Олеша Юрий Карлович
Юрий Олеша | |
Имя при рождении | Юрий Олеша |
Дата рождения | 19 февраля (3 марта) 1899 |
Место рождения | Елисаветград, Херсонская губерния, Российская империя |
Дата смерти | 10.05.1960 |
Место смерти | Москва |
Гражданство | Российская империя, СССР |
Род деятельности | писатель |
Язык произведений | русский |
Автограф | |
Юрий Карлович Олеша — русский советский писатель, прозаик и драматург.
Содержание
Юрий Олеша / Биография
Юрий Олеша родился в Елисаветграде (ныне Кропивницкий) в обедневшей дворянской семье польского происхождения с западнорусскими корнями. Отец писателя, Карл Антонович, был акцизным чиновником. В 1902 году семья переехала в Одессу. Юрий Олеша окончил Ришельевскую гимназию, учился на юридическом факультете Новороссийского (Одесского) университета. Печатался с 1915 года (стихи в газете «Одесский вестник»).
В годы Гражданской войны умерла от тифа единственная сестра Юрия Олеши, Ванда, а в 1922 году его родители эмигрировали в Польшу (мать писателя, Олимпиада Владиславовна, на склоне лет, уже после смерти сына, вернулась в СССР). Сам Юрий Олеша погрузился в богемную жизнь, сблизившись с молодыми писателями «юго-западной школы» — Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким, Исааком Бабелем. В 1921 году переехал в Харьков, а год спустя — в Москву. Спутницей жизни его в эти годы была Серафима Суок, в 1922 году ушедшая от него к поэту и издателю Владимиру Нарбуту, одному из неформальных лидеров «юго-западной школы». Эта биографическая коллизия косвенно отразилась в главных произведениях Олеши — «Три толстяка» и «Зависть».
В Харькове и Москве Олеша занимался журналистикой (в частности, писал пропагандистские стихи и фельетоны под псевдонимом Зубило). В 1924 г. он написал сказку «Три толстяка», опубликованную лишь четыре года спустя. Славу писателю принес, однако, роман «Зависть» (1927 г.), в главных героях-антагонистах которого (Николае Кавалерове и Андрее Бабичеве) угадываются черты самого Олеши и Нарбута. Основная коллизия романа — конфликт человека «старого мира», носителя обречённой культуры, и торжествующей социалистической утопии. В романе Олеша в полной мере демонстрирует своё стилистическое мастерство, зрительное богатство своей прозы — так же, как в «Трёх толстяках». По существу, этими произведениями (к которым можно прибавить книгу рассказов «Вишнёвая косточка», 1931 г.) исчерпывается его основной корпус произведений. В последующие годы Олеша создаёт инсценировки этих двух своих книг, работает над романом «Нищий», пишет пьесы «Список благодеяний»(1930 г.) и «Нищий, или Смерть Занда» (1930 г., неоконч.), в которых отразилось его внутреннее смятение и противоречивое восприятие советской реальности.
На I съезде советских писателей (1934 г.) Олеша выступил с речью, в которой отразились как его мучительные метания, так и субъективное желание поставить свой дар на службу коммунистическому будущему, отречься от своей «особости». Однако в случае Олеши «сдача и гибель советского интеллигента» (по выражению биографа Олеши, Аркадия Белинкова) выразились скорее не в творческой деградации, а в многолетнем молчании. В течение 1930-х гг. создано лишь несколько киносценариев («Строгий юноша», 1934 г.; «Болотные солдаты», 1938 г.; «Ошибка инженера Кочина», 1939 г.) из которых лишь первый в небольшой степени касается близкой Олеше эстетической и социальной проблематики. Затем писатель полностью посвящает себя работе над инсценировками классики и иной литературной поденщине.
Лишь в конце жизни Олеша вернулся к серьёзному творчеству. С 1953 года он работал над автобиографическими записками, частично напечатанными в 1956 году под названием «Ни дня без строчки». После смерти писателя, в 1965 г., эти записки были изданы отдельной книгой под таким же названием. Полное издание — «Книга прощания» (1999 г.).
В 1929 году Олеша женился на Ольге Суок, сестре своей первой возлюбленной. В семье жил Игорь, сын Ольги от первого брака, покончивший с собой в 1937 году.
Умер Юрий Олеша в Москве.
Основной вклад Юрия Олеши в детскую литературу связан со сказкой «Три толстяка». Сказка посвящена 14-летней Валентине Грюнзайн, в 1928 году вышедшей замуж за писателя Евгения Петрова. О. Э. Мандельштам охарактеризовал её так: «хрустально-прозрачная проза, насквозь пронизанная огнём революции». Сюжет сказки на первый взгляд наивно-идеологичен — речь идёт о борьбе жителей некого города против захвативших в нём власть трёх толстяков — богатеев-монополистов. Вся «буржуазия» (вплоть до трактирщиков) выступает единым фронтом на стороне «толстяков» против объединённых «трудящихся». Однако это лишь внешняя рамка для иного, подлинного действия. Главные герои книги — «наследник Тутти», символ будущего, предмет иррациональной привязанности и культа правителей-толстяков, его сестра Суок (Олеша воспользовался именем своей неверной возлюбленной!) и неотличимая от неё кукла. Взаимные превращения живого и неживого, подлинного и искусственного миров — таков глубинный мотив действия. Освобождение города из-под власти толстяков революционерами во главе с оружейником Просперо и канатоходцем Тибулом кажется разрушением злых чар, снятием заклятья. Мир превращается в волшебный цирк, в котором и обретают своё место мальчик и девочка.
Другие произведения Олеши для детей — стихотворение «О лисе» (1948 г.), сценарии мультфильмов «Девочка в цирке» (1949 г.) и «Огонь» («Мышь и время», 1950 г., фильм поставлен в 1971 г.) — представляют главным образом исторический и биографический интерес.
Юрий Олеша / Книги
- Олеша, Ю. К. Зависть : Роман / Юрий Олеша ; с рис. Натана Альтман ; обложка: Натан Альтман. — Ленинград ; Москва : Земля и фабрика, [MCMXXVIII][1928] (Москва: тип. Госиздата «Красный пролетарий». — 141 с., [3] с. объявл., [2] вклад. л. красочн. ил. — [Хранится в РГБ].
- Олеша, Ю. К. Три толстяка : роман для детей : с 25 рис. в красках художника М. Добужинского / Юрий Олеша ; папка : М. Добружинский. — Ленинград ; Москва : Земля и фабрика, 1928. — 188, [3] с. : крас. ил. — [Хранится в РГБ].
- Олеша, Ю. К. Вишневая косточка : [Рассказы] / Юрий Олеша ; обложка : В. О. Роскин. — Москва : Федерация, тип. «Искра революции», 1931. — 96 с. — [Хранится в РГБ].
- Олеша, Ю. К. Список благодеяний / Юрий Олеша ; обложка Б. В. Титова. — Москва : Федерация, 1931. — 95 с. — [Хранится в РГБ].
- Олеша, Ю. К. Избранное / Юрий Олеша ; переплет А. П. Радищева. — Москва : Гослитиздат, 17 ф-ка нац. книги треста «Полиграфкнига», 1935. — 256 с. — [Хранится в РГБ].
Олеша, Ю. К. О лисе: [Стихи для детей] / Юрий Олеша ; рис. Андрея Андреевича Брея. — Москва : Изд-во и типолит. Красногвардейск. райпромтреста ММП РСФСР, 1948. — 16 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
- Олеша, Ю. К. Ни дня без строчки : из записных книжек / Юрий Олеша ; [предисл. В. Шкловского]. — Москва : Советская Россия, 1965. — 304 с., 1 л. портр.
- Олеша, Ю. К. Избранное / Юрий Олеша ; [вступ. ст. В. Б. Шкловского ; примеч. В. В. Бадикова ; худож. В. Юрлов]. — Москва : Художественная литература, 1974. — 576 с. : ил., 1 л. портр.
- Олеша, Ю. К. Зависть; Три толстяка; Ни дня без строчки / Юрий Олеша ; вступ. ст. В. Шкловского. — Москва : Художественная литература, 1989. — 493, [2] с. — (Классики и современники. Советская литература).
- Олеша, Ю. К. Книга прощания / Юрий Олеша ; предисл. В. Гудкова. — Москва : Вагриус, 2001. — 476 с., 16 л. ил. — (Мой 20 век).
- Олеша, Ю. К. Зависть ; Три Толстяка ; Воспоминания ; Рассказы [Ни дня без строчки ; Строгий юноша : пьеса для кинематографа] / Юрий Олеша. — Москва : Эксмо, 2012. — 701, [2] с., [4] л. портр. : ил. — (Библиотека всемирной литературы).
- Олеша, Ю. К. Три толстяка: [Роман для детей] / Юрий Олеша ; рис. Леонида Владимирского. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2014. — 240 с. : ил. — (Дар Речи).
- Олеша, Ю. К. Зависть : роман / Юрий Олеша. — Москва : Вече, 2020. — 352 с. — (100 великих романов).
- Олеша, Ю. К. Избранное / Юрий Олеша. — Москва : Художественная литература, 2019. — 200 с.
- Олеша, Ю. К. Малое собрание сочинений / Юрий Олеша. — Санкт-Петербург : Азбука, 2020. — 637 с.
Юрий Олеша / Книги в НЭБ.Дети
- Олеша, Ю. К. Три толстяка / Юрий Олеша. — Электронный ресурс. — Москва : Издательство "Э", 2016. — 197860 зн.
- Олеша, Ю. К. Три толстяка (Ч.1) [Диафильм : Электронный ресурс] / Ю. Олеша; худож. К. Сапегин. — Электрон.ресурс. — Москва : Диафильм, 1966 (Москва : РГДБ). — 2 дф. (50 кд.; 60 кд.).
- Олеша, Ю. К. Три толстяка (Ч.2) [Диафильм : Электронный ресурс] / Ю. Олеша; худож. К. Сапегин. — Электрон.ресурс. — Москва : Диафильм, 1966 (Москва : РГДБ). — 2 дф. (50 кд.; 60 кд.). — Оригинал хранится в РГДБ.
О жизни и творчестве
- Алигер, М. И. Встречи и разлуки [воспоминания о Светлове, Чуковском, Твардовском, Олеше, Ахматовой и др.] / Маргарита Алигер. — Москва : Известия, 1989. — 573 с., ил. — (Библиотека «Дружбы народов»).
- Ануфриев, А. Е. Характер конфликта в романе Ю. Олеши «Зависть» / А. Е. Ануфриев // Русский человек на изломе эпох в отечественной литературе : сборник статей. — Киров: Вятский гос. гуманитарный ун-т , 2007.— C. 37–40.
- Арзамасцева, И. Н. Античные мотивы в рассказе Юрия Олеши «Цепь» / Ирина Арзамасцева // Научные труды Московского педагогического государственного университета им. В. И. Ленина. Сер.: Гуманит. науки. — Ч. 1. — Москва : МПГУ, 1994. — С. 7–10.
- Арзамасцева, И. Н. От зрелища к слову: Сказка Ю. Олеши "Три Tолстяка" как памятник русского авангарда 20-х гг. / Ирина Арзамасцева // Детская литература. — 1994. — № 3. — С. 13–16.
- Арнаутова, Д. П. Приемы трансформации нарратива в драматургический дискурс: «Зависть» и «Заговор чувств» Ю. Олеши / Д. П. Арнаутова // Первые научные штудии : сборник научных трудов / под ред. Е. Г. Николаевой. — Вып. 7. — Новосибирск : НГПУ, 2017. — С. 106–110.
- Афанасьева, А. С. Система мотивов в произведениях Ю. Олеши 20-х годов / А. С. Афанасьева // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. Сер.: История. Филология. — Томск : ТГПУ, 1997. — Вып. 1. — С. 40–44.
- Белинков, А. В. Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша / Аркадий Белинков; [Вступ. ст. М. Чудаковой, с. 5-22]. — Москва : РИК «Культура», 1997. — 537,[2] с., [8] л. ил.
- Беляков, С. С. Европеец в русской литературе: нерусский писатель Юрий Олеша // Урал. — 2004. — № 10. — С. 242–247.
- Беляков, С. С. Хороший плохой писатель Олеша // Урал. — 2001. — № 9. — С. 236–248.
- Блюмбаум, А. Оживающая статуя и воплощенная музыка: Контексты «Строгого юноши» / Аркадий Блюмбаум // Новое литературное обозрение. — 2008. — № 89. — C. 138–189.
- Вайскопф, М. Я. Андрей Бабичев и его прообраз в «Зависти» Юрия Олеши / Михаил Вайскопф // Изв. АН. Сер. лит. и яз.— Т. 53, № 5. — Москва : Наука, 1994. — С. 69–76.
- Варна, В. Миф Юрия Олеши / В. Варна. — Одесса : Айс Принт, 2013. — 373 с., портр.
- Виницкий, И. Хозяйка кровати: Заключительная сцена романа Ю.Олеши «Зависть» / Илья Виницкий // Новый журнал. — Нью-Йорк, 2003. — Кн. 231. — С. 248–254.
- Гудкова, В. В. Как официоз "работал" с писателем: Эволюция самоописаний Юрия Олеши / Виолетта Гудкова // Новое литературное обозрение. — 2004. — № 68. — С. 128–147.
- Гудкова, В. В. Мечта о голосе [о пьесе «Список благодеяний»] / Виолетта Гудкова // Новое литературное обозрение. — 1999. — № 38. — С. 143–165
- Гудкова, В. В. Юрий Олеша и Всеволод Мейерхольд в работе над спектаклем «Список благодеяний» : Опыт театральной археологии / Виолетта Гудкова. — Москва : Новое литературное обозрение, 2002. — 604 с. : ил., портр., факс. — (Научная библиотека).
- Евзлин, М. Функция куклы и мотив «ложного подобия» в повести Ю. Олеши «Три толстяка» / Михаил Евзлин // Поэзия и живопись : Сб. тр. памяти Н. И. Харджиева / Сост. и общ. ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — Москва : Языки русской культуры, 2000. — С. 790–802.
- Емельянов, В. А. Дневник как литературное произведение: (о фрагментарной прозе Ю. Олеши) / В. А. Емельянов // Гуманитарные исследования. — № 4(48). — Астрахань : Астраханский университет, 2013. — С. 104–113.
- Жиличева, Г. А. Природа художественности романа Ю. К. Олеши «Зависть» / Г. А. Жиличева // Сибирский филол. журнал. — 2004. — № 3/4. — С. 37–45.
- Жиличева, Г. А. Фигура нищего в нарративах Ю. Олеши / Г. А. Жиличева // Новый филологический вестник. — 2010. — № 4(15). — С. 121–129.
- Ивнев, Р. Юрий Олеша издали и вблизи / Рюрик Ивнев // Литературные новости. — Москва, 1994. — № 8. — С. 9.
- Игнатова, А. Литературные параллели: Ю. Олеша («Зависть») и Н.В. Гоголь («Петербургские повести») / А. Игнатова // Проблемы неклассической прозы : сборник статей. — Вып. 2. — Москва : МАКС Пресс, 2016. — С. 186–204.
- Игнатова, А. Роман Ю. Олеши «Зависть» — к вопросу об основном тексте романа / А. Игнатова // Проблемы неклассической прозы : сборник статей. — Вып. 2. — Москва : МАКС Пресс, 2016. — С. 164–185.
- Ильф, А. И. Олеша в контексте записных книжек Ильфа, или Права забвенья / Александра Ильф // Вопросы литературы. — 2006. — Вып. 2. — С. 297–327.
- Калинина, Е. Роль вещей в романе Ю. Олеши «Зависть» / Е. Калинина // Актуальные проблемы литературоведения. — Москва : Диалог-МГУ, 1997. — Вып. 2. — С. 88–91.
- Камильянова, Ю. М. Столкновение идеи в повести Ю. К. Олеши «Зависть» / Ю. М. Камильянова // Поэтика русской прозы XX века. — Уфа : БГУ, 1995. — С. 110–115.
- Касаткина, К. В. Николай Кавалеров как представитель типа «подпольного человека» в русской литературе / К. В. Касаткина // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Литературоведение. Журналистика. — № 3. — Москва : РУДН, 2015. — С. 30–36.
- Катаев, В. П. Алмазный мой венец / Валентин Катаев. — Москва : Советский писатель, 1979. — 222 с., портр.
- Кузнецов, П.В. Своеобразие языковых средств фельетониста Ю. Олеши / П. В. Кузнецов // Вестник Томского гос. ун-та. — № 346. — Томск : ТГУ, 2011. — С. 27–28.
- Кузнецов, П. В. Художественно-публицистические средства Ю.Олеши - фельетониста / П. В. Кузнецов // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Филология. Журналистика. — № 2. — Воронеж : ВГУ, 2009. — С. 165–169.
- Куляпин, А. И. «Русский фатализм»: Стратегии жизнетворчества Ю. Олеши и М. Зощенко / Александр Куляпин // Культура и текст. — 2001. — № 6. — C. 112–116.
- Куляпин, А. И. Творчество Ю. Олеши и психоанализ / Александр Куляпин // Проблемы межтекстовых связей. — Барнаул : Изд-во Алт. гос. ун-та, 1997. — С. 102–108.
- Лейдерман, Н. Л. Драма самоотречения: Юрий Олеша и его роман «Зависть» / Наум Лейдерман // Урал. — 2008. — № 12. — С. 237–252.
- Лекманов, О. А. О «страшной высоте», «черной карете», Осипе Мандельштаме и Юрии Олеше / Олег Лекманов // Русская речь. — 1998. — № 5. — С. 23–25.
- Липовецкий, М. Н. Поэтика литературной сказки: (На материале рус. лит. 1920-1980-х гг.) / Марк Липовецкий. — Свердловск : Изд-во Урал.ун-та, 1992. — 184 с.
- Липовецкий, М. Н. «Три толстяка» Ю. Олеши как романтическая сказка / Марк Липовецкий // Проблемы взаимодействия метода, стиля и жанра в советской литературе. — Свердловск : Изд-во Урал.ун-та, 1990. — С. 60–69.
- Лобанова, Ю. А. Варианты образа «нового человека» в рассказах Ю. Олеши / Ю. А. Лобанова // Вестник Помор. ун-та. Серия: Гуманит. и социал. науки. — Вып. 3. — Архангельск : Поморск. ун-т, 2007. — С. 79–82.
- Лобанова, Ю. А. Демоническая женщина в судьбе советского художника : Пьеса Ю. Олеши «Смерть Занда» / Ю. А. Лобанова // Сибирский филологический журнал. — 2007. — № 2. — С. 68–74.
- Лобанова, Ю. А. Женские образы пьесы Ю. Олеши «Заговор чувств» в контексте идеалов эпохи / Ю. А. Лобанова // Филология и культура. — Вып. 2. — Барнаул : Изд-во Алт. гос. ун-та, 2005. — С. 123–131.
- Лобанова, Ю. А. Образ женщины-стервы в пьесе Ю. Олеши «Смерть Занда» / Ю. А. Лобанова // Культура и текст 2005 : сборник статей. — Т. 1. — Барнаул : АлтГПУ, 2005. — С. 58–65.
- Макарова, Н. С. Олицетворение в рассказе Юрия Олеши «Лиомпа» / Н. С. Макарова // Русская речь. — 2006. — № 6. — C. 12–19.
- Максимова, В. Попытка самоотмены: Юрий Олеша (1899-1960) / В. Максимова // Парадокс о драме : Перечитывая пьесы 1920 — 1930-х годов / сост. И. Л. Вишневская ; ответственный редактор Е. И. Стрельцова ; Российский институт искусствознания. — Москва : Наука, 1993. — С. 221–243.
- Маринова, Ю. Любовь к Мейерхольду [Ю. К. Олеша и театр] / Ю. Маринова // Современная драматургия. — 1989. — № 4. — С. 229–236.
- Маркина, П. В. К поэтике рассказа Ю. К. Олеши «Лиомпа» / П. В. Маркина // Мир науки, культуры, образования : сборник статей. — № 4(7). — Барнаул : АлтГПУ, 2007. — С. 107–111.
- Маркина, П. В. Мифопоэтика художественной прозы Ю. К. Олеши / П. В. Маркина. — Барнаул : Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2007. — 185 с., ил.
- Маркина, П. В. Одесский миф Ю.К. Олеши / П. В. Маркина // Вестник Алт. гос. пед. акад. Серия: Гуманит. науки. — Вып. 4. — Барнаул : АлтГПУ, 2010. — С. 71–81.
- Маркина, П. В. Психические аномалии в творчестве М.М. Зощенко и Ю.К. Олеши / П. В. Маркина // Известия Алт. гос. ун-та. — № 2/1(74). — Барнаул : Алт. гос. ун-т, 2012. —- С. 140–147.
- Маркина, П. В. Творчество Ю. К.Олеши в литературно-эстетическом контексте 1920-1930-х годов (И. Э. Бабель, В. П. Катаев, М. М. Зощенко) / П. В. Маркина. — Барнаул : АлтГПУ, 2012. — 499 с.
- Маркина, П. В. Философия нищеты Ю. К. Олеши / П. В. Маркина // Филология и человек. — № 1. — Барнаул : Алт. гос. ун-т, 2010. — С. 66–77.
- Меньшикова, Е. Р. Гротескное сознание как явление советской культуры: (На материале творчества А. Платонова, Ю. Олеши, М. Булгакова) : Автореф. дис. ... канд. наук; Культурология : 24.00.01 / Рос. ин-т культурологии Рос. Федерации. — Москва, 2004. — 37 с.
- Меньшикова, Е. Р. Редуцированный смех Юрия Олеши / Е. Р. Меньшикова // Вопросы философии. — 2002. — № 10. — С. 75–85.
- Нармаев, Б. М. «Гесар» и «Три толстяка» Ю.К. Олеши / Б. М. Нармаев // Буддизм в диалоге культур Востока и Запада: прошлое, настоящее и будущее. — Элиста : Изд-во Калмыцкого ун-та, 2016. — С. 151–153.
- Ноткина, А. Художественное преломление временных реалий в творчестве Юрия Олеши : Мотивы дьявольщины и сумасшествия / А. Ноткина // Голоса молодых ученых : сборник статей. — Москва : Диалог-МГУ, 1997. — С. 83–96.
- Озерная, И. «В свое время я писал стихи...» : Ранняя поэзия Юрия Олеши / Ирина Озерная // Литературная Россия. — 1986. — 9 мая. — № 19. — С. 19.
- Озерная, И. «Штучки» Ивана Бабичева в первых вариантах повести Юрия Олеши «Зависть» / Ирина Озерная // Литературная учеба. — 1989. — № 2. — С. 158–159.
- Озерная, И. Король и сказочник : Очерк [о жизни и творчестве Ю.К.Олеши] / Ирина Озерная // Юность. — 2010. — № 4. — С. 9–16.
- Озерная, И. Пан круль Ежи Перший: Посвящается памяти Андрея Андреевича Цывиса [польские корни родословной Ю. К. Олеши] / Ирина Озерная // Октябрь. — 2013. — № 6. — С. 142–155.
- Озеров, Л. Человек–спектакль / Л. Озеров // Литературная Россия. — 1988. — 16 сент. — № 37. — С. 18–19.
- Панченко, И. Черновики Юрия Олеши: (К 100-летию со дня рождения Ю.К. Олеши) / И. Панченко // Новый журнал. — Нью-Йорк, 1999. — Кн. 216. — С. 155–176.
- Пашин, Д. Человек перед зеркалом: Несколько фрагментов о жизни и о сюжете [о творческой судьбе Ю. К. Олеши] / Д. Пашин // Октябрь. — 1994. — № 3. — С. 179-186.
- Петров, С. В. Взаимодействие разноуровневых компонентов денотативной структуры художественного текста: (На материале романа Ю.К.Олеши «Зависть») : Автореф. дис. ... канд. наук; Филологические науки : 10.02.01 / С.-Петерб. гос. ун-т. — СПб., 2009. — 21 с.
- Подлубнова, Ю. С. «Три толстяка» Ю. Олеши и «Крысолов» М. Цветаевой: диалог без диалога / Юлия Подлубнова // Марина Цветаева в контексте культуры Серебряного века : сборник статей. — Елабуга: ЕГПУ, 2008. — С. 192–196.
- Подольский, Н. Л. Тяжкое бремя интеллигентности : Юрий Карлович Олеша (1899-1960) / Наль Подольский // Universum : Вестник Герценовского университета. — № 1. — Санкт-Петербург : РГПУ, 2013. — С. 191–205.
- Россинская, С. В. Кукла в сказке и жизни автора «Трех толстяков» / С. В. Россинская // Мир библиографии. — 2014. — № 1. — С. 62-67.
- Саморукова, И. В. «Вихрастый фрукт выражался странно...» : Проза Юрия Олеши и проблема художественного высказывания в советской прозе конца 20-х годов / Ирина Саморукова // Художественный язык литературы 20-х годов ХХ века : сборник статей / [науч. ред. Н.Т. Рымарь]. — Самара: Самар. гос. ун-т., 2001. — С. 27–38.
- Саморукова, И. В. Категория праздника в художественном мире Юрия Олеши: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Ирина Саморукова. — Свердловск : Урал. гос. ун-т, 1990. — 19 с.
- Саморукова, И. В. О праздничности романа Ю. Олеши «Зависть» / Ирина Саморукова // Содержательность форм в художественной литературе. — Куйбышев : КГУ, 1989. — С. 126–139.
- Саморукова, И. В. Тема художника в творчестве Юрия Олеши (тридцатые годы) / Ирина Саморукова // Содержательность форм в художественной литературе. — Куйбышев : КГУ, 1990. — С. 117–133.
- Сарнов, Б. М. Бремя таланта: Портреты и памфлеты [об автобиографической прозе Ю. К. Олеши и др.]/ Бенедикт Сарнов. — Москва : Советский писатель, 1987. — 384 с., портр.
- Семенихина, М. В. Прецедентные имена античной культуры в романе-сказке Ю. К. Олеши «Три Толстяка» // Романский коллегиум. — Вып. 1. — Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2007. — C. 100–107.
- Скалон, Н. Р. Философские возможности "предметного" стиля: (Проза Ю.Олеши) / Н. Р. Скалон // Художественное творчество и взаимодействие литератур. — Алма-Ата : КазГУ, 1985. — С. 3–11.
- Смирнов, И. Роман и смена эпох: «Зависть» Юрия Олеши / Игорь Смирнов // Звезда. — 2012. — № 8. — С. 211–222.
- Соколов, Р. Герои и мученики [о поэтике романа «Три толстяка»] / Р. Соколов // Северная Аврора. — 2013. — № 19. — С. 113–120.
- Старшинов, Н. К. В Голицино, в былые годы [воспоминания о Ю. К. Олеше и Н. А. Заболоцком (50-60-е годы)] / Николай Старшинов // Юность. — 1988. — № 12. — С. 88–90.
- Сухих, И. Остается только метафора: 1927. «Зависть» Ю. Олеши / Игорь Сухих // Звезда. — 2002. — № 10. — С. 222–231.
- Сычев, А. Видеть прекрасное [о раннем периоде творчества Ю. К. Олеши] / А. Сычев // Современная драматургия. — 1989. — № 4. — С. 236–239.
- Терехова, М. Н. Художественные особенности романа-сказки Ю. К. Олеши «Три Толстяка» / М. Н. Терехова // Русская сказка. История и теория жанра. сборник научных статей / [отв. ред. С. Н. Травников, Е. К. Петривняя]. — Москва : Гос. ин-т русcк. яз. им. А. С. Пушкина, 2009. — C. 123–129.
- Троицкая, Т. С. Мозаичность и целостность : (Метафорическое видение в романе-сказке Ю. Олеши «Три толстяка») / Т. С. Троицкая // Дискурсивность и художественность : сборник научных трудов / отв. ред. М. Н. Дарвин ; ред. Н. Д. Тамарченко, О. В. Федунина. — Москва : РГГУ, 2005. — С. 276–287.
- Ушакова, A. Н. Память европейской традиции в творчестве Ю.К. Олеши / A. Н. Ушакова // Национальные коды в европейской литературе XIX-XXI веков : сборник статей. — Нижний Новгород : НГУ, 2016. — С. 192–197.
- Ушакова, A.И. Память Рима в творчестве Ю.К. Олеши / A. Н. Ушакова // Национальные коды в европейской литературе XIX-XXI веков : сборник статей. — Нижний Новгород : НГУ, 2016. — С. 75–80.
- Ушакова, А. Н. Понятие творческого кризиса в контексте жизни и творчества Ю. К. Олеши / А. Н. Ушакова // Феномен творческого кризиса: монография. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2017. — С. 263–276.
- Филиппова, П. В. Мир вещей в романе Ю. К. Олеши "Зависть" / П. В. Филиппова // Диалог культур : сборник материалов межвузовской конференции молодых ученых / Под ред. С.А. Манскова. — Вып. 6. — Барнаул : БГПУ, 2004. — C. 144–148.
- Филиппова, П. В. Мифопоэтические особенности сновидения в прозе Ю.К. Олеши / П. В. Филиппова // Текст: проблемы и методы исследования. — Барнаул : БГПУ, 2005. — C. 204–214.
- Филиппова, П. В. Оппозиция «культура» / «цивилизация» в романе Ю. К. Олеши «Зависть» / П. В. Филиппова // Актуальные проблемы русистики : Сб. науч. тр. — Вып. 2. — Барнаул : БГПУ, 2004. — С. 73–75.
- Филиппова, П.В. Поэтика имени в романе Ю. К. Олеши «Зависть» / П. В. Филиппова // Поэтика имени : сборник статей. — Барнаул : БГПУ, 2004. — С. 65–69.
- Филиппова, П. В. Язык цвета в романе Ю. К. Олеши «Зависть» / П. В. Филиппова // Филологический анализ текста : сборник статей. — Вып. 5. — Барнаул : БГПУ, 2004. — С. 77–86.
- Фуксон, Л. Ю. Мир рассказа Ю. Олеши «Лиомпа» как система ценностей / Л. Ю. Фуксон // Филологические науки. — 1992. — № 1. — С. 38–44.
- Холмогоров, М. К. «Каждый день я жил» [к творческой биографии Ю. К. Олеши] / Михаил Холмогоров // Мир Паустовского. — 2006. — № 4. — С. 142–151.
- Холмогоров, М. К. «Я выглядываю из вечности...» : Перечитывая Юрия Олешу / Михаил Холмогоров // Вопросы литературы. — 2000. — Вып. 4. — С. 98–119.
- Черницына, С. А. Языковая игра Юрия Олеши / С. А. Черницына // Проблема жанра и стиля в литературе и фольклоре : сборник научных трудов. — Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2011. — С. 164–170.
- Чудакова, М. О. Мастерство Юрия Олеши / Мариэтта Чудакова. — Москва : Наука, 1972. — 100 с. : ил.
- Шеншин, В. К. Традиции идеологического романа Ф. М. Достоевского в советском романе 1920-х годов: (К.Федин, Ю.Олеша, Л.Леонов) : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / В. К. Шеншин. — Свердловск : Урал. гос. ун-т, 1989. — 30 с.
- Шеншин, В. К. Традиции Ф. М. Достоевского и советский роман 1920-х годов: К .Федин, Ю. Олеша, Л. Леонов / В. К. Шеншин. — Красноярск : Издательство Красноярского университета, 1988. — 160 с.
- Шитарева, О. Г. «Я всегда был на кончике луча...» [о стилистике прозы Ю. Олеши] / О. Г. Шитарева // Русская речь. — 1989. — № 2. — С. 32–36.
- Язык и стиль произведений И. Э. Бабеля, Ю. К. Олеши, И. А. Ильфа и Е. П. Петрова: Сб. науч. тр / Редкол.: Карпенко Ю.А. (отв.ред.) и др.; М-во высш. и сред. спец. образования УССР. Учеб.-метод. каб. по высш. образованию. Одес. гос. ун-т им. И.И.Мечникова. — Киев : УМКВО, 1991. — 234 с., схем.
- Ямпольский, Б. C. Да здравствует мир без меня [воспоминания о Ю. К.Олеше] / Борис Ямпольский ; публ. Ф.С. Ямпольской // Дружба народов. — 1989. — № 2. — С. 145–163.
Экранизации
- Строгий юноша. Художественный фильм. Режиссёр Абрам Роом. 1935.
- Болотные солдаты. Художественный фильм. Режиссёр Александр Мачерет. 1938.
- Ошибка инженера Кочина. Художественный фильм. Режиссёр Александр Мачерет. 1939.
- Девочка в цирке. Мультипликационный фильм. Режиссёр Валентина Брумберг, Зинаида Брумберг. 1950.
- Три толстяка. Мультипликационный фильм. Режиссёр Валентина Брумберг, Зинаида Брумберг. 1963.
- Три толстяка. Художественный фильм. Режиссёр Алексей Баталов, Иосиф Шапиро. 1966.
- Зависть. Художественный фильм. Режиссёр Мар Сулимов. 1967.
- Ангел, новелла // Начало неведомого века. Художественный фильм. Режиссёр Андрей Смирнов. 1967.
- Цветы запоздалые. Художественный фильм. Режиссёр Анатолий Наль. 1969.
- Огонь. Мультипликационный фильм. Режиссёр Валентина Брумберг, Зинаида Брумберг. 1971.
- Разлучённые. Мультипликационный фильм. Режиссёр Николай Серебряков. 1980.
- Трое смелых. Художественный фильм. Режиссёр Миклош Чаньи. 1983.