Шолохов Михаил Александрович: различия между версиями

Строка 32: Строка 32:
В 1926 году Шолохов начал писать «Тихий Дон». Четырехтомная эпопея была завершена им только в 1940 году.  
В 1926 году Шолохов начал писать «Тихий Дон». Четырехтомная эпопея была завершена им только в 1940 году.  


Задумав писать роман о донском казачества, Михаил Александрович покидает Москву и возвращается в родные края, в станицу Вешенскую.
Задумав писать роман о донском казачестве, Михаил Александрович покидает Москву и возвращается в родные края, в станицу Вешенскую.


Крупный общественный деятель, коммунист, чуткий к большим и малым интересам и нуждам народа, депутат Верховного Совета СССР Шолохов сочетает свою творческую работу с тесным повседневным общением с народом, среди которого живет и которому служит. Вот почему сложившийся в поколениях народа, типы людей, условия их жизни и труда, особенности быта разных прослоек общества, краски языка, оттенки чувств — все это для писателя «открытая книга». Живя слитной, единой жизнью с народом, Шолохов понимает своих земляков героев с полуслова.  
Крупный общественный деятель, коммунист, чуткий к большим и малым интересам и нуждам народа, депутат Верховного Совета СССР Шолохов сочетал свою творческую работу с тесным повседневным общением с народом, среди которого жил и которому служил. Вот почему сложившийся в поколениях народа, типы людей, условия их жизни и труда, особенности быта разных прослоек общества, краски языка, оттенки чувств — все это для писателя была «открытая книга». Живя слитной, единой жизнью с народом, Шолохов понимал своих земляков героев с полуслова.  


С глубочайшей искренностью и страстной убежденностью Михаил Александрович, выступая на Втором Всесоюзном съезде советских писателей, сказал: «Злобствующие враги за рубежом говорят, будто бы пишем мы по указке партии. Дело обстоит несколько иначе: каждый из нас пишет по указке своего сердца, а сердце наше принадлежит партии и родному народу, которым мы служим своим искусством».  
С глубочайшей искренностью и страстной убежденностью Михаил Александрович, выступая на Втором Всесоюзном съезде советских писателей, сказал: «Злобствующие враги за рубежом говорят, будто бы пишем мы по указке партии. Дело обстоит несколько иначе: каждый из нас пишет по указке своего сердца, а сердце наше принадлежит партии и родному народу, которым мы служим своим искусством».  
Строка 58: Строка 58:
И Андрей Соколов делает еще большее. Для того чтобы «маленькая птаха» никогда больше не вздыхала, он объявляет мальчику, что он—то и есть его отец, которого считали погибшим.  
И Андрей Соколов делает еще большее. Для того чтобы «маленькая птаха» никогда больше не вздыхала, он объявляет мальчику, что он—то и есть его отец, которого считали погибшим.  


И вот два порознь пропадающих, «осиротевших», все потерявших человеческих существа обретают друг в друге новую, слитую, общую судьбу, взаимно утверждают друг друга в жизни. Ибо не только мужчина дает возможность ребенку оставаться ребенком, но и ребенок открывает перед мужчиной возможность «выдюжить» —- остаться до конца верным себе, остаться мужчиной...  
И вот два порознь пропадающих, «осиротевших», все потерявших человеческих существа обретают друг в друге новую, слитую, общую судьбу, взаимно утверждают друг друга в жизни. Ибо не только мужчина дает возможность ребенку оставаться ребенком, но и ребенок открывает перед мужчиной возможность «выдюжить» — остаться до конца верным себе, остаться мужчиной...  


Бережное выхаживание молодых весенних ростков, стремление ничем не затемнить мира детской души составляет один из характернейших ведущих мотивов, настойчиво повторяющихся на протяжении всего произведения Шолохова. В полную сипу проявляется это в святой лжи Соколова, которая, в сущности, сразу же перестает быть ложью: не только мальчик поверил в то, что Соколов взаправду его отец, но и сам он тут же и навсегда стал ощущать малыша своим доподлинным сыном.  
Бережное выхаживание молодых весенних ростков, стремление ничем не затемнить мира детской души составляет один из характернейших ведущих мотивов, настойчиво повторяющихся на протяжении всего произведения Шолохова. В полную сипу проявляется это в святой лжи Соколова, которая, в сущности, сразу же перестает быть ложью: не только мальчик поверил в то, что Соколов взаправду его отец, но и сам он тут же и навсегда стал ощущать малыша своим доподлинным сыном.  
Строка 80: Строка 80:
Писатель Михаил Шолохов в житейском обиходе в совершенстве владеет искусством слушать. Шопохов не задает вопросов. Меткой репликой, улыбчивой шуткой он создает вокруг себя атмосферу тепла и искренности, умеет повернуть разговор так незаметно, тактично, без малейшего нажима, что люди и не спрошенные  рассказывают сами все, его интересующее.  
Писатель Михаил Шолохов в житейском обиходе в совершенстве владеет искусством слушать. Шопохов не задает вопросов. Меткой репликой, улыбчивой шуткой он создает вокруг себя атмосферу тепла и искренности, умеет повернуть разговор так незаметно, тактично, без малейшего нажима, что люди и не спрошенные  рассказывают сами все, его интересующее.  


У Шопохова множество друзей среди хуторян и станичников. Он ходит с ними на охоту, на рыбную ловлю, варит кашу к ужину, а у костров заводит душевные беседы, и люди «выкладывают» писателю самое сокровенное.  
У Шолохова множество друзей среди хуторян и станичников. Он ходит с ними на охоту, на рыбную ловлю, варит кашу к ужину, а у костров заводит душевные беседы, и люди «выкладывают» писателю самое сокровенное.  


Поразительно, что Михаил Александрович почти никогда этих бесед не записывает. В рабочем обиходе писателя отсутствует традиционная «записная книжка». Феноменальная память и «абсолютный слух», редкостная чуткость художника и несметное богатство изобразительных средств позволяют ему воспроизвести в своих книгах думы и душу народа.  
Поразительно, что Михаил Александрович почти никогда этих бесед не записывает. В рабочем обиходе писателя отсутствует традиционная «записная книжка». Феноменальная память и «абсолютный слух», редкостная чуткость художника и несметное богатство изобразительных средств позволяют ему воспроизвести в своих книгах думы и душу народа.  
Строка 122: Строка 122:
С большой художественной силой живописует Шолохов природу родной земли, радость общения человека с природой, как источником жизни, чувство родственной близости к ней. Его герои бездумно наслаждаются природой, как собственным свободным дыханием. Григорий Мелехов лежит, широко раскинув ноги, опершись на локти, и жадными глазами озирает повитую солнечной дымкой степь. Долго бездумно следит он за косым полетом ястреба, преследующего какую-то крохотную птичку, за орлом, гордо парящим над небосклоном, «за легким покачиванием багряно-черного тюльпана, чуть колеблемого ветром, блистающего яркой девичьей красотой. Тюльпан рос совсем близко, на краю обвалившейся сурчины. Стоило лишь протянуть руку, чтобы сорвать его, но Григорий лежал не шевелясь, с молчаливым восхищением любуясь цветком и тугими листьями стебля, ревниво сохранявшими в складках радужные капли утренней росы...»  
С большой художественной силой живописует Шолохов природу родной земли, радость общения человека с природой, как источником жизни, чувство родственной близости к ней. Его герои бездумно наслаждаются природой, как собственным свободным дыханием. Григорий Мелехов лежит, широко раскинув ноги, опершись на локти, и жадными глазами озирает повитую солнечной дымкой степь. Долго бездумно следит он за косым полетом ястреба, преследующего какую-то крохотную птичку, за орлом, гордо парящим над небосклоном, «за легким покачиванием багряно-черного тюльпана, чуть колеблемого ветром, блистающего яркой девичьей красотой. Тюльпан рос совсем близко, на краю обвалившейся сурчины. Стоило лишь протянуть руку, чтобы сорвать его, но Григорий лежал не шевелясь, с молчаливым восхищением любуясь цветком и тугими листьями стебля, ревниво сохранявшими в складках радужные капли утренней росы...»  


Это бодрящее, оздоровляющее чувство природы пронизано у Шопохова глубокой человечностью. Любовь к земле, к травам, к красоте окружающего мира неразрывна с чувством Родины. «В чужих краях и земля и травы пахнут по-иному...» «Степь родимая! Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачья, нержавеющей кровью политая степь!»  
Это бодрящее, оздоровляющее чувство природы пронизано у Шолохова глубокой человечностью. Любовь к земле, к травам, к красоте окружающего мира неразрывна с чувством Родины. «В чужих краях и земля и травы пахнут по-иному...» «Степь родимая! Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачья, нержавеющей кровью политая степь!»  


Все произведения Шопохова окрашены фольклорной стихией. Народная песня служит лирическим ключом ко многим эпизодам и характерам героев, она помогает живее ощутить сердце народное, его радости и тревоги, затаенные народные чаяния. Народные сказы, пословицы, поговорки: меткие и яркие речевые о насыщают страницы шолоховских произведений. А народный юмор, без которого обходится редкая страница! Сколько ума, остроумия, добродушной усмешки у людей «Тихого Дона» и «Поднятой целины»! Народ, который так любит песни и шутку, обладает таким органическим чувством юмора, — это народ великолепного душевного здоровья. Он, этот народ, трудовой люд России, и есть главный герои всех произведений писателя.  
Все произведения Шолохова окрашены фольклорной стихией. Народная песня служит лирическим ключом ко многим эпизодам и характерам героев, она помогает живее ощутить сердце народное, его радости и тревоги, затаенные народные чаяния. Народные сказы, пословицы, поговорки: меткие и яркие речевые о насыщают страницы шолоховских произведений. А народный юмор, без которого обходится редкая страница! Сколько ума, остроумия, добродушной усмешки у людей «Тихого Дона» и «Поднятой целины»! Народ, который так любит песни и шутку, обладает таким органическим чувством юмора, — это народ великолепного душевного здоровья. Он, этот народ, трудовой люд России, и есть главный герои всех произведений писателя.  


Книги Шопохова в целом — великая эпопея русского крестьянства в эпоху ломки старых, вековых устоев, нравов и верований, в период его стремительного движения к новому социально-бытовому укладу, к социалистическим порядкам нового, доселе невиданного, колхозного строя.
Книги Шолохова в целом — великая эпопея русского крестьянства в эпоху ломки старых, вековых устоев, нравов и верований, в период его стремительного движения к новому социально-бытовому укладу, к социалистическим порядкам нового, доселе невиданного, колхозного строя.


Искусное переплетение общественно-политических страстей и конфликтов с личными столкновениями людей, их интересов и судеб дано в романах Шопохова с такой гармонической стройностью, с таким непревзойденным сюжетным мастерством, что изображение событий доводится до предельного напряжения. Достаточно, к примеру, вспомнить, какой многосложный узел социального и личного завязан художником в «Поднятой целине» вокруг Луши Нагульновой: Макар — Луша — Давыдов — Тимофей. Или эпизод, когда Яков Островной в своем белогвардейском ожесточении убивает голодом родную мать. И все это показано с предельной простотой, без малейшей тени искусственности, без какого-либо нажима на воображение читателя. Это естественное течение самой жизни, ее правды, ее закономерной неизбежности.  
Искусное переплетение общественно-политических страстей и конфликтов с личными столкновениями людей, их интересов и судеб дано в романах Шолохова с такой гармонической стройностью, с таким непревзойденным сюжетным мастерством, что изображение событий доводится до предельного напряжения. Достаточно, к примеру, вспомнить, какой многосложный узел социального и личного завязан художником в «Поднятой целине» вокруг Луши Нагульновой: Макар — Луша — Давыдов — Тимофей. Или эпизод, когда Яков Островной в своем белогвардейском ожесточении убивает голодом родную мать. И все это показано с предельной простотой, без малейшей тени искусственности, без какого-либо нажима на воображение читателя. Это естественное течение самой жизни, ее правды, ее закономерной неизбежности.  


Изображая жизнь без прикрас, подчас жестокую и драматическую, писатель-человеколюб не акцентирует жестокость натуралистическим описанием или сентиментальным вздохом. Зато как любовно, красочно, широко описывает художник благородное, лучезарное, истинно человеческое, которое находит и извлекает на свет из «душ золотых россыпей» своих героев. Сколько доброты, ума, открытого сердца в словах и поступках простых людей даже в маленьких, «проходных» эпизодах. Остро осознаваемая общественная потребность находила отклик в творческих устремлениях Шолохова. Коллективизация затрагивала и его лично не только как писателя и гражданина, но и как человека, выросшего и живущего в казачьей станице. И он писал «Поднятую целину» не только потому, что его поражали драматизм, историческая значимость происходящего, но и по внутренней, глубоко человеческой потребности помочь многим обрести верную дорогу, облегчить рождение в муках нового. И может быть, высшей наградой для писателя было то, что первая книга «Поднятой целины» рассыпалась в местные организации наряду с партийными директивами и указаниями.  
Изображая жизнь без прикрас, подчас жестокую и драматическую, писатель-человеколюб не акцентирует жестокость натуралистическим описанием или сентиментальным вздохом. Зато как любовно, красочно, широко описывает художник благородное, лучезарное, истинно человеческое, которое находит и извлекает на свет из «душ золотых россыпей» своих героев. Сколько доброты, ума, открытого сердца в словах и поступках простых людей даже в маленьких, «проходных» эпизодах. Остро осознаваемая общественная потребность находила отклик в творческих устремлениях Шолохова. Коллективизация затрагивала и его лично не только как писателя и гражданина, но и как человека, выросшего и живущего в казачьей станице. И он писал «Поднятую целину» не только потому, что его поражали драматизм, историческая значимость происходящего, но и по внутренней, глубоко человеческой потребности помочь многим обрести верную дорогу, облегчить рождение в муках нового. И может быть, высшей наградой для писателя было то, что первая книга «Поднятой целины» рассыпалась в местные организации наряду с партийными директивами и указаниями.  


В рецензии, опубликованной в «Правде» от 16.Х. 1934 г., говорилось о романе М. Шолохова: «Роман Шолохова может послужить своеобразным учебником о деревне. Читайте эту книгу в момент хлебозаготовок, во время сева, в момент уборки, она будет пособием, как успешнее решить задачу».
В рецензии, опубликованной в «Правде» от 16.10.1934 г., говорилось о романе М. Шолохова: «Роман Шолохова может послужить своеобразным учебником о деревне. Читайте эту книгу в момент хлебозаготовок, во время сева, в момент уборки, она будет пособием, как успешнее решить задачу».

Навигация