. Написанная по канонам «производственного» романа, книга была отмечена Сталинской премией в области литературы и искусства.
Работая над «Кортиком», писатель задумал написать книгу для взрослых. Роман получил название «Водители» и был посвящён друзьям и коллегам по шофёрскому прошлому. Написанная по канонам «производственного» романа, книга была отмечена Сталинской премией в области литературы и искусства.
В 1955 году увидел свет роман о речниках — «Екатерина Воронина». Писатель вспоминал, что затратил много времени на написание книги: провёл на Волге две навигации, подолгу жил в портах, прочитал много специальной литературы.
В 1955 году увидел свет роман о речниках — «Екатерина Воронина». Писатель вспоминал, что затратил много времени на написание книги: провёл на Волге две навигации, подолгу жил в портах, прочитал много специальной литературы.
Вскоре Рыбаков снова вернулся к детству и за несколько месяцев написал повесть «Бронзовая птица» — продолжение приключений героев «Кортика». Весь опыт арбатского детства, память о друзьях-товарищах по двору и по пионерскому отряду вложил писатель в эти две первые свои детские книги. «Выстрел» — третья повесть трилогии, была написана почти через тридцать лет после «Кортика». Герои повести — те же мальчишки и девчонки, но уже взрослые. Сам Анатолий Рыбаков о своей трилогии писал: «Мои книги — это история моего поколения. Это история храбрых, честных, прямодушных «детей революции».
Вскоре Рыбаков снова вернулся к детству и за несколько месяцев написал повесть «Бронзовая птица» — продолжение приключений героев «Кортика». Весь опыт арбатского детства, память о друзьях-товарищах по двору и по пионерскому отряду вложил писатель в эти две первые свои детские книги. «Выстрел» — третья повесть трилогии, была написана почти через тридцать лет после «Кортика». Герои повести — те же мальчишки и девчонки, но уже взрослые. Сам Анатолий Рыбаков о своей трилогии писал: «Мои книги — это история моего поколения. Это история храбрых, честных, прямодушных «детей революции».
В конце 60-х годов прошлого века писатель задумал написать книгу о современных подростках. В 1960 году увидела свет первая повесть из подростковой трилогии о Сергее Крашенинникове — «Приключения Кроша». Героя отличает честность, стремление к справедливости, чувство собственного достоинства. За «Приключениями Кроша» последовало продолжение — «Каникулы Кроша», где герой повести снова проявляет свои лучшие качества. Последняя часть трилогии — «Неизвестный солдат» вышла в 1971 году. По мнению литературных критиков, в трилогии о Кроше Рыбаков продемонстрировал огромный талант писателя приключенческого жанра.
В конце 60-х годов прошлого века писатель задумал написать книгу о современных подростках. В 1960 году увидела свет первая повесть из подростковой трилогии о Сергее Крашенинникове — «Приключения Кроша». Героя отличает честность, стремление к справедливости, чувство собственного достоинства. За «Приключениями Кроша» последовало продолжение — «Каникулы Кроша», где герой повести снова проявляет свои лучшие качества. Последняя часть трилогии — «Неизвестный солдат» вышла в 1971 году. По мнению литературных критиков, в трилогии о Кроше Рыбаков продемонстрировал огромный талант писателя приключенческого жанра.
В 1988 году Анатолий Рыбаков написал киносценарий, по которому был снят фильм «Воскресенье, половина седьмого». Это история взрослого, ставшего юристом Кроша. Его твёрдость и желание добиться истины помогают раскрыть преступление.
В 1988 году Анатолий Рыбаков написал киносценарий, по которому был снят фильм «Воскресенье, половина седьмого». Это история взрослого, ставшего юристом Кроша. Его твёрдость и желание добиться истины помогают раскрыть преступление.
Событием в литературной жизни страны стал роман «Тяжёлый песок», который увидел свет в 1978 году. Роман рассказывает о жизни еврейской семьи, в размеренную и достойную жизнь которой ворвался фашистский «новый порядок». Этот роман о трагедии холокоста пользовался большой популярностью, был издан в 26 странах. Наиболее полный анализ произведения был дан в статьях писателя, лауреата Нобелевской премии мира, Эли Визеля, опубликованных во французских и американских газетах. Роман был экранизирован, премьера состоялась в октябре 2008 года.
Событием в литературной жизни страны стал роман «Тяжёлый песок», который увидел свет в 1978 году. Роман рассказывает о жизни еврейской семьи, в размеренную и достойную жизнь которой ворвался фашистский «новый порядок». Этот роман о трагедии холокоста пользовался большой популярностью, был издан в 26 странах. Наиболее полный анализ произведения был дан в статьях писателя, лауреата Нобелевской премии мира, Эли Визеля, опубликованных во французских и американских газетах. Роман был экранизирован, премьера состоялась в октябре 2008 года.
Самую большую известность Анатолию Рыбакову принёс роман «Дети Арбата». Писатель начал работать над ним ещё в конце 1950-х годов. Полностью роман был закончен только в 1982 году, а опубликован в 1987 году. Роман автобиографичен, основан на личных переживаниях, а в образе главного героя Саши Панкратова немало реалий судьбы самого писателя. Публикация «Детей Арбата» стала одним из важнейших событий общественно-политической жизни СССР, способствовала огромным сдвигам в общественном сознании страны.
Самую большую известность Анатолию Рыбакову принёс роман «Дети Арбата». Писатель начал работать над ним ещё в конце 1950-х годов. Полностью роман был закончен только в 1982 году, а опубликован в 1987 году. Роман автобиографичен, основан на личных переживаниях, а в образе главного героя Саши Панкратова немало реалий судьбы самого писателя. Публикация «Детей Арбата» стала одним из важнейших событий общественно-политической жизни СССР, способствовала огромным сдвигам в общественном сознании страны.
В 1988 году журнал «Дружба народов» опубликовал продолжение романа под названием «Тридцать пятый и другие годы». В последующих изданиях вторая книга трилогии издавалась под названием «Страх». В 1994 году московское издательство «Терра» издало последнюю часть трилогии — «Прах и пепел». В этих многоплановых психологических романах писатель воссоздает судьбы поколения 1930-х годов, даёт яркую картину советского общества в эпоху сталинских репрессий.
В 1988 году журнал «Дружба народов» опубликовал продолжение романа под названием «Тридцать пятый и другие годы». В последующих изданиях вторая книга трилогии издавалась под названием «Страх». В 1994 году московское издательство «Терра» издало последнюю часть трилогии — «Прах и пепел». В этих многоплановых психологических романах писатель воссоздает судьбы поколения 1930-х годов, даёт яркую картину советского общества в эпоху сталинских репрессий.
В 1995 году было издано собрание сочинений писателя в семи томах, куда вошли трилогии «Кортик», «Приключения Кроша», «Дети Арбата», а также романы «Тяжёлый песок», «Екатерина Воронина», «Лето в Сосновке». В 1997 году московское издательство «Вагриус» издало автобиографический «Роман-воспоминание», который вызвал большой интерес читающей публики.
В 1995 году было издано собрание сочинений писателя в семи томах, куда вошли трилогии «Кортик», «Приключения Кроша», «Дети Арбата», а также романы «Тяжёлый песок», «Екатерина Воронина», «Лето в Сосновке». В 1997 году московское издательство «Вагриус» издало автобиографический «Роман-воспоминание», который вызвал большой интерес читающей публики.
В своих последних интервью писатель говорил о том, что начал писать новую книгу, раскрыл некоторые детали сюжета. К сожалению, роман не был завершён.
В своих последних интервью писатель говорил о том, что начал писать новую книгу, раскрыл некоторые детали сюжета. К сожалению, роман не был завершён.
Произведения Анатолия Наумовича Рыбакова изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров. Его повести для детей, полные тайны, романтики, захватывающих приключений интересны современным подросткам, они активно переиздаются.
Произведения Анатолия Наумовича Рыбакова изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров. Его повести для детей, полные тайны, романтики, захватывающих приключений интересны современным подросткам, они активно переиздаются.
По книгам Анатолия Рыбакова сняты художественные фильмы, он является автором сценариев большинства из них. По романам «Дети Арбата» и «Тяжёлый песок» были сняты телесериалы уже после смерти писателя.
По книгам Анатолия Рыбакова сняты художественные фильмы, он является автором сценариев большинства из них. По романам «Дети Арбата» и «Тяжёлый песок» были сняты телесериалы уже после смерти писателя.
В 2006 году известный кинорежиссёр-документалист Марина Голдовская сняла фильм «Анатолий Рыбаков. Послесловие». Фильм состоит из трёх частей. Первая из них посвящена роману «Дети Арбата». Вторая часть фильма рассказывает о романе «Тяжёлый песок», в свое время прервавшем молчание о холокосте. Также в фильм вошли последние интервью писателя, данные им в Москве, Переделкине и Нью-Йорке.
В 2006 году известный кинорежиссёр-документалист Марина Голдовская сняла фильм «Анатолий Рыбаков. Послесловие». Фильм состоит из трёх частей. Первая из них посвящена роману «Дети Арбата». Вторая часть фильма рассказывает о романе «Тяжёлый песок», в свое время прервавшем молчание о холокосте. Также в фильм вошли последние интервью писателя, данные им в Москве, Переделкине и Нью-Йорке.
Одновременно с литературным творчеством Рыбаков вёл активную общественную деятельность. Несколько лет он работал секретарём правления Союза писателей СССР, был почётным доктором философии Тель-Авивского университета. С 1989 по 1991 год Анатолий Наумович был президентом советского ПЕН-центра.
Одновременно с литературным творчеством Рыбаков вёл активную общественную деятельность. Несколько лет он работал секретарём правления Союза писателей СССР, был почётным доктором философии Тель-Авивского университета. С 1989 по 1991 год Анатолий Наумович был президентом советского ПЕН-центра.
Анатолий Наумович Рыбаков умер 23 декабря 1998 года в Нью-Йорке. Писатель похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Анатолий Наумович Рыбаков умер 23 декабря 1998 года в Нью-Йорке. Писатель похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.