Паустовский Константин Георгиевич: различия между версиями

Строка 66: Строка 66:
Критики и издатели нередко относились к произведениям Паустовского настороженно. Например, попытка прозаика получить аванс под книгу о заливе Кара-Бугаз вызвала негодование директора «одного из издательств»: «замысел воспеть в романе слабительную соль» был воспринят как «безобразие» и назван «прямым издевательством и глумлением над народом и Советской властью» («Повесть о жизни»). «Примерным» советским писателем Паустовский действительно не был. Не противопоставляя себя властям, прозаик и не писал им славословий – старался, как вспоминает его падчерица Г. Арбузова, «держаться подальше от общественной жизни». Девизом писателя была строчка из стихотворения Р. Киплинга: «Останься прост, беседуя с царями, / Останься честен, говоря с толпой». В публицистике автор отстаивал не утилитарное, а эстетическое значение литературы. В 1936 году (статья «О детской литературе») прозаик, упомянув «умное и энергичное руководство в лице ЦК ВЛКСМ», впрямую выскажется против «упорного навязывания тем», напишет, что «каждый <...> советский писатель, берясь за любую тему, тем самым выполняет социальный заказ».
Критики и издатели нередко относились к произведениям Паустовского настороженно. Например, попытка прозаика получить аванс под книгу о заливе Кара-Бугаз вызвала негодование директора «одного из издательств»: «замысел воспеть в романе слабительную соль» был воспринят как «безобразие» и назван «прямым издевательством и глумлением над народом и Советской властью» («Повесть о жизни»). «Примерным» советским писателем Паустовский действительно не был. Не противопоставляя себя властям, прозаик и не писал им славословий – старался, как вспоминает его падчерица Г. Арбузова, «держаться подальше от общественной жизни». Девизом писателя была строчка из стихотворения Р. Киплинга: «Останься прост, беседуя с царями, / Останься честен, говоря с толпой». В публицистике автор отстаивал не утилитарное, а эстетическое значение литературы. В 1936 году (статья «О детской литературе») прозаик, упомянув «умное и энергичное руководство в лице ЦК ВЛКСМ», впрямую выскажется против «упорного навязывания тем», напишет, что «каждый <...> советский писатель, берясь за любую тему, тем самым выполняет социальный заказ».


Зимой 1923 года в Батуми Константин Паустовский познакомился с [[Фраерман Рувим Исаевич|Р. И. Фраерманом]], их дружба продолжалась на протяжении многих лет. В начале 30-х годов Паустовский вместе с друзьями Рувимом Фраерманом, Аркадием Гайдаром, редактором Детского издательства Иваном Халтуриным и менее известными, но талантливыми писателями Михаилом Лоскутовым и Александром Роскиным образуют литературный кружок. Собрания в квартире Фраермана именовались «Конотопами» (по названию маленького украинского городка) и постоянно пополнялись новыми друзьями и знакомыми Фраермана. Именно члены кружка первыми услышали фрагменты из «Голубой чашки» Гайдара и повести Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви», узнали замысел «Кара-Бугаза» Паустовского. Известно, что Гайдар написал юмористические стихотворения про участников и даже гимн общества, однако от стихотворений сохранились лишь фрагменты. В очерке «Рувим Фраерман» Паустовский вспоминает: «То были годы шумных споров, напряженной работы, нашей писательской молодости и, пожалуй, наибольших писательских дерзаний. Сюжеты, темы, выдумки и наблюдения бродили в нас, как молодое вино».
Зимой 1923 года в Батуми Константин Паустовский познакомился с [[Фраерман Рувим Исаевич|Р. И. Фраерманом]], их дружба продолжалась на протяжении многих лет. В начале 30-х годов Паустовский вместе с друзьями Рувимом Фраерманом, [[Гайдар Аркадий Петрович|Аркадием Гайдаром]], редактором Детского издательства Иваном Халтуриным и менее известными, но талантливыми писателями Михаилом Лоскутовым и Александром Роскиным образуют литературный кружок. Собрания в квартире Фраермана именовались «Конотопами» (по названию маленького украинского городка) и постоянно пополнялись новыми друзьями и знакомыми Фраермана. Именно члены кружка первыми услышали фрагменты из «Голубой чашки» Гайдара и повести Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви», узнали замысел «Кара-Бугаза» Паустовского. Известно, что Гайдар написал юмористические стихотворения про участников и даже гимн общества, однако от стихотворений сохранились лишь фрагменты. В очерке «Рувим Фраерман» Паустовский вспоминает: «То были годы шумных споров, напряженной работы, нашей писательской молодости и, пожалуй, наибольших писательских дерзаний. Сюжеты, темы, выдумки и наблюдения бродили в нас, как молодое вино».


С начала 1930-х  Паустовского все больше начинает притягивать «срединная Россия». Кроме того, автор все больше устает от жизни журналиста, нуждается в уединении и покое (в итоге в 1931 году уходит со службы). На протяжении более двух десятилетий (1930-е – начало 50-х) Паустовский приезжает в Мещёрский край (Рязанская область) и подолгу там живёт, останавливаясь в селе Солотча. Почти нетронутая людьми природа, общение с местными рыболовами и лесниками дают богатый материал для писательства. За «мещёрский период» создаются такие известные произведения писателя, как рассказы «Акварельные краски» и «Телеграмма», повесть «Мещёрская сторона» (1939). В Солотчу приезжали друзья, участники «Конотопа», бывал здесь и Андрей Платонов.  
С начала 1930-х  Паустовского все больше начинает притягивать «срединная Россия». Кроме того, автор все больше устает от жизни журналиста, нуждается в уединении и покое (в итоге в 1931 году уходит со службы). На протяжении более двух десятилетий (1930-е – начало 50-х) Паустовский приезжает в Мещёрский край (Рязанская область) и подолгу там живёт, останавливаясь в селе Солотча. Почти нетронутая людьми природа, общение с местными рыболовами и лесниками дают богатый материал для писательства. За «мещёрский период» создаются такие известные произведения писателя, как рассказы «Акварельные краски» и «Телеграмма», повесть «Мещёрская сторона» (1939). В Солотчу приезжали друзья, участники «Конотопа», бывал здесь и Андрей Платонов.  

Навигация