360
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Gavrishin (обсуждение | вклад) Нет описания правки Метка: ручная отмена |
||
(не показано 16 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{#seo: | |||
|title=Паустовский Константин Георгиевич — ПроДетЛит | |||
|title_mode=replace | |||
|keywords=Паустовский, Константин Георгиевич, ПроДетЛит, prodetlit | |||
|description=Константин Георгиевич Паустовский — писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент. Биография, библиография, иллюстрации, фотографии. | |||
|image=Paustovskij_(1).jpg | |||
|image_alt=Константин Паустовский | |||
}} | |||
{{Шаблон:Писатель2 | {{Шаблон:Писатель2 | ||
|ФИО = Паустовский Константин Георгиевич | |ФИО = Паустовский Константин Георгиевич | ||
Строка 44: | Строка 52: | ||
Во время становления большевистской власти в 1917 году возвращается в Москву и работает газетным репортером, затем снова начинает скитальческую жизнь. Бывал в Киеве, потом переехал в Одессу, где работал в газете «Моряк». Там он попал в среду молодых литераторов – И. Э. Бабель, В.П. Катаев, И. А. Ильф и Евг. П. Катаев. В 1923 году возвратился в Москву, в течении некоторого времени работал редактором РОСТА, занимался в основном публицистикой. Сотрудничал с газетой железнодорожников «Гудок», очень известной благодаря «четвертой полосе» — там публиковались, по оценке Паустовского, «самые веселые и едкие люди в тогдашней Москве» (И. А. Ильф, Евг. Петров (псевдоним, настоящая имя и фамилия Евгений Катаев), Ю. К. Олеша, М. А. Булгаков). На основе читательских писем в газету (редакция находилась в московском Дворце Труда) писатели создавали сатирические рассказы и фельетоны. | Во время становления большевистской власти в 1917 году возвращается в Москву и работает газетным репортером, затем снова начинает скитальческую жизнь. Бывал в Киеве, потом переехал в Одессу, где работал в газете «Моряк». Там он попал в среду молодых литераторов – И. Э. Бабель, В.П. Катаев, [[Ильф Илья Арнольдович|И. А. Ильф]] и Евг. П. Катаев. В 1923 году возвратился в Москву, в течении некоторого времени работал редактором РОСТА, занимался в основном публицистикой. Сотрудничал с газетой железнодорожников «Гудок», очень известной благодаря «четвертой полосе» — там публиковались, по оценке Паустовского, «самые веселые и едкие люди в тогдашней Москве» (И. А. Ильф, Евг. Петров (псевдоним, настоящая имя и фамилия Евгений Катаев), Ю. К. Олеша, М. А. Булгаков). На основе читательских писем в газету (редакция находилась в московском Дворце Труда) писатели создавали сатирические рассказы и фельетоны. | ||
Как вспоминает падчерица Паустовского Галина Арбузова, отчим «до конца жизни не любил богатых и встретил Февральскую революцию с невероятным восторгом», но события Октября и Гражданской войны воспринял как «глухое, чугунное время». Однажды, много десятилетий спустя, в домашнем разговоре сказал: «Самая большая вина большевиков в том, что они уничтожили русский народ» (Г. Арбузова, «Мой отчим предпочитал бакенщиков...»). | Как вспоминает падчерица Паустовского Галина Арбузова, отчим «до конца жизни не любил богатых и встретил Февральскую революцию с невероятным восторгом», но события Октября и Гражданской войны воспринял как «глухое, чугунное время». Однажды, много десятилетий спустя, в домашнем разговоре сказал: «Самая большая вина большевиков в том, что они уничтожили русский народ» (Г. Арбузова, «Мой отчим предпочитал бакенщиков...»). | ||
Строка 83: | Строка 91: | ||
С началом Великой Отечественной войны К. Г. Паустовский работал военным корреспондентом на Южном фронте (1941–1942), постоянно находится на передовых. В 1942–1943 годах жил в эвакуации в Алма-Ате и на Алтае, в 1943 году вернулся в Москву. Появляются его рассказы о переживании военных событий простыми людьми – «Рассказ бойца Петренко» (1942), «Струна», «Бакенщик», «Робкое сердце» (1943), «Молитва мадам Бовэ» (1944–1945). 2 мая 1945 года по радио читают статью Паустовского «Утро Победы»: «Утро победы восходит над землей. Солнце победы освещает неизмеримые развалины недавно еще цветущих стран, но освещает и первый скромный подорожник, расцветший на этих развалинах». | С началом Великой Отечественной войны К. Г. Паустовский работал военным корреспондентом на Южном фронте (1941–1942), постоянно находится на передовых. В 1942–1943 годах жил в эвакуации в Алма-Ате и на Алтае, в 1943 году вернулся в Москву. Появляются его рассказы о переживании военных событий простыми людьми – «Рассказ бойца Петренко» (1942), «Струна», «Бакенщик», «Робкое сердце» (1943), «Молитва мадам Бовэ» (1944–1945). 2 мая 1945 года по радио читают статью Паустовского «Утро Победы»: «Утро победы восходит над землей. Солнце победы освещает неизмеримые развалины недавно еще цветущих стран, но освещает и первый скромный подорожник, расцветший на этих развалинах». | ||
В 1945 году писатель начинает создавать художественную автобиографию («Повесть о жизни»). Выход ее первой части («Далекие годы», 1946) едва не стоил автору литературной карьеры – в светлых воспоминаниях о детстве некоторые читатели увидели восхваление дореволюционной России. Как вспоминала Г. Арбузова, «последовал ряд разгромных статей» и писателя «негласно запретили» почти на четыре года. В этот непростой период автору помогло преподавание в Литературном институте, которым он занимался на протяжении двух десятков лет. Среди его учеников – Ю. В. Трифонов, Ю. В. Бондарев, Г. Я. Бакланов, Б. И. Балтер, И.А. Гофф, И. Дик, В. Ф. Тендряков, Ю. П. Казаков, Г.П. Корнилова, С.К. Никитин, В.Я. Шорор. Почти все они, так или иначе, вошли в чтение подростков, писали о детстве или создали произведения для юных читателей. | В 1945 году писатель начинает создавать художественную автобиографию («Повесть о жизни»). Выход ее первой части («Далекие годы», 1946) едва не стоил автору литературной карьеры – в светлых воспоминаниях о детстве некоторые читатели увидели восхваление дореволюционной России. Как вспоминала Г. Арбузова, «последовал ряд разгромных статей» и писателя «негласно запретили» почти на четыре года. В этот непростой период автору помогло преподавание в Литературном институте, которым он занимался на протяжении двух десятков лет. Среди его учеников – Ю. В. Трифонов, [[Бондарев Юрий Васильевич|Ю. В. Бондарев]], Г. Я. Бакланов, [[Балтер Борис Исаакович|Б. И. Балтер]], И.А. Гофф, [[Дик Иосиф Иванович|И. Дик]], В. Ф. Тендряков, Ю. П. Казаков, Г.П. Корнилова, С.К. Никитин, В.Я. Шорор. Почти все они, так или иначе, вошли в чтение подростков, писали о детстве или создали произведения для юных читателей. | ||
Глава русских писателей-эмигрантов, Нобелевский лауреат И.А. Бунин, скупой на комплименты писателям, признал в Паустовском равного: «Дорогой собрат, я прочитал Ваш рассказ "Корчма на Брагинке" и хочу сказать о той редкой радости, которую испытал я: он принадлежит к наилучшим рассказам русской литературы. Привет, всего доброго. Ив. Бунин. 15.09.47". Творчество Паустовского воссоединяло советский и эмигрантский потоки русской литературы. | Глава русских писателей-эмигрантов, Нобелевский лауреат И.А. Бунин, скупой на комплименты писателям, признал в Паустовском равного: «Дорогой собрат, я прочитал Ваш рассказ "Корчма на Брагинке" и хочу сказать о той редкой радости, которую испытал я: он принадлежит к наилучшим рассказам русской литературы. Привет, всего доброго. Ив. Бунин. 15.09.47". Творчество Паустовского воссоединяло советский и эмигрантский потоки русской литературы. | ||
Строка 89: | Строка 97: | ||
В конце 40-х – начале 50-х годов писатель вновь пишет рассказы для детей, обращается к жанру сказки. В 1945 году выходят «Похождения жука-носорога» и «Теплый хлеб», в 1946 – «Стальное колечко», в 1948 – «Растрепанный воробей» и «Дремучий медведь», в 1949 – «Артельные мужички», в 1951 – «Квакша». По сказке «Стальное колечко», которая в 1946 году вызвала критику за мотивы волшебства, автор пишет в 1947 году сценарий под названием «Перстенек». Паустовский вытачивает свою жанровую форму – рассказа, сквозь который проступает сказка, возвращает старинную сказку и волшебный вымысел в детскую литературу послевоенного периода. | В конце 40-х – начале 50-х годов писатель вновь пишет рассказы для детей, обращается к жанру сказки. В 1945 году выходят «Похождения жука-носорога» и «Теплый хлеб», в 1946 – «Стальное колечко», в 1948 – «Растрепанный воробей» и «Дремучий медведь», в 1949 – «Артельные мужички», в 1951 – «Квакша». По сказке «Стальное колечко», которая в 1946 году вызвала критику за мотивы волшебства, автор пишет в 1947 году сценарий под названием «Перстенек». Паустовский вытачивает свою жанровую форму – рассказа, сквозь который проступает сказка, возвращает старинную сказку и волшебный вымысел в детскую литературу послевоенного периода. | ||
В 1955 году Паустовский покупает деревянный дом в Тарусе. Городок на Оке понравился писателю своими живописными окрестностями, в XIX веке привлекавшими художников. «Тарусский» период, продолжавшийся до смерти Паустовского, стал временем подведения итогов, осмысления пережитого. Помимо рассказов и очерков («Городок на реке», «Наедине с осенью», «Избушка в лесу»), здесь созданы автобиографические произведения. Именно тогда были написаны повесть «Золотая роза» и большая часть «Повести о жизни» («Начало неведомого века», «Время больших ожиданий», «Бросок на юг», «Книга скитаний»). Многое было сделано писателем для Тарусы. В 1956 году Константин Георгиевич публикует в газете «Правда» очерк «Письмо из Тарусы», где выражает свое возмущение халатностью и равнодушием местных чиновников, допускающих варварское разрушение природы и архитектуры. «Необходимо полное внимание к малым городам. Надо превратить их из бедных родственников в полноценных граждан и дать простор развитию всех их возможностей», – пишет автор. В маленький город благодаря прозаику начинают приезжать литераторы и художники, выходит составленный им «оттепельный» альманах «Тарусские страницы» (1961), в котором печатаются [[Заболоцкий Николай Алексеевич|Н. А. Заболоцкий]], Б. Ш. Окуджава, Б. И. Балтер, Н. М. Коржавин, В. Н. Корнилов, В. В. Голявкин, [[Самойлов Давид Самуилович|Д. С. Самойлов]], [[Вигдорова Фрида Абрамовна|Ф. А. Вигдорова]] и др.), а также большая подборка стихов М. И. Цветаевой. Сам же Паустовский в альманах отдал главы из книги о тайнах писательского творчества «Золотая роза». | В 1955 году Паустовский покупает деревянный дом в Тарусе. Городок на Оке понравился писателю своими живописными окрестностями, в XIX веке привлекавшими художников. «Тарусский» период, продолжавшийся до смерти Паустовского, стал временем подведения итогов, осмысления пережитого. Помимо рассказов и очерков («Городок на реке», «Наедине с осенью», «Избушка в лесу»), здесь созданы автобиографические произведения. Именно тогда были написаны повесть «Золотая роза» и большая часть «Повести о жизни» («Начало неведомого века», «Время больших ожиданий», «Бросок на юг», «Книга скитаний»). Многое было сделано писателем для Тарусы. В 1956 году Константин Георгиевич публикует в газете «Правда» очерк «Письмо из Тарусы», где выражает свое возмущение халатностью и равнодушием местных чиновников, допускающих варварское разрушение природы и архитектуры. «Необходимо полное внимание к малым городам. Надо превратить их из бедных родственников в полноценных граждан и дать простор развитию всех их возможностей», – пишет автор. В маленький город благодаря прозаику начинают приезжать литераторы и художники, выходит составленный им «оттепельный» альманах «Тарусские страницы» (1961), в котором печатаются [[Заболоцкий Николай Алексеевич|Н. А. Заболоцкий]], [[Окуджава Булат Шалвович|Б. Ш. Окуджава]], Б. И. Балтер, Н. М. Коржавин, В. Н. Корнилов, В. В. Голявкин, [[Самойлов Давид Самуилович|Д. С. Самойлов]], [[Вигдорова Фрида Абрамовна|Ф. А. Вигдорова]] и др.), а также большая подборка стихов М. И. Цветаевой. Сам же Паустовский в альманах отдал главы из книги о тайнах писательского творчества «Золотая роза». | ||
Строка 102: | Строка 110: | ||
В середине 50-х – 60-е годы к Константину Паустовскому приходит мировая известность. Его книги издаются на десятках иностранных языков, выходят большими тиражами в Европе и США. Писатель одним из первых в СССР получил возможность отправиться в европейский круиз теплохода «Победа» в 1956 году. В 1964 году перед автором «Телеграммы» встает на колени приехавшая в Москву на гастроли Марлен Дитрих. Несколько раз (в 1965, 1967, 1968) имя писателя было в списке претендентов на Нобелевскую премию по литературе. В 1957–1958 годах выходит прижизненное собрание сочинений Паустовского в шести томах, его произведения включают в школьные хрестоматии | В середине 50-х – 60-е годы к Константину Паустовскому приходит мировая известность. Его книги издаются на десятках иностранных языков, выходят большими тиражами в Европе и США. Писатель одним из первых в СССР получил возможность отправиться в европейский круиз теплохода «Победа» в 1956 году. В 1964 году перед автором «Телеграммы» встает на колени приехавшая в Москву на гастроли Марлен Дитрих. Несколько раз (в 1965, 1967, 1968) имя писателя было в списке претендентов на Нобелевскую премию по литературе. В 1957–1958 годах выходит прижизненное собрание сочинений Паустовского в шести томах, его произведения включают в школьные хрестоматии. | ||
Сам автор, перенесший несколько инфарктов на фоне астмы, относился к славе скептически. Писатель А. В. Ионов в своих воспоминаниях («Три часа с писателем») приводит слова Паустовского, удивленного назойливым вниманием посетителей: «Идут как на какое-то поклонение. Что я, Толстой, что ли? Зачем это нужно?!» При этом, писатель использовал свой авторитет для оказания помощи. Так, осенью 1965 года подписал, вместе с С.С. Смирновым и П.Л. Капицей, письмо-ходатайство в пользу А.И. Солженицына. | Сам автор, перенесший несколько инфарктов на фоне астмы, относился к славе скептически. Писатель А. В. Ионов в своих воспоминаниях («Три часа с писателем») приводит слова Паустовского, удивленного назойливым вниманием посетителей: «Идут как на какое-то поклонение. Что я, Толстой, что ли? Зачем это нужно?!» При этом, писатель использовал свой авторитет для оказания помощи. Так, осенью 1965 года подписал, вместе с С.С. Смирновым и П.Л. Капицей, письмо-ходатайство в пользу А.И. Солженицына. | ||
Строка 139: | Строка 147: | ||
* Поэтическая антология Константина Паустовского. — Москва : Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского, 2012. | * Поэтическая антология Константина Паустовского. — Москва : Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского, 2012. | ||
==Константин Паустовский / Книги в | ==Константин Паустовский / Книги в НЭБ.Дети== | ||
* Ценный груз / Константин Паустовский ; обложка Е. Эндриксон. — Текст : электронный. — Москва : ОГИЗ : Молодая гвардия, 1931. | * Ценный груз / Константин Паустовский ; обложка Е. Эндриксон. — Текст : электронный. — Москва : ОГИЗ : Молодая гвардия, 1931. | ||
Строка 165: | Строка 173: | ||
* Воспоминания о Константине Паустовском : сборник. — Москва, 1983. | * Воспоминания о Константине Паустовском : сборник. — Москва, 1983. | ||
* Осипов, А. Е. К. Г. Паустовский, Р. И. Фраерман, А. П. Платонов в Солотче // Мещера в жизни и писательской судьбе К. Г. Паустовского. — Рязань, 1992. | * Осипов, А. Е. К. Г. Паустовский, Р. И. Фраерман, А. П. Платонов в Солотче // Мещера в жизни и писательской судьбе К. Г. Паустовского. — Рязань, 1992. | ||
==Константин Паустовский / Диафильмы== | ==Константин Паустовский / Диафильмы== | ||
* | *Последний черт / К. Паустовский ; рисунки Г. Епишина. — Текст, изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1961. – (46 кд.). — Режим доступа: Защищено авторским правом. | ||
* | *Заячьи лапы / К. Паустовский ; сценарий Э. Никульцевой ; художник Г. Епишина. — Текст, изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1960. — (42 кд.). — Режим доступа: Защищено авторским правом. | ||
* | *Записки Ивана Малявина / К. Паустовский ; худож. В. Степанов. — Текст, изображение : электронные. – Москва : Диафильм, 1965. — (48 кд.). — Режим доступа: Защищено авторским правом. | ||
* | *Летние дни / художник Р. Столяров. — Текст, изображение : электронные. — Москва : Диафильм, б.г. — Режим доступа: Защищено авторским правом. | ||
* | *Растрепанный воробей / Паустовский К. ; художник Р. В. Былинская. — Текст, изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1967. — (50 кд.). — Режим доступа: Защищено авторским правом. | ||
* | *Правая рука / К. Паустовский ; [сцен. К. Тихомировой] ; худож. В. Туренко. — Текст, изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1967. — (39 кд.). — [Диафильм сделан по заказу Министерства просвещения РСФСР]. — Режим доступа: Защищено авторским правом. | ||
* | *Тёплый хлеб / Паустовский К. ; худож. Мешков Е. — Текст, изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1971. (46 кд.). — Режим доступа: Защищено авторским правом. | ||
* | *Дремучий медведь / художник Р. В. Былинская ; сцен. Л. Забицкого. — Москва: Диафильм, 1978. — 44 кд. — Режим доступа: Защищено авторским правом. | ||
* | *Барсучий нос / Паустовский К. ; худож. Кузнецов Л. — Москва : Диафильм, 1982. — 31 кд. — Режим доступа: Защищено авторским правом. | ||
* Тёплый хлеб : [диафильм озвученный]. В 2 частях / художник Г. Уманский. — Укркинохроника, Министерство культуры УССР, 1990. | * Тёплый хлеб : [диафильм озвученный]. В 2 частях / художник Г. Уманский. — Укркинохроника, Министерство культуры УССР, 1990. | ||
* Стальное колечко : [диафильм озвученный] / художник В. Мануйлович ; исполнитель Н. Минаева. — Б/г, Б/д. | * Стальное колечко : [диафильм озвученный] / художник В. Мануйлович ; исполнитель Н. Минаева. — Б/г, Б/д. | ||
Строка 197: | Строка 201: | ||
== Музеи, памятники, общественные организации == | == Музеи, памятники, общественные организации == | ||
* | *Общественная организация «Мир Паустовского» : сайт. | ||
* | *Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского. Москва, ул. Кузьминская, 8. | ||
* Мемориальный дом-музей К. Г. Паустовского. Таруса, ул. Пролетарская, 2. | * Мемориальный дом-музей К. Г. Паустовского. Таруса, ул. Пролетарская, 2. | ||
* | *Филиал Одесского государственного литературного музея «Мемориальный музей К. Г. Паустовского». Одесса, ул. Черноморская, 6. Украина. // Одесский государственный литературный музей : сайт. | ||
* | *Дом-музей К. Г. Паустовского (Старый Крым), отдел литературно-художественного музея : Крымское республиканское учреждение «Коктебельский эколого-историко-культурный заповедник. Старый Крым, ул. Карла Либкнехта, д. 31. | ||
* | *Киевский музей К. Г. Паустовского. улица Карла Либкнехта, д. 31. — (дата обращения: 17.04.2020). — Текст : электронный. | ||
* Памятник, скульптор О. Черноиванов. Одесса, Сад скульптур Одесского литературного музея. | * Памятник, скульптор О. Черноиванов. Одесса, Сад скульптур Одесского литературного музея. | ||
* Памятник, скульптор В. Церковников. Таруса, ул. Декабристов, 8. | * Памятник, скульптор В. Церковников. Таруса, ул. Декабристов, 8. | ||
Строка 209: | Строка 213: | ||
==См. также== | ==См. также== | ||
*[[Бажов Павел Петрович]] | *[[Бажов Павел Петрович]] | ||
*[[Бианки Виталий Валентинович]] | |||
*[[Зощенко Михаил Михайлович]] | |||
*[[Куприн Александр Иванович]] | |||
[[Category:Писатели]] | [[Category:Писатели]] |