44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 32: | Строка 32: | ||
Уже в студенческие годы проявился талант Коваля быстро осваивать, глубоко и профессионально проникать в каждое дело, которое вызывало его интерес. Он рисовал в изостудии, пел и играл на гитаре, пианино и банджо, ходил в походы, был заядлым охотником и рыболовом. К этому времени относятся первые публикации Коваля в институтской газете «Ленинец» за 8 апреля 1956 года: рассказы «Зайцы» и «Дождь», за которые ему выплатили серьезную (по тем временам) премию в размере 50 рублей. | Уже в студенческие годы проявился талант Коваля быстро осваивать, глубоко и профессионально проникать в каждое дело, которое вызывало его интерес. Он рисовал в изостудии, пел и играл на гитаре, пианино и банджо, ходил в походы, был заядлым охотником и рыболовом. К этому времени относятся первые публикации Коваля в институтской газете «Ленинец» за 8 апреля 1956 года: рассказы «Зайцы» и «Дождь», за которые ему выплатили серьезную (по тем временам) премию в размере 50 рублей. | ||
Учителями будущего писателя были А.В. Терновский и Б.И. Пуришев, он слушал лекции по психологии К.Н. Корнилова, по языкознанию Р.М. Введенского, по литературе А.Г. Гукасовой, по латыни А.Ф. Лосева. В число любимых авторов Коваля входили Н.В. Гоголь, [[Зощенко Михаил Михайлович|М. Зощенко]], [[Олеша Юрий Карлович|Ю. Олеша]], Б. Шергин, А. Платонов, М. Пришвин и [[Житков Борис Степанович|Б. Житков]], М. Булгаков, У. Фолкнер. В институтские годы начал заниматься живописью в мастерской Михаила Максимовича Кукунова (1918-1998), находившейся под стеклянным куполом в главном корпусе МПГИ и получившей название «Парнас», затем в мастерской художника-монументалиста Бориса Петровича Чернышёва (1906-1969). | Учителями будущего писателя были А.В. Терновский и Б.И. Пуришев, он слушал лекции по психологии К.Н. Корнилова, по языкознанию Р.М. Введенского, по литературе А.Г. Гукасовой, по латыни А.Ф. Лосева. В число любимых авторов Коваля входили Н.В. Гоголь, [[Зощенко Михаил Михайлович|М. Зощенко]], [[Олеша Юрий Карлович|Ю. Олеша]], [[Шергин Борис Викторович|Б. Шергин]], А. Платонов, М. Пришвин и [[Житков Борис Степанович|Б. Житков]], М. Булгаков, У. Фолкнер. В институтские годы начал заниматься живописью в мастерской Михаила Максимовича Кукунова (1918-1998), находившейся под стеклянным куполом в главном корпусе МПГИ и получившей название «Парнас», затем в мастерской художника-монументалиста Бориса Петровича Чернышёва (1906-1969). | ||
Уроки зодчества Коваль брал у скульпторов Владимира Лемпорта (1922-2001), Вадима Сидура (1924-1986) и Николая Силиса (1928-2018), известных как объединение «ЛеСС». Он познакомился с ними в 1956 году, еще в бытность студентом. Молодые люди подружились, впоследствии Коваль работал в их знаменитой мастерской, находившейся в полуподвальном помещении на бывшей Чудовке (ул. Олеко Дундича). Начиная с 60-х годов, там бывали молодые и уже маститые поэты, писатели, архитекторы, режиссеры, ученые, художники. Юрий Иосифович впоследствии называл Лемпорта, Сидура и Силиса своими учителями и не прерывал отношения с ними до последних дней своей жизни. | Уроки зодчества Коваль брал у скульпторов Владимира Лемпорта (1922-2001), Вадима Сидура (1924-1986) и Николая Силиса (1928-2018), известных как объединение «ЛеСС». Он познакомился с ними в 1956 году, еще в бытность студентом. Молодые люди подружились, впоследствии Коваль работал в их знаменитой мастерской, находившейся в полуподвальном помещении на бывшей Чудовке (ул. Олеко Дундича). Начиная с 60-х годов, там бывали молодые и уже маститые поэты, писатели, архитекторы, режиссеры, ученые, художники. Юрий Иосифович впоследствии называл Лемпорта, Сидура и Силиса своими учителями и не прерывал отношения с ними до последних дней своей жизни. | ||
Строка 68: | Строка 68: | ||
В 1964 году случайно, благодаря знакомству с поэтами И.С. Холиным (1920-1999) и Г. В. Сапгиром (1928-1999), он написал несколько детских стихотворений, одно из которых, «Метели», Холин отдал в журнал «Огонек», где его напечатали неожиданно для самого Коваля. В том же году два стихотворения («Метели» и «Дождик») появились в сборнике стихов для детей «Что я знаю», куда вошли также произведения Б. А. Козлова (1931-2008) и И.А. Мазнина (1938-2007). К 1965 году относится знакомство с Ю.О. Коринцом (1923-1989), таким образом, само окружение способствовало тому, чтобы Коваль стал детским писателем. Через год появились две стихотворные книжки, созданные в соавторстве с однокурсником Л.А. Мезиновым (р. 1938): «Сказка о том, как строился дом» (1966) и «Сказка про Чайник» (1966). | В 1964 году случайно, благодаря знакомству с поэтами И.С. Холиным (1920-1999) и Г. В. Сапгиром (1928-1999), он написал несколько детских стихотворений, одно из которых, «Метели», Холин отдал в журнал «Огонек», где его напечатали неожиданно для самого Коваля. В том же году два стихотворения («Метели» и «Дождик») появились в сборнике стихов для детей «Что я знаю», куда вошли также произведения Б. А. Козлова (1931-2008) и И. А. Мазнина (1938-2007). К 1965 году относится знакомство с Ю.О. Коринцом (1923-1989), таким образом, само окружение способствовало тому, чтобы Коваль стал детским писателем. Через год появились две стихотворные книжки, созданные в соавторстве с однокурсником Л. А. Мезиновым (р. 1938): «Сказка о том, как строился дом» (1966) и «Сказка про Чайник» (1966). | ||
В 1966 году Коваль полгода проработал литсотрудником в журнале «Детская литература». Вместе с Леонидом Мезиновым они писали юмористические рецензии-фельетоны на современные детские произведения от лица братьев-писателей Фима и Ама Курилкиных. Коваль пробовал себя и в качестве кинокритика, опубликовав в журнале «Искусство кино» (1967, № 5) рецензию на фильм Г.И. Полока «Республика Шкид». Вскоре увидели свет его первые самостоятельные стихотворные сборники: «Станция «Лось» (1967) и «Слоны на Луне» (1969). | В 1966 году Коваль полгода проработал литсотрудником в журнале «Детская литература». Вместе с Леонидом Мезиновым они писали юмористические рецензии-фельетоны на современные детские произведения от лица братьев-писателей Фима и Ама Курилкиных. Коваль пробовал себя и в качестве кинокритика, опубликовав в журнале «Искусство кино» (1967, № 5) рецензию на фильм Г. И. Полока «Республика Шкид». Вскоре увидели свет его первые самостоятельные стихотворные сборники: «Станция «Лось» (1967) и «Слоны на Луне» (1969). | ||
Интерес к детской книге, знакомство и дружба с детскими писателями и разочарование во «взрослой» литературе предопределили дальнейший путь Юрия Коваля. В 1966 году он ушел на вольные хлеба, изредка подрабатывая журналистикой и редакторским трудом. В 1968 году по заданию журнала «Мурзилка» вместе с художником [[Лосин Вениамин Николаевич|Вениамином Лосиным]] поэт отправился в командировку на пограничную заставу, после которой создал серию рассказов о жизни пограничников и повесть «Алый» (1968), принесшую ему первый большой читательский успех и признание среди коллег – литераторов, издателей, художников. В 1979 году режиссер Юлий Файт снял по повести художественный фильм, сценарий к которому написал сам Коваль. | Интерес к детской книге, знакомство и дружба с детскими писателями и разочарование во «взрослой» литературе предопределили дальнейший путь Юрия Коваля. В 1966 году он ушел на вольные хлеба, изредка подрабатывая журналистикой и редакторским трудом. В 1968 году по заданию журнала «Мурзилка» вместе с художником [[Лосин Вениамин Николаевич|Вениамином Лосиным]] поэт отправился в командировку на пограничную заставу, после которой создал серию рассказов о жизни пограничников и повесть «Алый» (1968), принесшую ему первый большой читательский успех и признание среди коллег – литераторов, издателей, художников. В 1979 году режиссер Юлий Файт снял по повести художественный фильм, сценарий к которому написал сам Коваль. | ||
Строка 113: | Строка 113: | ||
Несмотря на то что интервью не состоялось, встреча с полуслепым старцем потрясла писателя, они сдружились, и с тех пор Коваль считал Шергина своим духовным наставником и учителем. «Сухонький, с прекрасной белой бородой… Гладкий лоб, высоко восходящий, пристальные, увлажненные слепотой глаза и уши, которые смело можно назвать немалыми… они сообщали Шергину особый облик – человека, чрезвычайно внимательно слушающего мир», - так описывает его Коваль в очерке «Веселье сердечное» (1988). Он создал несколько портретов Шергина в разных техниках, а он, в свою очередь, дал Ковалю рекомендацию в Союз писателей, куда его приняли в 1972 году. Писатель встречался с К.И. Чуковским, знакомство с которым описал в эссе «Слушай, дерево» (1987), и И.С. Соколовым-Микитовым (1892-1975) (эссе «На барсучьих правах» (1993). | Несмотря на то что интервью не состоялось, встреча с полуслепым старцем потрясла писателя, они сдружились, и с тех пор Коваль считал Шергина своим духовным наставником и учителем. «Сухонький, с прекрасной белой бородой… Гладкий лоб, высоко восходящий, пристальные, увлажненные слепотой глаза и уши, которые смело можно назвать немалыми… они сообщали Шергину особый облик – человека, чрезвычайно внимательно слушающего мир», - так описывает его Коваль в очерке «Веселье сердечное» (1988). Он создал несколько портретов Шергина в разных техниках, а он, в свою очередь, дал Ковалю рекомендацию в Союз писателей, куда его приняли в 1972 году. Писатель встречался с К.И. Чуковским, знакомство с которым описал в эссе «Слушай, дерево» (1987), и И.С. Соколовым-Микитовым (1892-1975) (эссе «На барсучьих правах» (1993). | ||
Юрий Коваль знал и любил многих книжных иллюстраторов, обращал внимание на соответствие слова и визуального образа, высоко ценил хорошо изданную книгу. Он дружил и сотрудничал с художниками Маем Митуричем, Львом Токмаковым, Геннадием Калиновским, Виктором Чижиковым, Борисом Диодоровым, Виктором Конашевичем, Николаем Устиновым, Галиной Макавеевой. Петр Багин, создавший по просьбе Коваля иллюстрации к книгам «Чистый Дор», «Листобой», «Картофельная собака», говорил, что «рисовать все, о чем пишет Юрий Коваль, это, конечно, радость и, можно сказать, подарок судьбы для художника». | Юрий Коваль знал и любил многих книжных иллюстраторов, обращал внимание на соответствие слова и визуального образа, высоко ценил хорошо изданную книгу. Он дружил и сотрудничал с художниками Маем Митуричем, [[Токмаков Лев Алексеевич|Львом Токмаковым]], Геннадием Калиновским, Виктором Чижиковым, [[Диодоров Борис Аркадьевич|Борисом Диодоровым]], Виктором Конашевичем, Николаем Устиновым, Галиной Макавеевой. Петр Багин, создавший по просьбе Коваля иллюстрации к книгам «Чистый Дор», «Листобой», «Картофельная собака», говорил, что «рисовать все, о чем пишет Юрий Коваль, это, конечно, радость и, можно сказать, подарок судьбы для художника». | ||
С конца 70-х годов Коваль написал целую серию рассказов-миниатюр специально для книг, созданных в соавторстве с художницей [[Маврина Татьяна Алексеевна|Татьяной Мавриной]]. Идея этого сотрудничества принадлежала Леокадии Яковлевне Либет, заведующей редакцией дошкольной литературы «Детгиза», бывшей литературным редактором писателя на протяжении многих лет. Она попросила его сделать книгу с иллюстрациями Мавриной, решив, что писатель и художница подходят друг другу. Все вместе они выбирали из уже готовых работ Мавриной те, что оказались наиболее созвучны прозе Коваля. Это был, по выражению писателя, «период кратчайших рассказов», результатом которого стали шесть книг: «Стеклянный пруд» (1978), «Заячьи тропы» (1980), «Журавли» (1983), «Снег» (1985), «Бабочки» (1987), «Жеребенок» (1989). Помимо Леокадии Яковлевны были у Коваля и другие «добрые феи», помогавшие в писательском труде и систематизации архива – литературные редакторы Инна Скороходова и Ирина Скуридина. | С конца 70-х годов Коваль написал целую серию рассказов-миниатюр специально для книг, созданных в соавторстве с художницей [[Маврина Татьяна Алексеевна|Татьяной Мавриной]]. Идея этого сотрудничества принадлежала Леокадии Яковлевне Либет, заведующей редакцией дошкольной литературы «Детгиза», бывшей литературным редактором писателя на протяжении многих лет. Она попросила его сделать книгу с иллюстрациями Мавриной, решив, что писатель и художница подходят друг другу. Все вместе они выбирали из уже готовых работ Мавриной те, что оказались наиболее созвучны прозе Коваля. Это был, по выражению писателя, «период кратчайших рассказов», результатом которого стали шесть книг: «Стеклянный пруд» (1978), «Заячьи тропы» (1980), «Журавли» (1983), «Снег» (1985), «Бабочки» (1987), «Жеребенок» (1989). Помимо Леокадии Яковлевны были у Коваля и другие «добрые феи», помогавшие в писательском труде и систематизации архива – литературные редакторы Инна Скороходова и Ирина Скуридина. | ||
Строка 127: | Строка 127: | ||
Любовь Юрия Коваля к странствиям и речным путешествиям нашла отражение в полуфантастической автобиографической повести «Самая легкая лодка в мире», первый вариант которой был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1977 году под заглавием «Плавание на Одуванчике» и сопровождался цветными рисунками автора, взятыми из его рукописного дневника. Постепенно замысел произведения менялся, и окончательный полный вариант вышел отдельной книгой спустя только семь лет, в 1984 году, с графическими иллюстрациями Коваля, специально выполненными для этого издания. | Любовь Юрия Коваля к странствиям и речным путешествиям нашла отражение в полуфантастической автобиографической повести «Самая легкая лодка в мире», первый вариант которой был опубликован в [[Мурзилка|журнале «Мурзилка»]] в 1977 году под заглавием «Плавание на Одуванчике» и сопровождался цветными рисунками автора, взятыми из его рукописного дневника. Постепенно замысел произведения менялся, и окончательный полный вариант вышел отдельной книгой спустя только семь лет, в 1984 году, с графическими иллюстрациями Коваля, специально выполненными для этого издания. | ||
В 1987 году появилась книга «Полынные сказки», сразу ставшая, как и «Чистый Дор», событием в детской литературе. В основу легли воспоминания матери писателя, Ольги Дмитриевны Колыбиной, о ее детстве, проведенном в мордовской деревне. Писатель очень любил мать, и ему «хотелось сделать для нее что-то. А что может сделать писатель – написать». В том же году «Полынные сказки» были отмечены первой премией Всесоюзного конкурса детской книги. | В 1987 году появилась книга «Полынные сказки», сразу ставшая, как и «Чистый Дор», событием в детской литературе. В основу легли воспоминания матери писателя, Ольги Дмитриевны Колыбиной, о ее детстве, проведенном в мордовской деревне. Писатель очень любил мать, и ему «хотелось сделать для нее что-то. А что может сделать писатель – написать». В том же году «Полынные сказки» были отмечены первой премией Всесоюзного конкурса детской книги. | ||
Писатель часто выступал перед юными читателями в библиотеках и школах, принимал участие в творческих вечерах в ЦДЛ как автор и исполнитель песен. В 1984 году он женился на Наталье Александровне Дегтярь, в 1990 году у них родился сын Алексей, в настоящее время он актер одного из московских театров. | Писатель часто выступал перед юными читателями в библиотеках и школах, принимал участие в творческих вечерах в ЦДЛ как автор и исполнитель песен. В 1984 году он женился на Наталье Александровне Дегтярь, в 1990 году у них родился сын Алексей, в настоящее время он актер одного из московских театров. | ||
Юрий Иосифович умел дружить, был чутким и отзывчивым не только в книгах, но и в жизни, при первой возможности хлопотал за друзей, оказывая помощь в публикации произведений. В числе его близких друзей были поэт Арсений Тарковский и режиссер Ролан Быков, писатели Яков Аким и Андрей Битов, мультипликатор Леонид Носырёв, создавший цикл мультфильмов по его сценариям («Дождь», «Волшебное кольцо», «Тигренок на подсолнухе», «Смех и горе у Бела моря», «Mister Пронька»), поэтесса Бэлла Ахмадулина, которой он посвятил три своих книги. К нему тянулись молодые авторы, вокруг всегда царила веселая и творческая атмосфера. Возможно, по этой причине именно его пригласили вести литературный семинар для начинающих писателей, который был организован в 1982-1991 годах в «Мурзилке». К тому времени Коваль печатался в журнале уже больше двадцати лет, и творческие встречи, поначалу проходившие в кабинетах издательства, затем переместились в мастерскую Коваля на Серебрянической набережной Яузы. «Мы шли в мастерскую, наблюдать космическое явление, имя которому – Коваль… Каким-то чудом, не очень того желая, он притянул нас из разных концов Москвы», – вспоминала одна из участниц семинара, писатель и переводчик Наталия Ермильченко. Литературную школу Коваля прошли Марина Москвина, Марина Бородицкая, Татьяна Шорыгина, Олег Кургузов, Александр Торопцев, Инна Гамазкова, Марк Шварц и другие детско-юношеские авторы. | Юрий Иосифович умел дружить, был чутким и отзывчивым не только в книгах, но и в жизни, при первой возможности хлопотал за друзей, оказывая помощь в публикации произведений. В числе его близких друзей были поэт Арсений Тарковский и режиссер Ролан Быков, писатели [[Аким Яков Лазаревич|Яков Аким]] и Андрей Битов, мультипликатор Леонид Носырёв, создавший цикл мультфильмов по его сценариям («Дождь», «Волшебное кольцо», «Тигренок на подсолнухе», «Смех и горе у Бела моря», «Mister Пронька»), поэтесса Бэлла Ахмадулина, которой он посвятил три своих книги. К нему тянулись молодые авторы, вокруг всегда царила веселая и творческая атмосфера. Возможно, по этой причине именно его пригласили вести литературный семинар для начинающих писателей, который был организован в 1982-1991 годах в «Мурзилке». К тому времени Коваль печатался в журнале уже больше двадцати лет, и творческие встречи, поначалу проходившие в кабинетах издательства, затем переместились в мастерскую Коваля на Серебрянической набережной Яузы. «Мы шли в мастерскую, наблюдать космическое явление, имя которому – Коваль… Каким-то чудом, не очень того желая, он притянул нас из разных концов Москвы», – вспоминала одна из участниц семинара, писатель и переводчик Наталия Ермильченко. Литературную школу Коваля прошли [[Москвина Марина Львовна|Марина Москвина]], Марина Бородицкая, Татьяна Шорыгина, [[Кургузов Олег Флавьевич|Олег Кургузов]], [[Торопцев Александр Петрович|Александр Торопцев]], Инна Гамазкова, Марк Шварц и другие детско-юношеские авторы. | ||
Строка 160: | Строка 161: | ||
Последний роман Коваля, «Суер-Выер», жанр которого охарактеризован как «пергамент», стал средоточием литературных экспериментов автора, воплощением его идей чистого искусства и словесной игры. Замысел и первые строки были созданы вместе с однокурсником Л. Мезиновым ради шутки еще во времена студенчества, в 1955 году. Впоследствии Мезинов отказался от текста, а Коваль на его основе создал роман. По словам автора, он наследовал традиции прозы Рабле и Свифта, Сервантеса и Гоголя. «Суер-Выер» впервые вышел в свет целиком уже после смерти автора, в 1996 году. За него Ковалю была присуждена премия «Странник» (посмертно). Писателя собирались номинировать на международную Премию имени Х.К. Андерсена («Андерсеновская медаль»), высшую награду в области детской литературы, но смерть помешала этому событию. | Последний роман Коваля, «Суер-Выер», жанр которого охарактеризован как «пергамент», стал средоточием литературных экспериментов автора, воплощением его идей чистого искусства и словесной игры. Замысел и первые строки были созданы вместе с однокурсником Л. Мезиновым ради шутки еще во времена студенчества, в 1955 году. Впоследствии Мезинов отказался от текста, а Коваль на его основе создал роман. По словам автора, он наследовал традиции прозы Рабле и Свифта, Сервантеса и Гоголя. «Суер-Выер» впервые вышел в свет целиком уже после смерти автора, в 1996 году. За него Ковалю была присуждена премия «Странник» (посмертно). Писателя собирались номинировать на международную [[Премия имени Ханса Кристиана Андерсена|Премию имени Х.К. Андерсена]] («Андерсеновская медаль»), высшую награду в области детской литературы, но смерть помешала этому событию. | ||
Юрий Иосифович Коваль умер 2 августа 1995 года в Москве от обширного инфаркта, похоронен на Лианозовском кладбище рядом с родителями. | Юрий Иосифович Коваль умер 2 августа 1995 года в Москве от обширного инфаркта, похоронен на Лианозовском кладбище рядом с родителями. |