46 021
правка
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
| Строка 32: | Строка 32: | ||
В 1926 году Шолохов начал писать «Тихий Дон». Четырехтомная эпопея была завершена им только в 1940 году. | В 1926 году Шолохов начал писать «Тихий Дон». Четырехтомная эпопея была завершена им только в 1940 году. | ||
Задумав писать роман о донском | Задумав писать роман о донском казачестве, Михаил Александрович покидает Москву и возвращается в родные края, в станицу Вешенскую. | ||
Крупный общественный деятель, коммунист, чуткий к большим и малым интересам и нуждам народа, депутат Верховного Совета СССР Шолохов | Крупный общественный деятель, коммунист, чуткий к большим и малым интересам и нуждам народа, депутат Верховного Совета СССР Шолохов сочетал свою творческую работу с тесным повседневным общением с народом, среди которого жил и которому служил. Вот почему сложившийся в поколениях народа, типы людей, условия их жизни и труда, особенности быта разных прослоек общества, краски языка, оттенки чувств — все это для писателя была «открытая книга». Живя слитной, единой жизнью с народом, Шолохов понимал своих земляков героев с полуслова. | ||
С глубочайшей искренностью и страстной убежденностью Михаил Александрович, выступая на Втором Всесоюзном съезде советских писателей, сказал: «Злобствующие враги за рубежом говорят, будто бы пишем мы по указке партии. Дело обстоит несколько иначе: каждый из нас пишет по указке своего сердца, а сердце наше принадлежит партии и родному народу, которым мы служим своим искусством». | С глубочайшей искренностью и страстной убежденностью Михаил Александрович, выступая на Втором Всесоюзном съезде советских писателей, сказал: «Злобствующие враги за рубежом говорят, будто бы пишем мы по указке партии. Дело обстоит несколько иначе: каждый из нас пишет по указке своего сердца, а сердце наше принадлежит партии и родному народу, которым мы служим своим искусством». | ||
| Строка 58: | Строка 58: | ||
И Андрей Соколов делает еще большее. Для того чтобы «маленькая птаха» никогда больше не вздыхала, он объявляет мальчику, что он—то и есть его отец, которого считали погибшим. | И Андрей Соколов делает еще большее. Для того чтобы «маленькая птаха» никогда больше не вздыхала, он объявляет мальчику, что он—то и есть его отец, которого считали погибшим. | ||
И вот два порознь пропадающих, «осиротевших», все потерявших человеческих существа обретают друг в друге новую, слитую, общую судьбу, взаимно утверждают друг друга в жизни. Ибо не только мужчина дает возможность ребенку оставаться ребенком, но и ребенок открывает перед мужчиной возможность «выдюжить» — | И вот два порознь пропадающих, «осиротевших», все потерявших человеческих существа обретают друг в друге новую, слитую, общую судьбу, взаимно утверждают друг друга в жизни. Ибо не только мужчина дает возможность ребенку оставаться ребенком, но и ребенок открывает перед мужчиной возможность «выдюжить» — остаться до конца верным себе, остаться мужчиной... | ||
Бережное выхаживание молодых весенних ростков, стремление ничем не затемнить мира детской души составляет один из характернейших ведущих мотивов, настойчиво повторяющихся на протяжении всего произведения Шолохова. В полную сипу проявляется это в святой лжи Соколова, которая, в сущности, сразу же перестает быть ложью: не только мальчик поверил в то, что Соколов взаправду его отец, но и сам он тут же и навсегда стал ощущать малыша своим доподлинным сыном. | Бережное выхаживание молодых весенних ростков, стремление ничем не затемнить мира детской души составляет один из характернейших ведущих мотивов, настойчиво повторяющихся на протяжении всего произведения Шолохова. В полную сипу проявляется это в святой лжи Соколова, которая, в сущности, сразу же перестает быть ложью: не только мальчик поверил в то, что Соколов взаправду его отец, но и сам он тут же и навсегда стал ощущать малыша своим доподлинным сыном. | ||
| Строка 80: | Строка 80: | ||
Писатель Михаил Шолохов в житейском обиходе в совершенстве владеет искусством слушать. Шопохов не задает вопросов. Меткой репликой, улыбчивой шуткой он создает вокруг себя атмосферу тепла и искренности, умеет повернуть разговор так незаметно, тактично, без малейшего нажима, что люди и не спрошенные рассказывают сами все, его интересующее. | Писатель Михаил Шолохов в житейском обиходе в совершенстве владеет искусством слушать. Шопохов не задает вопросов. Меткой репликой, улыбчивой шуткой он создает вокруг себя атмосферу тепла и искренности, умеет повернуть разговор так незаметно, тактично, без малейшего нажима, что люди и не спрошенные рассказывают сами все, его интересующее. | ||
У | У Шолохова множество друзей среди хуторян и станичников. Он ходит с ними на охоту, на рыбную ловлю, варит кашу к ужину, а у костров заводит душевные беседы, и люди «выкладывают» писателю самое сокровенное. | ||
Поразительно, что Михаил Александрович почти никогда этих бесед не записывает. В рабочем обиходе писателя отсутствует традиционная «записная книжка». Феноменальная память и «абсолютный слух», редкостная чуткость художника и несметное богатство изобразительных средств позволяют ему воспроизвести в своих книгах думы и душу народа. | Поразительно, что Михаил Александрович почти никогда этих бесед не записывает. В рабочем обиходе писателя отсутствует традиционная «записная книжка». Феноменальная память и «абсолютный слух», редкостная чуткость художника и несметное богатство изобразительных средств позволяют ему воспроизвести в своих книгах думы и душу народа. | ||
| Строка 122: | Строка 122: | ||
С большой художественной силой живописует Шолохов природу родной земли, радость общения человека с природой, как источником жизни, чувство родственной близости к ней. Его герои бездумно наслаждаются природой, как собственным свободным дыханием. Григорий Мелехов лежит, широко раскинув ноги, опершись на локти, и жадными глазами озирает повитую солнечной дымкой степь. Долго бездумно следит он за косым полетом ястреба, преследующего какую-то крохотную птичку, за орлом, гордо парящим над небосклоном, «за легким покачиванием багряно-черного тюльпана, чуть колеблемого ветром, блистающего яркой девичьей красотой. Тюльпан рос совсем близко, на краю обвалившейся сурчины. Стоило лишь протянуть руку, чтобы сорвать его, но Григорий лежал не шевелясь, с молчаливым восхищением любуясь цветком и тугими листьями стебля, ревниво сохранявшими в складках радужные капли утренней росы...» | С большой художественной силой живописует Шолохов природу родной земли, радость общения человека с природой, как источником жизни, чувство родственной близости к ней. Его герои бездумно наслаждаются природой, как собственным свободным дыханием. Григорий Мелехов лежит, широко раскинув ноги, опершись на локти, и жадными глазами озирает повитую солнечной дымкой степь. Долго бездумно следит он за косым полетом ястреба, преследующего какую-то крохотную птичку, за орлом, гордо парящим над небосклоном, «за легким покачиванием багряно-черного тюльпана, чуть колеблемого ветром, блистающего яркой девичьей красотой. Тюльпан рос совсем близко, на краю обвалившейся сурчины. Стоило лишь протянуть руку, чтобы сорвать его, но Григорий лежал не шевелясь, с молчаливым восхищением любуясь цветком и тугими листьями стебля, ревниво сохранявшими в складках радужные капли утренней росы...» | ||
Это бодрящее, оздоровляющее чувство природы пронизано у | Это бодрящее, оздоровляющее чувство природы пронизано у Шолохова глубокой человечностью. Любовь к земле, к травам, к красоте окружающего мира неразрывна с чувством Родины. «В чужих краях и земля и травы пахнут по-иному...» «Степь родимая! Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачья, нержавеющей кровью политая степь!» | ||
Все произведения | Все произведения Шолохова окрашены фольклорной стихией. Народная песня служит лирическим ключом ко многим эпизодам и характерам героев, она помогает живее ощутить сердце народное, его радости и тревоги, затаенные народные чаяния. Народные сказы, пословицы, поговорки: меткие и яркие речевые о насыщают страницы шолоховских произведений. А народный юмор, без которого обходится редкая страница! Сколько ума, остроумия, добродушной усмешки у людей «Тихого Дона» и «Поднятой целины»! Народ, который так любит песни и шутку, обладает таким органическим чувством юмора, — это народ великолепного душевного здоровья. Он, этот народ, трудовой люд России, и есть главный герои всех произведений писателя. | ||
Книги | Книги Шолохова в целом — великая эпопея русского крестьянства в эпоху ломки старых, вековых устоев, нравов и верований, в период его стремительного движения к новому социально-бытовому укладу, к социалистическим порядкам нового, доселе невиданного, колхозного строя. | ||
Искусное переплетение общественно-политических страстей и конфликтов с личными столкновениями людей, их интересов и судеб дано в романах | Искусное переплетение общественно-политических страстей и конфликтов с личными столкновениями людей, их интересов и судеб дано в романах Шолохова с такой гармонической стройностью, с таким непревзойденным сюжетным мастерством, что изображение событий доводится до предельного напряжения. Достаточно, к примеру, вспомнить, какой многосложный узел социального и личного завязан художником в «Поднятой целине» вокруг Луши Нагульновой: Макар — Луша — Давыдов — Тимофей. Или эпизод, когда Яков Островной в своем белогвардейском ожесточении убивает голодом родную мать. И все это показано с предельной простотой, без малейшей тени искусственности, без какого-либо нажима на воображение читателя. Это естественное течение самой жизни, ее правды, ее закономерной неизбежности. | ||
Изображая жизнь без прикрас, подчас жестокую и драматическую, писатель-человеколюб не акцентирует жестокость натуралистическим описанием или сентиментальным вздохом. Зато как любовно, красочно, широко описывает художник благородное, лучезарное, истинно человеческое, которое находит и извлекает на свет из «душ золотых россыпей» своих героев. Сколько доброты, ума, открытого сердца в словах и поступках простых людей даже в маленьких, «проходных» эпизодах. Остро осознаваемая общественная потребность находила отклик в творческих устремлениях Шолохова. Коллективизация затрагивала и его лично не только как писателя и гражданина, но и как человека, выросшего и живущего в казачьей станице. И он писал «Поднятую целину» не только потому, что его поражали драматизм, историческая значимость происходящего, но и по внутренней, глубоко человеческой потребности помочь многим обрести верную дорогу, облегчить рождение в муках нового. И может быть, высшей наградой для писателя было то, что первая книга «Поднятой целины» рассыпалась в местные организации наряду с партийными директивами и указаниями. | Изображая жизнь без прикрас, подчас жестокую и драматическую, писатель-человеколюб не акцентирует жестокость натуралистическим описанием или сентиментальным вздохом. Зато как любовно, красочно, широко описывает художник благородное, лучезарное, истинно человеческое, которое находит и извлекает на свет из «душ золотых россыпей» своих героев. Сколько доброты, ума, открытого сердца в словах и поступках простых людей даже в маленьких, «проходных» эпизодах. Остро осознаваемая общественная потребность находила отклик в творческих устремлениях Шолохова. Коллективизация затрагивала и его лично не только как писателя и гражданина, но и как человека, выросшего и живущего в казачьей станице. И он писал «Поднятую целину» не только потому, что его поражали драматизм, историческая значимость происходящего, но и по внутренней, глубоко человеческой потребности помочь многим обрести верную дорогу, облегчить рождение в муках нового. И может быть, высшей наградой для писателя было то, что первая книга «Поднятой целины» рассыпалась в местные организации наряду с партийными директивами и указаниями. | ||
В рецензии, опубликованной в «Правде» от 16. | В рецензии, опубликованной в «Правде» от 16.10.1934 г., говорилось о романе М. Шолохова: «Роман Шолохова может послужить своеобразным учебником о деревне. Читайте эту книгу в момент хлебозаготовок, во время сева, в момент уборки, она будет пособием, как успешнее решить задачу». | ||