44 835
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 57: | Строка 57: | ||
Основной вклад Юрия Олеши в детскую литературу связан со сказкой «Три толстяка». Сказка посвящена 14-летней Валентине Грюнзайн, в 1928 году вышедшей замуж за писателя Евгения Петрова. [[Мандельштам Осип Эмильевич|О. Э. Мандельштам]] охарактеризовал её так: «хрустально-прозрачная проза, насквозь пронизанная огнём революции». Сюжет сказки на первый взгляд наивно-идеологичен — речь идёт о борьбе жителей некого города против захвативших в нём власть трёх толстяков — богатеев-монополистов. Вся «буржуазия» (вплоть до трактирщиков) выступает единым фронтом на стороне «толстяков» против объединённых «трудящихся». Однако это лишь внешняя рамка для иного, подлинного действия. Главные герои книги — «наследник Тутти», символ будущего, предмет иррациональной привязанности и культа правителей-толстяков, его сестра Суок (Олеша воспользовался именем своей неверной возлюбленной!) и неотличимая от неё кукла. Взаимные превращения живого и неживого, подлинного и искусственного миров — таков глубинный мотив действия. Освобождение города из-под власти толстяков революционерами во главе с оружейником Просперо и канатоходцем Тибулом кажется разрушением злых чар, снятием заклятья. Мир превращается в волшебный цирк, в котором и обретают своё место мальчик и девочка. | Основной вклад Юрия Олеши в детскую литературу связан со сказкой «Три толстяка». Сказка посвящена 14-летней Валентине Грюнзайн, в 1928 году вышедшей замуж за писателя Евгения Петрова. [[Мандельштам Осип Эмильевич|О. Э. Мандельштам]] охарактеризовал её так: «хрустально-прозрачная проза, насквозь пронизанная огнём революции». Сюжет сказки на первый взгляд наивно-идеологичен — речь идёт о борьбе жителей некого города против захвативших в нём власть трёх толстяков — богатеев-монополистов. Вся «буржуазия» (вплоть до трактирщиков) выступает единым фронтом на стороне «толстяков» против объединённых «трудящихся». Однако это лишь внешняя рамка для иного, подлинного действия. Главные герои книги — «наследник Тутти», символ будущего, предмет иррациональной привязанности и культа правителей-толстяков, его сестра Суок (Олеша воспользовался именем своей неверной возлюбленной!) и неотличимая от неё кукла. Взаимные превращения живого и неживого, подлинного и искусственного миров — таков глубинный мотив действия. Освобождение города из-под власти толстяков революционерами во главе с оружейником Просперо и канатоходцем Тибулом кажется разрушением злых чар, снятием заклятья. Мир превращается в волшебный цирк, в котором и обретают своё место мальчик и девочка. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Юрий Олеша"> | |||
Файл:Tri-tolstyaka-Olesha (2).jpg|Три толстяка / Юрий Олеша ; рис. Б. Калаушин | |||
Файл:Tri-tolstyaka-Olesha (3).jpg|Три толстяка / Юрий Олеша ; рис. Б. Калаушин | |||
Файл:Tri-tolstyaka-Olesha (4).jpg|Три толстяка / Юрий Олеша ; рис. Б. Калаушин | |||
Файл:Tri-tolstyaka-Olesha (5).jpg|Три толстяка / Юрий Олеша ; рис. Б. Калаушин | |||
Файл:Tri-tolstyaka-Olesha (6).jpg|Три толстяка / Юрий Олеша ; рис. Б. Калаушин | |||
</gallery></center> | |||
Другие произведения Олеши для детей — стихотворение «О лисе» (1948 г.), сценарии мультфильмов «Девочка в цирке» (1949 г.) и «Огонь» («Мышь и время», 1950 г., фильм поставлен в 1971 г.) — представляют главным образом исторический и биографический интерес. | Другие произведения Олеши для детей — стихотворение «О лисе» (1948 г.), сценарии мультфильмов «Девочка в цирке» (1949 г.) и «Огонь» («Мышь и время», 1950 г., фильм поставлен в 1971 г.) — представляют главным образом исторический и биографический интерес. |