44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Klimkin (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
(не показано 5 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 89: | Строка 89: | ||
Уже известный острыми политическими высказываниями Унгерер приобрёл репутацию провокатора и бунтаря. | Уже известный острыми политическими высказываниями Унгерер приобрёл репутацию провокатора и бунтаря. | ||
Отношение к детским книгам Унгерера резко изменилось. Очень многие родители и библиотекари не сумели отделить их от работ Томи для взрослой аудитории. Не помогли и уже имевшиеся у него награды, среди которых была Премия критиков (Critics' Award) фестиваля детской литературы в Болонье (1967). Начало формироваться мнение, что все книги Томи — детские и взрослые — полны секса и политики. На очередной конференции Американской библиотечной ассоциации (American Library Association) в 1969 году участники форума попытались критиковать Унгерера, но получили крайне резкий ответ от присутствовавшего в зале Томи. | Отношение к детским книгам Унгерера резко изменилось. Очень многие родители и библиотекари не сумели отделить их от работ Томи для взрослой аудитории. Не помогли и уже имевшиеся у него награды, среди которых была Премия критиков (Critics' Award) фестиваля детской литературы в Болонье (1967). Начало формироваться мнение, что все книги Томи — детские и взрослые — полны секса и политики. На очередной конференции Американской библиотечной ассоциации (American Library Association) в 1969 году участники форума попытались критиковать Унгерера, но получили крайне резкий ответ от присутствовавшего в зале Томи. | ||
Строка 105: | Строка 99: | ||
</gallery></center> | </gallery></center> | ||
Конфликт получил развитие: перед Унгерером стали закрываться двери издательств, книжные магазины и библиотеки отказывались от уже напечатанных книг. Такая же ситуация сложилась и в Великобритании. Томи Унгерер был вытеснен из общественного сознания в обеих странах. В 1970 году Унгерер передал свои рукописи в Фонд исследований детской литературы Бесплатной библиотеки Филадельфии (Free Library of Philadelphia) и вскоре навсегда покинул США. | |||
Унгерер и его жена поселились в Канаде, в деревне Рокпорт (Новая Шотландия), где прожили несколько лет, пока в 1976 году не уехали в Ирландию. | |||
В Канаде Томи зарабатывал на жизнь сваркой и свиноводством. Творчеством занимался очень мало, тем не менее в 1973 году вышла одна из самых интересных его книг для детей «Никаких поцелуйчиков!» («Pas de Baiser Pour Maman»). Это история о сложных семейных взаимоотношениях, любви и поиске компромисса, рассказанная и нарисованная Унгерером со свойственным ему парадоксальным юмором. Книга во многом автобиографична. Унгерер описал свои взаимоотношения с матерью и некоторые эпизоды из собственного невесёлого детства, пришедшегося на период немецкой оккупации. То, что герои книги — кошки, не имеет значения. В следующем году, 1974-м, Унгерер издал «Allumette: a fable, with due respect to Hans Christian Andersen, the Grimm Brothers, and the honorable Ambrose Bierce», представляющую собой авторское переосмысление сказки [[Андерсен Ханс Кристиан|Х. К. Андерсена]] «Девочка со спичками». Героиня Томи, живущая на свалке нищая сирота, получает всё, чего когда-либо желала, и использует полученное на благо общества. «Allumette» примечательна ещё и тем, что после неё Унгерер ничего не создавал для детей почти четверть века. | |||
В детскую литературу Томи Унгерер вернулся только в конце 1990-х годов, теперь он печатался главным образом в швейцарском Цюрихе, в издательстве «Diogenes». | В детскую литературу Томи Унгерер вернулся только в конце 1990-х годов, теперь он печатался главным образом в швейцарском Цюрихе, в издательстве «Diogenes». | ||
Строка 111: | Строка 111: | ||
В 1999 году в «Diogenes» увидела свет книга Унгерера, в которой он рассказал детям о том, что такое нацизм и война, — «Otto: Die Autobiographie eines Teddybären». И, как всегда у Томи, книга, несмотря на описанные в ней трагические события, имеет хороший, хотя и немного печальный финал. | В 1999 году в «Diogenes» увидела свет книга Унгерера, в которой он рассказал детям о том, что такое нацизм и война, — «Otto: Die Autobiographie eines Teddybären». И, как всегда у Томи, книга, несмотря на описанные в ней трагические события, имеет хороший, хотя и немного печальный финал. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Томи Унгерер"> | |||
Файл:Otto Tomi Ungerer (2).jpg|Otto : Die Autobiographie eines Teddybären / Tomi Ungerer, 1999 | |||
Файл:Otto Tomi Ungerer (4).jpg|Otto : Die Autobiographie eines Teddybären / Tomi Ungerer | |||
Файл:Otto Tomi Ungerer (5).jpg|Otto : Die Autobiographie eines Teddybären / Tomi Ungerer | |||
Файл:Otto Tomi Ungerer (6).jpg|Otto : Die Autobiographie eines Teddybären / Tomi Ungerer | |||
Файл:Otto Tomi Ungerer (1).jpg|Otto : Die Autobiographie eines Teddybären / Tomi Ungerer | |||
</gallery></center> | |||
Среди книг 2000-х годов выделяются «Zloty» (2009), «Der Nebelmann: Eine Geschichte aus Irland» (2012), «Warum bin ich nicht du?» (2016). Первая книга — это современный и во многом парадоксальный вариант «Красной Шапочки». Герои второй, брат и сестра, случайно оказались на загадочном Туманном острове, о котором известно только то, что с его берегов никто не возвращается. В 2013-м газета «The New York Times» назвала «Fog Island» (англоязычная версия «Der Nebelmann») одной из лучших иллюстрированных детских книг года. А в книге «Warum bin ich nicht du?» Унгерер ответил на целую сотню философских вопросов, заданных детьми. | Среди книг 2000-х годов выделяются «Zloty» (2009), «Der Nebelmann: Eine Geschichte aus Irland» (2012), «Warum bin ich nicht du?» (2016). Первая книга — это современный и во многом парадоксальный вариант «Красной Шапочки». Герои второй, брат и сестра, случайно оказались на загадочном Туманном острове, о котором известно только то, что с его берегов никто не возвращается. В 2013-м газета «The New York Times» назвала «Fog Island» (англоязычная версия «Der Nebelmann») одной из лучших иллюстрированных детских книг года. А в книге «Warum bin ich nicht du?» Унгерер ответил на целую сотню философских вопросов, заданных детьми. | ||
Строка 119: | Строка 129: | ||
Имя Томи Унгерера неразрывно связано с искусством плаката. «Плакаты для меня, — говорил Унгерер, — самое сложное и приятное упражнение. Плакат должен быть как удар, чтобы привлечь внимание прохожего за пару секунд». Специалисты отмечают его рекламные плакаты для таких изданий, как «The Village Voice» и «New York Times». Унгерер нарисовал афиши для нескольких культовых фильмов, среди которых «Dr. Strangelove» (1964), «Monterey Pop» (1968) и «The Angels' Share» (2012). Широко известна разработанная Унгерером рекламная кампания продукции фирмы «Бондюэль» («Bonduelle») в 1980-х годах. | Имя Томи Унгерера неразрывно связано с искусством плаката. «Плакаты для меня, — говорил Унгерер, — самое сложное и приятное упражнение. Плакат должен быть как удар, чтобы привлечь внимание прохожего за пару секунд». Специалисты отмечают его рекламные плакаты для таких изданий, как «The Village Voice» и «New York Times». Унгерер нарисовал афиши для нескольких культовых фильмов, среди которых «Dr. Strangelove» (1964), «Monterey Pop» (1968) и «The Angels' Share» (2012). Широко известна разработанная Унгерером рекламная кампания продукции фирмы «Бондюэль» («Bonduelle») в 1980-х годах. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Tomi Ungerer"> | |||
Файл:La Grosse Bete De Monsieur Racine (2).jpg|La Grosse Bete De Monsieur Racine / Tomi Ungerer | |||
Файл:La Grosse Bete De Monsieur Racine (1).jpg|La Grosse Bete De Monsieur Racine / Tomi Ungerer | |||
Файл:La Grosse Bete De Monsieur Racine (3).jpg|La Grosse Bete De Monsieur Racine / Tomi Ungerer | |||
Файл:La Grosse Bete De Monsieur Racine (4).jpg|La Grosse Bete De Monsieur Racine / Tomi Ungerer | |||
</gallery></center> | |||
Наибольшую известность Унгереру-плакатисту принесли работы на политические темы. Один из самых известных в мире плакатов —антирасистский «Black Power / White Power», созданный Томи в 1967 году. Не менее известны плакаты Унгерера, направленные против войны во Вьетнаме. Позже он делал плакаты для «Amnesty International», для организаций, борющихся за свободу прессы, ядерное разоружение, права животных, экологию. Его плакаты расходились по миру миллионными тиражами. Кроме того, своими работами Унгерер поддерживал такие идеи, как толерантность и строительство общеевропейского дома. Томи был последовательным сторонником этих ценностей, особенно страстно он выступал за сближение Франции и Германии. | Наибольшую известность Унгереру-плакатисту принесли работы на политические темы. Один из самых известных в мире плакатов —антирасистский «Black Power / White Power», созданный Томи в 1967 году. Не менее известны плакаты Унгерера, направленные против войны во Вьетнаме. Позже он делал плакаты для «Amnesty International», для организаций, борющихся за свободу прессы, ядерное разоружение, права животных, экологию. Его плакаты расходились по миру миллионными тиражами. Кроме того, своими работами Унгерер поддерживал такие идеи, как толерантность и строительство общеевропейского дома. Томи был последовательным сторонником этих ценностей, особенно страстно он выступал за сближение Франции и Германии. | ||
Строка 127: | Строка 145: | ||
Неприятие обществом взглядов Томи Унгерера и его творчества постепенно сошло на нет. Вновь часто и с большим успехом проходили выставки его работ. В 1980 году Унгерер получил «Grand Bretzel d'Or» за вклад в популяризацию эльзасской самобытной культуры. В 1984 году Унгерер стал командором французского ордена Искусств и литературы (Commandeur L'Ordre des Arts et des Lettres). В 1992 году Американский биографический институт (American Biographical Institute) включил его в список «500 влиятельных мировых лидеров». В 1996 году Национальная библиотека Франции (Bibliothèque nationale de France) провела симпозиум, посвящённый Унгереру. В 2012 году в США был снят документальный фильм, посвящённый жизни и творчеству Томи Унгерера, — «Far Out Isn't Far Enough: The Tomi Ungerer Story». В Эльзасе несколько школ и детских садов были названы в его честь. | Неприятие обществом взглядов Томи Унгерера и его творчества постепенно сошло на нет. Вновь часто и с большим успехом проходили выставки его работ. В 1980 году Унгерер получил «Grand Bretzel d'Or» за вклад в популяризацию эльзасской самобытной культуры. В 1984 году Унгерер стал командором французского ордена Искусств и литературы (Commandeur L'Ordre des Arts et des Lettres). В 1992 году Американский биографический институт (American Biographical Institute) включил его в список «500 влиятельных мировых лидеров». В 1996 году Национальная библиотека Франции (Bibliothèque nationale de France) провела симпозиум, посвящённый Унгереру. В 2012 году в США был снят документальный фильм, посвящённый жизни и творчеству Томи Унгерера, — «Far Out Isn't Far Enough: The Tomi Ungerer Story». В Эльзасе несколько школ и детских садов были названы в его честь. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Tomi Ungerer"> | |||
Файл:Kein Kuß für Mutter (2).jpg|Kein Kuß für Mutter / Tomi Ungerer | |||
Файл:Kein Kuß für Mutter (1).jpg|Kein Kuß für Mutter / Tomi Ungerer | |||
Файл:Kein Kuß für Mutter (3).jpg|Kein Kuß für Mutter / Tomi Ungerer | |||
Файл:Kein Kuß für Mutter (4).jpg|Kein Kuß für Mutter / Tomi Ungerer | |||
</gallery></center> | |||
Пришло признание и к его книгам для детей. За достижения в области иллюстрации детской книги Томи Унгереру в 1998 году присудили [[Премия имени Ханса Кристиана Андерсена|Золотую медаль им. Х. К. Андерсена]]. А полный список премий, наград, почётных званий Томи Унгерера содержит около четырёх десятков позиций. Среди них — первая в истории Европейского Союза должность посла доброй воли по вопросам детства и образования (Ambassador for Childhood and Education, 2003), премия [[Кестнер Эрих|Эриха Кёстнера]] в области литературы (Erich Kästner Preis für Literatur, 2003) и премия американского Общества иллюстраторов за достижения всей жизни (Lifetime Achievement Award, Society of Illustrators, 2011). | Пришло признание и к его книгам для детей. За достижения в области иллюстрации детской книги Томи Унгереру в 1998 году присудили [[Премия имени Ханса Кристиана Андерсена|Золотую медаль им. Х. К. Андерсена]]. А полный список премий, наград, почётных званий Томи Унгерера содержит около четырёх десятков позиций. Среди них — первая в истории Европейского Союза должность посла доброй воли по вопросам детства и образования (Ambassador for Childhood and Education, 2003), премия [[Кестнер Эрих|Эриха Кёстнера]] в области литературы (Erich Kästner Preis für Literatur, 2003) и премия американского Общества иллюстраторов за достижения всей жизни (Lifetime Achievement Award, Society of Illustrators, 2011). | ||
Строка 139: | Строка 166: | ||
В Страсбурге, родном городе Унгерера, площадь Тиволи (Square du Tivoli) была переименована площадь Томи Унгерера (Place Tomi Ungerer). | В Страсбурге, родном городе Унгерера, площадь Тиволи (Square du Tivoli) была переименована площадь Томи Унгерера (Place Tomi Ungerer). | ||
==Томи Унгерер / Книги== | ==Томи Унгерер / Книги== | ||
Строка 340: | Строка 364: | ||
*[https://www.musees.strasbourg.eu/musee-tomi-ungerer MUSÉE TOMI UNGERER — CENTRE INTERNATIONAL DE L’ILLUSTRATION] : сайт : [на французском языке]. | *[https://www.musees.strasbourg.eu/musee-tomi-ungerer MUSÉE TOMI UNGERER — CENTRE INTERNATIONAL DE L’ILLUSTRATION] : сайт : [на французском языке]. | ||
==См. также== | ==См. также== | ||
*[[Велтхейс Макс]] | |||
*[[Карл Эрик]] | *[[Карл Эрик]] | ||
*[[Рыхлицкий Збигнев]] | *[[Рыхлицкий Збигнев]] | ||
[[Category:Иллюстраторы]] | [[Category:Иллюстраторы]] | ||
[[Category:Писатели]] | [[Category:Писатели]] |