44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Леонид Сергеев |Портрет = Sergeev-Leonid.jpg <!-- в…») |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
Строка 24: | Строка 24: | ||
==Леонид Сергеев / Биография== | ==Леонид Сергеев / Биография== | ||
Леонид Сергеев родился 8 ноября 1936 года в Москве. Отец — Анатолий Владимирович Сергеев — работал инженером на авиационном заводе, умер в 44 года. Мать — Ольга Фёдоровна Чупринская — после школы работала на почте, затем ткачихой на фабрике «Красная роза»; во время войны работала учётчицей на хлебозаводе; в эвакуации освоила профессию чертёжницы-копировальщицы и одновременно окончила заочные курсы стенографии. В конце 1950-х годов, когда семья обитала в Подмосковье, мать работала проводником на поездах «Москва-Владивосток», а после того, как умер муж, перевелась на пригородные электрички. Выйдя на пенсию, она наконец занялась любимым делом — стала стенографисткой-машинисткой. | |||
До войны Сергеевы жили в маленькой комнате большой коммуналки в Орликовом переулке, у станции метро Красные ворота. Здесь родилась и сестра, когда Леониду было восемь лет. Завод, на котором работал Анатолий Владимирович, предложил его семье большую комнату в деревянном доме на станции Правда Ярославской железной дороги (неподалеку были дачи сотрудников газеты «Правда»). Здесь они прожили четыре года. Вокруг станционного посёлка стоял лес. Отец вводил сына в мир природы, внушал: природа — храм, человек здесь только гость. Первые открытия в природе навсегда остались в памяти писателя как самые яркие впечатления. Отец очень много читал, приохотил сына не только к лесу и рыбалке, но и к книгам. Читательский мир будущего детского писателя был образован русской и зарубежной классикой: «Каштанка» А. П. Чехова, «Белый пудель» А. И. Куприна, «Серебряные коньки» Мэ́ри Мейпс Додж, «Фрегат “Паллада”» И. С. Гончарова, книги Р. Киплинга и Марка Твена. | До войны Сергеевы жили в маленькой комнате большой коммуналки в Орликовом переулке, у станции метро Красные ворота. Здесь родилась и сестра, когда Леониду было восемь лет. Завод, на котором работал Анатолий Владимирович, предложил его семье большую комнату в деревянном доме на станции Правда Ярославской железной дороги (неподалеку были дачи сотрудников газеты «Правда»). Здесь они прожили четыре года. Вокруг станционного посёлка стоял лес. Отец вводил сына в мир природы, внушал: природа — храм, человек здесь только гость. Первые открытия в природе навсегда остались в памяти писателя как самые яркие впечатления. Отец очень много читал, приохотил сына не только к лесу и рыбалке, но и к книгам. Читательский мир будущего детского писателя был образован русской и зарубежной классикой: «Каштанка» А. П. Чехова, «Белый пудель» А. И. Куприна, «Серебряные коньки» Мэ́ри Мейпс Додж, «Фрегат “Паллада”» И. С. Гончарова, книги Р. Киплинга и Марка Твена. | ||
Когда началась война, семья переехала в Москву, к бабушке на улицу Чудовка (у начала нынешнего Комсомольского проспекта). Ночевали в бомбоубежище на станции метро Парк культуры. | Когда началась война, семья переехала в Москву, к бабушке на улицу Чудовка (у начала нынешнего Комсомольского проспекта). Ночевали в бомбоубежище на станции метро Парк культуры. | ||
Авиационный завод и семьи заводчан эвакуировали в Казань. От Москвы до Казани ехали в вагонах-«телятниках» около двух месяцев. Жили в заводском общежитии на окраине города. Потянулись тяжёлые дни: голод, холод, похоронки. | Авиационный завод и семьи заводчан эвакуировали в Казань. От Москвы до Казани ехали в вагонах-«телятниках» около двух месяцев. Жили в заводском общежитии на окраине города. Потянулись тяжёлые дни: голод, холод, похоронки. | ||
К концу войны мать с детьми переехала к московской бабушке, в коммунальную квартиру на Чудовке. Леонид пошёл в школу № 588. Вместо портфеля носил сумку от противогаза и по пути в школу собирал осколки бомб-зажигалок. Питались плохо, но на детей по карточкам выдавали суфле и пивные дрожжи, а в школе на большой перемене каждому ученику давали бублик и стакан чая. | |||
К концу войны мать с детьми переехала к московской бабушке, в коммунальную квартиру на Чудовке. Леонид пошёл в школу № 588. Вместо портфеля Леонид Сергеев носил сумку от противогаза и по пути в школу собирал осколки бомб-зажигалок. Питались плохо, но на детей по карточкам выдавали суфле и пивные дрожжи, а в школе на большой перемене каждому ученику давали бублик и стакан чая. | |||
У Леонида появился младший брат, и год спустя (не ранее 1951 года) семья вернулась в Казань. Поселились в Аметьеве, на разъезде железной дороги в четырёх километрах от окраины города. В школу ходили по железной дороге, зимой — на лыжах, но главное —снова жили на природе, теперь уже приволжской. Учился Леонид Сергеев также в Казанском художественном училище. | У Леонида появился младший брат, и год спустя (не ранее 1951 года) семья вернулась в Казань. Поселились в Аметьеве, на разъезде железной дороги в четырёх километрах от окраины города. В школу ходили по железной дороге, зимой — на лыжах, но главное —снова жили на природе, теперь уже приволжской. Учился Леонид Сергеев также в Казанском художественном училище. | ||
Окончив в 1953 году казанскую школу, Леонид Сергеев поступил в Казанский институт инженеров-строителей нефтяной промышленности (ныне КГАСУ), но спустя год бросил учёбу и поехал в Москву поступать во ВГИК, на режиссерский факультет. Экзамены все сдал, набрал проходные баллы, но в список принятых не попал. Стал работать — почтовым агентом, грузчиком, затем пришёл в военкомат и попросил, чтобы направили в армию. Служил в Прибалтике, в ракетных войсках. | Окончив в 1953 году казанскую школу, Леонид Сергеев поступил в Казанский институт инженеров-строителей нефтяной промышленности (ныне КГАСУ), но спустя год бросил учёбу и поехал в Москву поступать во ВГИК, на режиссерский факультет. Экзамены все сдал, набрал проходные баллы, но в список принятых не попал. Стал работать — почтовым агентом, грузчиком, затем пришёл в военкомат и попросил, чтобы направили в армию. Служил в Прибалтике, в ракетных войсках. | ||
После демобилизации жил в Подмосковье (в Москве не прописали, как «потерявшего право проживания в столице»). Работал шофером, фотографом. В 1962 году переехал в Москву. Работал чертёжником-художником в Всесоюзном НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии, фотографом и декоратором в театре имени Евг. Вахтангова, заведующим декоративным цехом театра имени В. В. Маяковского. | После демобилизации жил в Подмосковье (в Москве не прописали, как «потерявшего право проживания в столице»). Работал шофером, фотографом. В 1962 году переехал в Москву. Работал чертёжником-художником в Всесоюзном НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии, фотографом и декоратором в театре имени Евг. Вахтангова, заведующим декоративным цехом театра имени В. В. Маяковского. | ||
В молодые годы увлекался лыжами, байдарочными походами, охоту же считал плохим делом. | В молодые годы увлекался лыжами, байдарочными походами, охоту же считал плохим делом. | ||
В 1962 году занялся оформлением книг, в основном детских («Я и море», 1962). В 1965 году стал членом Союза журналистов СССР (секция графики). | |||
В 1962 году Леонид Сергеев занялся оформлением книг, в основном детских («Я и море», 1962). В 1965 году стал членом Союза журналистов СССР (секция графики). | |||
Некоторые рассказы Леонида Сергеева печатались в журнале «Мурзилка», а в «Веселых картинках» — его смешные рисунки. | Некоторые рассказы Леонида Сергеева печатались в журнале «Мурзилка», а в «Веселых картинках» — его смешные рисунки. | ||
Главной темой раннего творчества писателя стала память детства. Автобиографическими мотивами пронизаны рассказы в сборнике «Когда я был маленьким» и повесть «Солнечная сторона улицы» (обе — 1971), сборник «Когда я был мальчишкой», повесть «До свиданья, Аметьево!» (1972) и др. | Главной темой раннего творчества писателя стала память детства. Автобиографическими мотивами пронизаны рассказы в сборнике «Когда я был маленьким» и повесть «Солнечная сторона улицы» (обе — 1971), сборник «Когда я был мальчишкой», повесть «До свиданья, Аметьево!» (1972) и др. | ||
Рассказы для детей младшего и среднего возраста собраны в книгах «Цветные мелки» (1968), «Утренние трамваи», «Как на качелях» (1976), «Сверчок и светлячок» (1979), «У моря» (1980), «В полдень на улице» (1986), «Собиратель чудес» (1990), «Мой бегемот» (1994) и др. В центре художественного мира прозы Леонида Сергеева — дети военного поколения. Еще одна важная тема — животные, прежде всего собаки («Зверинец в моей квартире», «Рассказы старого водолаза», «Белый и черный», «В дождь у лесника», «Когда я был мальчишкой», «На реке», «Медведь», «Железный Дым», «Альма» и другие). Не меньшей симпатией пользуются у автора всякие добрые чудаки («Мои чудаковатые родственники», «Зоопарк моего деда», «Алдан», «Собиратель чудес» и другие). | Рассказы для детей младшего и среднего возраста собраны в книгах «Цветные мелки» (1968), «Утренние трамваи», «Как на качелях» (1976), «Сверчок и светлячок» (1979), «У моря» (1980), «В полдень на улице» (1986), «Собиратель чудес» (1990), «Мой бегемот» (1994) и др. В центре художественного мира прозы Леонида Сергеева — дети военного поколения. Еще одна важная тема — животные, прежде всего собаки («Зверинец в моей квартире», «Рассказы старого водолаза», «Белый и черный», «В дождь у лесника», «Когда я был мальчишкой», «На реке», «Медведь», «Железный Дым», «Альма» и другие). Не меньшей симпатией пользуются у автора всякие добрые чудаки («Мои чудаковатые родственники», «Зоопарк моего деда», «Алдан», «Собиратель чудес» и другие). | ||
В 1974 году Леонида Анатольевича пригласили в Центральный дом литераторов вести изостудию для подростков, он вел ее 25 лет, выпустив множество учеников. Общение с подростками способствовало расширению возрастной адресации произведений. Проза, адресованная подросткам и взрослым, вошла в книги «Оглянись…» (1989), «Радость величиной с небо» (1994), «Белый лист бумаги» (2005) и другие. | В 1974 году Леонида Анатольевича пригласили в Центральный дом литераторов вести изостудию для подростков, он вел ее 25 лет, выпустив множество учеников. Общение с подростками способствовало расширению возрастной адресации произведений. Проза, адресованная подросткам и взрослым, вошла в книги «Оглянись…» (1989), «Радость величиной с небо» (1994), «Белый лист бумаги» (2005) и другие. | ||
В 1975 году стал членом Союза советских писателей (секция детских писателей). | |||
В 1975 году Леонид Сергеев стал членом Союза советских писателей (секция детских писателей). | |||
Взрослым адресованы книги мемуарного жанра: «До встречи на небесах» (2005), «Небожители подвала» (2012). | Взрослым адресованы книги мемуарного жанра: «До встречи на небесах» (2005), «Небожители подвала» (2012). | ||
Около десяти своих книг автор проиллюстрировал. Графические работы Л. А. Сергеева были представлены на многих выставках. | Около десяти своих книг автор проиллюстрировал. Графические работы Л. А. Сергеева были представлены на многих выставках. | ||
C 2019 года Л. А. Сергеев — главный редактор «Небожителей подвала», литературного альманаха электронного издательства «Библиотека профессиональных писателей» имени В. И. Шашина (Москва, издательство «У Никитских ворот»). | C 2019 года Л. А. Сергеев — главный редактор «Небожителей подвала», литературного альманаха электронного издательства «Библиотека профессиональных писателей» имени В. И. Шашина (Москва, издательство «У Никитских ворот»). | ||
Ныне состоит в Московской городской организации Союза писателей России. | Ныне состоит в Московской городской организации Союза писателей России. | ||
Произведения Л. А. Сергеева переведены на английский и польский языки. | Произведения Л. А. Сергеева переведены на английский и польский языки. | ||