Чуковский Корней Иванович: различия между версиями

Строка 27: Строка 27:
Корней Чуковский родился 19 марта 1882 года — по новому стилю 31-го. Но сам Корней Иванович датой своего рождения считал 1 апреля — то ли оригинальности ради, то ли из любопытства к этой дате, невольно располагающей к веселым подначкам и розыгрышам.
Корней Чуковский родился 19 марта 1882 года — по новому стилю 31-го. Но сам Корней Иванович датой своего рождения считал 1 апреля — то ли оригинальности ради, то ли из любопытства к этой дате, невольно располагающей к веселым подначкам и розыгрышам.


В шестнадцать лет Николай-Корней ушёл из дома: отчасти чтобы «не сидеть на шее» у матери, которая одна тянула двоих детей, отчасти чтобы быть свободным. В ноябре 1901 года он впервые переступил порог солидной одесской газеты. Всего через три года, вернувшись из Англии, где работал корреспондентом «Одесских новостей», он начал печататься в столичных «Весах». А ещё через год, в 1905, стал редактировать собственный еженедельный сатирический журнал «Сигнал».
В шестнадцать лет Николай-Корней ушёл из дома: отчасти чтобы «не сидеть на шее» у матери, которая одна тянула двоих детей, отчасти чтобы быть свободным. В ноябре 1901 года он впервые переступил порог солидной одесской газеты. Всего через три года, вернувшись из Англии, где работал корреспондентом «Одесских новостей», Чуковский начал печататься в столичных «Весах». А ещё через год, в 1905, стал редактировать собственный еженедельный сатирический журнал «Сигнал».


Корней Иванович Чуковский — один из тех поэтов, которые принесли советской детской литературе мировую славу.  
Корней Иванович Чуковский — один из тех поэтов, которые принесли советской детской литературе мировую славу.  
Строка 46: Строка 46:
Чуковский пытается привлечь к детской литературе талантливых писателей и художников. В «Новостях детской литературы» за сентябрь 1911 года появляется объявление: «Издательство «Шиповник» приступило к изданию двух ежемесячных журналов — детского и... медицинского. Первый, имеющий целью удовлетворить потребность детей в чтении, редактируется К. Чуковским, А. Бенуа, С. Каппельманом, 3. Гржебиным и др.»  
Чуковский пытается привлечь к детской литературе талантливых писателей и художников. В «Новостях детской литературы» за сентябрь 1911 года появляется объявление: «Издательство «Шиповник» приступило к изданию двух ежемесячных журналов — детского и... медицинского. Первый, имеющий целью удовлетворить потребность детей в чтении, редактируется К. Чуковским, А. Бенуа, С. Каппельманом, 3. Гржебиным и др.»  


«Жар-птица» появилась С опозданием и не в качестве журнала, а в качестве альманаха—и больше не выходила. Организовать литературные силы в интересах детей и их «потребности в чтении» не удалось.  
«Жар-птица» появилась с опозданием и не в качестве журнала, а в качестве альманаха и больше не выходила. Организовать литературные силы в интересах детей и их «потребности в чтении» не удалось.  


И тогда, воспользовавшись советом Горького, Чуковский «решился на дерзость». Он сам стал писать «поэму для детей». «Крокодил» вышел в 1917 году. Вслед за «Крокодилом» появился «Мой до дыр» и «Тараканище» (1923), «Муха-Цокотуха», «Чудо-дерево», «Путаница», «Что сделала Мура» (1924). «Бармалей», «Телефон», «Федорино горе» (1926), «Айболит» (1929), «Краденое солнце», «Топтыгин и лиса» (1934). В тридцатые годы он писал для своих читателей прозу — повести «Солнечная» и «Гимназия» (в последующих изданиях она называлась «Серебряный герб»). В пятидесятых годах создал еще одну сказку, стихотворно-прозаическую — «Бибигон».  
И тогда, воспользовавшись советом Горького, Чуковский «решился на дерзость». Он сам стал писать «поэму для детей». «Крокодил» вышел в 1917 году. Вслед за «Крокодилом» появился «Мойдодыр» и «Тараканище» (1923), «Муха-Цокотуха», «Чудо-дерево», «Путаница», «Что сделала Мура» (1924). «Бармалей», «Телефон», «Федорино горе» (1926), «Айболит» (1929), «Краденое солнце», «Топтыгин и лиса» (1934). В тридцатые годы он писал для своих читателей прозу — повести «Солнечная» и «Гимназия» (в последующих изданиях она называлась «Серебряный герб»). В пятидесятых годах создал еще одну сказку, стихотворно-прозаическую — «Бибигон».  


Коренная и вечная проблема детской литературы — проблема читателя, определяющая ее специфику, нашла в творчестве Чуковского демократичное и новое разрешение. И произошло это потому, что к проблеме писатель подошел научно, на протяжении многих лет изучая физиологию, психологию, социальное бытие своих читателей. В результате им была написана едва ли не самая знаменитая и оригинальная его книга —- «От двух до пяти», выдержавшая только в Советском Союзе десятки изданий, имеющая миллионные тиражи. Она кончается «Двенадцатью заповедями» — поэтическим кредом Чуковского.  
Коренная и вечная проблема детской литературы — проблема читателя, определяющая ее специфику, нашла в творчестве Чуковского демократичное и новое разрешение. И произошло это потому, что к проблеме писатель подошел научно, на протяжении многих лет изучая физиологию, психологию, социальное бытие своих читателей. В результате им была написана едва ли не самая знаменитая и оригинальная его книга —- «От двух до пяти», выдержавшая только в Советском Союзе десятки изданий, имеющая миллионные тиражи. Она кончается «Двенадцатью заповедями» — поэтическим кредом Чуковского.  
Строка 63: Строка 63:
Атмосфера полемики, споров, часто выходящих за рамки литературных, настойчивое желание ниспровергнуть сделанное Чуковским, а иногда и запретить его произведения, не случайны. Ибо литературная работа Чуковского — поэта, переводчика, мемуариста, критика, литературоведа, исследователя «живого как жизнь» языка всегда идет под лозунгом ниспровержения устаревших литературных канонов и лженоваторства, литературно-критических предрассудков и заблуждений.  
Атмосфера полемики, споров, часто выходящих за рамки литературных, настойчивое желание ниспровергнуть сделанное Чуковским, а иногда и запретить его произведения, не случайны. Ибо литературная работа Чуковского — поэта, переводчика, мемуариста, критика, литературоведа, исследователя «живого как жизнь» языка всегда идет под лозунгом ниспровержения устаревших литературных канонов и лженоваторства, литературно-критических предрассудков и заблуждений.  


Писатель всегда ведет борьбу с литературной халтурой и недобросовестностью за подлинную художественность. Он «вызвал из забвенья» десятки строк и стихов Некрасова, и пафосом его работы был не только исследовательский поиск, но и благородная нравственная задача — восстановить до конца доброе имя поэта, затопленное потоками клеветы его врагов, и его творчество, которое систематически и безжалостно калечила царская цензура. За книгу о Некрасове Корней Чуковский был удостоен Ленинской премии. В области теории и практики перевода он делал то же самое, что и в детской литературе, спасая мировые шедевры от нашествия непрофессионалов и халтурщиков, отстаивая и высокое искусство переводчика.
Писатель всегда ведет борьбу с литературной халтурой и недобросовестностью за подлинную художественность. Чуковский «вызвал из забвенья» десятки строк и стихов Некрасова, и пафосом его работы был не только исследовательский поиск, но и благородная нравственная задача — восстановить до конца доброе имя поэта, затопленное потоками клеветы его врагов, и его творчество, которое систематически и безжалостно калечила царская цензура. За книгу о Некрасове Корней Чуковский был удостоен Ленинской премии. В области теории и практики перевода он делал то же самое, что и в детской литературе, спасая мировые шедевры от нашествия непрофессионалов и халтурщиков, отстаивая и высокое искусство переводчика.