Олеша Юрий Карлович

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску
Юрий Олеша
Юрий Олеша
Юрий Олеша
Имя при рождении Юрий Олеша
Дата рождения 19 февраля (3 марта) 1899
Место рождения Елисаветград, Херсонская губерния, Российская империя
Дата смерти 10.05.1960
Место смерти Москва
Гражданство Российская империя, СССР
Род деятельности писатель
Язык произведений русский
Автограф
Olesha-avtograf.jpg



Юрий Карлович Олеша — русский советский писатель, прозаик и драматург.

Юрий Олеша / Биография

Юрий Олеша родился в Елисаветграде (ныне Кропивницкий) в обедневшей дворянской семье польского происхождения с западнорусскими корнями. Отец писателя, Карл Антонович, был акцизным чиновником. В 1902 году семья переехала в Одессу. Юрий Олеша окончил Ришельевскую гимназию, учился на юридическом факультете Новороссийского (Одесского) университета. Печатался с 1915 года (стихи в газете «Одесский вестник»).

В годы Гражданской войны умерла от тифа единственная сестра Юрия Олеши, Ванда, а в 1922 году его родители эмигрировали в Польшу (мать писателя, Олимпиада Владиславовна, на склоне лет, уже после смерти сына, вернулась в СССР). Сам Юрий Олеша погрузился в богемную жизнь, сблизившись с молодыми писателями «юго-западной школы» — Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким, Исааком Бабелем. В 1921 году переехал в Харьков, а год спустя — в Москву. Спутницей жизни его в эти годы была Серафима Суок, в 1922 году ушедшая от него к поэту и издателю Владимиру Нарбуту, одному из неформальных лидеров «юго-западной школы». Эта биографическая коллизия косвенно отразилась в главных произведениях Олеши — «Три толстяка» и «Зависть».

В Харькове и Москве Олеша занимался журналистикой (в частности, писал пропагандистские стихи и фельетоны под псевдонимом Зубило). В 1924 г. он написал сказку «Три толстяка», опубликованную лишь четыре года спустя. Славу писателю принес, однако, роман «Зависть» (1927 г.), в главных героях-антагонистах которого (Николае Кавалерове и Андрее Бабичеве) угадываются черты самого Олеши и Нарбута. Основная коллизия романа — конфликт человека «старого мира», носителя обречённой культуры, и торжествующей социалистической утопии. В романе Олеша в полной мере демонстрирует своё стилистическое мастерство, зрительное богатство своей прозы — так же, как в «Трёх толстяках». По существу, этими произведениями (к которым можно прибавить книгу рассказов «Вишнёвая косточка», 1931 г.) исчерпывается его основной корпус произведений. В последующие годы Олеша создаёт инсценировки этих двух своих книг, работает над романом «Нищий», пишет пьесы «Список благодеяний»(1930 г.) и «Нищий, или Смерть Занда» (1930 г., неоконч.), в которых отразилось его внутреннее смятение и противоречивое восприятие советской реальности.


На I съезде советских писателей (1934 г.) Олеша выступил с речью, в которой отразились как его мучительные метания, так и субъективное желание поставить свой дар на службу коммунистическому будущему, отречься от своей «особости». Однако в случае Олеши «сдача и гибель советского интеллигента» (по выражению биографа Олеши, Аркадия Белинкова) выразились скорее не в творческой деградации, а в многолетнем молчании. В течение 1930-х гг. создано лишь несколько киносценариев («Строгий юноша», 1934 г.; «Болотные солдаты», 1938 г.; «Ошибка инженера Кочина», 1939 г.) из которых лишь первый в небольшой степени касается близкой Олеше эстетической и социальной проблематики. Затем писатель полностью посвящает себя работе над инсценировками классики и иной литературной поденщине.

Лишь в конце жизни Олеша вернулся к серьёзному творчеству. С 1953 года он работал над автобиографическими записками, частично напечатанными в 1956 году под названием «Ни дня без строчки». После смерти писателя, в 1965 г., эти записки были изданы отдельной книгой под таким же названием. Полное издание — «Книга прощания» (1999 г.).


В 1929 году Олеша женился на Ольге Суок, сестре своей первой возлюбленной. В семье жил Игорь, сын Ольги от первого брака, покончивший с собой в 1937 году.

Умер Юрий Олеша в Москве.

Основной вклад Юрия Олеши в детскую литературу связан со сказкой «Три толстяка». Сказка посвящена 14-летней Валентине Грюнзайн, в 1928 году вышедшей замуж за писателя Евгения Петрова. О. Э. Мандельштам охарактеризовал её так: «хрустально-прозрачная проза, насквозь пронизанная огнём революции». Сюжет сказки на первый взгляд наивно-идеологичен — речь идёт о борьбе жителей некого города против захвативших в нём власть трёх толстяков — богатеев-монополистов. Вся «буржуазия» (вплоть до трактирщиков) выступает единым фронтом на стороне «толстяков» против объединённых «трудящихся». Однако это лишь внешняя рамка для иного, подлинного действия. Главные герои книги — «наследник Тутти», символ будущего, предмет иррациональной привязанности и культа правителей-толстяков, его сестра Суок (Олеша воспользовался именем своей неверной возлюбленной!) и неотличимая от неё кукла. Взаимные превращения живого и неживого, подлинного и искусственного миров — таков глубинный мотив действия. Освобождение города из-под власти толстяков революционерами во главе с оружейником Просперо и канатоходцем Тибулом кажется разрушением злых чар, снятием заклятья. Мир превращается в волшебный цирк, в котором и обретают своё место мальчик и девочка.


Другие произведения Олеши для детей — стихотворение «О лисе» (1948 г.), сценарии мультфильмов «Девочка в цирке» (1949 г.) и «Огонь» («Мышь и время», 1950 г., фильм поставлен в 1971 г.) — представляют главным образом исторический и биографический интерес.

Юрий Олеша / Книги

  • Олеша, Ю. К. Зависть : Роман / Юрий Олеша ; с рис. Натана Альтман ; обложка: Натан Альтман. — Ленинград ; Москва : Земля и фабрика, [MCMXXVIII][1928] (Москва: тип. Госиздата «Красный пролетарий». — 141 с., [3] с. объявл., [2] вклад. л. красочн. ил. — [Хранится в РГБ].
  • Олеша, Ю. К. Три толстяка : роман для детей : с 25 рис. в красках художника М. Добужинского / Юрий Олеша ; папка : М. Добружинский. — Ленинград ; Москва : Земля и фабрика, 1928. — 188, [3] с. : крас. ил. — [Хранится в РГБ].
  • Олеша, Ю. К. Вишневая косточка : [Рассказы] / Юрий Олеша ; обложка : В. О. Роскин. — Москва : Федерация, тип. «Искра революции», 1931. — 96 с. — [Хранится в РГБ].
  • Олеша, Ю. К. Список благодеяний / Юрий Олеша ; обложка Б. В. Титова. — Москва : Федерация, 1931. — 95 с. — [Хранится в РГБ].
  • Олеша, Ю. К. Избранное / Юрий Олеша ; переплет А. П. Радищева. — Москва : Гослитиздат, 17 ф-ка нац. книги треста «Полиграфкнига», 1935. — 256 с. — [Хранится в РГБ].

Олеша, Ю. К. О лисе: [Стихи для детей] / Юрий Олеша ; рис. Андрея Андреевича Брея. — Москва : Изд-во и типолит. Красногвардейск. райпромтреста ММП РСФСР, 1948. — 16 с. : ил. — [Хранится в РГБ].

  • Олеша, Ю. К. Ни дня без строчки : из записных книжек / Юрий Олеша ; [предисл. В. Шкловского]. — Москва : Советская Россия, 1965. — 304 с., 1 л. портр.
  • Олеша, Ю. К. Избранное / Юрий Олеша ; [вступ. ст. В. Б. Шкловского ; примеч. В. В. Бадикова ; худож. В. Юрлов]. — Москва : Художественная литература, 1974. — 576 с. : ил., 1 л. портр.
  • Олеша, Ю. К. Зависть; Три толстяка; Ни дня без строчки / Юрий Олеша ; вступ. ст. В. Шкловского. — Москва : Художественная литература, 1989. — 493, [2] с. — (Классики и современники. Советская литература).
  • Олеша, Ю. К. Книга прощания / Юрий Олеша ; предисл. В. Гудкова. — Москва : Вагриус, 2001. — 476 с., 16 л. ил. — (Мой 20 век).
  • Олеша, Ю. К. Зависть ; Три Толстяка ; Воспоминания ; Рассказы [Ни дня без строчки ; Строгий юноша : пьеса для кинематографа] / Юрий Олеша. — Москва : Эксмо, 2012. — 701, [2] с., [4] л. портр. : ил. — (Библиотека всемирной литературы).
  • Олеша, Ю. К. Три толстяка: [Роман для детей] / Юрий Олеша ; рис. Леонида Владимирского. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2014. — 240 с. : ил. — (Дар Речи).
  • Олеша, Ю. К. Зависть : роман / Юрий Олеша. — Москва : Вече, 2020. — 352 с. — (100 великих романов).
  • Олеша, Ю. К. Избранное / Юрий Олеша. — Москва : Художественная литература, 2019. — 200 с.
  • Олеша, Ю. К. Малое собрание сочинений / Юрий Олеша. — Санкт-Петербург : Азбука, 2020. — 637 с.

Юрий Олеша / Книги в НЭБ.Дети

  • Олеша, Ю. К. Три толстяка / Юрий Олеша. — Электронный ресурс. — Москва : Издательство "Э", 2016. — 197860 зн.
  • Олеша, Ю. К. Три толстяка (Ч.1) [Диафильм : Электронный ресурс] / Ю. Олеша; худож. К. Сапегин. — Электрон.ресурс. — Москва : Диафильм, 1966 (Москва : РГДБ). — 2 дф. (50 кд.; 60 кд.).
  • Олеша, Ю. К. Три толстяка (Ч.2) [Диафильм : Электронный ресурс] / Ю. Олеша; худож. К. Сапегин. — Электрон.ресурс. — Москва : Диафильм, 1966 (Москва : РГДБ). — 2 дф. (50 кд.; 60 кд.). — Оригинал хранится в РГДБ.

О жизни и творчестве

  • Алигер, М. И. Встречи и разлуки [воспоминания о Светлове, Чуковском, Твардовском, Олеше, Ахматовой и др.] / Маргарита Алигер. — Москва : Известия, 1989. — 573 с., ил. — (Библиотека «Дружбы народов»).
  • Ануфриев, А. Е. Характер конфликта в романе Ю. Олеши «Зависть» / А. Е. Ануфриев // Русский человек на изломе эпох в отечественной литературе : сборник статей. — Киров: Вятский гос. гуманитарный ун-т , 2007.— C. 37–40.
  • Арзамасцева, И. Н. Античные мотивы в рассказе Юрия Олеши «Цепь» / Ирина Арзамасцева // Научные труды Московского педагогического государственного университета им. В. И. Ленина. Сер.: Гуманит. науки. — Ч. 1. — Москва : МПГУ, 1994. — С. 7–10.
  • Арзамасцева, И. Н. От зрелища к слову: Сказка Ю. Олеши "Три Tолстяка" как памятник русского авангарда 20-х гг. / Ирина Арзамасцева // Детская литература. — 1994. — № 3. — С. 13–16.
  • Арнаутова, Д. П. Приемы трансформации нарратива в драматургический дискурс: «Зависть» и «Заговор чувств» Ю. Олеши / Д. П. Арнаутова // Первые научные штудии : сборник научных трудов / под ред. Е. Г. Николаевой. — Вып. 7. — Новосибирск : НГПУ, 2017. — С. 106–110.
  • Афанасьева, А. С. Система мотивов в произведениях Ю. Олеши 20-х годов / А. С. Афанасьева // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. Сер.: История. Филология. — Томск : ТГПУ, 1997. — Вып. 1. — С. 40–44.
  • Белинков, А. В. Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша / Аркадий Белинков; [Вступ. ст. М. Чудаковой, с. 5-22]. — Москва : РИК «Культура», 1997. — 537,[2] с., [8] л. ил.
  • Беляков, С. С. Европеец в русской литературе: нерусский писатель Юрий Олеша // Урал. — 2004. — № 10. — С. 242–247.
  • Беляков, С. С. Хороший плохой писатель Олеша // Урал. — 2001. — № 9. — С. 236–248.
  • Блюмбаум, А. Оживающая статуя и воплощенная музыка: Контексты «Строгого юноши» / Аркадий Блюмбаум // Новое литературное обозрение. — 2008. — № 89. — C. 138–189.
  • Вайскопф, М. Я. Андрей Бабичев и его прообраз в «Зависти» Юрия Олеши / Михаил Вайскопф // Изв. АН. Сер. лит. и яз.— Т. 53, № 5. — Москва : Наука, 1994. — С. 69–76.
  • Варна, В. Миф Юрия Олеши / В. Варна. — Одесса : Айс Принт, 2013. — 373 с., портр.
  • Виницкий, И. Хозяйка кровати: Заключительная сцена романа Ю.Олеши «Зависть» / Илья Виницкий // Новый журнал. — Нью-Йорк, 2003. — Кн. 231. — С. 248–254.
  • Гудкова, В. В. Как официоз "работал" с писателем: Эволюция самоописаний Юрия Олеши / Виолетта Гудкова // Новое литературное обозрение. — 2004. — № 68. — С. 128–147.
  • Гудкова, В. В. Мечта о голосе [о пьесе «Список благодеяний»] / Виолетта Гудкова // Новое литературное обозрение. — 1999. — № 38. — С. 143–165
  • Гудкова, В. В. Юрий Олеша и Всеволод Мейерхольд в работе над спектаклем «Список благодеяний» : Опыт театральной археологии / Виолетта Гудкова. — Москва : Новое литературное обозрение, 2002. — 604 с. : ил., портр., факс. — (Научная библиотека).
  • Евзлин, М. Функция куклы и мотив «ложного подобия» в повести Ю. Олеши «Три толстяка» / Михаил Евзлин // Поэзия и живопись : Сб. тр. памяти Н. И. Харджиева / Сост. и общ. ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — Москва : Языки русской культуры, 2000. — С. 790–802.
  • Емельянов, В. А. Дневник как литературное произведение: (о фрагментарной прозе Ю. Олеши) / В. А. Емельянов // Гуманитарные исследования. — № 4(48). — Астрахань : Астраханский университет, 2013. — С. 104–113.
  • Жиличева, Г. А. Природа художественности романа Ю. К. Олеши «Зависть» / Г. А. Жиличева // Сибирский филол. журнал. — 2004. — № 3/4. — С. 37–45.
  • Жиличева, Г. А. Фигура нищего в нарративах Ю. Олеши / Г. А. Жиличева // Новый филологический вестник. — 2010. — № 4(15). — С. 121–129.
  • Ивнев, Р. Юрий Олеша издали и вблизи / Рюрик Ивнев // Литературные новости. — Москва, 1994. — № 8. — С. 9.
  • Игнатова, А. Литературные параллели: Ю. Олеша («Зависть») и Н.В. Гоголь («Петербургские повести») / А. Игнатова // Проблемы неклассической прозы : сборник статей. — Вып. 2. — Москва : МАКС Пресс, 2016. — С. 186–204.
  • Игнатова, А. Роман Ю. Олеши «Зависть» — к вопросу об основном тексте романа / А. Игнатова // Проблемы неклассической прозы : сборник статей. — Вып. 2. — Москва : МАКС Пресс, 2016. — С. 164–185.
  • Ильф, А. И. Олеша в контексте записных книжек Ильфа, или Права забвенья / Александра Ильф // Вопросы литературы. — 2006. — Вып. 2. — С. 297–327.
  • Калинина, Е. Роль вещей в романе Ю. Олеши «Зависть» / Е. Калинина // Актуальные проблемы литературоведения. — Москва : Диалог-МГУ, 1997. — Вып. 2. — С. 88–91.
  • Камильянова, Ю. М. Столкновение идеи в повести Ю. К. Олеши «Зависть» / Ю. М. Камильянова // Поэтика русской прозы XX века. — Уфа : БГУ, 1995. — С. 110–115.
  • Касаткина, К. В. Николай Кавалеров как представитель типа «подпольного человека» в русской литературе / К. В. Касаткина // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Литературоведение. Журналистика. — № 3. — Москва : РУДН, 2015. — С. 30–36.
  • Катаев, В. П. Алмазный мой венец / Валентин Катаев. — Москва : Советский писатель, 1979. — 222 с., портр.
  • Кузнецов, П.В. Своеобразие языковых средств фельетониста Ю. Олеши / П. В. Кузнецов // Вестник Томского гос. ун-та. — № 346. — Томск : ТГУ, 2011. — С. 27–28.
  • Кузнецов, П. В. Художественно-публицистические средства Ю.Олеши - фельетониста / П. В. Кузнецов // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Филология. Журналистика. — № 2. — Воронеж : ВГУ, 2009. — С. 165–169.
  • Куляпин, А. И. «Русский фатализм»: Стратегии жизнетворчества Ю. Олеши и М. Зощенко / Александр Куляпин // Культура и текст. — 2001. — № 6. — C. 112–116.
  • Куляпин, А. И. Творчество Ю. Олеши и психоанализ / Александр Куляпин // Проблемы межтекстовых связей. — Барнаул : Изд-во Алт. гос. ун-та, 1997. — С. 102–108.
  • Лейдерман, Н. Л. Драма самоотречения: Юрий Олеша и его роман «Зависть» / Наум Лейдерман // Урал. — 2008. — № 12. — С. 237–252.
  • Лекманов, О. А. О «страшной высоте», «черной карете», Осипе Мандельштаме и Юрии Олеше / Олег Лекманов // Русская речь. — 1998. — № 5. — С. 23–25.
  • Липовецкий, М. Н. Поэтика литературной сказки: (На материале рус. лит. 1920-1980-х гг.) / Марк Липовецкий. — Свердловск : Изд-во Урал.ун-та, 1992. — 184 с.
  • Липовецкий, М. Н. «Три толстяка» Ю. Олеши как романтическая сказка / Марк Липовецкий // Проблемы взаимодействия метода, стиля и жанра в советской литературе. — Свердловск : Изд-во Урал.ун-та, 1990. — С. 60–69.
  • Лобанова, Ю. А. Варианты образа «нового человека» в рассказах Ю. Олеши / Ю. А. Лобанова // Вестник Помор. ун-та. Серия: Гуманит. и социал. науки. — Вып. 3. — Архангельск : Поморск. ун-т, 2007. — С. 79–82.
  • Лобанова, Ю. А. Демоническая женщина в судьбе советского художника : Пьеса Ю. Олеши «Смерть Занда» / Ю. А. Лобанова // Сибирский филологический журнал. — 2007. — № 2. — С. 68–74.
  • Лобанова, Ю. А. Женские образы пьесы Ю. Олеши «Заговор чувств» в контексте идеалов эпохи / Ю. А. Лобанова // Филология и культура. — Вып. 2. — Барнаул : Изд-во Алт. гос. ун-та, 2005. — С. 123–131.
  • Лобанова, Ю. А. Образ женщины-стервы в пьесе Ю. Олеши «Смерть Занда» / Ю. А. Лобанова // Культура и текст 2005 : сборник статей. — Т. 1. — Барнаул : АлтГПУ, 2005. — С. 58–65.
  • Макарова, Н. С. Олицетворение в рассказе Юрия Олеши «Лиомпа» / Н. С. Макарова // Русская речь. — 2006. — № 6. — C. 12–19.
  • Максимова, В. Попытка самоотмены: Юрий Олеша (1899-1960) / В. Максимова // Парадокс о драме : Перечитывая пьесы 1920 — 1930-х годов / сост. И. Л. Вишневская ; ответственный редактор Е. И. Стрельцова ; Российский институт искусствознания. — Москва : Наука, 1993. — С. 221–243.
  • Маринова, Ю. Любовь к Мейерхольду [Ю. К. Олеша и театр] / Ю. Маринова // Современная драматургия. — 1989. — № 4. — С. 229–236.
  • Маркина, П. В. К поэтике рассказа Ю. К. Олеши «Лиомпа» / П. В. Маркина // Мир науки, культуры, образования : сборник статей. — № 4(7). — Барнаул : АлтГПУ, 2007. — С. 107–111.
  • Маркина, П. В. Мифопоэтика художественной прозы Ю. К. Олеши / П. В. Маркина. — Барнаул : Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2007. — 185 с., ил.
  • Маркина, П. В. Одесский миф Ю.К. Олеши / П. В. Маркина // Вестник Алт. гос. пед. акад. Серия: Гуманит. науки. — Вып. 4. — Барнаул : АлтГПУ, 2010. — С. 71–81.
  • Маркина, П. В. Психические аномалии в творчестве М.М. Зощенко и Ю.К. Олеши / П. В. Маркина // Известия Алт. гос. ун-та. — № 2/1(74). — Барнаул : Алт. гос. ун-т, 2012. —- С. 140–147.
  • Маркина, П. В. Творчество Ю. К.Олеши в литературно-эстетическом контексте 1920-1930-х годов (И. Э. Бабель, В. П. Катаев, М. М. Зощенко) / П. В. Маркина. — Барнаул : АлтГПУ, 2012. — 499 с.
  • Маркина, П. В. Философия нищеты Ю. К. Олеши / П. В. Маркина // Филология и человек. — № 1. — Барнаул : Алт. гос. ун-т, 2010. — С. 66–77.
  • Меньшикова, Е. Р. Гротескное сознание как явление советской культуры: (На материале творчества А. Платонова, Ю. Олеши, М. Булгакова) : Автореф. дис. ... канд. наук; Культурология : 24.00.01 / Рос. ин-т культурологии Рос. Федерации. — Москва, 2004. — 37 с.
  • Меньшикова, Е. Р. Редуцированный смех Юрия Олеши / Е. Р. Меньшикова // Вопросы философии. — 2002. — № 10. — С. 75–85.
  • Нармаев, Б. М. «Гесар» и «Три толстяка» Ю.К. Олеши / Б. М. Нармаев // Буддизм в диалоге культур Востока и Запада: прошлое, настоящее и будущее. — Элиста : Изд-во Калмыцкого ун-та, 2016. — С. 151–153.
  • Ноткина, А. Художественное преломление временных реалий в творчестве Юрия Олеши : Мотивы дьявольщины и сумасшествия / А. Ноткина // Голоса молодых ученых : сборник статей. — Москва : Диалог-МГУ, 1997. — С. 83–96.
  • Озерная, И. «В свое время я писал стихи...» : Ранняя поэзия Юрия Олеши / Ирина Озерная // Литературная Россия. — 1986. — 9 мая. — № 19. — С. 19.
  • Озерная, И. «Штучки» Ивана Бабичева в первых вариантах повести Юрия Олеши «Зависть» / Ирина Озерная // Литературная учеба. — 1989. — № 2. — С. 158–159.
  • Озерная, И. Король и сказочник : Очерк [о жизни и творчестве Ю.К.Олеши] / Ирина Озерная // Юность. — 2010. — № 4. — С. 9–16.
  • Озерная, И. Пан круль Ежи Перший: Посвящается памяти Андрея Андреевича Цывиса [польские корни родословной Ю. К. Олеши] / Ирина Озерная // Октябрь. — 2013. — № 6. — С. 142–155.
  • Озеров, Л. Человек–спектакль / Л. Озеров // Литературная Россия. — 1988. — 16 сент. — № 37. — С. 18–19.
  • Панченко, И. Черновики Юрия Олеши: (К 100-летию со дня рождения Ю.К. Олеши) / И. Панченко // Новый журнал. — Нью-Йорк, 1999. — Кн. 216. — С. 155–176.
  • Пашин, Д. Человек перед зеркалом: Несколько фрагментов о жизни и о сюжете [о творческой судьбе Ю. К. Олеши] / Д. Пашин // Октябрь. — 1994. — № 3. — С. 179-186.
  • Петров, С. В. Взаимодействие разноуровневых компонентов денотативной структуры художественного текста: (На материале романа Ю.К.Олеши «Зависть») : Автореф. дис. ... канд. наук; Филологические науки : 10.02.01 / С.-Петерб. гос. ун-т. — СПб., 2009. — 21 с.
  • Подлубнова, Ю. С. «Три толстяка» Ю. Олеши и «Крысолов» М. Цветаевой: диалог без диалога / Юлия Подлубнова // Марина Цветаева в контексте культуры Серебряного века : сборник статей. — Елабуга: ЕГПУ, 2008. — С. 192–196.
  • Подольский, Н. Л. Тяжкое бремя интеллигентности : Юрий Карлович Олеша (1899-1960) / Наль Подольский // Universum : Вестник Герценовского университета. — № 1. — Санкт-Петербург : РГПУ, 2013. — С. 191–205.
  • Россинская, С. В. Кукла в сказке и жизни автора «Трех толстяков» / С. В. Россинская // Мир библиографии. — 2014. — № 1. — С. 62-67.
  • Саморукова, И. В. «Вихрастый фрукт выражался странно...» : Проза Юрия Олеши и проблема художественного высказывания в советской прозе конца 20-х годов / Ирина Саморукова // Художественный язык литературы 20-х годов ХХ века : сборник статей / [науч. ред. Н.Т. Рымарь]. — Самара: Самар. гос. ун-т., 2001. — С. 27–38.
  • Саморукова, И. В. Категория праздника в художественном мире Юрия Олеши: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Ирина Саморукова. — Свердловск : Урал. гос. ун-т, 1990. — 19 с.
  • Саморукова, И. В. О праздничности романа Ю. Олеши «Зависть» / Ирина Саморукова // Содержательность форм в художественной литературе. — Куйбышев : КГУ, 1989. — С. 126–139.
  • Саморукова, И. В. Тема художника в творчестве Юрия Олеши (тридцатые годы) / Ирина Саморукова // Содержательность форм в художественной литературе. — Куйбышев : КГУ, 1990. — С. 117–133.
  • Сарнов, Б. М. Бремя таланта: Портреты и памфлеты [об автобиографической прозе Ю. К. Олеши и др.]/ Бенедикт Сарнов. — Москва : Советский писатель, 1987. — 384 с., портр.
  • Семенихина, М. В. Прецедентные имена античной культуры в романе-сказке Ю. К. Олеши «Три Толстяка» // Романский коллегиум. — Вып. 1. — Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2007. — C. 100–107.
  • Скалон, Н. Р. Философские возможности "предметного" стиля: (Проза Ю.Олеши) / Н. Р. Скалон // Художественное творчество и взаимодействие литератур. — Алма-Ата : КазГУ, 1985. — С. 3–11.
  • Смирнов, И. Роман и смена эпох: «Зависть» Юрия Олеши / Игорь Смирнов // Звезда. — 2012. — № 8. — С. 211–222.
  • Соколов, Р. Герои и мученики [о поэтике романа «Три толстяка»] / Р. Соколов // Северная Аврора. — 2013. — № 19. — С. 113–120.
  • Старшинов, Н. К. В Голицино, в былые годы [воспоминания о Ю. К. Олеше и Н. А. Заболоцком (50-60-е годы)] / Николай Старшинов // Юность. — 1988. — № 12. — С. 88–90.
  • Сухих, И. Остается только метафора: 1927. «Зависть» Ю. Олеши / Игорь Сухих // Звезда. — 2002. — № 10. — С. 222–231.
  • Сычев, А. Видеть прекрасное [о раннем периоде творчества Ю. К. Олеши] / А. Сычев // Современная драматургия. — 1989. — № 4. — С. 236–239.
  • Терехова, М. Н. Художественные особенности романа-сказки Ю. К. Олеши «Три Толстяка» / М. Н. Терехова // Русская сказка. История и теория жанра. сборник научных статей / [отв. ред. С. Н. Травников, Е. К. Петривняя]. — Москва : Гос. ин-т русcк. яз. им. А. С. Пушкина, 2009. — C. 123–129.
  • Троицкая, Т. С. Мозаичность и целостность : (Метафорическое видение в романе-сказке Ю. Олеши «Три толстяка») / Т. С. Троицкая // Дискурсивность и художественность : сборник научных трудов / отв. ред. М. Н. Дарвин ; ред. Н. Д. Тамарченко, О. В. Федунина. — Москва : РГГУ, 2005. — С. 276–287.
  • Ушакова, A. Н. Память европейской традиции в творчестве Ю.К. Олеши / A. Н. Ушакова // Национальные коды в европейской литературе XIX-XXI веков : сборник статей. — Нижний Новгород : НГУ, 2016. — С. 192–197.
  • Ушакова, A.И. Память Рима в творчестве Ю.К. Олеши / A. Н. Ушакова // Национальные коды в европейской литературе XIX-XXI веков : сборник статей. — Нижний Новгород : НГУ, 2016. — С. 75–80.
  • Ушакова, А. Н. Понятие творческого кризиса в контексте жизни и творчества Ю. К. Олеши / А. Н. Ушакова // Феномен творческого кризиса: монография. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2017. — С. 263–276.
  • Филиппова, П. В. Мир вещей в романе Ю. К. Олеши "Зависть" / П. В. Филиппова // Диалог культур : сборник материалов межвузовской конференции молодых ученых / Под ред. С.А. Манскова. — Вып. 6. — Барнаул : БГПУ, 2004. — C. 144–148.
  • Филиппова, П. В. Мифопоэтические особенности сновидения в прозе Ю.К. Олеши / П. В. Филиппова // Текст: проблемы и методы исследования. — Барнаул : БГПУ, 2005. — C. 204–214.
  • Филиппова, П. В. Оппозиция «культура» / «цивилизация» в романе Ю. К. Олеши «Зависть» / П. В. Филиппова // Актуальные проблемы русистики : Сб. науч. тр. — Вып. 2. — Барнаул : БГПУ, 2004. — С. 73–75.
  • Филиппова, П.В. Поэтика имени в романе Ю. К. Олеши «Зависть» / П. В. Филиппова // Поэтика имени : сборник статей. — Барнаул : БГПУ, 2004. — С. 65–69.
  • Филиппова, П. В. Язык цвета в романе Ю. К. Олеши «Зависть» / П. В. Филиппова // Филологический анализ текста : сборник статей. — Вып. 5. — Барнаул : БГПУ, 2004. — С. 77–86.
  • Фуксон, Л. Ю. Мир рассказа Ю. Олеши «Лиомпа» как система ценностей / Л. Ю. Фуксон // Филологические науки. — 1992. — № 1. — С. 38–44.
  • Холмогоров, М. К. «Каждый день я жил» [к творческой биографии Ю. К. Олеши] / Михаил Холмогоров // Мир Паустовского. — 2006. — № 4. — С. 142–151.
  • Холмогоров, М. К. «Я выглядываю из вечности...» : Перечитывая Юрия Олешу / Михаил Холмогоров // Вопросы литературы. — 2000. — Вып. 4. — С. 98–119.
  • Черницына, С. А. Языковая игра Юрия Олеши / С. А. Черницына // Проблема жанра и стиля в литературе и фольклоре : сборник научных трудов. — Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2011. — С. 164–170.
  • Чудакова, М. О. Мастерство Юрия Олеши / Мариэтта Чудакова. — Москва : Наука, 1972. — 100 с. : ил.
  • Шеншин, В. К. Традиции идеологического романа Ф. М. Достоевского в советском романе 1920-х годов: (К.Федин, Ю.Олеша, Л.Леонов) : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / В. К. Шеншин. — Свердловск : Урал. гос. ун-т, 1989. — 30 с.
  • Шеншин, В. К. Традиции Ф. М. Достоевского и советский роман 1920-х годов: К .Федин, Ю. Олеша, Л. Леонов / В. К. Шеншин. — Красноярск : Издательство Красноярского университета, 1988. — 160 с.
  • Шитарева, О. Г. «Я всегда был на кончике луча...» [о стилистике прозы Ю. Олеши] / О. Г. Шитарева // Русская речь. — 1989. — № 2. — С. 32–36.
  • Язык и стиль произведений И. Э. Бабеля, Ю. К. Олеши, И. А. Ильфа и Е. П. Петрова: Сб. науч. тр / Редкол.: Карпенко Ю.А. (отв.ред.) и др.; М-во высш. и сред. спец. образования УССР. Учеб.-метод. каб. по высш. образованию. Одес. гос. ун-т им. И.И.Мечникова. — Киев : УМКВО, 1991. — 234 с., схем.
  • Ямпольский, Б. C. Да здравствует мир без меня [воспоминания о Ю. К.Олеше] / Борис Ямпольский ; публ. Ф.С. Ямпольской // Дружба народов. — 1989. — № 2. — С. 145–163.

Экранизации

  • Строгий юноша. Художественный фильм. Режиссёр Абрам Роом. 1935.
  • Болотные солдаты. Художественный фильм. Режиссёр Александр Мачерет. 1938.
  • Ошибка инженера Кочина. Художественный фильм. Режиссёр Александр Мачерет. 1939.
  • Девочка в цирке. Мультипликационный фильм. Режиссёр Валентина Брумберг, Зинаида Брумберг. 1950.
  • Три толстяка. Мультипликационный фильм. Режиссёр Валентина Брумберг, Зинаида Брумберг. 1963.
  • Три толстяка. Художественный фильм. Режиссёр Алексей Баталов, Иосиф Шапиро. 1966.
  • Зависть. Художественный фильм. Режиссёр Мар Сулимов. 1967.
  • Ангел, новелла // Начало неведомого века. Художественный фильм. Режиссёр Андрей Смирнов. 1967.
  • Цветы запоздалые. Художественный фильм. Режиссёр Анатолий Наль. 1969.
  • Огонь. Мультипликационный фильм. Режиссёр Валентина Брумберг, Зинаида Брумберг. 1971.
  • Разлучённые. Мультипликационный фильм. Режиссёр Николай Серебряков. 1980.
  • Трое смелых. Художественный фильм. Режиссёр Миклош Чаньи. 1983.

См. также