Сергеев Леонид Анатольевич: различия между версиями

(Новая страница: «{{Шаблон:Писатель2 |ФИО = Леонид Сергеев |Портрет = Sergeev-Leonid.jpg <!-- в…»)
 
Строка 24: Строка 24:
==Леонид Сергеев / Биография==
==Леонид Сергеев / Биография==


Родился 8 ноября 1936 года в Москве. Отец — Анатолий Владимирович Сергеев — работал инженером на авиационном заводе, умер в 44 года. Мать — Ольга Фёдоровна Чупринская — после школы работала на почте, затем ткачихой на фабрике «Красная роза»; во время войны работала учётчицей на хлебозаводе; в эвакуации освоила профессию чертёжницы-копировальщицы и одновременно окончила заочные курсы стенографии. В конце 1950-х годов, когда семья обитала в Подмосковье, мать работала проводником на поездах «Москва-Владивосток», а после того, как умер муж, перевелась на пригородные электрички. Выйдя на пенсию, она наконец занялась любимым делом — стала стенографисткой-машинисткой.
Леонид Сергеев родился 8 ноября 1936 года в Москве. Отец — Анатолий Владимирович Сергеев — работал инженером на авиационном заводе, умер в 44 года. Мать — Ольга Фёдоровна Чупринская — после школы работала на почте, затем ткачихой на фабрике «Красная роза»; во время войны работала учётчицей на хлебозаводе; в эвакуации освоила профессию чертёжницы-копировальщицы и одновременно окончила заочные курсы стенографии. В конце 1950-х годов, когда семья обитала в Подмосковье, мать работала проводником на поездах «Москва-Владивосток», а после того, как умер муж, перевелась на пригородные электрички. Выйдя на пенсию, она наконец занялась любимым делом — стала стенографисткой-машинисткой.
 
До войны Сергеевы жили в маленькой комнате большой коммуналки в Орликовом переулке, у станции метро Красные ворота. Здесь родилась и сестра, когда Леониду было восемь лет. Завод, на котором работал Анатолий Владимирович, предложил его семье большую комнату в деревянном доме на станции Правда Ярославской железной дороги (неподалеку были дачи сотрудников газеты «Правда»). Здесь они прожили четыре года. Вокруг станционного посёлка стоял лес. Отец вводил сына в мир природы, внушал: природа — храм, человек здесь только гость. Первые открытия в природе навсегда остались в памяти писателя как самые яркие впечатления. Отец очень много читал, приохотил сына не только к лесу и рыбалке, но и к книгам. Читательский мир будущего детского писателя был образован русской и зарубежной классикой: «Каштанка» А. П. Чехова, «Белый пудель» А. И. Куприна, «Серебряные коньки» Мэ́ри Мейпс Додж, «Фрегат “Паллада”» И. С. Гончарова, книги Р. Киплинга и Марка Твена.
До войны Сергеевы жили в маленькой комнате большой коммуналки в Орликовом переулке, у станции метро Красные ворота. Здесь родилась и сестра, когда Леониду было восемь лет. Завод, на котором работал Анатолий Владимирович, предложил его семье большую комнату в деревянном доме на станции Правда Ярославской железной дороги (неподалеку были дачи сотрудников газеты «Правда»). Здесь они прожили четыре года. Вокруг станционного посёлка стоял лес. Отец вводил сына в мир природы, внушал: природа — храм, человек здесь только гость. Первые открытия в природе навсегда остались в памяти писателя как самые яркие впечатления. Отец очень много читал, приохотил сына не только к лесу и рыбалке, но и к книгам. Читательский мир будущего детского писателя был образован русской и зарубежной классикой: «Каштанка» А. П. Чехова, «Белый пудель» А. И. Куприна, «Серебряные коньки» Мэ́ри Мейпс Додж, «Фрегат “Паллада”» И. С. Гончарова, книги Р. Киплинга и Марка Твена.
Когда началась война, семья переехала в Москву, к бабушке на улицу Чудовка (у начала нынешнего Комсомольского проспекта). Ночевали в бомбоубежище на станции метро Парк культуры.
Когда началась война, семья переехала в Москву, к бабушке на улицу Чудовка (у начала нынешнего Комсомольского проспекта). Ночевали в бомбоубежище на станции метро Парк культуры.
Авиационный завод и семьи заводчан эвакуировали в Казань. От Москвы до Казани ехали в вагонах-«телятниках» около двух месяцев. Жили в заводском общежитии на окраине города. Потянулись тяжёлые дни: голод, холод, похоронки.
Авиационный завод и семьи заводчан эвакуировали в Казань. От Москвы до Казани ехали в вагонах-«телятниках» около двух месяцев. Жили в заводском общежитии на окраине города. Потянулись тяжёлые дни: голод, холод, похоронки.
К концу войны мать с детьми переехала к московской бабушке, в коммунальную квартиру на Чудовке. Леонид пошёл в школу № 588. Вместо портфеля носил сумку от противогаза и по пути в школу собирал осколки бомб-зажигалок. Питались плохо, но на детей по карточкам выдавали суфле и пивные дрожжи, а в школе на большой перемене каждому ученику давали бублик и стакан чая.
 
К концу войны мать с детьми переехала к московской бабушке, в коммунальную квартиру на Чудовке. Леонид пошёл в школу № 588. Вместо портфеля Леонид Сергеев носил сумку от противогаза и по пути в школу собирал осколки бомб-зажигалок. Питались плохо, но на детей по карточкам выдавали суфле и пивные дрожжи, а в школе на большой перемене каждому ученику давали бублик и стакан чая.
 
У Леонида появился младший брат, и год спустя (не ранее 1951 года) семья вернулась в Казань. Поселились в Аметьеве, на разъезде железной дороги в четырёх километрах от окраины города. В школу ходили по железной дороге, зимой — на лыжах, но главное —снова жили на природе, теперь уже приволжской. Учился Леонид Сергеев также в Казанском художественном училище.
У Леонида появился младший брат, и год спустя (не ранее 1951 года) семья вернулась в Казань. Поселились в Аметьеве, на разъезде железной дороги в четырёх километрах от окраины города. В школу ходили по железной дороге, зимой — на лыжах, но главное —снова жили на природе, теперь уже приволжской. Учился Леонид Сергеев также в Казанском художественном училище.
Окончив в 1953 году казанскую школу, Леонид Сергеев поступил в Казанский институт инженеров-строителей нефтяной промышленности (ныне КГАСУ), но спустя год бросил учёбу и поехал в Москву поступать во ВГИК, на режиссерский факультет. Экзамены все сдал, набрал проходные баллы, но в список принятых не попал. Стал работать — почтовым агентом, грузчиком, затем пришёл в военкомат и попросил, чтобы направили в армию. Служил в Прибалтике, в ракетных войсках.
Окончив в 1953 году казанскую школу, Леонид Сергеев поступил в Казанский институт инженеров-строителей нефтяной промышленности (ныне КГАСУ), но спустя год бросил учёбу и поехал в Москву поступать во ВГИК, на режиссерский факультет. Экзамены все сдал, набрал проходные баллы, но в список принятых не попал. Стал работать — почтовым агентом, грузчиком, затем пришёл в военкомат и попросил, чтобы направили в армию. Служил в Прибалтике, в ракетных войсках.
После демобилизации жил в Подмосковье (в Москве не прописали, как «потерявшего право проживания в столице»). Работал шофером, фотографом. В 1962 году переехал в Москву. Работал чертёжником-художником в Всесоюзном НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии, фотографом и декоратором в театре имени Евг. Вахтангова, заведующим декоративным цехом театра имени В. В. Маяковского.
После демобилизации жил в Подмосковье (в Москве не прописали, как «потерявшего право проживания в столице»). Работал шофером, фотографом. В 1962 году переехал в Москву. Работал чертёжником-художником в Всесоюзном НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии, фотографом и декоратором в театре имени Евг. Вахтангова, заведующим декоративным цехом театра имени В. В. Маяковского.
В молодые годы увлекался лыжами, байдарочными походами, охоту же считал плохим делом.
В молодые годы увлекался лыжами, байдарочными походами, охоту же считал плохим делом.
В 1962 году занялся оформлением книг, в основном детских («Я и море», 1962). В 1965 году стал членом Союза журналистов СССР (секция графики).
 
В 1962 году Леонид Сергеев занялся оформлением книг, в основном детских («Я и море», 1962). В 1965 году стал членом Союза журналистов СССР (секция графики).
 
Некоторые рассказы Леонида Сергеева печатались в журнале «Мурзилка», а в «Веселых картинках» — его смешные рисунки.
Некоторые рассказы Леонида Сергеева печатались в журнале «Мурзилка», а в «Веселых картинках» — его смешные рисунки.
Главной темой раннего творчества писателя стала память детства. Автобиографическими мотивами пронизаны рассказы в сборнике «Когда я был маленьким» и повесть «Солнечная сторона улицы» (обе — 1971), сборник «Когда я был мальчишкой», повесть «До свиданья, Аметьево!» (1972) и др.
Главной темой раннего творчества писателя стала память детства. Автобиографическими мотивами пронизаны рассказы в сборнике «Когда я был маленьким» и повесть «Солнечная сторона улицы» (обе — 1971), сборник «Когда я был мальчишкой», повесть «До свиданья, Аметьево!» (1972) и др.
Рассказы для детей младшего и среднего возраста собраны в книгах «Цветные мелки» (1968), «Утренние трамваи», «Как на качелях» (1976), «Сверчок и светлячок» (1979), «У моря» (1980), «В полдень на улице» (1986), «Собиратель чудес» (1990), «Мой бегемот» (1994) и др. В центре художественного мира прозы Леонида Сергеева — дети военного поколения. Еще одна важная тема — животные, прежде всего собаки («Зверинец в моей квартире», «Рассказы старого водолаза», «Белый и черный», «В дождь у лесника», «Когда я был мальчишкой», «На реке», «Медведь», «Железный Дым», «Альма» и другие). Не меньшей симпатией пользуются у автора всякие добрые чудаки («Мои чудаковатые родственники», «Зоопарк моего деда», «Алдан», «Собиратель чудес» и другие).
Рассказы для детей младшего и среднего возраста собраны в книгах «Цветные мелки» (1968), «Утренние трамваи», «Как на качелях» (1976), «Сверчок и светлячок» (1979), «У моря» (1980), «В полдень на улице» (1986), «Собиратель чудес» (1990), «Мой бегемот» (1994) и др. В центре художественного мира прозы Леонида Сергеева — дети военного поколения. Еще одна важная тема — животные, прежде всего собаки («Зверинец в моей квартире», «Рассказы старого водолаза», «Белый и черный», «В дождь у лесника», «Когда я был мальчишкой», «На реке», «Медведь», «Железный Дым», «Альма» и другие). Не меньшей симпатией пользуются у автора всякие добрые чудаки («Мои чудаковатые родственники», «Зоопарк моего деда», «Алдан», «Собиратель чудес» и другие).
В 1974 году Леонида Анатольевича пригласили в Центральный дом литераторов вести изостудию для подростков, он вел ее 25 лет, выпустив множество учеников. Общение с подростками способствовало расширению возрастной адресации произведений. Проза, адресованная подросткам и взрослым, вошла в книги «Оглянись…» (1989), «Радость величиной с небо» (1994), «Белый лист бумаги» (2005) и другие.
В 1974 году Леонида Анатольевича пригласили в Центральный дом литераторов вести изостудию для подростков, он вел ее 25 лет, выпустив множество учеников. Общение с подростками способствовало расширению возрастной адресации произведений. Проза, адресованная подросткам и взрослым, вошла в книги «Оглянись…» (1989), «Радость величиной с небо» (1994), «Белый лист бумаги» (2005) и другие.
В 1975 году стал членом Союза советских писателей (секция детских писателей).
 
В 1975 году Леонид Сергеев стал членом Союза советских писателей (секция детских писателей).
 
Взрослым адресованы книги мемуарного жанра: «До встречи на небесах» (2005), «Небожители подвала» (2012).
Взрослым адресованы книги мемуарного жанра: «До встречи на небесах» (2005), «Небожители подвала» (2012).
Около десяти своих книг автор проиллюстрировал. Графические работы Л. А. Сергеева были представлены на многих выставках.
Около десяти своих книг автор проиллюстрировал. Графические работы Л. А. Сергеева были представлены на многих выставках.
C 2019 года Л. А. Сергеев — главный редактор «Небожителей подвала», литературного альманаха электронного издательства «Библиотека профессиональных писателей» имени В. И. Шашина (Москва, издательство «У Никитских ворот»).
C 2019 года Л. А. Сергеев — главный редактор «Небожителей подвала», литературного альманаха электронного издательства «Библиотека профессиональных писателей» имени В. И. Шашина (Москва, издательство «У Никитских ворот»).
Ныне состоит в Московской городской организации Союза писателей России.
Ныне состоит в Московской городской организации Союза писателей России.
Произведения Л. А. Сергеева переведены на английский и польский языки.
Произведения Л. А. Сергеева переведены на английский и польский языки.


Навигация